Дачный эскиз

Евгений Вахромеев
               МАРИШКА
               
               
 
«  Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение
его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент,
и чего он не хочет.
Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
                /Антон Макаренко/ 

Коля, мужчина средних лет, невысокого роста, но кряжист. Коля обладал спокойным нравом и разумной логикой. Всегда уравновешен и трезв в своих высказываниях.
Его две девочки переняли от отца его покладистость и рассудительность. Катя и Даша были погодки – одной десять лет, другой девять без малого… Девочки были неразлучны и ходили всегда вместе.

Есть у них подруга Маришка, очень подвижная и инициативная девочка. Маришка настолько умна, что даже своих взрослых родственников ставила в тупик. Её фантазиям, просто нет предела… Среди своих сверстниц, она считается лидером. Причем, настолько требовательной, что не принимала никаких возражений. И не считалась с чужим мнением.
Годами она старше Кати на три года. Но эта разница в годах не мешала ей, чтобы быть им подругой.  Потому как, малыши в её «команде» считались самыми послушными. 

Девочка она гордая и красивая, всегда любила быть в центре внимания. Что не исключалось и в кругу мальчиков… Где находились, гораздо старшие, которые с удовольствием преклонялись пред её «авторитетом».  Многие мальчики соревновались меж собой за право возить её на мотоцикле…
Маришка всегда добивалась своего, ибо все игры происходили по её неукоснительным правилам.
- Иваныч, представляешь, постоянно она «тусуется» на нашем дворе…
- Да, он у вас очень уютный…
- То-то и оно. И девочки мои её с охотой принимают со всей компанией… Да, ладно, пусть себе играют. Да ведь она ими командует, как какими-то дурочками…
- Ну, зачем ты так, Николай. Им же интересно…
- Да вот, так! Ведь буквально недавно играли на дворе, как пришла наша соседка, Ирина. Она угостила всех девочек конфетами. Так эта Маришка, отобрала у них все конфеты, и пообещала выдавать потом. Представляешь, Иваныч, каково…
Да ладно только это, а то ведь эта «принцесса» взяла и «врезала» пощечину моей Кате…
- Почему так?
- Да кто её поймёт, занозистая такая. Я, значит выбежал Катя плачет. Я схватил Маришку за плечи и давай трясти её…
«Зачем ты её ударила? Поди извинись…»
А она вылупила свои черные глазища, и смеётся прямо мне в глаза. Тут я не выдержал, и не знаю как, сорвался…
« Ты что себе позволяешь, дрянь?  Ты знаешь кто ты есть? Ты…ты… Знаешь почему тебя боятся маленькие дети? Да потому, что ты очень страшная для них… Ты посмотри на себя со стороны, ты же хуже чудовища… Баба-яга, по сравнению с тобой – красавица, просто добрейшее существо…»
 
Я был просто в гневе. И когда опомнился, понимаешь, Иваныч, мне так стыдно стало перед девочками…
Глаза её неожиданно потускнели. Она как закричит, вырвалась от меня и мигом умчалась домой, рыдая на ходу…
Через несколько минут прибежала её бабушка, та ещё «принцесса»… И давай меня во всю улицу отчитывать.
«Что же это Вы делаете с детьми? Разве так подобает себя вести нормальному человеку,  мужчине? Да Вы же только психику будете у них разрушать, а не воспитывать. Как же Вы сможете воспитать тогда своих дочек?»
Она ещё долго высказывала свои упрёки. Потом вся в слезах убежала к себе домой…
Знаешь, Иваныч, я после этого разговора не мог придти в себя. Я понял, что сильно перегнул палку, наговорив обидных слов девочке. Потом я все же извинился перед девочкой. Правда она никак не отреагировала. Буд-то меня и нету… А бабушка её: «Зачем Вы пришли перед ней извиняться?»
А я ей: «А я не Вас, а её обидел…» Вот как бывает, ведь. Сорвёшься, а потом кумекаешь. Но ведь достают же…
- Да, Николай, самая сложная из всех наук, это наука о воспитании.
- Да я-то это понимаю…
- Понимаешь, можно и какими-то нужными воспитательными мерами обидеть ребёнка. Важно, чтобы не унизить его! Не наговорить каких-то унизительных слов, что может сгоряча подвернуться на язык. И очень важно не делать унизительных сравнений с кем-то, или с чем-то. Дети от этого долго страдают…
- Вот и получилось, что я не только обидел девочку, но и унизил её.
- Видишь ли, обидеть можно и достаточно правильными воспитательными мерами. Ребёнок всегда чувственно восприимчив к назиданиям воспитательным. Это, как я понимаю, другая форма. Всё будет зависеть от подопечного, как он воспринимает воспитательные действия. Тут он обидеться может от чего угодно…
Но унизить, это совсем другое дело. И если ты понимаешь, что в какой-то момент ты можешь унизить человека, то лучше воздержаться. И сознательно не прибегать к этому «методу». В таких случаях, лучше пробовать, как-то поменять ситуацию, обыграть её.
- А как, если я весь трясусь?
- Ну и что, это естественная реакция от каких-то действий, которые ты понимаешь, как неправильные. И на эти действия ты не сможешь равнодушно реагировать. Так не получится.
- Так что ж, мне совсем что ли отключиться от проблем?
- Кто умеет, может отключиться от реальности. Чтобы не ощущать этих негативных вибраций, которые вызывают раздражения. Но так будет неправильно, в особенности с целью воспитания детей. Потому как ты не будешь замечать происходящее вокруг. А ты этого не сможешь не замечать. Потому как ты становишься участником событий. А тут ты невольно начнёшь вибрировать, в зависимости от того, что будет тебя задевать.
- Вот! Так оно и было…
- Ведь что получается? Гармоничные события, несут положительные вибрации. И они будут радовать, восхищать, вдохновлять…
- Ага!
- А любое нарушение Гармонии, будет раздражать, вызывать негативные переживания… И ты вполне естественно начнёшь как-то отзываться на такие ситуации, пытаясь вмешаться в неё и оказать воздействие, помощь. Тут-то и нужно оценить свои действия. Ведь каждый шаг, это и есть работа. И прежде всего, над собой. И если, какие-то унизительные слова будут напрашиваться, то, превозмогая собственную обиду, нужно найти более-менее приличные выражения.
Видишь, какая это трудная работа. А что делать, если имеешь контакт с детьми… Важно удержать вот это равновесие, чтобы не сорваться.
Это именно та трудоёмкая работа, которую нужно постоянно делать!
                * * *
Всем Мир и Счастье!