Случайная встреча

Владимир Полуничев
   
 

          Родился я через два года после окончания Великой Отечественной войны. Раннее детсво своё провёл на небольшом хуторке под городом Миллерово Ростовской области. Да и потом каждое лето родители, жившие сначала в самом Миллерово, а затем после некоторых странствий по Союзу перебравшиеся в Алчевск Луганской области, привозили нас с сестрёнкой на хуторок к дедушке с бабушкой.

         Из Алчевска обычно ехали поездом "Мариуполь - Воронеж"; два последних полустанка перед самым городом Миллерово назывались "Белая будка"  и "Красная будка". Небольшие, с одним - двумя домиками железнодорожников, они помнятся мне с детства. Обычно мы высаживались на "Белой", как ласково называли полустанок местные, и шли около шести километров по степной дороге. Проходили через колхозный ток, расположившийся на недостроенном перед войной аэродроме, ну, а за ним уже через пару километров открывались любимые сердцу места. Мы всегда останавливались у спуска с гряды холмов, или, как называли местные, гор, и любовались: внизу располагался хутор, точнее, цепь населённых пунктов, вдоль небольшой речки Глубочки, красиво извивающейся у их подножия. Выходить можно было и на "Красной", которая была ближе к Миллерово, но дорога там пролегала через пахоту, идти было не всегда удобно. Я, признаться там никогда не выходил и не садился на поезд - почему - то не нравилась мне "Красная". Хотя к моему повествованию, о нашей семейной истории она имеет самое непосредственное отношение.

          Дед мой, Яков Ильич Андреев, был родом из донских казаков, родился в самом начале двадцатого века в станице Казанской в небогатой семье. Сколько его помню, а умер дедушка в 1969 году, был немногословным, редко улыбался, ко мне относился строго. Это потом я осознал, что очень любил меня дед, своего первого внука. Они ведь растили меня первые три года - дедушка и бабушка Екатерина Ефимовна. Светлая им память! Скромным труженикам, воспитавших восьмерых детей, переживших несколько войн, положившим здоровье и молодость на алтарь построения социализма, великой нашей Родины СССР!

         К восемнадцати годам пришла деду пора "женихаться". Приглянулась ему чернобровая казачка, начали встречаться. На беду, а может, и на счастье, оказалась она дочкой зажиточного казака. Часто слышал мой дед упрёки да обидые намёки о своей родне. Уже и свадьбу сыграли, отделились молодые, да чёрная полоса всё равно легла поперёк жизни, не давала покоя. И вот однажды, когда молодая жена, приняв сторону своей родни, очень сильно унизила мужа, встал он и в чём был ушёл из дома. А было это в тяжёлое время - восемнадцатом году. Несколько суток шёл мой будущий дед до Миллерово. Там устроился грузчиком на станции, потом работал на мельнице, в общем, перебивался, как мог. Жилья постоянного не было - скитался по квартирам. Работал с ним мужчина, приезжавший в Миллерово с того самого хуторка, который позже станет моей малой родиной! И вот однажды, узнав о скитаниях молодого казака, предложил ему попроситься на квартиру к хуторской вдовушке. Муж её погиб в первую мировую, одна поднимала пятилетнего сынишку. Вот так мой будущий дед и стал квартирантом моей будущей бабушки. Поначалу она не воспринимала деда как мужчину, хоть и была - то старше всего на пять лет, называла его "дытыной". Однако рада была, что в доме появился хоть такой мужик, помогавший по хозяйству, да и за квартиру платил исправно. Ну, а потом? Потом они...поженились! В 1924 году родилась моя мама, а последний ребёнок родился в начале июня 1941 года. Многих уже нет в живых, светлая им память!

           После мамы родилась моя тётушка Маша, ушедшая из жизни два года назад. Поколесила тётя по Союзу, завербовавшись в молодые годы на Камчатку, прожила там тринадцать лет, а в 1959 году возвратилась, обосновавшись, в Луганске.

           И вот однажды возвращалась она домой с нашего хуторка в Луганск. Коротала время в ожидании поезда на полустанке "Красная будка". Подошла попутчица, разговорились. И, как водится у искренних людей, поделились жизненными историями. Выяснилось, что попутчица - из станицы Казанской и была в Миллерово по делам, но совершенно случайно узнала, что у неё в городе или где - то рядом с ним,  живёт её...отец! А мать - то рассказывала ей, что умер отец молодым. "Яковом его звали", - говорит случайная попутчица и показывает моей тётушке...пожелтевшую фотографию. Тётушка и дар речи потеряла! Как ведь сложилась судьба: сестра - то перед нею,... получается! А первая жена дедушки, богатая казачка, замуж больше так не вышла, видно любила сильно деда, горевала, что так случилось, потому и ушла раньше срока в мир иной...

Просидели сёстры несколько часов подаренных судьбой. Наплакались, обменялись адресами, настроили планов. Да так случилось, и не встретились больше. И дед мой не увидел свою первую дочь, а она не обняла отца, о котором неожиданно столько узнала! А в то время, когда сёстры разговаривали, он - то был всего...в нескольких километрах.

         Обычная история, скажете... А сколько их таких историй сейчас! Учимся ли мы чему - то у...   прошлого?




Послесловие: данный рассказ почти в таком же объёме был опубликован в газете "КРЫМСКАЯ ПРАВДА" за 14 апреля 2007 г. С тех пор произошли некоторые события и автор счёл нужным , с учётом произошедшего заново его опубликовать, слегка подредактировав.