Большой Лебовски. Культовый фильм братьев Коэнов

Бадди Фазуллин
"Дайте миру шанс". Немного о вегетарианстве.

Как-то мы с другом на потеху нашей честной компании устроили «непримиримый» спор «Кто лучше: педерасты или вегетарианцы?«
Друг на публику «с жаром» доказывал, что педерасты куда лучше, ибо не навязывают всему миру своей позиции.
К чему я? К тому, что мы настолько погрязли в бирках и жупелах, что за ними окончательно потеряли самих себя. Наши маски имеют много лиц: коммунизм, анонимный алкоголизм, ветеранизм, олигархизм, нигилизм, феминизм и прочие «измы», имя коим «легион». «Измы», о которых еще Джон Леннон пел в «Дайте миру шанс». Лейблы и ценники полностью выместили живого человека из «Матрицы» современной медиа-техногенной Антиутопии.

У Чувака Лебовски тоже есть маска: сливочный коктейль с русской водкой, непроницаемые темные очки, группа «Криденс» в допотопной магнитоле какой-то авто-развалюхи, встречи с друзьями-маргиналами в боулинге и их «непримиримые» споры о ковре как «центральной детали интерьера».

Но за непробиваемым пофигизмом Чувака, его защитной реакцией на все остальные «измы» социума, все-таки еще проглядывает настоящий живой человек.
Видимо, поэтому персонаж Бриджеса и подкупает зрителя. Чувак является гипертрофированно рельефным отражением общества, в котором живет. И невольно высмеивает нашу полную условностей, закомплексованную и зашоренную жизнь. Жизнь как пародийный клип, жизнь в отражении кривого зеркала в заезжем цирке на колесах.

Ироничные Коэны вместе со своим Чуваком не боятся быть честными и стебутся над нами и самими собой. Хотя дело не в боязни. Их Чувак навеки остался во времени «детей цветов», где ему так комфортно попивать копеечный Будвайзер и слушать рев китов в наушниках. Потому что встать на баррикады он уже попробовал, но понял что это всего лишь другая сторона медали Мира, где все карты крапленые, и где все давным-давно продано, куплено и снова продано.

И Коэны «подтасовали» эти крапленые карты мастерски. В каждом кадре, каждым движением персонажей, каждой буковкой титров они хохочут нам в лицо, и мы не в силах удержаться, начинаем смеяться вместе с ними.

Стеб и насмешка в каждом кадре: любимый коктейль Чувака очень напоминает «смешать, но не взбалтывать» Джеймса Бонда; группа «Автобан» – как слепок с «Крафтверка»; многочасовые споры в боулинге и… ни единого брошенного шара; грозный соперник по боулинг-турниру – женоподобный мексиканец в розовом обтягивающем комбинезоне и именем Хесус (Иисус); грозные немецкие «киднепперы», отрезавшие «для дела» своей подружке палец, но не способные сжать руки в кулаки в уличной потасовке.
А старинный ковер в интерьере полубомжовской ночлежки? А титры в стиле «лейблов» американских супер-авто 50-х годов? А «музыкальные клипы», своим филигранным мастерством готовые заткнуть за пояс целую индустрию музыкальной видео-поп-MTV-жвачки.
И сам Чувак – стареющий неудачник без малейших перспектив на будущее в качестве идеального банка спермы для взбалмошной богатой стервы. Это ли не апофеоз стеба и издевательского плевка в лицо обществу потребления?

Говорить о достоинствах этого культового кино бессмысленно. Да и термин «культовое» низводит это сочное, смачное, вкусное полотно до уровня рейтингов, кассовых сборов и наград кииноакадемий. Т. е. лепит в который раз очередной жупел.
И тут я задаю себе вопрос: а так ли просты Коэны? Ведь в их фильмах нет лихо закрученных сюжетов, нет интриг взаимоотношений персонажей и замысловатых хитросплетений образов. Но если они своим очередным «лейблом» заставляют нас задумываться в который раз о том, что есть наша жизнь и насколько она оправдана и реальна…

А фраза в финальном монологе Ковбоя про «маленького Лебовски» вселяет Надежду в Будущее. Ради которого и стоит ЖИТЬ! Жить по-настоящему.

Baddy El Joerrigo, 29.07.2009
Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/