С высоты птичьего полёта

Моисей Борода
                С высоты птичьего полёта.

                Открытое письмо Леониду Радзиховскому



Господин Радзиховский,

я прочёл Вашу статью "Кавказский меловой круг" в газете "Взгляд", посвящённую событиям в Грузии, и Вашему "теоретическому осмыслению" этих событий. Должен сразу сказать: статья производит тяжёлое впечатление сразу по многим параметрам.

      • Невладением фактическим материалом. Повторение общеизвестных фактов, что в      Грузии происходят демонстрации лишь против Саакашвили, даже отдалённо не характеризует картину событий. То, что львиная их доля отражается не на русском языке, создаёт, разумеется, препоны для получения информации. Но это не индульгенция автору. 
 
      • Возмутительными характеристиками, которые Вы щедрой рукой раздаёте грузинам  – "дети", "лёгкий инфантилизм", "не знающие счёта времени", "болтливые" – и их "типичным" политикам: "коварство", "жестокость", параллели с мафией.

      • И наконец, основным тоном Вашей статьи: "сверху вниз".

Если бы эта статья была написана кем-то вроде г-на Шевченко и Ко., на неё не было бы смысла реагировать: грузинский караван за прошедшие столетия привык и не к такому сопровождению сзади. Но автор статьи – журналист, текстам которого немалая часть российских читателей склонна верить. И оттого ответ Вам неизбежен.

Начну с Вашего тезиса о грузинах как "детях".

Одним из представителей этих "детей" был Александр Арчилович, сын грузинского царя, ближайший сподвижник Петра I. Первый генерал-фельдцейхмейстер России. Какая "детская" роль, не правда, ли? Попав в шведский плен и узнав о цене выкупа, потребованного за его освобождение, он смирился со своей долей содержащегося в тяжёлых условиях (вплоть до Полтавской победы) пленника. Ну, чем не "детский" поступок?

Вот другой представитель "народа детей" – Сергей Лазаревич Лашкарёв (Лашкарашвили), тайный советник, выдающийся российский дипломат ХVIII в., имевший право личного доклада Екатерине II. Или вот Пётр Багратион… – по отзыву Наполеона, лучший генерал русской армии.

Вот ещё несколько фигур из того же семейства "детей" (беру наугад, примеров – сотни). Александр Константинович Имеретинский (Багратиони), член Государственного совета, начальник штаба Санкт-Петербургского военного округа, главный военный прокурор Российской Империи, с 1897 г. – командующий войсками Варшавского военного округа и генерал-губернатор Варшавы. Петр Романович Багратион, выдающийся российский физикo-химик, открывший способ извлечения золота из руд цианированием. Григорий Филимонович Церетели – зав. кафедрой классической филологии Санкт-Петербургского университета, папиролог мирового уровня , член-корреспондент Российской Академии Наук, почётный член Берлинского Археологического института, ряда зарубежных научных обществ.

Может быть, хватит? 

Но оставим далёкую историю и обратимся к событиям более близким. Идёт второй год войны. Немецкие армии рвутся к Кавказу. Если бы Германия прорвалась бы к Баку и получила бы доступ к нефти... Если бы пал Владикавказ... Если бы... Если бы...

Да, если бы не исключительный воинский талант генерала Леселидзе. Если бы не воля и выдающийся организаторский талант Берия, и его знаменитое "Хребет переломаю" в ответ на предложение некоторых генералов (насколько мне известно, не из "народа детей") сдать Владикавказ. Если бы не организованность и собранность – про героизм я уже не говорю – проявленные "этими детьми"-грузинами, то судьба Кавказа – а с ней и судьба всей войны (или, во всяком случае, её протяжения) была бы другой…

"Лёгкий инфантилизм", "дети", "не знающие счёт времени"… Авторы фундаментальных научных работ в математике и истории, археологии и арабистике, языкознании… Всё эти факты ведь точно работают в пользу Вашей концепции "детей" – разве нет?

Но – оставим эту тему: контрпримеров Вашей концепции – несть числа. Другая тема ждёт нас с нетерпением: тема противоречия (или, наоборот, непротиворечия) этой "лёгкости", "детскости" нации коварству и жестокости её, как Вы говорите, ВЕЛИКИХ политиков (Ваше написание, г-н Радзиховский) – Сталина и Берия.

Что ж, в отношении величия не могу с Вами не согласиться.

Но... – при чём же тут Грузия? Сталин был главным архитектором Третьего Рима, Берия, в период его краткой самостоятельности, демонтажёром социализма российского образца, а, возможно, и союза нерушимого республик свободных.

Но может быть, Вы хотели сказать, что "вот она черта грузина, становящегося политиком"? („Видно, другие герои в грузинском театре на ПЕРВЫЕ роли не пробиваются“ – Ваши слова!).

Что ж, в таком случае могу Вам сказать только одно: лишь абсолютное незнание грузинской истории позволяет Вам называть характерными чертами грузин как политиков коварство, жестокость, и т.п.

Я всё же имею слабую надежду, что имена Давида Строителя и царицы Тамар у Вас в какой-то мере на слуху. Так вот: это были именно грузинские и именно великие политики. Создавшие и упрочившие грузинскую империю, своего рода Georgian Commonwelth. Только вот коварство, жесткость, тиранию там было бы напрасно искать. Отмена смертной казни и увеченья преступников (вспомните, что в то время творилось в Европе!). Забота о социально слабых. Равноправие иноверцев, представителей других народов. Всё это были составные части философии империи по-грузински, Pax Georgianum.

А жестокость, склонность к террору – это – увы для Вашей концепции! – совсем не "истинно грузинское" качество, а ставшее уже давно меланомой родимое пятно российской государственности. В грузинской истории, например, напрасно искать царя, собственноручно рубившего головы своим подданным.

Ваша характеристика – всё в том же ключе "коварства" и "жестокости" – Звиада Гамсахурдиа настолько абсурдна, что её даже нет смысла обсуждать, как и Ваше заключение в один котёл "коварства" и "жестокости" Гамсахурдиа, Шеварднадзе,  Джаба Иоселиани и Саакашвили.

Но перейдём к третьему пункту Вашей концепции – параллелизму между грузинами и итальянцами. Цитата: "Есть ли второй народ такой – лёгкий, певучий, беззаботный, болтливый, открытый. Пожалуй, вот – грузины". (NB: по поводу "болтливости": за такие слова бьют, милостивый государь!)

Я не знаю, где Вы набирались сведений о "беззаботности" "лёгкости" и пр. итальянцев. Почитайте прозу Альберто Моравиа. Или Уго Бетти. Или Андреа Камиллери. Или Наталии Гинзбург. Посмотрите фильмы братьев Тавиани. И т.п. Может быть, тогда Вы не будете судить о характере итальянцев по серии Don Camillo e Peppone.

Впрочем, тему "параллели национальных политиков" Вы кинули посреди дороги (и ясно почему: надежды на факты нет). А Ваша параллель Сталин/Берия – итальянская мафия/каморра/коза ностра (иначе Вас понять нельзя) – об этом как-то даже неудобно говорить.

Вот, пожалуй, и всё. О "мелочах" – таких, как упомянутый в соседстве с коварством и жестокостью (правда, с быстрой ретирадой) "Витязь в тигровой шкуре" или "чирикающие певчие дрозды" (отпочкование от названия фильма Иоселиани) не стоит и распространяться. Вы – увы! – не знаете ни первого (иначе от одной мысли о соседстве морали "Вепхисткаосани" с коварством у Вас бы встали волосы дыбом), ни, думаю, второго.

„Сужденья черпая из забытых“ туристских справочников, Вы позволяете себе писать о грузинском народе, о его „застольном“ восприятии политики:  "Народ Грузии, похоже, видит в политике все то же – бесконечное застолье, с тостами, с переменой блюд, а президент вроде тамады, должен угодить всем, помнить всех, чтобы всем было тепло и хорошо".

Что ж, пора подводить итоги. Ни один из трёх столпов Вашей концепции, господин Радзиховский, не выдерживает и самой снисходительной "проверки на факт". Написана ли Ваша статья по социальному заказу Ваших работодателей, по социальной оказии или "по велению души" – не имеет на деле никакого значения. Пассажи, в которых Вы обсуждаете выгодность/невыгодность для России смены в Грузии правительства, я оставляю – в предположении, что Вам небезопасно говорить на эту тему всерьёз – за рамками обсуждения.

"Три источника, три составныx части" Вашей статьи-концепции по теме "Грузия" вызывают в памяти хорошо известную пословицу: "Чужую беду руками разведу..."

С высоты птичьего полёта.

С высоты плохо информированного верхоглядства.

Моисей Борода
Германия