Гений

Анастасия Игнашева
Г Е Н И Й.

Те, кто умеет делать дело - делают дело. Те, кто не умеет делать дело - те руководят теми, кто делает дело. Те, кто не умеет ни делать, ни руководить - учат первых двух, а те, кто не умеет ни делать, ни руководить, ни учить - те объявляют себя гениями, не понятыми обществом. Надо же чем-то утешить свое страдающее самолюбие! При этом сии последние искренне презирают первых, вторых и третьих.
В моей не слишком длинной, но богатой на события жизни, был период, когда эти непризнанные гении шли на меня косяком, как рыба в период нереста, или лемминги во время миграции, или как саранча... сравнения можно продолжать ещё долго. Я расскажу про одного из них. Он запомнился мне лучше, чем остальные, потому как знакомство с ним было довольно длительным.
Звали его Володей и возник он на горизонте в перерыве между двумя мужьями. Развод - это всегда стресс и не иначе, как воздействием стресса, наше с ним знакомство не объяснишь. Он был беженец из Грозного. Вернее, не так. Уехал он оттуда задолго до известных всем событий, ещё на заре перестройки. Говорил, что уже тогда ясно было, что ни чем хорошим всё это не кончится. А на чеченов нужно было просто сбросить атомную бомбу и всё. Ну да фиг с ними, с чеченами. Они мерзкие, конечно, но не о них речь.
У гениев есть одно свойство. Они всегда считают, что всё остальное человечество им обязано по гроб жизни. И при этом искренне это самое человечество презирают. Хотя сами - ноль без палочки.
Володя искренне считал себя таким гением. А ещё - хиппаном. Носил длинные волосы, окладистую аккуратную бородку. Он был довольно красив даже - тёмные волосы, ярко-синие глаза, тонкие правильные черты. Выглядел моложе своих лет. Высокий - 195 см. Мне это понравилось. Обычно все кавалеры были ниже меня. Он мне вообще-то понравился вначале. Умный, начитанный, симпатичный. Обаятельный где-то. Только вот рассуждения его меня временами настораживали, а бывало - и коробили. Он был хиппаном, я уже говорила, а ещё - яростным западником и противником христианства при этом, что шло вразрез с моими взглядами. Я пыталась возражать - меня не слушали и откровенно обзывали дурой. Этого я стерпеть не могла и мы расстались. Но через какое-то время вновь встретились и на сей раз инициатором нашей встречи был он. Я ему понадобилась. И не просто так. Ему приспичило обменять свою комнату в коммуналке на большую. И я была, по его глубокому убеждению, просто обязана ему помочь. А у меня тогда фишка пошла с работой, да ещё очередной муж на горизонте замаячил - словом, светлая полоса ( как выяснилось - ненадолго), я и думать про этого Володю забыла. И его заявление меня, честно говоря, вырубило. Я просто не могла понять, что от меня хотят и с какого такого перепуга я должна на его дело подписываться? Тем паче, учитывая обстоятельства нашего разрыва.
- А ты, разве, не уехал?- спросила я ехидно.
- Куда?- не понял он.
- Ну - в Америку. Тебе же лапотная Русь не в кайф. Ехал бы туда, раз тебе здесь не нравится.
Он пробурчал что-то в ответ.
- Только знаешь,- продолжала я,- Там ведь работать надо. Как и везде, впрочем. А работать ты не умеешь, не любишь, не хочешь и боишься.
Я знала, о чём говорю. Работать он действительно не хотел и не умел. Но при этом страстно мечтал разбогатеть. И комнату я его видела - живопырка 11-метровая. А в ней - старое кресло-кровать, даже без белья и табуретка. Да чемодан в углу. Вот и весь скарб. Как и все люди такого сорта он старательно и последовательно влезал во всевозможные "МММ-ы" и прочие тому подобные сомнительные конторы. Было как раз то самое время, когда они цвели пышным цветом. Я ему говорила, что это всё обман, но меня обзывали дурой. Ладно, сам умный. Не мои же ты деньги тратишь!
Вот интересно! Меня он считает дурой, однако за помощью обращается ко мне. Неужели думает, что я, как дура, буду решать его проблемы?!
А Володя, тем временем, соловьём заливался.
- У меня телефона нет, так что я заяву на твой адрес подам!
- Стоп!- говорю,- Я ещё не согласилась! Какие заявы?!
Он очень удивился.
- А ты, разве, не согласна?
- Нет, конечно. Тебе не приходило в голову, любезный, что у меня своя жизнь и свои планы? Неужели ты думаешь, что я всё брошу и помчусь твою живопырку менять? А что мне за это будет? Ты ведь даже спасибо не скажешь!
- Эгоистка!- обиделся он.
- Эгоистка.- легко согласилась я,- А если тебе надо твою конуру поменять - обратись в агентство по недвижимости, или, там в райжилобмен. А я-то тут при чём?
Тут он задвинул прочувствованную речь о том, что все люди просто обязаны друг другу помогать и так далее.
- Стоп!- говорю,- А ты мне чем-нибудь помог? Ты меня только оскорблял, обзывал по-всякому и говорил гадости про христиан и про Россию. Твою, между прочим, Родину.
- Да срать я хотел на эту Родину!
- Ну и вали отсюда! О! Меняй свою конуру на Америку с доплатой! В каком-нибудь Нью-Йорке у тебя её с руками оторвут, да ещё и бабла отвалят! А чё - будешь жить в конуре с видом на Гудзон. Только такие, как ты, там и даром не нужны. Своих хватает.
- Стерва!- сказал он.
- Стерва.- согласилась я.
На этом мы расстались. Но это был ещё не конец. Володя повёл правильную осаду. Времени у него, видно, было много и он принялся названивать мне по несколько раз в день - и на работу ( откуда только телефон узнал), и домой. Я ругалась, бросала трубку, но это не помогало. Пока в дело не вмешался Колян-Хоббит. Друг моего будущего тогда ещё, второго мужа. Бандит. Вернее - бизнесмен-бандит. Владелец компьютерной фирмы. Человек с мягкими манерами и жёсткими холодными глазами. Я считала его чем-то вроде старшего брата. Он не возражал.
У Хоббита была не голова, а Совет Министров, Госдума и Администрация Президента в одном флаконе. Из чего угодно деньги делал. Две ходки. Пробитая омоновцами голова. Пулевое и ножевое ранения. Богатая, короче, биография. И при этом гением себя не считал. Однажды я рассказала ему про Володю. Просто пожаловаться хотела. Он выслушал молча и очень внимательно.
- Мразь.- сказал он. Это было его любимое ругательство. Матом Колян не ругался никогда из принципа.
- Урод.- согласилась я,- И как бы его подкузьмить?
Хоббит подумал.
- Как он выглядит?- спросил он.
Я описала володину внешность. Хоббит подробно расспросил про его квартиру. Я рассказала. Володя жил в районе Грузового порта - на Двинской. Там у него была комната в коммуналке. Вернее - квартира изначально была обычная, двухкомнатная, но из неё сделали коммуналку. А Володя оказался подселенцем.
- Понятно.- сказал Хоббит-Колян.
- А что ты хочешь?
- Помогу ему переехать.- невинно отозвался побратим.
- Догадываюсь - куда.
- Когда в следующий раз позвонит - договорись с ним встретиться.- попросил Хоббит.
- Ладно. Только - на хрен он тебе нужен-то?
- Я хочу тебе помочь. И избавить тебя от этой мрази.
Тут надо заметить в скобках, что в отношениях со мной Колян постоянно мучался приступами благородства. Подруга Марго весьма небезосновательно заметила как-то что на мне все ездят. А я вовсю ездила на Коляне. Я могла позвонить ему в любое время дня и ночи и Колян тут же бросал всё и мчался исполнять мои желания. Абсолютно бескорыстно.
Володя позвонил в тот же вечер и опять завёл свою песню про обмен жилплощади.
- Как ты мне надоел.- говорю,- Как достал! Да твою конуру можно обменять только с доплатой!
- Я знаю!- ответил Вова,- А у тебя деньги есть?
Я поймала выпавшую от такой наглости челюсть и ответила - есть. Но не у меня, а у моего побратима.
- Ах, это теперь так называется?- иронично отозвался Вовка.
- Не твоё собачье дело.- ответила я,- Слушай, киса, я, конечно, может и дура и ездят на мне все, кому не лень, но поскольку я тебе нужна больше, чем ты мне, то придётся тебе согласиться на мои условия.
- Какие ещё условия?- поинтересовался он.
- Скажу при встрече.
И мы забили стрелку.
Я думала, что Коляныч притаранится на встречу при всём параде - при "джипе", "голде" и прочих причиндалах "нового русского" а-ля 90-е. Но он пришёл весьма скромно одетый и даже пешком. Володя опаздывал. Но он всегда опаздывал. Считал, что таким образом он подчёркивает собственную значимость.
- А чёй-то ты без фрака?- спросила я.
- Спугнуть боюсь.- ответил Коляныч,- Не нужно, чтобы он догадался раньше времени. Пусть для него это будет небольшим сюрпризом.
Я не совсем поняла, куда гнёт побратим, но согласилась. Коля в таких делах товарищ опытный, ему и карты в руки.
- У тебя паспорт с собой?- деловито осведомился Колян.
- Он у меня всегда с собой.
Коля кивнул. И тут подрулил Володя.
- А это ещё кто?- подозрительно спросил он, кивая на Коляна.
- Побратим. Коля.
Руки друг другу они не подали. Колян спросил его про паспорт.
- Зачем?- удивился Володя.
- А деньги Вам под честное слово давать будут?- спросил Колян,- Под честное слово уже давно никто ничего не даёт и не делает. Времена не те.
Володя поскучнел. Паспорта с собой у него не было.
- Поехали за паспортом.- сказал Колян,- Заодно и комнату посмотрим.
Оказавшись на месте, Коля скептически оглядел володькину комнатёнку, прошёлся туда-сюда, попинал ногой табуретку, вышел в коридор, осмотрел общие места в квартире, задавая по ходу дела вопросы. Володя отвечал. Я видела, что он несколько разочарован и уже жалеет, что это всё затеял. Он явно не ожидал явления Коляна.
- И сколько они доплаты требуют?- спросил Коля.
- Кто?- не понял Володька.
- Ну, те, с кем Вы меняетесь.
- Я ещё ни с кем не меняюсь.
Колян посмотрел на него с интересом.
- Я только собираюсь. Я ещё даже заяву не подал.
- Хорошо. А что Вы тогда хотите от нас?
- Он хочет, чтобы его обменом занималась я.- сказала я.
- Слушай, парниша,- перешёл вдруг на "ты" Колян,- посмотри на неё хорошенько. Ты видишь, что на ней написано?
- Что?- не понял Володька.
- Ну что на ней написано? На ней написано "Райжилобмен"? Или "Агентство недвижимости"? Или, там, "Мать Тереза"? Нет? На ней ничего такого не написано. Тогда какого этого ты к ней со своими проблемами пристаёшь?
- Да нет, почему?- вмешалась я,- Если он мне заплатит - то почему бы и нет. Пусть платит за то, что я буду его делами заниматься. Я ведь буду на него тратить силы, время, которое могла бы на себя потратить. Коль, сколько агенты по недвижимости получают?
- Это от суммы сделки зависит. У них процент.
- А сколько в среднем?
- Смотря какое агентство.
- Хорошо. Зайдём с другого бока. Сколько может стоить эта конура?
- Немного. Тысяч пять.- ответил Колян.
-"Зеленью".- уточнила я. Коля кивнул. Я вытянула из кармана кожаных рокерских штанов калькулятор и перевела сумму в рубли.
- Хорошо. Допустим.- сказала я, демонстрируя всем цифирь на экране,- Допустим, комиссионные у меня составляют 10% от суммы сделки. Это будет... Ага - 15 000. Ого! У тебя такие деньги есть?
- Сколько?- переспросил Володя.
Я повторила.
- Да ты охренела, мать!
- Слышь, фильтруй базар, мужик!- мгновенно вскинулся Коля,- Ты что, думал, что она за "спасибо, милая" тебе всё сделает? Коммунизм кончился. За всё платить надо.
- Я тебе сказала - я тебе нужна больше, чем ты мне. Не нравятся мои условия - крутись сам. Дураков нет. Ты, кажется, объяву хотел на мой номер телефона подать? За это тоже платить надо. Отдельно. Плюс - по 500 рублей за каждый найденный вариант, не зависимо от того, подошёл он, или нет.
Колян благосклонно кивал, слушая мой монолог.
- Это тебя этот бандит научил?- догадался Володька.
- Нет, сама додумалась. Что, - не похоже?
- Чёрствая ты и меркантильная. Не ожидал я от тебя.
- А вот такое я г...- говорю,- Но у меня дети, которых кормить-поить, одевать-обувать надо. А старшая в школу в этом году пойдёт. Короче - я свои требования озвучила. Не нравится - гуляй, Вася. Но учти - дураков нет.
И я двинула к выходу, увлекая за собой Коляна.
- Подожди!- остановил меня побратим,- Мы ещё не договорили.
- А чё тут разговаривать?! Денег у него нет, не было и не будет. Он думал, что все кругом дураки и будут ему забесплатно помогать, но он обломался. Так что, пошли, Коля, нечего тут делать.
- Да подожди! Не гони лошадей.- вновь остановил меня Колян,- Я хочу послушать, что он скажет.
- Да что он может сказать?!
- Сядь.- мягко попросил Коля. Когда он так говорит - лучше не спорить. Я села на продавленное кресло-кровать. Коля устроился на табуретке. Володя постоял и тоже сел. Рядом со мной.
- Ну, какие твои условия?- тем же мягким вкрадчивым голосом спросил Колян.
Когда-то тем же мягким голосом он спрашивал моего бывшего, будет ли он платить алименты. Алименты с тех пор он платит исправно и, по-моему, даже больше, чем положено...
- Что у тебя есть кроме этого?- продолжал Колян,- Дача есть? Машина?
- Коль! Не смеши мои ботинки!- вмешалась я,- Какая дача с машиной?!
- А из чего ты отдавать будешь?- спросил Колян,- Допустим - денег я тебе дам. Под расписку, с процентами. А как отдавать?
- А он отдавать не рассчитывал.- снова встряла я,- Он думал, что я ему эти деньги подарю.
- Помолчи!- мягко упрекнул Колян,- Вот ты вечно - впереди паровоза бежишь!
Володя понял, что попал в крепкие лапы. А Коля, тем временем, взялся за дело. Уж не знаю, как ему удалось Володьку уболтать, но тот согласился на коляново предложение. И Коля выдал ему ссуду. Сперва - на оплату моих услуг ( я любезно согласилась скинуть цену, только ради Коляна), а спустя какое-то время - и на доплату. Естественно, под расписку, оформленную нотариально и под проценты. Комнату, кстати, мы с Колей нашли быстро и именно такую, какую надо - на Васильевском, возле метро и так далее. Словом - Володька переехал. Мы с Колей даже зашли к нему на новоселье. Комната была раза в два больше, но с окнами не на улицу, как в его старой комнате, а во двор. Это уже была классическая питерская коммуналка с бесконечным коридором, с совершенно фантастическими обитателями, с неописуемыми блокадными бабушками и колоритным тряпьём, сохнущем на кухне.
Интересно - на что он рассчитывал, когда соглашался на коляново предложение? Что соскочит? Что деньги отдавать не придётся? Но в положенный срок Колян явился за деньгами. Чем Володю неприятно поразил и удивил. Работать Вовка по-прежнему не хотел и не умел. Вернее - он числился где-то. Отбывал номер за гроши. То-ли дворником, то ли кочегаром, то ли ещё кем-то. Не суть. Суть в том, что денег у него не было. Коля удовлетворённо хмыкнул - что и требовалось доказать. Дал Вовке сроку ещё месяцок, а потом "посадил на счётчик". Когда и после этого денег не нашлось - Колян дал делу ход и выкинул Володю с жилплощади. Вот тут наш гений принялся рвать на себе волосы, проклиная всех на свете - меня ( хотя - я-то тут при чём?!), Коляна с его людоедскими замашками, нашу страну, президента и всех остальных-прочих. Хотя - виноват был только он и больше никто.
Нет, права была подруга Марго, когда говорила, что на мне все ездят! Ну не смогла я пройти мимо этого недотёпы с его горем. Володя жил у кого-то из знакомых, иногда ночевал на работе - словом,- бомжевал.
После развода с первым мужем мне досталось от него "наследство". Старый крестьянский дом в затерянной в вологодской глуши деревне с говорящим названием Дальняя Грязь. Из всей деревни в этой самой Грязи остались полторы старухи, доживающие там свой век на пенсии. А дом был ещё во вполне приличном состоянии - крепкий двухэтажный пятистенок с крытым двором-поветью, с тремя русскими печками, с большим участком, с баней и колодцем. Но наезжать туда я могла только летом. Зимой за домом присматривала соседка, но ей на восьмом десятке это делать было явно тяжеловато. И я предложила Володе пожить в деревне. Дом постеречь. Хоть какая-то крыша над головой.
- Не Америка, конечно, но тоже потянет. В твоём положении не кочевряжатся.
- Да если бы не ты, я бы сейчас!
- А при чём тут я? Вольно тебе было деньги брать! Мог бы и не соглашаться. Сидел бы сейчас в своей конуре на Двинской и был бы при своём интересе. А я тебе выход предлагаю. Или тебе бомжевать нравится? Смотри - твои приятели тебя будут терпеть до поры-до времени. А потом в подвал пойдёшь.
Он разразился в ответ гневным монологом на тему, почему-то, "не мешало бы тебе похудеть".
- А тебе поумнеть.- ответила я и гордо удалилась.
После этого мы довольно долго не виделись, а когда случайно столкнулись, спустя пару лет, в книжном на Невском, выглядел он вполне себе неплохо. Мы поговорили и он поведал, что живёт сейчас гражданским браком с какой-то бабой.
- Нашёл очередную дуру?- спросила я,- Которая согласилась тебя на шею посадить.
- Стерва.- сказал он.
- А с Америкой что - не выгорело?- спросила я, игнорируя его выпад.
Он не ответил.
Потом мы опять долго не виделись. За это время я успела развестись, сменить место работы и приобрести некоторую известность как фотограф. Последняя наша встреча была случайной. На улице. Толпа гастарбайтеров из бывшей союзной и очень солнечной республики деловито копошилась в какой-то канаве. Среди них я заметила и Володю. Я не то, чтобы очень удивилась, но почему-то его окликнула. Он узнал меня и подошёл. Выяснилось, что с женой он разошёлся. Я так подозреваю, что она его выгнала. Перебивается случайными заработками.
- Ты ж в зоопарке работал?- спросила я.
- Уже нет.
Я подумала, что его оттуда уволили.
- В деревню поедешь?- спросила я, вспомнив о давнем разговоре,- Не Америка, конечно, но...
И неожиданно он согласился.
- Этот город не для тебя.- сказала я,- Он не любит тех, кто к нему без души. А ты без души. Ты щадишь себя. А щадить себя - значит, не щадить других.
Я знала, что он ненавидит меня и презирает. За то, что не сломалась, что выстояла, что сумела чего-то достичь. За то, что ни в грош не ставлю его, такого гениального, такого непризнанного.
До деревни добирались автостопом. И вот тут, он несколько со мной примирился. Типа, зауважал. Что я, мол, такая вся фифа, а как хиппи - стопом по трассе. Только мне его уважение было до одного места, сами понимаете.
- Жить будешь с сентября по май. - сказала я,- И чтоб к нашему приезду огород был вспахан. Летом мы тут присмотрим, а осенью - урожай пополам. С мебелью у меня плоховато - ну да можешь на печке спать. Стулья, лавки вот. Самовар. Посуда, правда, глиняная вся. Натырила по пустым домам. Тут деревни вокруг все мёртвые стоят. Пустые. Чугуны. Ухваты. Запас дров на дворе. Ближайшая обитаемая деревня в шести километрах. Там почта, магазин, медпункт. Постельного белья нет.
Я водила его по дому, показывая нехитрое своё хозяйство. Кое-какие вещи, правда, были, но я отдала их на хранение соседкам.
- А летом?- спросил он.
- Что- летом?
- Ты сказала, что я жить тут могу с сентября по май. А летом?
- А летом тут мои жить будут. Ну и я приезжать тоже.
- А я?
- В пастухи иди.
- Спасибо.- едко ответил он.
Я его тон проигнорировала. И он остался в деревне.
А весной я узнала, что зиму он не пережил. Замёрз по дороге в Доркино. Морозы в ту зиму стояли небывалые даже для тех мест - больше сорока. Нашли его водители лесовозов, вывозившие лес из наших мест.