Илана Даян. Белая ворона на израильском ТВ

Шели Шрайман
Илана Даян - ведущая передачи "Увда" ("Факт") второго канала израильского телевидения, такая крутая, по-мужски агрессивная и ослепительно красивая - вне камеры оказалась простой, незаметной и неожиданно мягкой и открытой. Линялые джинсы, голубая, под цвет глаз, рубаха навыпуск, стоптанные сандалии, видавшая виды сумка через плечо...

Я пожалела, что не взяла с собой фотокамеру - такой Илану Даян зрители никогда не видели и не увидят. Она оказалась маленького роста, полноватой, немного неуклюжей. Извлекла из сумки миниатюрный - толщиной с тетрадь - компьютер. Дверь ее крошечного кабинета, где умещался стол и - с трудом - второе кресло для посетителя, мы оставили открытой: кондиционера у нее то ли не было, то ли не работал.

На фоне других израильских телезвезд - Дана Шилона и прочих - Илана Даян смотрится белой вороной - она, имея команду из десяти человек (плюс фрилансеры), "пашет" сама, и это известно. Если Илана и идет на поводу публики - то чуть-чуть, чтобы не показаться слишком серьезной и не наскучить зрителю. Кроме того, она, доктор юриспруденции, раз в неделю читает лекции в Тель-Авивском университете на тему "Свобода слова", воспитывает троих детей - младшему пошел десятый месяц. В общем, жизнь ее столь насыщенна, что мало не покажется.


РВАТЬ КАБЕЛЬ – "ЗЕ ЛО БЕСЭДЕР" (нехорошо), НО ЭТО ЕЩЕ НАДО ОСОЗНАТЬ

Родилась Илана в Аргентине. Светлая масть ее - от отца, предки его с Украины, а мать - из Венгрии. Семья репатриировалась в Израиль в 1970-м. Илана - коренная жительница Тель-Авива, росла в Яд-Элиягу. Сейчас ей 36, и телезвездой она стала шесть лет назад, когда на израильском телевидении появилась передача "Факт". Впрочем, журналисткой Илана считает себя с восемнадцати - времени, когда она
проходила службу в армии на "Галей-ЦАХАЛ".

Сейчас телезвезда с улыбкой вспоминает случай, как однажды, находясь вместе с другими журналистами в Африке в связи с визитом туда израильского премьер-министра, она, взяв интервью, решила превратить его в эксклюзивное весьма оригинальным способом. Илана порвала кабель у микрофона, чтобы ее коллега с "Коль Исраэль" не смог им воспользоваться.

- Сейчас я бы такого, конечно, не сделала, - говорит она. - Не только потому, что не боюсь конкуренции, но главным образом потому, что рвать кабель нехорошо.

…Илана неплохо продвигалась на телевидении: начала с помощника продюссера, доросла до журналиста новостей и вскоре стала ведущей вечернего выпуска новостей. Но тут в ее жизни случилась Америка, куда Илана отправилась учиться на вторую и третью степень, а в Израиль вернулась только в 1993-м. И тут же получила предложение стать ведущей новой передачи Увда". То, что на эту роль выбрали именно ее, было попаданием в "десятку". Юридическое образование, журналистский опыт, умение свободно держаться перед камерой... Но главное, она -личность: с первых выпусков передача стала авторской, и на месте Иланы уже невозможно было представить кого-то другого.

- Я после возвращения из Америки думала, что вернусь к юриспруденции, но, видимо, так уж было записано в моей судьбе - быть журналистом. Это как смертельный вирус: подхватил его однажды - не избавишься до конца дней. Впрочем, ничего случайного со мной, похоже, не произошло. Юридическое образование дает мне то чувство уверенности, без которого мне было бы гораздо сложнее пребывать в роли журналиста-расследователя. А кроме того, у меня есть еще одно поле деятельности: раз в неделю я встречаюсь со студентами и совершенно отключаюсь от телевизионных дел.

- Студенты не донимают тебя вопросами по поводу твоих передач?

- Я это сразу жестко пресекаю, говорю им, что здесь, в университете, я в ином качестве и прошу не устраивать дискуссий по поводу средств массовой информации.

- А как относятся к твоей известности муж и дети?

- Мужу это иногда мешает - когда мы идем в супер за продуктами и меня начинают останавливать незнакомые люди, задавать разные вопросы по поводу передач. А детям я не устаю повторять, что известный человек - он не хуже и не лучше других, единственное его отличие от других - то, что он известен.

- Расскажи о своей "команде".

- Вместе со мной нас 11 человек. И кроме того, есть немало операторов, режиссеров и журналистов, которые находятся на периферии и сотрудничают с нами уже годы. Что же касается
тех, кто "внутри", - это редактор передачи, ведущая, продюсер, два помощника продюсера, трое журналистов-расследователей, редактор видео, ответственная за редакцию передачи и секретарша.


МОРАЛЬ И ПРАВО… НА ЖЕСТОКОСТЬ

- Как приходят темы передач?

- Иногда по телефону. Иногда случайно натыкаемся. Иногда тема носится в воздухе, она на слуху, и мы вдруг говорим себе: "Вот, это то, что нам надо!" Например, звонит женщина и, плача, рассказывает, что пошла на прием к массажисту, а он начал вести себя непристойно. Мы начинаем проверять, и обнаруживаем целую цепочку таких пострадавших. Или другой случай. Нам известно, что в Южном Тель-Авиве живет педофил, приставаниям которого подверглись более сорока детей - об этом упоминалось в газете. Но нас в этой истории поражает
другое: дело длится годами, о педофиле знает весь город - и все молчат. От стыда. Никто никуда не заявляет. И тогда мы решаем: чего бы это ни стоило - разговорить людей, предать эту историю огласке, чтобы виновный был в конце концов изолирован и получил то, что заслужил.

- Ты можешь похвастаться, что у твоих передач есть результат?

- Эффективность телевидения не измеряется сиюминутным результатом.Мы стараемся прежде всего изменить общественное мнение. Но когда бывает немедленный результат, я очень этому рада. Например, нам сообщили об одном раввине, который брал за гиюр 15 тысяч долларов. Мы устроили провокацию - послали к
нему парня с девушкой, которой, по легенде, срочно нужно было пройти гиюр, поскольку она якобы "ждала ребенка". Мы сняли скрытой камерой, как раввин пересчитывает взятку за гиюр,
и показали по телевидению. Он был арестован.

Сделали передачу и о том, как за взятку "проходили" тест негодные, испорченные машины, даже те, у которых были проблемы с тормозами, что вообще очень опасно. После этого я получала по телефону угрозы, но в конце концов "лавочка" эта была прикрыта, и законы в отношении прохождения теста ужесточили.

- Часто тебе периходится устраивать провокации?

- Моя работа - тележурналиста, в отличие от твоей - журналиста газеты, отличается тем, что мы не можем сослаться на источник, мы должны предъявить его в кадре. Это более
опасно - и в юридическом, и во всех других смыслах.
Но есть и нравственная сторона вопроса. Например, однажды мы были перед дилеммой: оставить финал передачи о похищении йеменских детей в 1950-е годы так, как мы сняли, или убрать.

В кадре - пожилая йеменка бежит в ужасе за машиной "скорой помощи" образца 1950-х годов, и камера, установленная в амбулансе, все это снимает. И это не игровое кино. Режиссеру пришла идея, он раздобыл старый амбуланс и пригласил в свою машину пожилую йеменку, у которой в 50-е годы из больницы пропал ребенок, после чего повез ее в поля, ничего не объяснив. Женщина вышла из машины, увидела амбуланс, и тут амбуланс тронулся... Она рефлекторно побежала за ним, как будто в нем увозили ее ребенка, пропавшего 50 лет назад. И камера снимала этот ее отчаянный бег за призраком прошлого. Мы спорили потом до хрипоты - оставить эти кадры в передаче или нет. С моральной точки зрения, как ты понимаешь, это ужасно. Но эти кадры были самыми сильными и стоили сотни слов на тему пропавших йеменских детей.

Кстати, мы провели тогда настоящее следствие. Например, там была история девочки, которая нашла своего отца спустя много лет. Он тоже искал ее, но безуспешно. Девочка выросла, вышла замуж, у нее родились двое детей - и оба глухие. Она не могла понять, почему, ведь у ее родителей такой проблемы не было. Молодая женщина стала искать свою биологическую мать, а в итоге нашла отца. У нас в передаче приемная мать этой девочки рассказывает, как в 1950-е годы ей показали в лагере йеменских репатриантов младенцев и сказали: "Выбирай любого!" Самое интересное, что почти одновременно по другому каналу израильского телевидения транслировалась передача на ту же тему, где ведущий утверждал, что никакого похищения не было, мол, дети умирали от эпидемий и голода.

ПРЕМЬЕР ПЕРЕС НЕ СМОГ СНЯТЬ ПЕРЕДАЧУ

- Много ли тебе приходится делать передач, к теме которых ты по-большому счету, равнодушна?

- Случается, но и тут иногда происходят непредсказуемые вещи. Например, мы вышли в эфир с передачей о булимии и анорексии, и неожиданно она нашла такой большой отклик, что я была просто поражена. Значит, эту тему, при всей ее заезженности, всерьез никто не "копал", или никому не удавалось создать тот уровень "попадания", когда она зазвучала, "пробила"...
Помню, мне позвонила девушка и сказала, что благодаря этой передаче она вдруг увидела себя как бы со стороны, и это помогло ей наконец избавиться от пристрастия. И таких было очень много.

- Илана, ты затрагиваешь в своих передаче довольно острые темы. Тебе не пытались помешать?

- Пытались. Иногда просто удивляешься, до какого высокого уровня готовы дойти люди, только чтобы прикрыть тебе рот. Например, была у нас лет пять назад передача об атомном реакторе и тех, кто получил вследствие радиации неизлечимые заболевания. Мы эту передачу вынуждены были дать чуть позже назначенного срока, потому что за день до ее выхода на экран в Израиле убили Рабина и мне пришлось интервьюировать Шимона
Переса, нового премьер-министра. Он, прежде чем начать интервью, отвел меня в сторону и сказал, что к нему обратились люди с атомной станции, очень уважаемые, которых он знает давно и на которых может положиться. Перес
не давил на меня, не запрещал, он просто сказал, что они очень обеспокоены в связи в предстоящей передачей и не хотели бы видеть в ней искажения фактов. Передача, разумеется, вышла, и мы все в ней оставили, как есть.

- Тебе приходилось отменять передачи?

- Один раз едва до этого не дошло. Мы сняли передачу о семье из Южного Тель-Авива, где муж систематически в течение многих лет избивал жену. Оба были согласны на передачу. Но накануне эфира в редакцию вдруг пришел факс от адвоката, запрещающий показ участников. До эфира оствалось минут сорок, мы лихорадочно стали соображать, кого проинтервьюировать в кадре, чтобы заполнить "окно", и вдруг обратили внимание, что в сообщении от адвоката мелкими буквами приписано, что условие, выдвигаемое истцами, - чтобы герои были неузнаваемыми. Мы тут же с помощью специальной техники затушевали лица героев - и передача вышла в эфир.

- Случалось ли, что против тебя выдвигали судебные иски?

- Угрожали неоднократно, но до суда дело не дошло.

ПОЧЕМУ "РУССКИЕ" ЗА ОТДЕЛЬНЫМ СТОЛОМ?

- Поиски тем иногда заводят тебя на "русскую улицу" - я помню твою передачу, посвященную "русским" проституткам.

- Знаешь, мы все до сих пор очень сожалеем о той передаче. Лучше бы ее не было. Мы-то хотели с помощью передачи снять этот ужасный ярлык с "русских" женщин, показать, что речь идет о частных случаях, а на деле вышел прямо противоположный эффект. Что же касается "русской" темы - мне очень мешает в "русской" общине ее стремление закрыться от всего израильского. Дело доходит даже до того, что "русские" ребята, которые служат в боевых частях, и там держатся особняком, сидят за столом только со своими. Мы живем в такой маленькой стране, и жизнь в ней так непроста... Я на днях ехала в машине, когда услышала по радио о гибели трех солдат из "Дувдевана", я их не знала, но в глазах у меня были слезы, и я с такой силой ударила по рулю - от отчаяния, что все это продолжается и наши ребята по-прежнему гибнут...

- Илана, тебе наверняка не раз говорили, что в эфире ты ведешь себя слишком агрессивно, напористо. Если честно, то для меня было полной неожиданностью увидеть тебя сегодня совсем другой... Скажи, насколько легко тебе удается выйти из роли ведущей-следователя?

- Забавно, но именно этот вопрос я задавала на днях ведущей передачи Си-Эн-Эн, которая много лет ведет репортажи из "горячих" точек. Она в 42 года стала матерью. Я спросила ее: "Как тебе удается сбрасывать эту шкуру, когда ты
заходишь в детскую к своему ребенку?" Она мне не смогла толком ответить. А я тебе отвечу. Мне кажется, что я уже не та, что была раньше. Я стала мягче, менее агрессивна. Раньше было ужасно неприятно слышать про эту свою "агрессивность", а сейчас я отношусь к этому более спокойно.

- Ты довольна тем, что сегодня делаешь, или твои желания не совпадают с результатом, которого бы ты хотела?

- Понимаешь, израильский зритель очень специфичен. Он привык к развлекательным передачам, у него и к ведущим такой потребительский подход - он хочет, чтобы ведущий его развлекал. Поэтому, никуда не деться, нам приходится брать на себя и эту роль. Но шаг за шагом, понемногу мы стараемся приучить его к настоящей тележурналистике. Сначала он должен привыкнуть, что картинка более скучная, чем та, к которой он привык. Мы будем меньше говорить о сексе, чем он привык это слушать, наше слово потребует чуть больше интеллектуальных усилий... В общем, я не теряю надежды, что со временем у нас со зрителем будет больше взаимопонимания, и мы сможем делать то, что хотели бы делать в идеале.

...После интервью Илана повела меня в смотровую комнату и показала только что отснятые кадры передачи о "русских". Съемки были сделаны в интернате, где "русские" подростки живут вместе с сабрами и подростками из Эфиопии.

- Мне бы хотелось знать, что ты думаешь по поводу этого материала...

…Кадры были очень жесткими. Дальше все зависело от того - куда повернет тему ведущий, какую трактовку ей даст. Я сказала, что я думаю. Илана выслушала меня, сосредоточенно покачала головой - то ли соглашалась, то ли не принимала. Выйдет передача - увидим. Простились мы очень тепло.


Шели Шрайман, опубликовано в приложении «Теле-бум» («Вести», 2000 год)