Таинство Причащения

Протоиерей Павел Великанов
Тело и Кровь Христовы — это мост, переброшенный между Богом и человеком...
В Евангелии есть один эпизод, внешне — не особо выделяющийся из остального повествования, но по сути своей — глубоко трагический. Это произошло вскоре после того, как Христос чудесно насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Когда изумленные чудом люди захотели провозгласить Христа Царем, они услышали следующее: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Истинно, истинно говорю вам: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;  хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Услышанное повергло кого в ужас, кого в сомнение — а не сумасшедший ли Он? От Христа отошли почти все, кроме маленькой группы учеников — но и к ним Господь обратился с вопросом: «Не хотите ли и вы отойти?» Лучшего способа провалить любую миссию и представить невозможно. Однако Христос сознательно идет на это. Значит, Им было сказано что-то настолько важное, без чего смысл Его пришествия на землю исчезает.

Два хлеба: хлеб земной и Хлеб Жизни. Люди выбрали первый и отвергли второй. Но были и те, кто остался, кто смог не столько понять, сколько почувствовать, что чудесно насытивший хлебом может совершить более значимое, чем утоление физического голода. Само чудо, загадочные слова о Себе, как Хлебе Жизни, ушедшие людские толпы, испытующий взгляд Христов — эта крайняя напряженность ситуации разрешается верой апостолов:
"Ты Христос, Сын Бога живаго!" А если уверовали в это, то к кому же уходить? — "Господи! К кому нам идти?" Не к кому. И если уверовали в главное — в Божество Христово, то все прочее, даже непонятное вкушение Его Тела и Крови, уже принять нетрудно.

Человечество всегда подстерегал соблазн увидеть в христианстве высокое нравственное учение, тонкую философию, таинственное знание, даже способ организации общества — все, что угодно — но только не Тело и Кровь Христовы. Однако ведь Сам Христос установил именно такой способ общения с учениками: не просто через проповедь, молитвы или обряды — но через Таинство Причастия Телу и Крови Христа: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне"(Ин. 6, 56).

Тело и Кровь Христовы — это мост, переброшенный между Богом и человеком. Причем Бог Сам становится этим мостом — «Аз есмь путь, и истина, и живот»: «никто не приходит к Отцу, только через Меня», — говорит Христос.

Принимая в себя хлеб и вино Евхаристии как пищу, мы приобщаемся Божественных Тела и Крови — тем самым соединяем свое тело с Телом Христа, а кровь — с Кровью Христа — Христа прославленного, победившего смерть и грех. То, что мы вкушаем, становится нами: пища — это кирпичики, из которых строится наше тело. Если материальное лекарство благодаря своему воздействию «исправляет» неполадки в организме, то Божественная Пища приближает всего человека — и дух, и душу, и тело — к исполнению Божественного замысла о себе. Только приобщаясь Христа, мы становимся «самими собою», так как Христос — «Всечеловек»: во Христе мы есть, вне Христа — мы лишь «мнимость», «призрак» самих себя, а не то, чем призваны быть.

Евхаристия — причастие не просто плоти Христа, но причастие воскресшей плоти, причастие тому Телу, Которое уже преодолело смерть. Пасха — Иного бытия начало. Частицы нового космоса, в котором уже нет отравы смерти, в котором побежден смертный распад, входят в нас — чтобы ослабить давление плоти греха на нашу свободу. Наша воля не может быть исцелена Христом прямо — Он не может подменить Собой личный выбор каждого из нас. Но Он освобождает верующего от страстного пленения благодаря тому, что дает нам причастие обновленной и исцеленной человеческой природы. И поэтому через причастие мы вновь оказываемся в состоянии утраченного рая: прошлое греха не давит на нашу волю, и мы делаем свой выбор, не испытывая чрезмерного давления греховного прошлого.

Для первохристианской общины реальность присутствия Христа в Дарах Евхаристии была настолько ощутимой, что апостол Павел недолжное, неблагоговейное отношениек причащению называет причиной смерти некоторых христиан: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1Кор. 11, 28-30). Но для того, чья душа бежит от греха и жаждет иного бытия, Таинство Евхаристии становится поистине неисчерпаемым источником жизни вечной:

                В каждом древе распятый Господь,
                В каждом колосе тело Христово,
                И молитвы пречистое слово
                Исцеляет болящую плоть[1].         

_________________________________________
[1]А.Ахматова