Птичку жалко!

Елена Черкес
   Меня разбудил гомон птиц. Они так весело щебетали за окном! Казалось, поет разноголосый хор, в котором выделялись басы, альты, тенора… Иногда хор на минутку замолкал, послушно следуя партитуре, и партию вел солист – он выводил высокие ноты, голос его звенел и поднимался высоко в поднебесье и там растворялся… И опять вступал хор. И во всем этом многоголосье слышалась единая мелодия, звучала главная тема – гимн жизни.
    В их щебетанье мне слышалось: «Вставай, поднимайся! Посмотри, как красиво вокруг! Как прекрасна жизнь! Как прекрасно лето! Разве можно спать в такую пору?» На сердце стало хорошо и легко. Я распахнула шторы, и летний,  теплый воздух ворвался вместе с гомоном птиц в мою комнату. Сегодня я еду на дачу!
    Лето. Какая прекрасная пора! Все вокруг оживает после зимней спячки, расцветает, дышит, поет… И человек с радостью подставляешь свое ослабшее за зиму тело солнечным лучам, ветру, дождю, морской воде… И вскоре становится загорелым, сильным, красивым… И ласковое солнце щедро дарит свое тепло. И повсюду с самого утра – гомон птиц,  которые заняты важными делами – воспитывают птенцов, готовят их к взрослой жизни. Им нужно так много передать, научить, рассказать. Сначала птенцы беспомощны, они жмутся друг к другу, открывают маленькие клювики и постоянно просят есть. Они покрытые легким пушком, через который просвечивает нежная кожица, а глазки еще закрыты. Пройдет немного времени, и оперятся птенцы, наберутся сил, откроют свои  глаза и будут дружно высовываться из гнезда, нетерпеливо подгоняя родителей – пора, пора! Пришла пора! Отпускайте в полет, отпускайте на волю! 
    Все птенцы когда-то покидают свое гнездо, оставляя несколько растерянных и одиноких родителей, у которых вдруг появляется много свободного времени… А пока родители продолжают кормить своих повзрослевших детей,  приносят им разных мушек и червячков. Они точно знают,  когда наступит пора отпускать своих птенцов в ободный полет.
    Какой это волнительный момент! Как второе рождение. Птенец расправляет свои окрепшие крылья и взмывает вверх. Впервые он покидает свое гнездо.  Впервые он летит… Ему страшно, кажется, что он обрушится сейчас камнем вниз… Его братья и сестры что-то чирикают в волнении, но он ничего не слышит, он не может слышать, он поглощен полетом,  растворяется в воздухе, становится частью этой вселенной, которая дала ему жизнь и крылья для полета. И эти крылья крепко держат его в воздухе, он чувствует волны этого воздуха, чувствует, как меняется температура, влажность, слышит все вибрации и колебания… Иногда ветер дует  ему в грудь, тогда птенец произвольно поворачивает в сторону. Еще не время спорить с грозным ветром. В упоении летит птица в небе. И весь мир восторженно следит за ним. Победа! Радость окрыления и полета, взятия высоты и преодоления страха, восторг бытия… Упоительный восторг от осознания того, что ты ЖИВЕШЬ!
    Иногда птицы делают свои гнезда вблизи жилища человека. Они ему доверят. У моего хорошего знакомого (назовем его С.Н.), ласточка свила гнездо прямо под его окнами. С.Н  живет один, у него больные ноги, он редко выходит на улицу, поэтому ласточка стала для него маленькой радостью, возможностью поговорить с кем-то... Он заботится о птице бережно и с любовью. Как-то я зашла  в гости к С.Н., и он с хитрой усмешкой сказал мне: «А я сдаю свою маленькую комнат жильцам! Хочешь покажу? Только иди тихо, они, наверное, сейчас спят…» Мы осторожно заглянули в комнату, но я никого там не увидела. В голове мелькнуло: очередная шутка. Но тут С.Н. подвел мня к окну, и я увидела гнездо ласточки. Я увидела саму ласточку, нежную и маленькую птичку, и ее птенцов. Было видно, как ласково, внимательно и заботливо ухаживает ласточка за своими детьми. А отец прилетал время от времени и приносил им мошек. Мы посмотрели и вышли из комнаты. Говорят, ласточки приносят в дом счастье.
    Выпив чашку кофе, я поспешила на автобус. В моих планах было привести в порядок участок за домом, нужно было обрезать ежевику, которая пышно разрослась в этом году - просто непроходимые джунгли! День обещал быть солнечным и жарким. Я приехала первым автобусом, еще до наступления жары. И первым делом побежала к морю. Вода была прохладной – очередной переворот воды – теплую воду уносит вглубь моря, а к берегу приходит прохладная вода, она освежила меня и взбодрила. По брегу бродили рыбаки, которые ловили сачками рачков и креветок. А кто-то нырял в глубину моря и доставал рапаны. Солнце поднималось все выше и выше. 
    И когда только успела вырасти эта ежевика? Просто удивительное растение. Оно так цепляется за жизнь! Такое впечатление, что природа подарила ежевике эти удивительные шипы и колючки, чтобы она могла зацепиться за жизнь при любых обстоятельствах! Как многообразна природа - кто-то, действительно, пушистый и нежный как, например, одуванчик или котенок, а кто-то покрыт колючками и шипами как ежевика или ежик…
    Достаточно уцелеть одному корешку растения, как вскоре все пространство будет покрыто колючими зарослями. К сожалению, место для  проживания ежевика выбрала неудачное,  она заняла все пространство за домом, было невозможно выполнить самые простые работы. Ежевика пышно разрослась, подошла к самому дому, заполнив весь отрезок земли, даже проросла сквозь тоненькие щели в бетоне. Пришлось одеться как следует – штаны, куртка, перчатки – не просто обрезать ежевику. У нее не прямые шипы, а коварные, загнутые крючки-колючки, которые мертво цепляется за кожу и одежду.
    Уничтожать любое растение – это плохо, недопустимо,  но, к сожалению, иногда приходится это делать из-за некоторых рациональных бытовых вещей. Я начал обрезать ветви, одна за другой, и растение начало сопротивляться. Оно цеплялось за меня, иголки разрывали одежду и рвали до крови мою кожу. И я поняла: я должна попросить у ежевики прощение за то, что лишаю ее жизни. И я извинилась перед растением, что вынуждена обрезать его ветви. Но я обещала высадить ее в другом месте, где нет зданий, где растение сможет спокойно расти. И ежевика поняла меня и простила. Ветви сразу обмяли, стали податливее, послушней. Работа шла медленно, потому что при всем моем старании и послушании ежевики, у нее были необыкновенные шипы, которые все время цеплялись. И заросли были просто невообразимые! Ежевика стояла высокой,  плотной стеной, а внутри нее успели вырасти два деревца, которые корнями подрывали фундамент дома. Но к деревьям еще нужно было добраться! Я обрезала, а ветви цеплялись за меня, кололи, было больно. Потихоньку сочилась кровь, пальцы болели, колючки просто разрывали кожу, и все это при немом согласии ежевики уступить мне эту территорию…
    И вдруг  я увидела птицу. Она была маленькая, крылья у птицы были широко расправлены, как будто она приготовилась взлететь, перышки были нежные, маленькие. И таким же маленьким был ее раскрытый клювик. Птица была мертва. Как она попала в эти заросли? Трудно себе представить. Ее тельце уже подсохло, видно, что она давно попала в этот плен. Она запуталась в колючих ветвях ежевики. Ветви крепко держали ее. Птица находилась почти у корней, где ветви наиболее жесткие, высохшие и колючие, покрытые множеством загнутых, острых иголок-шипов. Наверное, птица думала,  что внизу ей будет легче найти щелочку, через которую она сможет вырваться на волю. И она опускалась все ниже и ниже, обрекая себя на верную погибель. Она запуталась в этих ветвях, и колючки крепко вцепились в тельце маленькой птицы. И она погибла.
    Я смотрела на эту птичку и совсем некстати вспомнила Шурика из «Кавказской пленницы», когда он со слезами на глазах говорил: «Птичку жалко!» И мы весело смеялись. Чему мы смеялись? Над маленькой, бедной птичкой, которая погибла, упав в пропасть? Или мы смеялись над человеком, который пожалел эту птичку?  Да, он выглядел несколько смешным и наивным, но ведь он пожалел слабого, он проявил акт милосердия? Почему мы смеемся? Может, и сейчас мне следовало бы засмеяться и воскликнуть привычно: «Птичку жалко!» Но было не смешно, а было очень грустно и, действительно, до слез жалко эту маленькую, беспомощную птичку.
    Я подумала, как было бы хорошо, если бы нашлись руки, которые помогли раздвинуть эти заросли и освободили птицу…
    Я подумала, как непроста наша жизнь. Мы встречаем на пути своем шипы и колючки, которые впиваются в наше тело и душу… И сочится кровь, и иногда мы даже погибаем. И порой нет сил самому вырваться из этого плена… И мы тоже ждем эти спасительные руки, которые появятся в нужный момент и раздвинут заросли над головой нашей…