Какие животные сообразительны и насколько они умны

Роман Роджер
Интеллектуальная байка

КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СООБРАЗИТЕЛЬНЫ И НАСКОЛЬКО ОНИ УМНЫ?!

Крыса очень сообразительное животное. Но её сообразительность, в основном, действует только при раскрытии темы прохождения лабиринта, т. е. при необходимости влезть куда-то или вылезть откуда-то.
 
Моя любимая крыса Лейла как-то раз создала или, мне бы хотелось сказать так, учудила для меня настоящую проблему. Я склеивал (делал) игральные карты и клал их в журнальный стол. Они лежали внизу, т. е. под столом, в его нижнем отделе. О том, что с ними сделала крыса я расскажу немного попозже. 

Мои крысы не раз вылазили из клеток при малейшей возможности из них хоть как-то выползти. Особенно в этом преуспел самец Никки. Он ухитрялся* это делать даже тогда, когда казалось, что сделать такое невозможно. Никки выползал наружу и всё! Он проходил все защёлки, дверки и препятствия! Мне приходилось наглухо закрывать все клетки.

Лейла выметнула большой выводок крысят. Она всегда выводила их их на свет очень красивых, с белыми полосками на лбу, похожих на бурундучат или порождала других домашних крыс: рыжих с кремовыми оттенками. Сама она цветом своим была близка к лиловым, кремовым, рыжим расцветкам. После родов Лейла вылезла всё-таки наружу. Крыса как-то прогрызла все препятствия и выползла из клетки. Но на этом её шоу не закончилось. Это сообразительное животное сделало себе гнездо под моей кроватью. Из чего бы она его выложила? Вы, можете себе преставить? Из моих карт! Лейла забирала их в свои зубы по одной и таскала под кровать. Потом она уложила на них крысят, маленьких розовых, похожих ещё на зародыши. На картах не было ни одного следа от её зубов!

Когда я выпускал свою первую (впервые завёл) крысу-Анфису погулять по комнате, то на имя она, конечно, не откликалась, но стоило поскрести рукой по полу, как она тут же приходила. Крысы очень сообразительны и быстро привязываются к хозяину, любят его. Необходимо только постоянно кормить их с руки.

Кот, несомненно, умное животное. У каждого кота, как и у человека, свой собственный характер. Мой кот, Мурзатауэр, слушался меня с самого начала наших взаимоотношений, когда он ещё был котёнком. Если я ему говорил, что моих крыс трогать нельзя, то он демонстративно от них отворачивался. Кот ни разу их не тронул. То же самое было и отношению его к тому птенцу, которого я выкармливал. Это так, не смотря на то, что Мурзатауэр был отличным охотником. При мне мой кот с необыкновенной лёгкостью своими лапами душил мышей и даже ел их, если ему хотелось. 

Всё вышесказанное вовсе не означает, что другого кота можно вот так попросить не лезть к крысам и птичкам, и он будет выполнять волю хозяина. Может такое быть, что от самого хозяина это тоже сильно зависит. Мурзатауэр так же обладал совершенно независимым характером, как и все коты. Но он точно знал, что его хозяин я, и любил, как хозяина и друга, только меня. Других людей он любил по другому. Коты ведут себя независимо ни от кого, а всё же они показывают свою любовь к хозяину и другу. 

Дрессировать котов удавалось немногим. В нынешние времена это удаётся Куклачёву, вероятно потому, что он не насилует их характер. Кот - это мистическое животное и говорят, что живёт он девять жизней, а человек - пятнадцать, собака же - только одну.
Всё же я никогда не сказал бы, что кот  сообразительнее крысы, но то, что он умнее – это точно. Хотя бы потому, что кот может понять, когда человек зовёт его по имени. Человек в своих сказах наделяет кота мудростью. А вот умнее кот или собака? Этого точно не знает никто!

Известно, что умные животные - это слоны и так же свиньи, но мы последних воспринимаем, в основном, с гастрономической точки зрения. Осьминоги, которых тоже едят, имеют хорошую память и сообразительность, выбираясь из искусственной ловушки через небольшое отверстие во второй и третий раз гораздо быстрее, чем в первый. А выбраться им легко: они ведь вообще не имеют скелета.

Владельцы больших говорящих попугаев утверждают, что эта птица часто произносит слова и фразы, точно попадая в смысловую цель, понимает ситуацию и соответственно этому она говорит.
Вороны очень сообразительны. Они могут научиться говорить. Хитрость их доходит до такой степени, что они могут стащить рыбу у рыбака, пока его нет, из проруби, вытянув её за леску клювом. Басня Крылова про ворону и лису не совсем точно отражает ситуацию, существующую в природе. Впрочем, Крылов не Бианки и писал совсем о другом: о людях.

А вот парадокс: я лично видел говорящую собаку породы боксёр! На вопрос: "Роня скажи мама?", она членораздельно и чётко произносила по слогам: "Ма-ма". И эта собака не была цирковым животным. Роня, как и все нормальные собаки - боксёры, жил у хозяйки. Если бы мне рассказали о таком событии раньше, чем я лично увидел и услышал сие, то я смог бы поверить в это с большим трудом.
У животного, в отличие от человека, в голове всегда только одна мысль или желание. Оно не держит в себе несколько мыслей и желаний сразу. Поэтому животные так ловки при выполнении одного конкретного действия: будь это прыжок или удар лапой. Они почти не думают, у них не бывает сомнений.

Человеку приходится развивать в себе это качество мышления: умение концентрироваться на одной мысли или на одном желании, что бы суметь лучше достичь нужного результата. У животных же это качество мышления есть! Им не нужно развивать в себе такое, постоянно нужное в нашей жизни, умение эффективно действовать в любой ситуации.

Но на сцене эволюционного развития в природе есть дельфины и человекообразные обезьяны, которые имеют более сложное строение мозга, чем у других животных и могут превосходить в своём умственном развитии то, что животные имеют в предыдущих моих описаниях. Что касается слонов: они имеют хобот, но это не рука, а нос и поэтому слоны не так сообразительны, как обезьяны. А вы стали бы носом делать что-то всерьёз?! Слон, конечно, умное животное! И всё-таки до обезьяны или дельфина ему далеко ещё идти и идти пришлось бы в эволюционном развитии, чтобы достичь такой же силы ума, как у них.

Возможно, что шимпанзе обладают чем-то похожим на зачаточное абстрактное мышление. Они рисуют красками что-то всё-таки похожее на картинку, умеют пользоваться примитивными орудиями труда и для общения используют информативные жесты. Сходство с человеком дополняется ещё двенадцатью вариантами выражения морды, весьма напоминающей лицо и отражающей различные настроения этого животного, так сильно похожего на человека. Кстати, нарисовать что-то хоботом может так же и слон.

Лично я думаю, что дельфины намного умнее, чем шимпанзе, хотя это не доказано точно.  Посылая высокочастотные звуки, можно сказать, носом, который находится у него на макушке головы через, так называемую, грушу, - она служит для него как бы линзой, усиливающей сигнал, дельфин может выкопать рыбу со дна океана, получая информацию о ней из обратного эхо-сигнала, который улавливается нижней челюстью этого млекопитающего. Дельфин имеет больший объём мозга, чем получил его (объём мозга) в процессе эволюции человек. Не имея рук, как их имеет шимпанзе, это млекопитающее использует в процессе жизнедеятельности* свой высокоразвитый мозг и сложные биологические приспособления. Они заменяют ему руки и саму возможность действовать с помощью подручных орудий. Сигналы дельфины посылают, информируя друг друга звуками или действиями, заменяющими жесты, например, такими, как выпрыгивание из воды. Самое интересное в жизни дельфинов - это то, что они знают друг друга по именам! Дельфины разговаривают друг с другом? Общение у них есть! Это стая или общество?!

Писатели фантасты постоянно делают попытки описать животных, которые умеют говорить и даже пробуют превратить их в негуманоидную разумную расу. Конечно, их неуёмная фантазия пытается сделать каких-то странных существ: головоногих, наподобие осьминога, и булькающих что-то в аквариуме. Исходя из научных наблюдений и достижений, особенно в области генной инженерии, следует признать, что это возможно!

Сборник с комментариями автора для публикации на главной странице стихору

Хокку хайку о животных

Семьсот пятьдесят ног
В такт идут, как часы.
Калифорнийская многоножка!

Выдра в море нырнула.
Едкую соль со шкуры
Смыть ей придётся в реке!

Страуса успокоить, -
Глаза ему прикрыть.
Сон выше реальности.

Двести лет,
То два века,
Но киты и больше живут!

Дельфины играют,
Свистят и щёлкают,
Друг друга зная по именам!

То, что дельфины говорят... по именам они друг друга зовут... по наблюдениям Жака Ива Кусто - это не совсем животные...
http://www.stihi.ru/avtor/romanroger (адрес моей стр. на стихору)

*ухитряться - толкование, значение, смысл слова
Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )
Ухитряться - умудряться, выдумывать, изловчиться, суметь. Ср. <Хитрить>. См. выдумывать

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова
УХИТРЯТЬСЯ - ухитряюсь, ухитряешься ( разговорная форма ). Несов. к ухитриться.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)
ухитряться - ухитря;ться -- ухитря;ться, -я;юсь, -я;ется

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой
ухитряться - совершенная форма разговорная форма Быть в состоянии, в силах делать что-либо (обычно несмотря на трудности).

* Слово жизнедеятельность обычно относимое к жизни и деятельности человека или к функционированию какого-либо организма неслучайно отнесено автором к жизни и деятельности дельфина.