Разрешите представиться!

Евгений Петрович Ганин
   Беседу ведёт Николай Андреевич Отришко. (2004 г.)
   ************************************************
      
 - Здравствуйте Евгений Петрович!
 - Здравствуйте Николай Андреевич !
Прежде всего, я хочу поблагодарить Вас за согласие на беседу. Вы прекрасно знаете, что я не журналист, (более того, далек от этой профессии), тем не менее,    решились доверить мне свои откровения. Спасибо Вам, и, как говорится, с Богом!
 - На Бога надеюсь, но сам отвечать буду честно и откровенно!..
      
 - Если можно, назовите свое настоящее имя.
 - Несомненно!.. Я исповедую открытость и гласность. От рождения я Евгений Петрович Ганин. ( Женя ) Во Франции и в Сенегале я был  Эжен ГанИн. В США - Юджин Питер Ганин ( Eugene Peter Ganin ) В  Русской литературе – Евгений Петрович Ганин 1935 года рождения.
      
 - Чем Вы руководствовались, выбирая себе псевдоним, Питер Свирь?
 - Выбор литературного имени обусловлен стремлением любого автора не только найти звуковое отражение личного отношения к своему творчеству, но и найти редкий оригинальный, запоминающийся псевдоним. Имя писателя должно сразу же запоминаться читателю. Звучать знакомо и понятно. Писателя с псевдонимом "Питер Свирь" - до сих пор не  существовало. Мне кажется, что свой выбор я сделал удачно. Фантазия переплелась с правдой.
      
  - Почему именно ПИТЕР СВИРЬ?
  - Питер - город, в котором я родился и имя моего отца - Петра Ивановича. Свирь - прекрасная, широкая, быстрая река Русского севера, на берегах которой несколько веков жили мои предки по отцовской линии.
      
   - А кто они, Ваши предки?
   - Наша родовая фамилия происходит от моей шведской прапрабабушки Ганны ( Ханны).  Военный моряк Петровского молодого флота после северной войны по указу Императора взял в супруги местную молодую  девицу 16 лет по имени Ганна. От неё и пошли Ганины дети и весь наш многочисленный род. Лоцман тоже взял фамилию Ганин. Все мои предки были долгожителями. Многие доживали до 100 лет и более, если мужиков  не убивало на  многочисленных царских войнах.  Семейства Ганиных во все века были многодетными: меньше 10-12 детей в семьях, обычно, не бывало. У моего прапрадеда было 15 душ. Семейные гены, вызывали у всего потомства стойкое отвращение к курению и вселяли болезненное  неприятие алкоголя.
      
 - Расскажите о своих родителях.
 - Родословная моей мамы - Харитины Андреевны Филиппениной зачалась в Белоруссии; эта фамилия прошла через С. Петербург и осела
 временно на хуторе рядом с Волгой в Ярославской губернии. Их хутор сейчас покоится на дне Рыбинского моря в районе Брейтово. Революция и гражданская война разорила полностью семью моего ярославского деда. Дети осиротели рано. Выживая, застряли в двух столицах - в Москве и в Ленинграде. Вообще, жизнь моих предков, которую я раскопал по архивам и воспоминаниям родственников, полна забавными поворотами судьбы и  трагикомическими ситуациями. Много было смеха и слёз. Мой дед, по рассказам моей мамы, отслужив в конце 19 века рядовым в Императорском конвое Его Величества, выкрал мою бабушку из подвенца и умчал её из-под Беловежья в Ярославские леса... стругать хутор и детей. В 1912 году там родилась моя мама - певунья, хохотунья до плясок охочая.  Со стороны отца моего - мужики были коренастыми рассудительными упрямцами: моряки, лесники, солдаты, офицеры армии и флота, бунтари, работяги,  ходоки по далёким землям,  романтики, поэты,  авантюристы, верующие в правду, порядочность, честность,  Большинство  их них полегло под пулями бесконечных войн и революций. После 1917 года часть их осела в Швеции, спасаясь от красного террора.  Те,  кто остался на Родине воевали по обе стороны баррикад - одни остались в Белой Армии,  другие - в Красной. Воевал «брат против брата». Почти все погибли. Те же, кто выживал в этой мировой мясорубке, жили долго и мудро. Мои родители мечтали о большой многодетной семье.
 Я был их первым и последним ребёнком.  Их мечту о многодетности разрушила война 1941 года.
      
 - Вы так хорошо знаете свою родословную, что я не могу не спросить, - а не было ли среди ваших родственников людей знаменитых, известных?
 - Представителей двух ветвей моей родословной - судьба разбросала по всему земному шару. Среди них много интересных, знаменательных людей, достойных художественных сюжетов. Был среди них дед моего деда - гвардейский молодой офицер времён Пушкина. Выполняя приказ, он оказался на сенатской площади, на стороне Декабристов. Его осудили и услали на правый дикий берег Свири. За ним последовала его молодая жена (француженка по происхождению). Он построил большой двухэтажный дом и назвал свою деревеньку символически "Усланка". В этой деревеньке в 1905 году родился мой отец. "Усланка" опустела в войну. К дому моего прапрадеда прилепились ещё семь изб. После войны сруб двухэтажной полуразрушенной изба Ганиных много лет тихо, покорно, безлюдно умирал.  На мысе у деревни Важино почти 50 лет, словно маяк, простоял огромный деревянный крест на могиле Ивана Ганина. По рассказам моей бабушки Анны - Алексей Алексеевич Ганин - вологодский поэт, ближайший друг Сергея Есенина, сын двоюродного брата моего деда, - был расстрелян большевиками-интернационалистами 30 марта1925 года в Бутырской тюрьме в день своих именин, почитаемый как день Святого Алексея - Божьего человека.
      
 - Что-нибудь из написанного Алексеем Ганиным помните? 
 - В своей поэме "Былинное поле" он писал:
      «Гонимый совестью незримой
      За чью-то скорбь и тайный грех,
      К тебе пришёл я, край родимый,
      Чтоб полюбить, прощая всех.
      
  Вместе с ним были расстреляны семь молодых русских поэтов,верных Православию. Алексей Ганин принял смерть в возрасте Христа. Прах его погребён на территории Яузской больницы – в Москве.
      
 - Что заставило Вас уехать из Ленинграда?..
 - Первый раз – война. Я и мама моя оказались  в немецко-финский концлагерь осенью 1941 года.  Второй раз я уехал на Кавказ воспитанником суворовского училища. Служба в ВМС перемещала меня часто вне России. После окончания Ленинградской консерватории - уехал в Киев на Украину. Тогда я ещё не знал, что это - не Россия. Пути-дороги удлинялись: работа по контракту в Монголии, в Сенегале, в Мали, во Франции, в Германии, в Болгарии, в Румынии, в Мексике, в США. Тело моё перемещалось, но душа всегда оставалась в России. Она и сейчас там, на моей любимой Родине.
 - А что Вас заставило перемещаться по  миру?
 - Судьба. Рок. Любопытство. Стремление познать другую жизнь и проверить себя. Его Величество Случай крутил моей судьбой. Моя дорога в США пролегла через Францию. Первоначально я предполагал вернуться в Россию. Но мне предложили преподавательскую работу во Франции. Я выдержал конкурс и согласился. Летом из Франции поехал в США на гастроли. Но стремительный распад СССР изменил все мои планы. От меня отказалась  и Украина и Россия: мне отказали продлить мой заграничный паспорт. Вернуться во Францию к началу учебного года я не мог. Визы устарели. Русское посольство предлагало мне возвращаться в "самостийную Украину", а украинское - выпихивало меня в Россию на том  основании, что заграничный паспорт я получал в Москве. Меня по-хамски отлучили от Отечества.
      
  - Можно представить Ваше душевное состояние...
    Почувствовал себя героем фильма Чарли Чаплина, бегущего вдоль линии государственной границы под пулями пограничников.
      
  - И как же разрешилась эта ситуация?
    США предоставили мне специальную визу "ОО" для высокоодарённых  специалистов.  К тому времени  я был концертирующим флейтистом, Заслуженным артистом Украины. Так я стал гражданином мира с паспортом американца. Будучи музыкантом, с юных лет  меня неудержимо тянуло к сочинительству литературных произведений. В 1997 году я окончательно «завязал» с  эстрадной работой и сменил флейту на писательское перо.
  - Скажите Питер, как, по-вашему: становится ли человек с возрастом лучше, терпимее?
  - С хорошей наследственностью, при обширном образовании, в благополучной семье - да! Человек становится умнее, лучше, добрее, терпимее. Но бывают аномалии. Жизнь - это постоянное усилие - борьба, прежде всего, с самим  собой. Или ты становишься рабом своей похоти, либо - ты господин своей души и тела. Высокая мораль сокрыта в духовности любви. Это - великая тайна нежности; возвышенный праздник души, чародейство, ласковая забота сохранения и продолжения жизни; музыка тела; великий дар Бога, драгоценность без цены, которую надо  бережно хранить в себе до конца мирской жизни. Радость, счастье сердца и души - несравненно сильнее и выше всяких удовольствий тела.
      
 - Скажите, что, по-вашему, ностальгия?
Я люблю всю планету нашу. Но Родина - Мать. Её мы не выбираем. И любим её, любя другие места нашей жизни. И живя на Родине, можно чувствовать ностальгию по любви. Если была любовь, то возникнет и ностальгия. Она - не злость, не горе, а мечта о прошлом. Ностальгия - это сладкая тоска по Родине. Во Франции это называют "рюсс малад" - русская болезнь. В Германии я встречал бывших солдат Вермахта - моих прошлых врагов,  переживших мучительный плен в Вологодской области в лагере для военнопленных в Грязовце, которые со светлой улыбкой  ностальгировали по России. 
  У меня лично - ностальгия - это любовь к России; она подобна любви моей к моей усопшей маме. Любовь никогда не проявляется через  агрессивность к другим людям или странам. Позволю процитировать собственную миниатюру.
      
       «Гуляя по улицам Парижа, нежась на пляжах Флориды, я не могу не думать о тебе. Читая книги, листая газеты, просматривая журналы, ловлю себя на том,
       что болезненно огорчаюсь или неописуемо радуюсь каждому слову, сказанному о тебе. Любую, даже самую приятную беседу, невольным образом
       перевожу в  разговоры о тебе. При мне никому не позволено обижать тебя, моя Родина.  Я могу и подраться за тебя.  Твой певучий язык волнует моё сердце.
       Твоя музыка наполняет волнением мою душу. Я счастлив, что я болен тобой, моя Россия. Моя личная болезнь - ностальгия.

 Моё убеждение: русский писатель должен жить на родной земле. Я вернусь к тебе Россия при всех обстоятельствах.
 
 - Как Вы относитесь к спиртному?
 - Отрицательно! Пьянство это есть добровольное сумасшествие.
      
  - Вы вообще не употребляете алкоголь?
  - Не пью вообще: ни пива, ни вина, ни водки. Только  воду, чаи, соки.
             
  - А кто Вы по Зодиаку?
  - По дате своего рождения - 26 октября, я скорпион. Сам себе чума! Ко всему, что делаю, отношусь с суровой критичностью. Например, при работе с текстом я не могу остановиться в правках: то плохо, то это ерунда!.. Жалю себя как скорпион. Короче: самоед.
      
 - В Вашем доме есть живность, кошка, собака?
 - Нет. Я часто покидаю дом и не имею право оставлять живность без присмотра. Иметь в доме  разумных друзей человека - это большая ответственность. Они не разовые игрушки, а живые существа, требующие заботы и внимания.

 - Скажите, есть ли у Вас кто-то, кому Вам хотелось бы сказать: "Прости меня, я когда-то был неправ..."?
 - Да. Это моя мама.
      
- Совершали ли Вы поступки, которые можно назвать  "хулиганскими", может быть, какие-то драки, приходилось ли "тырить" яблоки у соседей в саду? Или, Вы всегда  были пай-мальчиком,  в  начищенных ботинка, в наутюженных брюках, с нотами под мышкой?
- Никогда не был пай-мальчиком. И яблоки никогда не "тырил", ибо с 1941 по 1947 год не знал, что яблони вообще растут на земле.  В  финском концлагере я "тырил" отбросы с помойки немецко-финской солдатской  столовой. Мы выжили, потому что зимой 41 -го я нашёл под снегом кавалерийское кожаное седло и бочонок кильки. Моя бабушка Аня готовила из перемолотой, отварной кожи седла котлетки, приготовленные в муке из подснежной крапивы. Мороженая клюква и морошка спасли нас от цинги. Запивали отварной настойкой из сосновых шишек и иголок. Так мы спаслись от голодной смерти. Драк в моей жизни было много.  Обо всех драках долго рассказывать. Я бил и меня жестоко лупили.  Со мной многие  даже более крепкие ровесники  избегали задираться, так как дрался я бешено: руками, головой, ногами, зубами, ботинками. Налетал как злая пчела. "Смурной! " - говорили и пятились, указывая пальцем. Обычно кончалось примирением. В суворовском училище усиленно занимался спортом: хоккей, гимнастика, фехтование, плавание, лыжи, коньки, стрельба, футбол, волейбол, городки. Несколько раз видел смерть рядом. Любил участвовать в парадах с карабином наперевес. Обожал курсантский палаш на боку морской униформы.
  - Евгений Петрович, я благодарю Вас за согласие ответить  вопросы.
  - И я взаимно благодарю Вас, Николай, за Ваш талант разговорить человека, за Ваше умение вызывать собеседника на откровенность.

******
Среда, 4 февраля 2004 г.