Скит

Илья Запорожец
                Муж ревнив, поп глумлив, свекор сердит - пойду в скит!
                ( пословица )

Аз

Монастырь еще пустует, а скитская церковь уже правит свой первый богослужебный год. Как взрослый, не наигравшийся в детстве,  оказывается вдруг при деньгах и заходит в лавку с игрушками, и после долгих рассмотров покупает самые дорогие по цене и сердцу безделушки, так  почти столетний храм заманивает в свои стены выпавшую дюжину православных и ревниво наблюдает за покоренными пленниками. Приход в память о благовещении Пресвятой Девы насчитал вместе с батюшкой Иваном, пономарем Женькой и псаломщицей Олей десяток живых верных душ. Из ближнего села Мгарь к воскресной литургии приходят медленные и важные старики - трое, и четверо наряженных в радуги кофт,  женщин. Супружеских пар среди молящихся не выдается ни одной. Таинственные супруги либо прячутся где-то неподалеку, к примеру в зарослях акации на склонах холма или, что более вероятно - празднуют выходной день в обманчивом безмолвии сельской жизни. Небольшое внутреннее пространство храма являет собой примерный показатель для вновь открытых и зарегистрированых парафий. Новая штукатурка ярко выбелена, росписи по договоренности с местным членом союза художников исполнены вопреки срокам, крохмальные рушныки на образа воздеты по обычаю. В половине  девятого, в воскресенье, ни один церковнообязаный пенсионер деревни Мгарь не может стоять в другом месте, кроме как на чистой полосатой простелке, ведущей прямо к центральному аналою. Пребывая нераскаянной, не как цифра, но уподобившись подрешеченному азу,  отставшая тысяча  селян ожидает возвращения своих прочан из плена кратковременной прощи.

Буки

- А теперь отслужим такое мероприятие, как литургия. - любит повторять перед началом службы отец Иван. Высокий и тощий, с поварешками залысин, неуверенной цаплей ходит по алтарю; долгое время то-ли не желавший, то-ли не способный запомнить чинопоследование в силу собственной химии предпенсионного возраста. Прихожане из ближних Лубен, прибывающие по двунадесятым праздникам, втихомолку между собой называют его "советский поп". Смысл данного прозвища таится в многолетней работе нынешнего батюшки в качестве надгробного спикера ритуальной конторы.  От трудовых навыков ему не пришлось избавляться. Растянутость речи, возвышение очей, жесты слипшихся в ладонях рук - все сгодилось для нового поприща. Даже природное свое заикание ему казалось теперь естественной для христианского проповедника смыслосодержащей паузой. Случалось, в провалах неровной речи, звучала жвачка: - "Как говорится... " и после полуминутного верчения облаченной во вся одежды матрешки тела следовало, что-же собственно могло говориться, и произносилось испытанное клише прошлости одинаковых лет.

Веди

Школьная молодежь - Оля и Женя, напористо исполняли личные послушания. Сверкнув никелем велосипедных щитков, за полчаса добирались из города до выщербленной кирпичной буроватости скитской арки. В средних классах им приходилось бывать здесь непослушными пионерами, когда на территории монастыря исполкомовской властью был назначен детский лагерь. Громада центрального собора, панорама окрестных земель, видимых со склона холма еще тогда тронули их быстрые сердца останавливающей приливной силой. Теперь им  было чудно вспоминать, как запрокинув головы, в бессмысленном квачующем галопе, они бежали друг за дружкой по аллее вдоль высоких извивов акаций; от восточной стены до непонятного тогда еще холмика скитской церквушки. Еще запомнились редкие купания в глубокой прохладе узкой Сулы, одновременные, по команде, нырки. Выскочив на слепящую тугую гладь, первым делом искали знакомые мокрые лица, отфыркивались, затем нащупывали взглядом большой купол собора.
- Смотри, - кричал Женька, - маленькой церкви совсем не видно!
Оля поворачивала мокрый поплавок головы и кивала громко: - Ага!
Острые звуки криков метались над взволнованными водами, рикошетили, путались в куширях осоки.
Теперь они подшучивали над своей ленинианой, и выдумывали всякую чепуху:
- На торжественной пионерской линейке выходит вожатая и объявляет:
- Главным пономарем церкви святого Афанасия назначается Евгений! Горнисты, в горны!
- Ответственной псаломщицей быть - Оле! Барабанщики, дробь!
И прыская смехом, хлыскают в поединке длинными прутиками ковыля по рукам, ногам, пузам.
- Ты почему кадило вовремя не развел? - пытается басить Олька.
- А ты зачем апостол перепутала, и глазом не моргнула? - пищит Женька.
Естественное веселье средних классов уже не фонтанировало в них безудержной, ералашной струей; кто-то неизвестный, будто протянул в душах невидимый неумелый духопровод, который то и дело дырявился от перепадов давления четырнадцатилетних настроений. Теперь, в случавшихся все реже совместных купаниях в изгибе темной реки, они только тихо переговаривались короткими фразами без окончаний и внимательно, еще ненарочно, рассматривали свои блестящие по-тюленьи тела.

Глагол

Первой ласточкой в храм влетела Оля. Домашняя и дворовая жизнь уже не держала в себе никаких секретов и тайн, дни повторяли дни, двенадцатилетнее сердце и зоркий ум выискивали любое подобие неизвестности. В один из первоиюльских дней, в рядовую субботу, переполнившись мелкими дворовыми шкодами внучки, бабушка Варвара безоговорочно объявила:
- Завтра, дытыно, пидеш зи мною до церквы.
- Ба, мы з Женькой завтра... - протяжно начала было Оля.
- Ниякых ба, треба й лоба иноди перехрестыть. - строго округлила короткий приговор баба Варвара.
Девченка бзыкнула и побежала сказать другу о расстроившихся планах. В темнеющей тишине сада кое-как расположившиеся абрикосы, яблони, вишни окунались в прохладу предночья. Окна одноэтажной многоквартирки выдавливали золотые шары света.
- Жека, ты тут?! - крикнула наугад Оля.
Крона высокой вишни у сарая зашевелилась, заболтались чьи-то ноги и в расставленные листья лопуха спрыгнуло, узнаваемое по красной футболке, тело. Улыбающееся лицо подскочившего хлопца и прижатый к животу выворот футболки говорили о кисло-сладкой добыче.
- Че ты орешь, Очка? Смотри как-бы тетка Марина не выбежала - даст нам вишен. - зашипел быстро Женька.
- Ни на какую Сулу мы завтра не идем! - выпалила Оля. - Я в церковь должна, с бабушкой.
- Ы-ы, с бабушкой - недовольно перекривил пацан. - На вот.
Он приоткрыл хлопчатобумажный ларчик, на них посмотрели розово-черные шарики ягод. Оля нехотя потянула горсть. Молча стали выплевывать в разные стороны "мясные" косточки. Вдруг Женька одернул оттопыренный подол и с два десятка выпавших ягод неслышно кувыркнулись в подножные дебри спорыша.
- Кислятина. Я - домой. - брякнул он.
Олька задержала во рту последнюю косточку, повертела, выплюнула на ладонь и зажав между стрелковыми пальцами пульнула в хлопнувшую за Женькой входную дверь.

Добро

Утро воскресенья пролилось коротким грозовым дождем. Любительница дремать после побудки, Оля снасильничала над собой, выскочив из
теплой одури одеяла в тревожную рань комнаты. Баба Варвара, облаченная в торжественно-черные ткани, вороньим пером летала по квартире, искала спрятавшиеся очки.
- Олю, скоренько, бо вже начало восьмого. - пробежала в свою спальню.
Умывальник брызнул грубым холодом, в зеркальце посмотрела неприбранная, с капающим лицом, девочка. На полочке слева, в потолок таращились линзами очки. Шоркнув полотенцем лишнюю влагу, Олька схватила находку и растопырив пластмассовые ушки, быстро напялила на переносицу.
- Я тебе сколько раз повторяла: - "Взяла, положи на место." - громко имитируя старухин голос, угрожая пальцем вышла из кухни внучка.
- Ну, не можна жить, - подскочила бабушка - Куды очи дывляться? Давай очки, одягайся.
Через пять минут они вышагивали вместе, бабушка неизменно прямо, внучка то по правую, то по левую,  чтоб не скучно, руку.

Троицкий храм, в который спешили прихожане, был открыт в обмен на разрушенный в хрущевские "войны" центральный городской собор. Горком предложил одноэтажный корпус общежития медработников и за двадцать лет пчелиных трудов общины пресвятой Троицы казенное здание превратилось в образцовый православный улей. Случись теперь новое катастрофическое гонение на церковь и созданный сотней душ единственный мир подвергся бы разрушению без остатка. Но по прошествии недолгого времени в другом месте города возникнет из "ничьих" людских судеб иное собрание; по-житейски бойко реставрирует любые духовные и архитектурные повреждения. Откуда произростает подобная неистребимость рода человеческого? Кто рождает новые жизненные силы? Нет ответа, кроме самого факта жить вопреки.

В 1988-ом году в советском церковном мире случилось нечто подобное декрету императора Константина. Празднование тысячелетия крещения Руси совпало с первыми годами горбачевской перестройки. Освобожденные рты повели народы в разные стороны, в том числе и в православие. Новые формы сознания рождались с быстротой набиравших силу кремниевых процессоров. Камерные, обжитые, редкие церковные общины переживали своеобразное нашествие "бедных родственников". Уставные романтики, мечтавшие о тотальном воцерковлении народных масс , после первых людских "приливов" быстро сообразили, что итог всему ажиотажу - пожизненная взаимная требообязанность: перманентные крестины, венчания и похороны. За пятилетку "духовных бушеваний" каждый занял свою мистическую нишу и отхлынувшие бурные потоки восстановили прежние застойно-патриархальные значения. Святая Русь на рассвете своего второго тысячелетия посмотрела на мир глазами необеспеченных пенсионерок.

К открытой калитке ограды Оля наперегонки подбежала первой, оглянулась, посчитала сколько бетонных столбиков еще осталось пройти односкоростной бабушке. Три. Старуха сосредоточенной тенью отмеряла шаги. Сквозь частые щели забора нежаркое еще солнце играло полосами света. Варвара подошла, единожды перекрестилась и ступила на церковный двор. За ней юркой куклой прыгнула внучка. Вместе они оказались у храмового крыльца. Вдруг из распахнутых объятий притвора вылетел в сирени подрясника служитель.
- Отэць Владымирь, благословить - протянула ладони лодочкой баба Варвара.
- Бог благословит - воздушным быстрым крестиком осенил священник.
Оля смутилась от неожиданности и быстроты происходящего и обхватив левой рукой деревяное перильце застыла на  второй сходынке.
- А это, что за молодежь к нам пожаловала? - громко спросил оторопевшую девочку отец Владимир.
- Та це ж моя онука. Олю, пидийды, благословысь. - подтолкнула Варвара.
Стиснутая напряженным вниманием девочка, поспешила под благословение.
- Варвара Ивановна, владыка наказав нам заниматься воскресной школой, сегодня первое занятие, пусть Оля приходит. - безоговорочным тоном бросил священник и поддернув коварные полы подрясника, сбежал по ступенькам.
Старый и малый обменялись энергичными взглядами, и по чину вошли под близкие своды Троицкой церкви.

Есть

На пыльном тракте за версту от Лубен вереницу из крестьянских телег и мещанских дрожек обгоняла запряженная четверкой цугом  черная карета. Мужики и бабы оглядывались на проезжающую дорожную редкость, оценивающе кивали, некоторые крестились. В блестках латунного герба на каретной дверке многие признали собственность Полтавской епархии.
- Владыка – то, Владыка сам,  едет? – громко крикнул архиерейскому вознице бойкий лысоватый мужичок, вскочивший на ноги в своей тележонке.
- Тебе чего? Прибудешь в обитель – тамо  узришь! – сердито, едва обернувши головой, оборвал кучер.
- Знамо дело, тамо все узрим! – криком ответил любопытствующий, и продолжил едва слышно:
- А то на Богородичное Успение в Миргороде не сподобились ; совсем, стало быть,  захворали. Святителю отче Афанасие… - зашевелил губами;  размашисто, не борзясь положил крест.
Совсем скоро архиерейская карета скрылась  и паломники предвкушая праздник, неспеша рассматривали  парившие над приближающимся мгарском холмом  божьи ладони куполов и невидимые, но естественно-золотые лучи распятий.

Живете

У западного подножия монастырского холма дорога разветвлялась - влево бежала к Лубнам, вправо поднималась к центральному, через колокольню, входу в обитель. Из-за крутизны подъема и подозрений в поломке, карету пришлось сменить на присланный архимандритом Варсонофием фаэтон. Владыка Иларион в легком раздражении покинул бархатную духоту салона вместе со своим попутчиком,  Иустином Львовичем Ольшевским - моложавым мужчиной  в мирском платье, и с его помощью пересел в открытую прохладу легкого экипажа.
- Если Вы не против, я пройдусь пешком - торопливо попросил спутник.
- Хорошо, хорошо.  - согласился владыка. - На всенощной  жду обещанного слова.
Ольшевский повернулся и методично выбрасывая трость, с оглядкой зашагал к вершине.
- Счастье едет в карете, а с умом идет пешком - вспомнились преосвященному слова блаженного Паисия. Сколько верст отмерил по киевским горам в свое время, не сосчитать - прошептал он, глядя на подходящего под благословение мастера-каретника.
- Бог благословит, осмотри на совесть. В Хороле так рыпнуло под ногами, думал станем.
- Буде як отченаш, владыко, не турбуйтесь - уверенно улыбнувшись, поклонился каретник. - Эй, Мыколка! - крикнул он в спину трехаршинному парню, занятому смешливой беседой с чернявой торговкой семками.
Наконец кучер проверил колеса, запрыгнул на козлы и выпрямил пару на обрамленную высокими кленами, задиристую аллею мгарского сиона.

Иустин Львович Ольшевский, кандидат богословия, сопровождавший владыку в поездке, всю дорогу делился впечатлениями от посещения им в Москве второго миссионерского съезда и с жаром пересказывал свое публичное выступление:
- В состав обширного русского царства входит много разных племен и народностей — магометан и язычников; исторические судьбы нашего отечества и в последнее время складываются так, что русское владычество продвигается все далее и далее в глубину Азии, подчиняя себе все новые и новые иноверные племена и народности. Но стоит существенная нужда связать внутренним образом эти племена с русским государством и народом, сделать их своими для нас. И вот многовековой опыт нашей же собственной истории непреложно свидетельствует, что приобщение инородцев к русской гражданственности происходит вернее и успешнее всего путем обращения их в христианство; святая вера Христова могущественнее всяких других средств смягчает и преобразует их понятия, нравы и образ жизни и сближает их с русским народом. Для культурного развития и органического слияния с нами в одно политическое тело необходимо насаждение среди них православного христианства. У нас происходит, таким образом, как раз обратное тому, что называют на Западе "культурной борьбой"; у нас православное миссионерство есть, таким образом, деятельность не только во славу имени Христова, но вместе с тем — на пользу и благо государства. О, если бы это убеждение стало достоянием всего православно-русского общества!

- Воистину, Иустин Львович, ваши слова, да к Богу - соглашался еще не окрепший от  приключившейся с ним в августе легочной лихорадки владыка, и с нетерпением задирал дверную шторку в надежде на скорое прибытие.
Всю дорогу молодой проповедник не останавливал монолога и в горячности не замечал вялых  реакций собеседника. Умолк он когда из-за поворота выплыл далекий холм с белеющими на вершине стенами Спасова собора. Попутчики молча перекрестились.
- Вон там, правее от храма, - указал ладонью, опутаной четками крупной вязки, Иларион - поставлена церковь Благовещения и основан скит*. В том месте по преданию уединялся на молитву патриарх Афанасий. Скоро схимники мгарского монастыря будут спасаться сообразно уставу. И никто из гостей-архиереев не спросит боле:
- Преподобные старцы, так в общежитии* и живете?
--------------
*скит - специально пустынное место для жительства постриженников великого ангельского образа - схимы(единицы из числа братии, как правило - старики)
*общежитие - устав монастырского жительства для постриженников малого ангельского образа - мантии(большинство братии)

продолжение будет…