Качество градостроительства по Норманну Фостеру ил

Алия Егизбекова
Качество градостроительства по Норманну Фостеру
или  качество зеленого цвета.

     В «Жилищном строительстве» неоднократно освещались вопросы адаптации требований международного стандарта ИСО 9001:2000 в казахстанских условиях. Каждое  предприятие сферы строительства, приступив к анализу, переоценке степени развития своей системы управления качеством (а в той или иной мере, на мой взгляд, на каждом предприятии присутствует своя система мер, критериев, способов), ее соответствия международным стандартам, логично подойдет к формулированию основополагающих принципов своей деятельности, что найдет отражение в таких программных документах, как «Видение», «Миссия», «Цели и задачи в области качества», «Руководство по качеству», «План мероприятий по качеству» и т.д. Целью данной статьи не является лекция по теории СМК ИСО 9001:2000. Необходимые сведения руководители и сотрудники предприятий могут получить из методических рекомендаций  компетентных государственных органов и консультантов, например, зимой текущего года Департаментом экономики, торговли и предпринимательства города Астаны совместно с консультационной фирмой «Сигма» выпущена брошюра «Как разработать, внедрить  и сертифицировать систему менеджмента качества на основе  международного стандарта ИСО 9001:2000».
Мне же хотелось бы акцентировать внимание уважаемых читателей на том, как понимает  категорию «качество» один из корифеев мировой строительной практики и выдающийся архитектор, инженер современности Лорд Норманн Фостер, который не оставит без своего творческого внимания и нашу столицу, благодаря чему, надеюсь, Астана войдет в следующие Каталоги  знаменитого лауреата почетнейших международных премий.
    Вожделенное и потребителями и, верим, исполнителями  понятие «качество»  Фостер интегрирует с понятиями «устойчивость», «экология», «приспособляемость», «эффективное энергопотребление».
Предлагаю на суд читателей мой адаптированный перевод предисловия к английскому изданию последнего «Каталога Фостера 2001» (120 зданий и проектов по всему миру с 60-х годов до миллениума), которое Автор озаглавил «Архитектура и устойчивость» (т.е. «устойчивое развитие»- А.Е.):

 «Мы верим, что качество того, что нас окружает, напрямую влияет на качество нашей жизни, на работе ли, дома или в общественных местах, которые составляют наши города. Архитектура генерируется человеческими нуждами, как духовными, так и материальными.   
   Вопрос качества охватывает физическое исполнение зданий. Но долго ли они смогут выжить в меняющемся мире или быстро устареют? Должно ли мышление, заложенное в основу дизайна, предвосхищать нужды, которые не могли быть определены во время создания зданий? Только время ответит, но мы проектируем здания, которые гибки и способны соответствовать (адаптироваться) изменениям.
   На наше благосостояние влияют не только отдельные здания, но и городское планирование. В результате проекты чувствительны к культуре и климату местности. Для меня оптимальное дизайнерское решение интегрирует социальные, технологические, эстетические, экономические аспекты и вопросы окружающей среды. Мы применили эти приоритеты к проектам общественной инфраструктуры по всему миру – в аэропортах, вокзалах, метро, мостах, телевышках, генеральных планах и городских центрах.    
   В последние два десятилетия особенно очевидны изменения в общественной позиции к экологии и энергопотреблению. Во многих наших проектах мы впервые применили решения, использующие полностью возобновляемые источники энергии с ограничением потребления природных ресурсов и  значительным сокращением  загрязнений.
  Мы часто используем новейшие технологии для нахождения подходящего решения, но также ищем вдохновения от подзабытых традиций, например, использование естественной вентиляции или поиск путей отражения натурального освещения внутрь помещения.   
  Часто существует связь между экологией здания, которая измерима, и поэтической величиной архитектуры, которую наиболее трудно определить. Например, в Стэндстедском  аэропорту солнечный свет испещряет пол (проекция узора) в определенное время дня благодаря сознательному стремлению к тому, чтобы солнце вносило значительный вклад в интерьер. Это исходит из увлеченности качеством этого пространства и гуманностью здания.
Устойчивость- слово, ставшее модным в последней декаде. Но это атрибут не моды, а выживания. Устойчивая архитектура может быть просто определена, как «делай больше меньшими средствами».
В Глобальном экологическом обзоре ООН в 2000 году отмечено, что кризисы окружающей среды могут быть предотвращены только в случае, если развитые страны сократят потребление сырья и энергии на не менее, чем  90%.   
Вопросы экологии влияют на архитектуру на любом уровне. Здания потребляют половину энергии, используемой в развитом  мире. Архитекторы не могут решить все экологические проблемы, но мы можем проектировать дома, потребляющие только часть существующего энергопотребления, и влиять на транспорт через городское планирование. 
Устойчивая архитектура не связана только с дизайном индивидуальных зданий. В 70-х для Gomera  на Канарских островах мы впервые применили устойчивую модель развития туризма. Мы исследовали использование альтернативных энергоресурсов - ветра, солнечной  энергии и метана от отходов - для сокращения зависимости островов от импортируемой нефти.
Неконтролируемое городское расширение -  одна из главных проблем. Пока наши города растут горизонтально, нежели вертикально, люди вынуждены преодолевать большие дистанции между домом и работой. Между 1900 и 2000 годами средняя дистанция для человека в день в Британии увеличилась с 1,5 мили до 25 миль. Сегодня 90% всех поездок в магазин в Британии делается на машине.
Существует прямая зависимость между городской плотностью и энергопотреблением - меньшие по размерам, более плотные города способствуют пешей ходьбе и велосипедам, нежели вождению. Например, хотя Копенгаген и Детройт имеют приблизительно равное население и климатические условия, житель Копенгагена потребляет примерно 10% от энергии, потребляемой жителем Детройта. В Детройте с плотностью населения 39,2 человека на квадратный километр больше используют машины по сравнению с Копенгагеном, где 122,4 человека.
Высокая городская плотность ведет к улучшению качества жизни, когда жилище, работа и развлечение расположены рядом. Высокая плотность - или высокоэтажность - не означает автоматически перенаселенность или экономические трудности. Наиболее населенные регионы в мире- Монако и Макао - на высшем конце экономического спектра. И в Лондоне ряд наиболее дорогих районов с наивысшей плотностью заселения (Mayfair, Kensington, Chelsea) имеют плотность населения 35000 человек на квадратный километр.
Millennium Tower (Башня Тысячелетия) мы предложили Токио в 1989, взяли традиционный горизонтальный городской квартал- жилища, магазины, рестораны, кинотеатры, зеленые пространства и общественные транспортные сети - и «перевернули», создав супервысотное многофункциональное здание. Его высота более 800 метров, 170 этажей, может вместить сообщество до 60000 человек. Это на 20000 больше населения Монако, хотя здание занимает только 0,013 квадратных км., а Монако- 1,95 кв.км. Это действительно самодостаточное, устойчивое сообщество на высоте.
Многие города продолжают расширять свои границы, поскольку никто не готов к плановым решениям на политическом уровне. Это также верно и для инфраструктуры, как транспортная сеть и аэропорты. Новый аэропорт  Chek Lap Kok в Гонконге является примером того, как политическая воля может продуцировать стратегическое решение проблемы быстро и в беспрецедентном масштабе. К 2040 году планируемая мощность-80 млн. пассажиров и  375000 авиавылетов в год, что эквивалентно Heathrow и New York JFK вместе взятым.
В Гонконге, когда было необходимо выбрать место для нового аэропорта, не было подходящей земли. Место должно было быть создано. В 1992 Chek Lap Kok был компактным гористым  островом Южно-Китайского побережья. Передвижение 200 млн. куб. метров камней, грязи и песка превратило 100 метровый островной пик в равнину 7 метров высоты над уровнем моря и в четыре раза увеличило размер острова по сравнению с первоначальным.
Почти универсальная модель аэропорта в западном мире – приростная.   Heathrow до сих пор расширяется за счет добавления терминалов. Конечный продукт - неопределенная архитектура отдельных структур, каждая из которых в постоянном состоянии потока, единственный ограничивающий фактор в этом цикле – земля и потенциал взлетных полос. В результате, Heathrow ближе к «цементным джунглям» нового города 60-х, чем к управляемому развитию Chek Lap Kok.
Хотя недавно стало модным защищать теорию «смешанного использования», как проживание и работа в одной местности, но такие  компактные коммуны в прямом контрасте большинству сегодняшних планировочных решений, которые разделяют зоны для проживания, для коммерческого и индустриального пользования, или для развлечений и культуры. Последствия такого подхода - необходимость интенсивного сообщения со всеми вытекающими проблемами транспорта и загрязнений. В прошлом вредоносная природа тяжелой индустрии ответственна за большинство из подобных политик зонирования. Но сегодня «чистые» индустрии, как микроэлектроника и услуги, полностью совместимы с жилищем. В Duisburg, бывшем «ржавом поясе» Рура, мы продемонстрировали, что внутренние города могут быть оживлены внедрением этих более новых индустрий и расположением их рядом с жильем и школами, попутно создавая больше зеленых пространств. Более того, мы показали, что такие здания могут быть экологически чувствительны и вести к устойчивому развитию. В  Duisburg Microelectronic Park мы развили технологию изъятия тепла из прошедшего через вытяжки воздуха и использования этой теплоэнергии для производства охлажденной воды – через абсорбирующую охлаждающую установку - для охлаждения здания летом.
Приспособляемость – один из важных инструментов устойчивой архитектуры. Рабочие инструментарии стали более гибкими в последние два десятилетия. Многие люди теперь работают из дома на ноутбуке, соединенные с коллегами через электронную почту и факс. Мы не можем предугадать точной природы технологического развития, но мы можем создать гибкость в структуре зданий, так чтобы они продолжали служить в изменившихся условиях.
Например, в кварталах для Willis Faber &Dumas, завершенных в середине 70-х, впервые применены съемные полы (raised floors) к офисному оборудованию во время, когда такие приспособления применялись исключительно в компьютерных комнатах. Съемные полы располагаются поверх главной структурной плиты с пустотами для электрических и телекоммуникационных кабелей. Willis Faber была способна осуществить экстенсивную компьютеризацию в 80-х с минимальным переоснащением и   была единственной большой страховой компанией  в Британии, которая не была вынуждена заказывать совершенно новое здание.
Мы теперь устанавливаем съемные полы впервые в жилищах как часть проекта смешанного использования (mixed-use) в Cologne в Германии. Проект Gerling Ring соединяет апартаменты, офисы, магазины и рестораны внутри структуры, которая позволяет отдельным единицам быть легко преобразованными из офисов в квартиры и, наоборот, при необходимости.
Германское законодательство об условиях труда требует, чтобы весь офисный штат имел право на дневное освещение и доступ к открывающемуся окну. Это предполагает дизайн зданий офисов с относительно мелкими панелями (плитами) пола, что означает, что на фундаментальном уровне, должно быть небольшое различие между основной конфигурацией жилища и офисного здания, исключая обеспечение ванны и кухни. Если в тридцатилетний  период не повторится такого высокого спроса на офисные площади, офисы могут быть переоборудованы в апартаменты в эффективной манере, нежели расточительно разрушены.
Действительно, постоянный цикл разрушения и перестройки создает огромное напряжение на природные ресурсы и энергопотребление; в терминах устойчивого развития разрушение должно быть крайней мерой. В одной Британии снос производит порядка 70 млн. тонн материальных отходов ежегодно.
Строительство новых зданий потребляет примерно 4% от общего энергопотребления в Британии и генерирует 40 млн. тонн двуокиси углерода каждый год. Более 60% энергии и ресурсов, используемых в строительстве, тратятся на внутреннюю конструкцию и фасад здания, поэтому сохранение структуры здания через конверсию имеет важный экологический смысл.
Вложенная (заключенная) энергия сейчас один из наиболее важных моментов устойчивой архитектуры. Проще говоря, здание включает энергию, использованную для изготовления всех его компонентов, плюс энергия строительства. Чем дольше служит здание, тем больше возврат на инвестиции во вложенную энергию. Это в пользу аргумента о необходимости использования высококачественных материалов, с долгим сроком службы.
Например, очистка алюминия требует такое огромное количество энергии, что этот материал причислят к разряду «неустойчивых». Но высококачественный алюминий может служить десятилетия без поддержки. Материалы более низкого уровня, которые могут показаться более устойчивыми, могут потребовать ремонта или замены за тот же период, приведя к еще большим затратам энергии.
Таким образом, устойчивость может быть измерена долговечностью и удовольствием, которые люди испытывают от качественных вещей.  Устойчивость не должна означать недостаток комфорта или удобства. Форма и центровка здания может также иметь драматический эффект на энергопотребление. Форма нового головного офиса для лондонских властей  Greater London Authority есть результат научного исследования, имеющего целью сократить потери тепла и излишнее проникновение через обшивку здания. Уменьшение площади поверхности здания увеличивает энерго эффективность. Его форма исходит из сферы, которая имеет на четверть меньше площади поверхности, нежели куб того же объема. Эта форма была доработана для достижения оптимального исполнения и минимизации поверхности, подпадающей под прямые солнечные лучи.
Эта стратегия поддерживается множеством систем пассивного  контроля среды: здание естественно вентилируется большую часть года, с открывающимися окнами на всем офисном пространстве; тепло, генерируемое компьютерами, лампами и людьми может быть рециклировано (и использовано) внутри здания; и холодная подземная вода может быть закачана для охлаждения  здания. Комбинация этих энергосберегающих систем означает, что большую часть времени офисы не потребуют дополнительного отопления и будут использовать только четверть энергии, потребляемой  типичным офисным зданием высокой спецификации.
Подобная степень геометрической сложности воспроизведена другим проектом, лондонским офисом  Swiss Re, 41-этажным офисным зданием в лондонском Сити. Профиль этой высотной башни сравним с сигарой - цилиндр, расширяющийся от земли и сужающийся к вершине. Форма отвечает специфическим требованиям небольшого пространства для местоположения здания: здание кажется менее объемным, чем условный прямоугольный блок равной площади пола; двойной оборот башни сокращает отражения и улучшает прозрачность; и сужение профиля здания увеличивает пространство и светопроницаемость на нижнем уровне.
Экологическая стратегия здания сфокусирована на серии небесных садов, которые создаются  через создание шести треугольных надрезов на краях каждой круглой этажной плиты - в плане этажи похожи на ступицу машинного колеса с расходящимися спицами. Каждый этаж повернут по отношению к соседствующему,  в результате сады восходят спиралью. Сады формируют часть естественной вентиляционной системы здания и должны заполняться растениями, помогающими наполнять воздух кислородом. 
Swiss Re основывается на примере, впервые примененном в Commerzbank  во Франкфурте, который исходит из желания примирить работу и природу в офисном здании. Это, в свою очередь, напоминает более ранние проекты: например, Willis Faber, с садами на крыше (на торфе) явилось ранней попыткой внедрить парк в офисы. Commerzbank также дает нам возможность конструировать здание, которое символично и функционально «зеленое» и соответствует своему расположению в центре города: это первая в мире экологическая высотная башня, это также одна из высочайших башен Европы. Важен способ развития стратегии, которая позволяет нам   интегрировать такое высотное здание в город. Здание вырастает из центра большого традиционного городского блока. Путем перестройки и сохранения меньшего масштаба зданий по периметру мы были способны восстановить структуру соседства на уровне улиц. Банк  соединен со своим окружением крытой общественной  аркадой, которая обеспечивает социальный фокус с кафе и пространствами для выставок и других событий, увеличивающих  местные удобства.
Тридцать лет назад, когда мы проектировали здание  Willis Faber в другом расположении центра города, сотрудничество с Buckminster Fuller  обеспечило идею заключить весь вид в стеклянную оболочку свободной формы для создания здания с собственным микроклиматом. Однако сложную геометрию двойного изгиба сложно было тогда практически реализовать. Но сегодня у нас есть цифровые технологии, позволяющие конструировать и возводить структуры, как  офисы GLA  и Swiss Re по замыслу, возникшему в 70-х.
Одна из таких техник - параметрическое моделирование, которое первоначально было развито в аэрокосмической и автомобильной промышленности для конструирования сложных изогнутых форм, и теперь имеет фундаментальное значение для дизайна зданий. Это процесс трех - мерного компьютерного моделирования, который позволяет  при изменении любого элемента дизайна автоматически регенерировать модель, поскольку быстро пересчитываются множественные сопряженные изменения.
Эта же технология позволяет рационализировать изогнутые поверхности к квартирным панелям, содействуя экономичному производству отделочных и стеклянных элементов. Это демистифицировало структуру и строительные компоненты высокосложных геометрических форм, обеспечивая их экономичное и эффективное строительство.
Музыкальный Центр, который мы сейчас конструируем в Gateshead  на Tyneside, представляет собой ключевой элемент в культурной регенерации  заброшенного пространства на берегу реки и место размещения Региональной Музыкальной школы и три аудитории различных размеров для исполнения классической и популярной музыки. Каждая аудитория предполагается как отдельное пространство (конструкция), соединенное с фойе в форме крытой улицы вдоль линии воды. Бюджет относительно скромен, поэтому мы сконструировали крышу (похожую на раковину), которая укроет аудиторию, зал и музыкальную школу наиболее эффективным из возможных способов – близко обнимая здание донизу.
Центр потребовал 10 лет планирования и был сконструирован после экстенсивных консультаций с аудиторией и музыкантами.
 
Через «сжатое обертывание» (shrink- wrapping) зданий генерируются свободные формы. Однако, очевидно, чтобы стать экономической реальностью, крыша должна быть согласована с геометрическими правилами для того, чтобы рационализировать производство отдельных компонентов. Мы впоследствии изменили форму крыши в соответствии с арками девяти окружностей  для производства формы, которая была бы экономична и легко понята, и для членения поверхности крыши из нержавеющей стали как серии массово-производимых панелей.   
Такие эффективные формы не обязательно требуют суперсовременных    материалов. Например, в проекте Chesa Futura в St Moritz в Switzerland, мы используем параметрическое моделирование для содействия дизайну блока апартамента, который, несмотря на новаторскую форму, задействует традиционные строительные технологии из лесоматериалов.
Деревянные конструкции – одна из наиболее экологичных форм строительства. Дерево – полностью возобновляемый ресурс и абсорбирует углекислый газ во время цикла своего роста. Использование леса особенно «устойчиво», если используется местное дерево, поэтому затраты энергии на транспортировку отсутствуют или минимизированы. В Швейцарии деревянное строительство имеет смысл по ряду причин: это культурологически привлекательно, отражая местные архитектурные традиции, также это вклад в экологию ввиду вырубки старых деревьев для помощи регенерации леса.
Также, Great Glasshouse (теплица) в Национальном ботаническом саду Уэльса в Сarmarthenshire  извлекает уроки из экологии местности, определяя отопление и обслуживание здания энергоэффективным способом. Оно нагревается частично биомассным бойлером – современным заводом по сгоранию древесной стружки -  который сжигает деревянные отходы садов и перерабатывает отбросы, поставляемые фермерами. В сравнении с сжиганием нефти этот процесс эмитирует незначительное количество оксидов серы и азота. Более того, двуокись углерода, эмитируемая во время процесса сжигания, эквивалентна количеству, поглощаемому растениями во время жизненного цикла.
Экологический подход продолжается далее: дождевая вода с крыши  Glasshouse отправляется стоками в накопители «технической воды» для ирригации и канализации, а канализационные отходы сбрасываются в сточные воды - фабрику, использующую естественные  камышовые ложа. Даже сажа, получаемая при сжигании, может быть использована как удобрение. Эти системы работают скорее «с», чем против природы и имеют минимальное экологическое воздействие.    
    Повсюду мы работаем и по другим формам генерирования энергии. Ветровые турбины, которые мы развили с немецкой компанией  Enercon, создают чистую возобновляемую энергию. Каждая турбина производит достаточно энергии для снабжения 1600 домов. Инженерная конструкция турбины и инновационна, и высоко эффективна. В отличие от большинства турбин эта турбина не имеет коробки передач, привод от ротора  идет непосредственно к генератору, поэтому кинетическая энергия ветра непосредственно конвертируется в регулируемый электрический ток. Маленькие крылья на кончиках лопастей ротора - подобно “закрыльникам” на крыле самолета - сокращают  аэродинамический шум и увеличивают эффективность лопастей.
Такие устойчивые формы генерирования энергии могут быть укреплены интегрированными системами обогрева и охлаждения зданий. Например, новый германский Парламент в Рейхстаге, в Берлине, чем сжигать ископаемое топливо, предпочел возобновляемый "био-дизель"- рафинированное растительное масло из рапса или семян подсолнечника. Вместе с увеличенным использованием дневного света и естественной вентиляции, это привело к сокращению выбросов углекислого газа зданием на 94%. Здание также способно сохранять и рециклировать избыточную энергию, используя подземные резервуары.
Перед введением нового обслуживания Рейхстаг потреблял ежегодно энергии, достаточной для обогрева 5000 современных домов. Повышение внутренней температуры только на один градус в типичный зимний день требовало сжигания энергии, достаточной для отопления 10 домов на протяжении целого года. Теперь же Рейхстаг создает больше энергии, чем потребляет, что позволяет ему служить подобно местной энергостанции, поставляя тепло другим зданиям в правительственном квартале.
Если здание 19-го века может быть трансформировано из пожирателя энергии в здание, настолько эффективное, что является чистым провайдером энергии, насколько же легче конструировать новые здания, которые ответственно используют драгоценные ресурсы?          
Подобно Рейхстагу, Британский Музей в Лондоне это историческое здание, которое было оживлено современной архитектурной интервенцией. Почти 150 лет Great Court («великий двор») Музея был недоступен для лондонцев и многих гостей. Реконструкция этого места не только создало организационное средоточие в центре Музея, которое открывает доступ к пространствам галереи, но и создало новое гражданское пространство для Лондона.
Первоначально это был открытый сад, впоследствии двор был потерян для публики, когда началось строительство круглого читального зала (Round Reading Room) и связанных с ним книжных стеллажей в 1852году. Переезд Британской библиотеки в 1998 году создал возможность переобустроить это чудесное место и приумножить опыт почти 6 миллионов людей, которые посещают Музей ежегодно. Ранее, в отсутствии централизованной системы циркуляции большая популярность создавала критический уровень тесноты и отсюда, разочарование для посетителей.
Занимая площадь 6100 кв.м. (эквивалент покрытия стадиона Уимбли) Great Court- крупнейшее крытое общественное место в Европе.
Покрытый уникальным куполом из стеклянных треугольников, Двор – главное новое общественное место. Два кафе и ресторан позволяют питаться здесь с раннего утра до поздней ночи. В новом книжном магазине продаются газеты и журналы. И впервые в своей истории таинственная круглая читальня открыта для всех. Она служит информационным центром и библиотекой мировой культуры. Две широких лестницы, окружающие читальню, ведут к двум уровням  мезонинов с современными выставками и рестораном на верху. Ниже уровня Двора расположены Африканские галереи, образовательный центр и оборудование для школьников.   
Застекленный купол сконструирован, чтобы покрыть неравномерную брешь между барабаном Читальни и восстановленными фасадами Двора. Решетчатая стальная раковина формирует как основную структуру, так и обрамление для системы застекления, сконструированной для максимизации дневного освещения и сокращения солнечного нагрева. 
Для улучшения Двора площадка перед Музеем освобождена от машин и обновлена для формирования новой общественной площади. Сегодня они представляют собой главное новое удобство для Лондона и новое место встреч для тех, кто живет или работает по соседству.
Great Court может быть понят в контексте генерального плана, который мы развили для улучшения среды Трафальгарской Площади, Парламентской Площади, Уайт холла и других мест в центральном Лондоне. План “Мировые Площади для Всех” имеет целью улучшить пешеходный доступ и наслаждение от пространства для лондонцев и тысяч людей, которые приезжают каждый год, а также увеличить обстановку для многих исторических зданий и монументов. Первая фаза ввода сфокусирована на Трафальгарской площади. Как часть исчерпывающей программы улучшений, северная часть площади была закрыта для транспорта и Национальная Галерея присоединена к площади для создания широкой пешеходной зоны перед зданием.
Потребность оживления наших городов улучшением городской структуры и достижением  баланса между людьми и транспортом - один из ключей в будущее. В последней декаде города Барселона, Берлин, Париж и Амстердам показали, как ограничение транспортного движения  может привести к улучшению качества урбанизированной  жизни.
Наша работа в Nimes (Франция) показала нам, как ограничение трафика и снабжение новыми удобствами центра города может принести вклад в экономическое и культурное оживление. Эффект Carre d’Art  и связанные городские работы в Place de la Maison Carree должны трансформировать целый городской квартал. Площадь живет людьми, родилась новая жизнь в кафе на открытом воздухе и по ту сторону места расширяется так называемый …эффект ряби.
Carre d’Art – однозначная демонстрация пути, на котором индивидуальный проект, соединенный с просвещенной политической инициативой, может регенерировать широкую ткань города. Похожие цели управляли нашим проектом в Gateshead, который поможет установить Tyniside как по праву места средоточия культуры.
Архитектура – опыт и интерьера и экстерьера. Лучшая архитектура идет из синтеза всех элементов, из которых состоит здание: из его положения по отношению к  диспозиции улиц или горизонту, до внутренней конструкции, поддерживающему  сервису, экологии здания, используемых материалов, характера пространств, использования света и тени, символизм форм и способ, каким сигнализируется присутствие в городе или пригороде. Я думаю, это правдиво и в случае, когда вы создаете ориентиры, и если подчиняетесь исторической обстановке. Удачная, устойчивая архитектура адресована ко всем этим вещам и более того.
Если устойчивость будет больше, чем следование моде, то архитекторы в будущем должны задать себе ряд очень основополагающих вопросов. Например, почему мы до сих пор настаиваем на использовании мест из-под зеленых полей, когда можем строить на заброшенной земле в наших городах? Почему мы сносим здания, которые могут легко быть приспособлены к новому использованию? Почему мы так настойчиво полагаемся на искусственное освещение, когда можем конструировать здания, полные дневного света? И почему мы полагаемся на расточительные системы кондиционирования воздуха в местностях, где можно легко открыть окно?»    

Среди изложенных в Каталоге проектов хотелось бы выделить ряд, где наиболее наглядно демонстрируются принципы архитектуры и строительства устойчивого развития.

Greek Vean House and Retreat
Feock, England 1964-1966
Это маленькое здание положило начало теме частично «зарытых» в землю стеклянных структур, что было впоследствии применено во Франкфуртском атлетическом стадионе, Большой теплице в Мидделтоне и др.
Крыша здания сливается с ландшафтом, на крыше растет трава.

Reliance Controls Electronics Factory
Swindon, England  1965-66
Здание ввело новые демократические стандарты в организации рабочего места, в отличие от традиционной индустриальной архитектуры разделения управленческого и рабочих блоков. Сборные металлоконструкции позволяли возводить здание менее, чем за год по очень низкой стоимости. Везде, где только было возможно, элементы были сконструированы для исполнения двойной или тройной функции: например, флюоресцентное освещение установлено внутри желобов гофрированного настила крыши, решение, означающее, что нет необходимости в отражателях. Внутренние конструкции легко демонтировались и при необходимости пространство гибко перепланировалось.

Fred Olsen Amenity Centre
London, England 1968-1970
Изначально предусматривалось построить центр питания и удобств для портовых рабочих и отдельное административное здание. Но сделано радикальное предложение объединить белые воротнички и рабочих в одном пространстве, которое предлагает одинаковый стандарт всем. Проект исходил из философии, что у рабочего места должна быть приятная обстановка: в дополнение к основному, как душевые, также предусмотрены столы тенниса, бильярда, телевизор, картины на стенах…
Новаторской была и отражающая стеклянная изогнутая стена здания. Днем стекло отражало деятельность порта. Ночью стекло становилось прозрачным и вскрывало внутреннюю деятельность здания во всех деталях.

IBM Pilot  Head Office
Cosham, England 1970-71
Одноэтажное здание группирует под одной крышей широкое разнообразие функций, которое бы традиционно охватило коллекцию разных зданий. Вместе с вспомогательным оборудованием, монтированным в крышу, и электропроводкой в полостях стальных столбов интерьер способен быстро реагировать на изменения и рост, что обеспечило долговременное (более 30 лет) выживание. Главные внутренние изменения могут быть обеспечены  возможностью вставить внешние двери вместо проложенных стеклянных панелей, которые завершают внешнюю отделку. «Бронзовое»  стекло отражает окружающие деревья и ландшафт так, что здание сливается с ним и почти исчезает. 

Willis Faber& Dumas Headquarters
Ipswich, England 1971-1975   
Конфронтация с предшествующими концепциями офисного дизайна. Использование эскалаторов в 3-х этажном здании, атриум, социальность, предложенная через бассейн, сад и ресторан на крыше - все замышлялось в духе демократизации рабочего места и порождения чувства общности. Ориентация в здании мгновенная и социальные контакты мотивируются  самой структурой здания. Свободная планировка здания отвечает конфигурации центра города. Невысотная конструкция отвечает масштабам окружающих зданий и изогнутый фасад с ожерельем колонн по периметру усиливает отношение с улицей. Днем стекло отражает коллаж из зданий и неба, а ночью вскрывает здание изнутри. Задуманное перед нефтяным кризисом  середины 70-х и обогреваемое природным газом, это первый экземпляр дизайна разумного энергопотребления. Глубокая планировка здания и изолирующее стеганое одеяло торфяной крыши обеспечивает  хороший теплообмен. На протяжении многих лет здание привлекло столько же много наград за энергоэффективность, сколько за архитектуру. Также впервые использованы съемные  полы, предвосхищая революцию в информационной технологии. Поэтому введение экстенсивной компьютеризации прошло с минимальными потерями. Парадоксально, что сконструированное как гибкое, приспосабливаемое, здание, тем не менее, получило статус «1-я Степень», что значит, что  во славу оно «не может быть изменено». 

Projects with Buckminster Fuller
1971-1983 
Autonomous House (самоуправляющийся дом) – финальный проект с Buckminster Fuller, катализировавший развитие экологически чувствительного подхода в дизайне. Оболочку здания формируют две концентрические сферы. Структурно сферы включают серию соединенных рамок с сегментными линиями, подобно широтам вокруг Земли. Одна светонепроницаемая и одна прозрачная, сферы  способны независимо вращаться благодаря низкофрикционным гидравлическим подшипникам, позволяя затемнять или освещать дом. Внутренняя оболочка поддерживает промежуточные этажи, что означает, что дом может быть переориентирован к позиции солнца или господствующего ветра. Экологические идеи проекта легли в основу купола Рейхстага с движущимся тентом.

Sainsbury Centre for Visual Arts
Norwich, England 1974-1978   
Это намного больше, чем традиционная галерея, где акцент делается на искусстве в изоляции. Здесь же несколько связанных видов деятельности интегрированы в одном пространстве. Для создания этого не загроможденного внутреннего пространства вспомогательные и сервисное оборудование размещено в двуслойных стенах и крыше. Стены и крыша поддерживают гибкую систему трех различных типов отделочных панелей – стеклянных, твердых и решетчатых - которые могут быть легко реконфигурированы в любой комбинации. Изнутри стены и потолок облицованы  движущимися алюминиевыми жалюзи, соединенными с световыми сенсорами. Комбинация систем естественного и искусственного освещения  обеспечивает почти бесконечную утонченность контроля. Что необычно для художественной галереи, так это то, что здание не полагается на механическое охлаждение. Значительный объем пространства позволяет теплому воздуху подниматься и быть вытянутым на верху, что поддерживает комфорт.

Hongkong and Shanghai Bank Headquarters
Hong Kong 1979-1986
Руководство банка задалось целью иметь «лучшее банковское здание в мире». В проекте применялись и идеи фэн-шуя. Проект задался вопросом о природе банкинга в Гон Конге и как это должно быть выражено в форме здания. Требование возвести более миллиона квадратных футов за короткое время предполагало высокую степень применения сборочных конструкций, в то время как необходимость одновременного строительства вверх и вниз привело к апробированию подвесных структур, с парой стальных мачт, установленных в трех пролетах. Форма здания расчленяется на ступенчатый профиль индивидуальных зданий (29, 36, 44 этажа), которые создают этажи различной ширины и длины, садовые террасы на крыше каждой башни и выразительные восточный и западный фасады. Мосты между мачтами определяют пространства ресепшн двойной высоты. Эти пространства визуально и социально разделяют  масштаб здания, отражая раскинувшиеся по-деревенски гроздья пространства. Уникальная система передвижения комбинирует высоко-скоростные лифты  до ресепшн с эскалаторами ниже.        
Банк уделяет огромное значение гибкости. Мачтовая структура позволяет другое радикальное движение по перемещению сервисного ядра к периметру, чтобы создать этажи с глубокой планировкой вокруг десяти - этажного атриума. Банк способен легко менять планировку офиса. Наверху здания зеркальный «солнечный черпак» отражает солнечный свет через атриум на этаж публичной площади внизу. В уик-энды это укромное пространство становится любимым местом пикника. Отсюда эскалаторы поднимают к главному холлу банка. Вместе с стеклянным «чревом» он буквально является витриной банка.

 Stansted Airport
England 1981-1991
Стэнстедский аэропорт сделал вызов принятым нормам дизайна терминалов. Он вернулся к корням современных воздушных путешествий, когда путь от машины пассажира через терминал к самолету всегда на виду. В контраст большинству современных аэропортов здесь не было никаких проблем с ориентацией. Это попытка воскресить ясность и романтику, также важны были и экологические императивы - энергоэффективность и сдержанный вид здания по отношению к окружающей сельской обстановке. Конструкция сделана с позиции пассажира, чтобы движение было прямым через все промежуточные пункты и можно было лицезреть свой самолет. Аэропорт в отличие от большинства аэропортов не имеет изменений уровня. Это стало возможным благодаря перевертыванию здания «с ног на голову», когда вспомогательные службы, обычно находящиеся на уровне крыши, были спущены вниз под пассажирским холлом. Все системы распределения заключены в «стволы» структурированных «деревьев», которые поднимаются из-под пола  через главный пассажирский холл и поддерживают легковесную крышу. Холл полностью освещен дневным светом, кроме наиболее пасмурных дней. Постоянно меняющийся дневной свет придает поэтику пространству и вдвое сокращает расходы на энергию по сравнению с другими британскими терминалами. Энергосбережению способствует и тот факт, что здание почти «зарыто», что, кроме того, сокращает воздействие на окружающий ландшафт. 

 Carre d’Art
Nimes, France 1984-1993    
Взаимодействие в одном здании двух культур - визуальные искусства и мир информационных технологий. Художественные галереи размещены на верхних уровнях для максимизации натурального освещения. Половина 9-ти этажной структуры зарыта глубоко в землю, сохраняя профиль здания низким и дружественным по отношению к масштабу окружающих зданий. Эти низкоуровневые пространства здания не нуждаются в дневном свете, так как это архивы и кинотеатр. В сердцевине проекта крытый двор использует прозрачность и невесомость современных материалов, особенно стекла, позволяя естественному освещению пронизывать все этажи. Внутри дворика каскадные лестницы соединяют все общественные уровни, поднимаясь к тенистой террасе кафе на крыше, откуда возможен обзор новой общественной площади. Создание этого пространства было составной частью проекта. Парковка, рекламные щиты и т.д. были перенесены и пешеходное королевство раскинулось перед зданием и соединилось с центром города. Этот опыт городского планирования не только воодушевил диалог между новым зданием и историческими соседями, но и создал новый общественный форум и новую жизнь в кафе на открытом воздухе, что оживило центр города.

Sackler Galleries, Royal Academy of Arts
London, England 1985-1991
Королевская Академия искусств была первой в ряду проектов, демонстрирующих ясную философию современных интервенций в исторические структуры, которые продолжились с Рейхстагом и Великим Двором Британского Музея. Генеральный план предусматривал преобразования для готовности галерей к увеличивающемуся числу визитеров, улучшения доступа к экспонатам в соответствии с новыми стандартами международных выставок. Новые материалы и решения (прозрачный лифт, застекленное пространство ресепшин, лестницы, чувственное сопоставление, нежели стилизация) позволяют заново открыть потенциал исторических зданий.

Televisa Headquarters
Mexico City, Mexico 1986
Проект имел целью соединить центр телевизионной продукции и вещания с общественным культурным центром и художественной галереей. Семьдесят пять тысяч квадратных метров улочек и улиц, пространств покрыты бетонными канопе (как рядами слившихся между собой зонтов). Сооружение внутри заключает озеро и крутые насыпи базальтовых пород, которые определяют  общественный скульптурный сад на открытом воздухе – сердцевину схемы. С минимальной высотой 9,8 метров структура, при необходимости, может быть разделена на три этажа офисов, или два этажа складов, или полновысотную студию. В соответствии с широким спектром деятельности некоторые пространства были  огорожены, некоторые – нет, и другие - обслуживаются с нижнего уровня. Таким образом, индустрии телекоммуникаций был предложен радикально новый тип здания, комбинирующий специфику телевещания с пространственной природой зала аэропорта. Дизайн сборочных бетонных структур здания предусматривает использование мощностей местной промышленности. Их высокая термическая масса позволяет использование пассивных систем контроля среды. В условиях мягкого климата это значит возможность естественной вентиляции, нежели  кондиционирования.

Microelectronic Park
Duisburg, Germany 1988-1996
Центр содействия бизнесу (Business Promotion Centre) продвинул энергосберегающую стратегию. Его многослойная обшивка настолько термически эффективна, что отопление не требуется даже в самую холодную зиму. И здание генерирует и собирает свою собственную энергию, сжигая природный газ для производства электричества посредством генератора. Сопутствующий продукт этого процесса – тепло, которое при обычных условиях теряется, - пропускается через абсорбирующую охлаждающую установку для производства охлажденной воды. Вместо традиционного кондиционирования необходимое понижение температуры достигается распределением этой воды через миниатюрные трубочки, заключенные в структуру системы, подобно килям автомобильного радиатора. Это не только экологически ответственное решение: энергетический менеджмент приносит значительную ежегодную прибыль.

Millennium Tower
Tokyo, Japan 1989
Токио среди мегаполисов, ожидающих увеличения населения до 15 млн. к 2020 году. Башня Тысячелетия представляет временное решение социального вызова урбанистической экспансии такого масштаба с учетом особенных проблем Токио с его острым дефицитом земли. Это высочайшее в мире спроектированное здание в 170 этажей в высоту и 1,04 млн.кв. метров площади коммерческого развития. Поднимаясь над Токийским заливом, башня способна вместить сообщество до 60 000 человек, генерирующее свою собственную энергию и перерабатывающее собственные отходы. Со своей собственной  транспортной системой этот вертикальный городской квартал должен быть устойчивым и самодостаточным.
Нижние уровни размещают офисы, легкую промышленность и «чистые» индустрии, как потребительская электроника. Выше расположены апартаменты, а над ними - коммуникационные системы и ветровые и солнечные генераторы, усыпанные ресторанами и смотровыми платформами. Высокоскоростная система «метро» - с вагонами, сконструированными для перевозки 160 пассажиров - курсируют вертикально и горизонтально, двигаясь сквозь здание вдвое быстрее обычных  экспресс лифтов. Вагоны (машины) останавливаются в промежуточных «небесных центрах» на каждом тринадцатом этаже, отсюда индивидуальное путешествие может быть продолжено через лифты или эскалаторы. Этот продолжающийся цикл сокращает время передвижения - важный фактор в вертикальном городе, не меньше, чем в горизонтальном. Пяти - этажные небесные центры имеют различные основные функции: один может включать отель, другой - универмаг. Каждый дополнен мезанинами, террасами и садами для усиления ощущения места. Коническая структура башни с спиральной стальной решеткой  абсолютно надежна в условиях угрозы землетрясений и ветров ураганной силы. Обеспечивается уменьшающееся сопротивление ветру по направлению к верху - где структура полностью открыта - и увеличивающаяся ширина и сила по направлению к основанию для обеспечения устойчивости к землетрясению. Проект демонстрирует, что высокая плотность или высотная жизнь не означает перенаселенности, а может вести к улучшенному качеству жизни, где жилища, работа и развлечения на расстоянии вытянутой руки.

Faculty of Law, University of Cambridge
Cambridge, England 1990-1995
Низкие, зеленые сады – сущность  Кембриджа. Поэтому проектироваться здание факультета права должно было с учетом сохранения естественного ландшафта и минимизации кажущегося размера здания. Прямоугольный план срезан по диагонали  в соответствии с геометрией близлежащего исторического факультета и пешеходным маршрутам местности. Здание обеспечило 8500 квадратных метров помещений без превышения четырехэтажности. Это достигнуто погружением аудитории ниже уровня земли, в то время как изогнутое стекло северного фасада помогает зданию отступать визуально. Полновысотный атриум формирует фокус здания. Он соединяет различные уровни визуально, создавая ощущение простора и проводя дневной свет в нижние этажи. Естественное освещение используется с большим эффектом, особенно в библиотеке, которая занимает верхние три этажа- террасы с замечательным видом на сады. Изогнутый северный фасад полностью застеклен, остальные - частично стеклянные с устройствами исключения доступа солнечного тепла и блеска.      
Здание высоко энерго- эффективно. Это частично зарытая структура и бетонный каркас дает высокую термическую массу, что обеспечивает медленное реагирование на внешние температурные изменения. Вместе с высокой изоляционной ценностью это позволяет применять повсюду естественную вентиляцию - только лекционные помещения требуют сезонное охлаждение. Система управления освещением сокращает энергопотребление поскольку катушки, присоединенные к воздушным вытяжкам, изымают ненужное тепло (теплый поток приводит в движение электрогенераторы).

Commerzbank Headquarters
Frankfurt, Germany 1991-1997
Пятидесятитрех – этажное здание Коммерцбанка- первая в мире экологическая офисная башня и высочайшее здание в Европе. Центральная концепция- полагание на естественные системы освещения и вентиляции. Каждый офис в башне  освещен дневным светом и имеет открывающиеся окна. Люди имеют возможность контролировать собственную среду большую часть года. Как результат энергопотребление вдвое меньше чем у обычной офисной башни. Форма здания треугольная, содержит три лепестка офисных помещений и стебель, сформированный  полновысотным центральным атриумом. Пара вертикальных мачт содержит сервисные и транспортирующие блоки в угловых частях плана. Четырехуровневые сады на различных уровнях каждой из трех сторон башни, формируя спираль садов вокруг здания. В результате на любом уровне только две стороны башни заполнено офисами. Сады стали  визуальным и социальным фокусом для «деревенских» гроздей офисов. Они играют экологическую роль, принося дневной свет и свежий воздух в центральный атриум, который действует как естественная вентиляционная труба. Сады также расслабляют во время рабочих перерывов, обогащая и гуманизируя  рабочее место и со стороны они дают зданию чувство прозрачности и легкости.
Башня имеет отличительный силуэт на горизонте Франкфурта, но органично вписывается в менее масштабную ткань города. На уровне улиц банк связан с сообществом  общественной галереей с ресторанами, кафе и пространствами для социальных и культурных событий, формируя новый популярный маршрут.

Electricite de France Regional Headquarters
Bordeaux, France 1992-1996
Здание имеет высокоэффективную обшивку, которая минимизирует проникновение излишнего солнечного тепла внутрь и потери тепла. Для предотвращения нежелательного солнечного тепла снаружи установлены  пробеленные кедровые жалюзи (louvers), спозиционированные обеспечить тень без омрачения вида. Внутреннее излишнее выделение тепла сокращается разрешением использования такого оборудования, как фотокопиры, только в рамках центральной аэрокондиционной  зоны. Большая термическая масса бетонного каркаса и этажных плит помогает поддерживать комфортабельную температуру интерьера даже в жаркие летние дни. Натуральная вентиляция и освещение используются, где возможно,-что  как сокращает энергопотребление, так и улучшает рабочие условия. Ночью окна открываются автоматически, пропуская воздух для охлаждения бетона. Экстраохлаждение обеспечивается охлаждением полов, которые также могут подогреваться зимой. Здание также заново использует собственные энергоотходы: основанная на воде система  нагрева и охлаждения управляется электрической водокачкой, усиливаемой центральной  вытяжной трубой. 

Design Centre
Essen, Germany 1992-1997
Zeche Zollverei возле Essen – бесполезный угольно- добывающий комплекс начала 20-го века, сконструированный в колоссальном масштабе. В  связи с упадком угольной промышленности Рура было решено трансформировать главный «экспонат индустриальной археологии», старую силовую станцию, в дизайн-центр для продвижения современного дизайна в Германии и за рубеж. Силовая станция – ядро экстраординарной группы зданий, которые делят полный набор бурых и красных стальных балок, обложенных индустриальным остеклением и красным кирпичем. Эта пышная структура с башенными дымоходами и огромными холлами – соборы индустриальной эпохи. Силовая станция имеет внутренний холл колоссальных пропорций, впечатляющий, словно готическое сооружение. Необходимо было адаптировать это героическое здание без фундаментальных изменений его характера. Фасад здания был восстановлен и ряд поздних дополнений снесен для демонстрации его первоначальной формы. Внутри было сохранено тяжеловесное индустриальное ощущение. Один из пяти оригинальных бойлеров был сохранен как пример технологии 30-х. Остальные паровые котлы были выдолблены (опустошены) для размещения отдельных галерей, «королевств в королевстве», чья легкость бок о бок с тяжеловесностью окружающей структуры. Простой бетонный куб содержит  дальнейшее выставочное пространство и конференс-зал. Зрители проходят сквозь драматический центральный холл, где ржавая стальная структура и обнаженные кирпичные стены видимы.
Постоянные и временные экспозиции- все, от машин до электрических устройств- постоянно обновляются, требуя высоко гибких галерей. Различные выставочные пространства и взаимодействие старой и новой архитектуры создает разнообразные поля для размещения экспонатов, в то время, как меняющаяся природа выставок сама по себе дополняет дальнейший динамический элемент к этому взаимоотношению.               

Hong Kong International Airport, Chek Lap Kok
Hong Kong 1992-1998
Один из крупнейших аэропортов мира. Один из наиболее амбициозных проектов современности. Аэропорт расширяет концепцию, впервые примененную в Стэнстедском  аэропорту, модель, с тех пор адаптированную в аэропортах повсеместно. Она характеризуется облегченной конструкцией крыши, освобожденной от сервисных единиц, натуральным освещением и концентрацией управления  багажом, систем жизнеобеспечения и транспортировки внизу под главным корпусом. Ясность клиентоориентированной, дружелюбной планировки. Дизайн здания подчеркивает естественную ориентацию, пассажиры могут видеть свой самолет. Аэропорт максимально развил раннюю идею Стэнстедского  аэропорта о том, как крупномасштабные торговые центры могут быть встроены в холл аэропорта, как фундаментальная часть архитектурной концепции (с высокой степенью гибкости и поддержки ясности внутреннего движения). Торговый центр – крупнейший среди аэропортов мира и единственный торговый центр в Гон Конке со 100 процентной занятостью площадей.
Его грузовой терминал – крупнейший и наиболее технологически продвинутый в мире, что усиливает статус Гон Конка как главного центра международной торговли и коммуникаций в Юго-Восточной Азии. Грузооборот – 2,5 млн.тонн ежегодно, что в 2,5 раза превышает возможности аэропорта Хитроу (Heathrow). Буфет может вместить 600 людей одномоментно. Работники и их семьи имеют беспрецедентные удобства. Например, спортцентр с полями для сквоша (squash), бадминтона, спортзал, крупнейший в мире сад на крыше с плавательными бассейнами и теннисными кортами, что придает зданию экстраординарный социальный фокус.
 
Новый германский Парламент, Рейхстаг
Берлин, Германия, 1992-1999
Трансформация здания уходит корнями в четыре аспекта: значение Бундестага как демократического форума, необходимость общественного доступа, чувствительность к истории, суровая экологическая повестка. Рейхстаг был искажен войной и бесчувственной перестройкой, сохранившийся интерьер 19-го века был  сокрыт под штукатуркой. Сдирание этих слоев вскрыло удивительные отпечатки прошлого, включая граффити, оставленные советскими солдатами. Эти  шрамы сохранены и Рейхстаг стал живым музеем немецкой истории. Внутри сохранившейся каменной оболочки Рейхстаг прозрачен, выставляя на свет свою деятельность. Публика и политики входят вместе через заново открытый бывший вход. Общественное царство продолжается на крыше в террасе ресторана и  в куполе - новой вехе Берлина – где солнечные уклоны (рампы) ведут к смотровой площадке, позволяя визитерам восходить над головами их политических представителей в палате ниже. Энергетическая стратегия здания радикальна. Оно использует возобновляемое био – топливо (растительное масло), при сжигании которого в генераторе прозводится электричество. Процесс сжигания намного чище, чем при использовании ископаемого топлива, в результате чего выбросы двуокиси углерода сокращены на 94%. Избыточное тепло хранится как горячая вода в резервуарах на глубине 300 метров. Вода может быть выкачана для отопления здания или для передачи поглощающей охлаждающей пластине для производства холодной воды. Эта вода аналогично может накапливаться под землей. Скромные энерго потребности  Рейхстага позволяют ему служить и как энергостанция  для нового правительственного квартала.
Прозрачный купол также решающий для стратегии вентиляции и освещения. В его ядре «световой скульптор», с  движущимися  солнечными заслонками, блокирующими солнечное тепло и блеск, отражает горизонтальный свет в Палату. Купол становится маяком, сигнализирующим силу и  энергию германского демократического процесса.         

Millau Viaduct
Gorge du Tarn, France 1993-2005
Преобладает мнение, что мосты принадлежат к инженерному царству, нежели к архитектурному. Но архитектура инфраструктуры оказывает мощное влияние на окружение.  Millau Viaduct, сконструированный в сотрудничестве с инженерами, иллюстрирует, как архитектура может играть интегральную роль в дизайне моста. Расположенный в южной Франции, мост соединит автостраду от Парижа до Барселоны над рекой Tarn, которая бежит между двумя плато. Чтение топографии предполагало два возможных подхода: отпраздновать факт пересечения реки – геологического генератора ландшафта или же преодолеть расстояние в 2,5 км. от одного плато к другому в наиболее экономичной манере. Структурное решение исходило из последней предпосылки. Мост имеет оптимальные промежутки между опорно-кабельными колоннами. Это изящно, транспарентно  и использует минимум материалов, что удешевляет строительство. Каждая из секций покрывает 350 метров и ее колонны различаются по высоте от 75 до 235, а мачта возвышается над полотном дороги на 90 метров. Для приспособления к расширению и сокращению бетонной палубы  каждая колонна разделяется на две более тонких, более гибких колонны ниже дороги, формируя  «А» - рамку  выше уровня палубы. Эта структура создает драматический силуэт – и, самое главное, это способствует минимальной интервенции в пейзаж.    

Энергоинфраструктура
Установки для производства и передачи энергии имеют огромное визуальное воздействие на окружающую обстановку и поэтому их дизайн требует огромной чувствительности к ландшафту. Ветряная турбина Е66, разработанная с немецкой энергетической компанией Enercon, продолжает практику долговременного интереса в развитии не загрязняющих форм генерирования энергии. С индивидуальной силовой мощностью 1,8 мегаватт, каждая турбина каждая турбина может генерировать чистую и возобновляемую энергию для снабжения до 1500 домов. Подход в дизайне холистический: обтекатель втулки ротора, кольцевой генератор, корзина и вышка – сформованы с естественной параболоидной геометрией. Суживание к концу 100-метровой вышки улучшает переход динамической нагрузки  на уровень основания. В сравнении с более малыми турбинами с эквивалентной энергетической мощностью Е66 занимает меньше земельной площади и ее роторные лопасти, диаметром 66 метров, вращаются в более низком темпе, создавая визуально бесшумный эффект. Все эти черты усиливают интеграцию с ландшафтом. Меняющаяся скорость ротора и устройство шага лопастей  гарантируют, что энерго производительность максимизирована, в то время как подкрылки на кончиках лопастей сокращают аэродинамический шум и улучшает эффективность. Лопасти сконструированы из легкого стекловолокна и композита, в то время как вышка изготовлена из трубчатых стальных модулей, облегчающих транспортировку и быструю сборку. Крупнейшая установка турбин расположена в Европе на ветряной ферме высочайшей производительности в немецком 

Holtriem.
Другое экологически чувствительное решение принято для опор высоковольтной линии электропередач, установленных по всей Италии. Оно отменило конфигурацию  «елочки», в которой кабеля поддерживаются на ответвлениях, растущих в интервалах от мачты, и предложило более обтекаемый подход. Опора сформирована из двух изогнутых арматур, которые растут с земли и встречаются для создания  «А»- рамки перед тем, как разойтись вновь и сформировать два рукава. Рукава структурно работают как кронштейны, разделяя напряжение с трансмиссионных кабелей. Сконструированная для массового производства, опора эффективна с позиции материалов, производства и установки. Сконструированная из углеродистой стали, которая гальванизирована для обеспечения анти-коррозийной защиты, каждая опора легка в транспортировке и сборке и не требует сварки.         
 
   British Library of political and Economic Science
Лондонская школа экономики, Англия 1993-2001
Лондонская школа экономики имеет крупнейшую в мире и самую значительную библиотеку социальных наук. Переустройство библиотеки сохранила будущее 4-х миллионов книг улучшением стандартов среды и обеспечило 500 дополнительных мест для работы студентов над книгами и новое помещение для Исследовательского центра. Обновление сохранило основную структуру построенного в 1914 году здания, цельность фасадов, хотя окна были перенесены. Для внутреннего дневного освещения и улучшения циркуляции создан центральный атриум путем перемещения фасадов и расширено пространство пола для окружения цилиндрического пространства атриума.
Атриум простирается сверху до основания и размещает солнечную рампу и пару стеклянных лифтов. Купол  покрывает атриум. У купола есть остекленная секция, срезанная под углом  для допуска освещения с севера,  что позволяет максимальное проникновение света без проблем солнечного нагрева и блеска. Купол также способствует натуральной вентиляции: воздух проникает внутрь через окна по периметру библиотеки, по мере нагревания поднимается и удаляется через отверстия в стеклах купола. Книжные стеллажи ответвляются с атриума для образования четко обозначенных проходов и тихие учебные пространства расположены по периметру каждого этажа. Новый пятый этаж заключает Исследовательский центр со своим собственным входом.

ARAG – офисы
Дюссельдорф, Германия 1993-2001
Здание - позднейшее в семействе офисных башен, которые продвинули экологический дизайн к новым границам. Тридцати- этажное здание имеет прекрасно выполненный фасад с двойным остеклением. Защитный внешний слой формирует погодный щит и солнечный фильтр, внутренний слой с открывающимися окнами позволяет зданию дышать. Максимально используется дневной свет и конструкция позволяет пассивное охлаждение с ночным аккумулированием, так что кондиционирование необходимо редко. Офисные этажи просты и открыты. Ячейки офисов и комнат для переговоров окольцовывают периметр, в то время как  места для групповых встреч занимают центр линзообразного плана. Для создания максимально полезной этажной площади оси лифтов продвинуты к углам с стеклянными лифтами, позволяющими панорамное обозрение города. «Небесные сады» двойной высоты прерывают здание на каждом восьмом этаже. Высаженные «лугами» высокой травы  диких цветов, сады обеспечивают места для неформальных встреч и релаксации. Открытый доступ между офисными этажами и садами  воодушевляют дружественную атмосферу и улучшают коммуникации внутри персонала.               

Стадион Уимбли
London, England 1996-2003
 Новый стадион Уимбли – первый из нового поколения спортивных стадионов с беспрецедентными удобствами, включая отель, офисы, банкетный холл, места предварительного сбора и суперсовременные приспособления для  медиа -покрытия. Основная черта нового стадиона - движущаяся крыша. Полностью открытая, она  позволяет максимальное солнечное освещение – существенный элемент в поддержке мировых стандартов качества торфяного покрытия. В непогоду  крыша может быть закрыта за 15 минут, обеспечивая навес для всех 90000 мест. Крыша структурно поддерживается зрелищной аркой, 133-метровой высоты, которая парит над стадионом. Драматически освещенная ночью, арка видна издали. Приспособления сконструированы для максимизации  комфорта зрителей и удовольствия от события: геометрия стадиона и рядов сидений обеспечивает каждому беспрепятственное обозрение; сиденья увеличены с большим местом для ног; высочайшие ярусы легко доступны через эскалаторы и новый зал (фойе) обхватывает  сооружение, обеспечивая легкое передвижение и  возможность одновременного питания до 40000 зрителей. Для обеспечения интимной атмосферы во время регби и футбола стадион сконструирован с сиденьями, максимально приближенными к полю. Также возможно разместить трек и соревнования на поле, для которых поднимающаяся беговая дорожка и атлетическое поле, поддерживаемые опорами, могут быть установлены выше покрытия и первых нескольких рядов сидений. Акустика обеспечивает, чтобы новый стадион воссоздавал отличительный  «рев Уимбли».   

АЗС Repsol 1997
Испанская нефтяная компания Repsol решила обновить внешний облик своих АЗС, при этом требовалось очень гибкое решение, возможное к адаптации в порядка 200 точках по всей стране. Принята модулярная система канопе (навесов) в знаковых для Repsol цветах – красном, белом и оранжевом. Гроздья этих структур формируют «перевернутые» зонтики, укрывающие площадки станций. Края этих перевернутых пирамид сбалансированы менее выразительными линиями отделки. Зонтики различаются по числу, высоте и степени перекрытия между ними, соответственно специфике каждой точки. С ними ассоциированы магазинчики, сервисное оборудование, обозначения коробкообразной  формы. Вместе они обеспечивают максимум гибкости в планировании и размещении различных вариаций конфигурации места. Все элементы – сборные, легко транспортируемые и устанавливаемые конструкции, обеспечивающие  снижение затрат и высокие стандарты качества. В любом случае предопределено, что самое  высокое канапе красного цвета. Эта ярко расцвеченная комбинация создает выразительный трехмерный образ. Даже  с воздуха  АЗС легко идентифицируются. На дороге гостеприимные и яркие станции заметны на большом расстоянии.               

J C Decaux International Headquarters
Brentford, England 1997-2000
Качество мебели для улиц городов - индикатор самооценки: может быть источником как удовольствия и восхищения, так и мрачности, беспокойства и страха  (остановки, рекламные щиты и ориентационные указатели).         

Expo Station
Singapore 1997-2001
Подобно аэропортам, железнодорожные станции имеют огромную символическую ценность как городские ворота - они часто первые здания, которые открываются людям по прибытии в город. Expo Station на новой Changi Airport Line служит как новый Сингапурский выставочный центр. Две драматические структуры крыши объявляют о станции: сорокаметрового диаметра диск из нержавеющей стали покрывает билетный холл, и сто тридцати метровый эллипс – одетый в титан, который может служить сотню лет, - укрывает пассажирский вокзал. Их формы перевернуты для динамического визуального эффекта. В одном из самых теплых климате в мире выбор материалов крыши также имеет значение для поддержания оптимальной среды. Софиты из нержавеющей стали отражают дневной свет в здание вокзала, в то время как титановая обшивка отклоняет солнечные лучи, помогая создать микроклимат на платформе, где температура на четыре градуса ниже, чем на улице.

Swiss Re Headquarters
Лондон, 1997-2004
Swiss Re – одна из ведущих мировых перестраховочных компаний. Проект 41-этажного здания  имеет радикальный подход - технически, архитектурно, социально и пространственно - для  создания первого экологического высотного здания столицы Британии. Концептуально были развиты идеи, впервые примененные в дизайне Climatroffice, совместном с Buckminster Fuller. Climatroffice  предложил новое взаимоотношение природы и рабочего места. Его оправа из садов  создала микроклимат внутри «энерго- сознательного» обрамления, которое растворило стены и крышу внутри непрерывной оболочки из треугольников. Башня имеет радиальный план внутри круглого периметра. В профиле она расширяется по мере роста и  заостряется к вершине. Эта форма отвечает ограничениям местности: здание кажется более стройным, нежели прямоугольный блок равного размера; отражения сокращены и прозрачность улучшена; изящество профиля по отношению к основанию максимизирует общественное царство на нижнем уровне. Диагонально скрепленная структура поддерживает здание в его периметре, делая возможным  свободное от колонн пространство этажей и полностью застекленную оболочку, которая раскрывает здание дневному свету. Каждая из плит пола повернута по отношению к нижестоящей. Это позволяет пространствам  между лучеобразными «пальцами» каждого этажа сочетаться для формирования спиральных «небесных садов», играющих роль легких. Свежий воздух вовлекается на каждый этаж через пазы в обшивке. Прошедший через вытяжки воздух может быть рециклирован для обеспечения подогрева здания  или выведен наружу. Спиральная форма атриума генерирует разность дифференциалов, которая во многом способствует этому естественному воздухообмену. Система настолько эффективна, что кондиционирование не востребуется в течение значительной части года. В результате энергопотребление разительно уменьшено по сравнению с аналогичным офисным зданием.

Greater London Authority Headquarters
Лондон, 1998-2002
Центральный офис лондонских властей – один из наиболее символически значимых новых столичных проектов. Новое здание выражает транспарентность демократического процесса и демонстрирует потенциал полностью устойчивого, фактически не загрязняющего (экологически чистого) общественного здания. Этот Центр размещает Палату Ассамблеи (Собрания, Совета), комнаты комитетов, общественные удобства, вместе с офисами для Мэра, членов Собрания, поддерживающего штата, обеспечивая 18000 квадратных метров помещений на десяти уровнях. Стеклянная оболочка Палаты Ассамблеи позволяет лондонцам и гостям города наблюдать работу со стороны. Общественность также приглашается разделить здание: гибкое пространство на верхнем этаже – «Жилая Комната Лондона»- может быть использована, например, для выставок. Публика господствует и на самом верху, где терраса предлагает неслыханные виды Лондона. В основании здания – веранда с кафе, с которой можно насладиться прибрежной полосой. Лифты и мягкие уклоны (рампы) способствуют универсальному доступу повсюду в здании. Здание спроектировано таким образом, что в обычном понимании не имеет фасада или задней части. Его форма исходит из геометрически модифицированной сферы, разработанной с использованием техник компьютерного моделирования. Эта форма энергооптимальна, поскольку минимизируется площадь поверхности, подпадающей под прямые солнечные лучи. Анализ моделей солнечного света  на протяжении года  создал термическую карту поверхности здания, которая нашла отражение во внешней отделке. Использован ряд устройств активного и пассивного затемнения: к югу здание наклоняется назад, так что этажные плиты выступают во внутрь для обеспечения тени в естественно вентилируемых офисах; и системы охлаждения здания утилизируют выкачанные через отверстия подземные воды. Эти энергосберегающие техники  означают, что охладители не будут нужны и большую часть года здание не потребует дополнительного обогрева. Здание будет использовать только четверть энергии, потребляемой типичным кондеyционируемым зданием. Здание расположено в рамках  Генерального  плана Southwark Riverside, который покрывает 5,5 гектаров площади между London Bridge и Tower Bridge. Конструирование  всех девяти зданий представляет собой  крупнейшее коммерческое развитие в Лондоне за последние 15 лет. План устанавливает перепланировку улиц с двумя большими новыми общественными площадями  и обеспечивает удобства, включая магазины, рестораны, кафе и отель. Это включает пять больших офисных здания, которые вместе охватывают 93000 квадратных метра  высококачественных свободных площадей.   

Paragon Research and Development Centre
Woking, England  1998 – 2002
Центр Исследований и развития Paragon обеспечивает штаб для штата из 850 человек TAG McLaren Group. Помещения включают дизайнерские студии, лаборатории, испытательные и производственные приспособления для  машин Формулы Один и дорожных машин, включая Mercedes- Benz SLR McLaren. Внутренне здание организовано вокруг линейных «улиц» двойной высоты, которые формируют маршруты передвижения и определяют «пальцы» гибких помещений. Помещения размещают производственные и складские площади на нижних уровнях с дизайн - студиями, офисами и комнатами переговоров выше. Здание полукруглое, а круг завершается внешним  озером, которое формирует интегральную часть охлаждающей системы здания. Основной фасад, примыкающий к озеру, представляет собой непрерывную изогнутую стеклянную стену, заслоненную от света крышей на консолях. Непосредственно за фасадом «бульвар» циркуляции ведет к  гостеприимным  пространствам  для визитеров и  к ресторану для персонала, откуда прекрасный вид на ландшафт вдали. Другие общественные удобства включают  торговые галереи, плавательный бассейн и фитнесс - центр. Гостевой Центр с образовательным оборудованием расположен в отдельном здании на входе в комплекс. Эта двух – этажная структура зарыта под землей- подобно остальной части Исследовательского Центра, она сконструирована для совершения минимальной интервенции в пейзаж и видима только ее округлая крыша. В ней размещено пространство для временных выставок и лекционный театр, соединение с главным Центром осуществляется через подземное здание с постоянным дисплеем  исторических гоночных и дорожных машин  McLaren.

Albion Wharf Development
Лондон,1999-2003
Здание 11-этажное, площадью 30000кв.м. отступает от края  реки, имея форму асимметричного полумесяца с извилистым стеклянным фасадом, в результате в подобной «впадине» (форма залива) создается общественное пространство вдоль набережной.

Cisco Systems Office Campus
Мюнхен, Германия 2000-2003
Офисный кампус для Интернет – индустрии. Кампус сконструирован вокруг центрального сада- фокуса социальной активности. Все офисы доступны через окружную дорогу и парковки скрыты  под землей, оставляя центр кампуса свободным для пешеходов. Стеклянные атриумы  приносят естественное освещение на все уровни. Солнечное нагревание избегается через использование внешних затеняющих устройств. Здания естественно вентилируются через открывающиеся окна. Термальная масса бетонной структуры используется для охлаждения зданий, в комбинации с подземными водами, которые закачиваются через трубы, заключенные в этажные плиты. Это пассивное энергосбережение результируется в сокращении на одну треть обычного выброса двуокиси углерода и использовании половины от энергии, требуемой аналогичным, но кондиционируемым зданием.    

ASPIRE Национальный тренировочный центр
(Stanmore, Англия, 1995-1998)
Обеспечивает тренировки и реабилитацию для  людей с ограниченными физическими возможностями. Все приспособления полностью доступны для пользователей с нарушениями двигательной активности, слуха, зрения, а также тем, кто испытывает трудности с обучением. В философию дизайна заключена  идея всестороннего доступа, поэтому команда архитекторов широко консультировалась с институтами и гражданами. Одна из задач Центра -  реинтегрировать людей  в повседневную жизнь и работу. Им также предоставляется возможность при желании стать менеджерами и тренерами Центра. Центр также обеспечивает интеграцию людей с ограниченными возможностями с обычными здоровыми людьми. Плавательный бассейн, фитнесс, кафе, компьютерный  обучающий центр, студии для развития вокальных и танцевальных данных. Бассейн позволяет войти в воду без посторонней помощи  в специально сконструированных колясках. Центр имеет осязательные обозначения и карты, кодировку на перилах, а слуховые индукционные петли установлены повсюду. Дизайн дверных порогов, широко распространенное использование уклонов (пандус) и установка всех приспособлений  на адаптированной высоте делает Центр полностью доступным для передвижения на инвалидных колясках (в Лондоне солнечные электромобили и другие виды  транспорта с гибридной энергией, содействующие решению многих внутригородских транспортных проблем, зачастую имеют дополнительных вход в салон, с низким порогом - скатом для инвалидной коляски).   


           Помимо вышеперечисленных сокращенных комментариев к статьям Каталога мне представляется полезным обратить внимание читателей на сведения из Каталога по поводу привлечения общественности к градостроительным проектам и решениям:
Массивная программа городского обновления по подготовке к Олимпийским Играм 1992 года превратила Барселону в один из  наиболее динамичных городов Европы. Участие общественности – важный ингредиент планового процесса. Местные консультанты информировались обо всех фазах проекта и было запрошено мнение резидентов, школ, бизнесменов и других групп.
В Лондоне Генеральный план «Мировые Площади для всех» (1996-2002) предусматривал улучшение Трафальгарской Площади, Площади Парламента и Уайт холла  в Центральном Лондоне с целью совершенствования пешеходного доступа и усиления удовольствия  горожан  от пространства зданий, монументов и площадей. Из-за доминирования транспорта обстановка считалась недружественной. Интенсивные исследования включали два больших изучения трафика и пешеходного движения и консультации с более чем 180 общественными организациями и тысячами  индивидуумов. В результате были выработаны сбалансированные, гениально интегрированные решения. Такие города, как Амстердам, Барселона, Лондон и Париж показали, как сдерживание автотранспортного движения может внести большой вклад в экономическое и культурное оживление городских центров и восстановление баланса между пешеходами и транспортом.  Например, северная часть Трафальгарской Площади была закрыта для транспорта и Национальная Галерея была соединена  с главной частью Площади, создавая широкое пешеходное пространство перед зданием.
         
        Принципы Норманна Фостера в организации архитектурного пространства, на мой взгляд, возвращают к богоугодным идеям соборности, храмовости архитектуры, позволяющим максимально использовать дневной свет, естественный воздухо и теплообмен, содействовать социальным контактам, укреплять Экологию Среды и Экологию Человека. В частности, конструкция нового купола  Рейхстага напомнила мне юрту, эту горизонтальную и вертикальную модель Вселенной, исходящую из глубоко укоренившейся в иранской космологии (согласно Фирдоуси, иранцы еще в первом тысячелетии до нашей эры знали, что Земля представляет собой шар- две чаши, слитые в сферу) идеи сочетания квадрата и круга (круг, вписанный в квадрат, где круг- видимая линия чаши земли и чаши неба, а квадрат- четыре стороны света). 

В заключение хотелось бы поблагодарить Мэтра Норманна Фостера за любезно подаренный Акиму столицы г-ну У.Шукееву  Каталог и пожелать творческого долголетия и процветания. 

Алия Егизбекова, к.э.н., внутренний аудитор системы менеджмента качества, консультант ГКП «Центр индустриально-инновационного развития г. Астаны»
aegizbekova@mail.ru