Труженик войны

Сергей Иванович Буров
 - И где я только не побывал и чего я только не повидал за свою жизнь, - так начал свой рассказ Константин Егорович Райков.
   Да, действительно много ему на своём веку пришлось и поработать, и повоевать. Родился Костя в Вологодской области в деревне Якушевское Вожегородского района. Время было тяжёлое - страна разорена гражданской войной. В семье Райковых было семь детей, самый старший Костя. Жилось тяжело и с самых ранних лет стал Костя помощником отца. Учился в начальной школе в своей деревне и по силе возможности трудился. Окончить ему удалось всего четыре класса и уже с четырнадцати лет он начал работать самостоятельно.
   В октябре 1939 года его призвали в ряды Красной Армии. Попал он служить в Киев, в танковые войска радистом.
 - Вы знаете, - говорит Константин Егорович,- мне повезло. Я попал служить в ту часть, где служили прославленные на всю страну братья Михеевы. Они сначала составляли один танковый экипаж. А потом три брата были командирами танковых взводов, один командиром роты, а один командиром батальона. Так вот я служил во взводе под началом Фёдора Михеева, а командиром роты у нас был Владимир Михеев, депутат Верховного Совета РСФСР.
   Однажды в Великую Отечественную  войну,- продолжает Райков, попали мы в окружение. Тогда, что греха таить , были горькие дни отступления. Но мы верили, что это временное отступление и всё, что отдали врагу, всё возьмём снова. Трое суток выходили мы из окружения и наконец добрались до Харькова. Вскоре получили мы новенькие танки Т-34 и стали воевать под Харьковом. Там были жестокие бои, город несколько раз переходил из рук в руки. Много мы здесь своих верных друзей потеряли...
   Тяжёлая обстановка, как известно, осенью 1942 года сложилась под Сталинградом. Туда-то и направили наше танковое соединение. Здесь на берегу Волги в здании театра юного зрителя принимали меня в партию. Я сказал тогда, что врага буду бить беспощадно.
В бой иду коммунистом, а коммунист всегда должен быть впереди, в этом мы всегда твёрдо убеждены.
   Помню, неподалёку от одной станции мы разгромили немецкую лётную школу, аэродром, сожгли несколько самолётов. Но это досталось нам дорогой ценой: погиб командир нашей бригады полковник Нечаев. И мне здесь досталось - в голову и шею попали осколки от вражеских бомб. Тут я получил свою первую награду - медаль "За отвагу". А потом были Ельня, Смоленск...Вторая медаль "За отвагу" получена мною в 1943 году под Ржевом.
   А потом направили меня в танковое училище. Закончил его, получил звание младшего лейтенанта. Были Бреслау, Прага. Никогда не забуду, как нас встречали в Чехословакии, буквально наши танки утопали в цветах.
 - А закончил я свою эпопею,- улыбается Константин Егорович,- уже в Австрии. Здесь я и связал свою судьбу с санинструктором Дуровой Александрой Ивановной. Она ведь у меня тоже прошла тяжёлый путь войны. Награждена орденами и медалями, была ранена. Вот с тех пор идём рука об руку, двоих детей вырастили...
   Все годы после демобилизации из Советской Армии работал Константин Егорович Райков в органах Министерства внутренних дел. Честно трудился ветеран. Грамот, ценных подарков, медалей - не счесть.

1987 г.