Пианиссимо

Людмила Козлова Кузнецова
                Наталье Толмачёвой,
                бывшей сотруднице Бийского музея 
                посвящается
         
     1.

       Лохматые снежины, похожие на живых обитателей океана, плавали за окнами, вспыхивая в лучах ночного света. Казалось, здание музея, как  сияющий батискаф, движется в глубины  неизвестного. И только гул машин, с обеих сторон обтекающих небольшой  старинный кирпичный особняк, напоминал,   что действие происходит на земле. 
       Музей стоял между двух дорог,  сливающихся  в одну  за мостом  через Бию. Его узорное высокое двухэтажное тело - настоящая сторожевая башня, венчало  знаменитый Чуйский тракт.
       Нея зримо представляла себе, как светящийся поток автомобилей обтекает здание,  наполненное Прошлым, его былями, легендами… Частицы Прошлого драгоценной  алмазной   пылью садятся  на  гудящий  поток  машин  и уносятся  вместе  с  ним  в  бурлящую за  окнами  жизнь.
        Нея любила  музей  как  живое  существо, особенно-художественный зал  на втором этаже. Сейчас здесь  десятками глаз смотрела выставка  картин местных художников – горные  пейзажи, равнинные виды, кусочки леса,  портреты людей. Этот виртуальный  мир  сиял  яркими  красками,  имел особый характер и жил отдельной загадочной  жизнью. Его принадлежностью был и  старинный немецкий инструмент – пианино, стоящее у юго-западного окна. Нея долго искала инструмент и  наткнулась на него совершенно неожиданно в одном из магазинов далёкого Новосибирска. Объёмные звуки хорошо отлаженного и великолепно  сделанного механизма одушевляли его,  и пианино жило в пространстве зала как жемчужная раковина в просторах океана.
       Прикасаясь к чёрно - белым  клавишам  и вслушиваясь,  как мелодия  порхает  по залу  волшебной  птицей, Нея сама улетала вслед за  ней  туда,  где  за  окнами  плавали лохматые  алмазные  создания  зимы.
2.

Сегодня вечером почему-то  всё  было наполнено лёгкой печалью, словно Нея прощалась с этим  уютным залом, святыми глазами картин, старинным  пианино и его летучими мелодиями.  Откуда  пришла  печаль – Нея  не знала, но ощущала её  душой  как большое светлое  облако – прозрачную фигуру,  танцующую вальс зимы, снегопада, ясной  жёлтой  ночи.
       Опустив руки и окунувшись в шелестящие шорохи тишины, сидела Нея  у инструмента. Витая белая решётка на окне, за ней – ритуальные узоры снегопада, огни в  заречной  части города -  вся эта  декабрьская  сказка накладывалась на ритмичный стук больших   настенных часов. Они отмеряли Время  Жизни  всему, что  сейчас  печалилось  и радовалось, двигалось, сияло и  молчало. Нея физически чувствовала  Ход Времени. 
        Вдруг некая посторонняя  нота ворвалась в гармонию тишины и печали. Нея не смогла определить направление звука. Она встала, прошлась по пустынной картинной галерее, спустилась по крутой винтообразной лесенке на первый этаж. Здесь раскинулась вдоль стен экспозиция фауны и древних  племён Алтая.

3.
               
        В полутьме казались живыми, замершими только на минутку, фигуры   медведя, волка, лисы. Выглядывал из-за пня заяц, бежал, выгнув колючую горбушку, ёж, пробиралась в зарослях   калины, сверкая глазами из сумрачных  переплетений ветвей, норка. С правой  стороны  лесной  поляны темнел  островерхий чум, белела горка берёзовых  дров. Ведя неспешную беседу, сидела возле костра семья кочевников.
     Нея прошлась по залу, вглядываясь в полутьму, осязаемо заполненную бывшей жизнью. Тишина висела в воздухе плотно и почти зримо.   
       -Что же это было? Откуда  пришёл  звук? – подумала  Нея.
        И тут звук повторился,   прилетев слабой  волной  со  стороны лестницы. На верхней ступени её деревянной спирали сидел голубь. Услышав шаги, он поднялся в воздух  и закружился в  тесном пространстве, ища выхода.               
       -Как же ты попал сюда? – спросила Нея. Её голос с отзвуком  эха напугал птицу ещё больше. Голубь заметался, скользнул вниз по лестнице и вылетел в  нижний  зал .
     Сердце Неи сжалось, снова почуяв  какую-то далёкую тоску. Она вдруг  вспомнила,  что  есть  такая  примета – перед бедой прилетает птица,  вестница несчастья. 
        -Я  увидела голубя, значит  это знак для меня, - с грустью  отметила Нея..   
        Она вернулась в зал, открыла входную дверь,и  голубь сразу вылетел на улицу – навстречу  холодному  воздуху.

4.

        Нея поднялась на второй  этаж. Легко летя по паркету, приблизилась к любимому  инструменту,  села  на  круглый  стул  и  сказала  вслух:"Пианиссимо, маэстро!"
       Мелодия полонеза нежно и прозрачно окрасила зал, словно акварель гениального художника. Нея  играла и понимала, что скоро, скоро всё это кончится. Почему кончится - она не знала, но с каждым новым  звуком уверенность в этом росла, и  Нея вдруг расплакалась.
    -Почему всегда теряешь то, что  любишь?-глотая слёзы сказала Нея. Никто не ответил ей. Зимний вечер сыпал снегом, сиял огнями. Глухой гул автомобилей был похож на далёкий  голос ветра.               
     Вскоре Нея вынуждена была уйти из музея и зимние сказки, рассказанные старинным инструментом в синих сумерках, улетели навсегда, оживая время от времени лишь в глубинах памяти. Ночной голубь и вправду оказался  вестником  беды.
       Нея приняла новый поворот судьбы как должное - она давно понимала, что её жизнь-это продолжение одного и того же ряда событий: раскулачивание её деда и бабушки, высылка в  Сибирь  отца,  детдом…  Колесо Сансары совершает  свою  вечную  работу -  так  думала  Нея, покидая волшебное здание  музея,  венчающее знаменитый  Чуйский  тракт.  Она  уже  не плакала,  потому  что  её  слёзы  были  подарены тому сказочному вечеру, засыпанному  снегом и  отмеченному   появлением  роковой испуганной  птицы.    


                ***