Построить дом, посадить дерево

Людмила Козлова Кузнецова
Дом  детства
*************
       Закрой глаза в  солнечный  день,  когда  небо  ослепительно  сине,  а  ветер  свободен  и  весел, как  Птица Феникс. Перед  тобой  откроется   светлый  экран.  И  ты  увидишь  бело-розовое  сияние. Это  цветут  яблони  и  черёмуха.  Их  аромат  густ,  свеж  и  осязаем.  Это  аромат  Жизни.
     Травы  ярко  зелены,  но  в  их  сочных  недрах   нет-нет  да  мелькнёт  жёлтая  звёздочка – не то кандык, не то мать-и-мачеха.  Там,  за густым  сиянием  яблонь  увидишь  ты  Дом – большой, такой  знакомый и  красивый.  Прислонись к его боку,  разогретому  солнцем. Помнишь этот запах леса?   Лиственница – это  она,  тёплая  и  уютная. Волшебное  древо, неподвластное  времени. Замри,  прижавшись  к солнечной  стене, и  вечная  сила жизни войдёт  в  тебя,  напитает  каждую клетку. Веселее забьётся сердце, легче станет дышать. Лиственница -  врач. Это  знают  те,  кто  пожил в  доме,  сложенном  из  живого  дерева.
       Пройдёт  много лет,  пройдёт  целый  век, а  лиственница  всё  будет  плакать  смолой,  всё  будет  пахнуть  и  лечить  всех,  кто  живёт в  доме.  Скрипят  ступени, и  просторная  веранда  охватывает  тебя    прохладой,  смешанной с  волнами  яблоневого,  черёмухового,  смолистого  лиственничного  тепла.
       Так  бы  сесть в  плетёное  кресло и  сидеть,  глядя  в  сад, думая  светлую  думу о  счастливой  и  долгой  жизни. С  веранды  почему-то  становятся  слышнее  голоса  птиц: звонко-звонко  -  это  синица,  удивлённо  и  вопросительно – это  иволга,  издалека  -  дробь  дятла,  словно  горох  рассыпали.
     Но Дом  всем  своим живым  существом,  ждёт  тебя. Скрипнут  половицы  в  сенях,  звякнет  ведро  на  лавочке  - и  вот  ты  в  прихожей.  Одна  стенка  в  прихожей  - это  большой  и  тёплый  бок  русской  печки, выбеленный  голубой  известью. Войдёшь,  и  сразу  попадаешь  под  защиту  древнего  очага. Русская  печка,  как  и   лиственный  дом -  живое создание. Её  Дух  всегда  в  Доме. Слышите,  как  пахнет  пирогами
       Через  проём  двери, из  прихожей  видна  кухня – на  столе  стоят  противни со  стряпнёй. Суетится  мать,  пьёт  чай  отец. Вот  и  бабушка  идёт  к  столу. Они   с  твоей  матерью,  как  близнецы – так  велико  родовое сходство. Со  смехом  из  зала  выбегают  твои  братья  и  тоже  садятся  за  стол. 
        Самовар  поёт  свою  песню, вкусно пахнет  чаем,  солнце  играет  в  каждой  чашке, по  потолку  скачут «зайчики». Позже  всех  садится  за  стол  дед.  Обеденная  трапеза  в разгаре, а  в  раскрытые  окна  всё  рвётся  и  рвётся  черёмухово-яблоневый    дух  и  июньская  песня  птиц.
        Обед  закончился,  все  разошлись  по  своим  делам, а  ты  тихонько проходишь  в  зал. Налево – комната  деда  и  бабушки. Направо - комната  родителей. Прямо – две  комнаты. Одна  -  братьев,  другая – твоя.  Зал,  такой  огромный,  всегда  кажется  таинственным и  удивительным.  Много  солнца  на  стенах, на  полу. Половицы  от  солнца  становятся  янтарными, в  солнечных квадратах под ногами как бы течёт  невидимая  река – движутся  причудливые  тени, оживает  рисунок  стекла.
     Зал – это   место,  где  живут  все  предки – вот  фотографии  моих  тётушек, сестёр  матери – все  удивительно  похожи  друг на друга,  портреты  прабабушки  и  прадедушки  по  линии  матери,  фотографии   деда  и  бабушки  по  линии  отца, его  братья,  сёстры,  племянницы. Их  так  много  и все они  обитают  в  этом  большом  солнечном  зале. И  ты  явственно  ощущаешь  их  присутствие.
     Родной  Дом  - это  хранитель  целого рода. Таким  он  и должен  быть.  В  комнате  деда  и  бабушки  всегда  почему-то  тихо, и  кажется,  что  время  остановило  свой  бег.  В  их  комнате  всегда  хочется  спать,  и  как-то  сразу  понимаешь,  что  каждый  человек  имеет  свои  координаты, и  время  для  каждого  течёт  по-своему.
     В  комнате  родителей  наоборот – торопливо  тикают  ходики,  словно  подгоняя  куда-то, напоминая  о заботах  дня.  Братья,  как  всегда, живым  вихрем  перемешали  всё  в своей  комнате и  исчезли  в  недрах  солнечного  дня. Их  голоса  доносятся  в  открытые  окна – братья  уже  на  реке, то ли  купаются,  то ли  неводом ловят рыбу.
    Каждого  помнит  большой  живой  Дом, каждому  есть в нём  своё  место – обжитое  собственное  пространство.
     Там,  где  кончается  сад, с  другой  стороны  дома, растут  берёзы – их  висячие  тонкие  ветви  заглядывают  прямо  в  окна,  словно  лаская и  обнимая   Дом. Прислушайся  -  много  услышишь  ты в   шелесте  новеньких  листьев - в  тихом  говоре  берёз.
     Они  рассказывают,  как  течёт  весенний  сок  под  корой,  как  хочется жить, цвести  и  расти. Они  расскажут,  как  в  летнюю  лунную  ночь  поёт  соловей,  словно  рассыпая  хрусталь  Луны и  вновь  собирая его в  причудливые  орнаменты.  Как  пахнет  дикими  пионами  ветер,  прилетающий с  гор на  рассвете,  как  шумит  большая  июньская  вода  взбунтовавшейся  реки.
         Мне  кажется,  в  таком  Доме  будешь  жить  вечно  и  никогда  не  умрёшь.
        Это  Дом  Моего  Детства.

Дом   мечты
***********   
               
         Есть на Алтае  знаменитый  город-курорт  Белокуриха. В  аккуратной ладони уютной предгорной впадины живёт своим  порядком  этот  игрушечный   городок  -  всего  несколько  десятков  многоэтажек  да  несколько  сотен  поселковых  домов с  огородами. На  заднем  плане, на взлёте  горных  склонов,  паря  над  городом,  сияют   купола  церкви.
     Вечнозелёные  сосны  бродят  по  улицам  городка, даря  свой  целебный дух  каждому,  кто  гостем  или  хозяином  попадает  в их  владения.
     В  восточном  и  южном  направлении  город,  как  живое  существо,  срастается с  крутыми хвойными  склонами гор в  одно  целое, в  северном  и  западном  направлении  город  выбегает  в  бескрайнюю предгорную  степь  и  теряется  в  ней.
     Когда подъезжаешь  к городу,  ещё  издалека – с крутого  увала  видишь  фантастическую  картину – ожившее  полотно Рериха.  Островерхие,  увенчанные  камнями – изваяниями, синие  вершины, набегая  друг  на  друга,  громоздясь  живыми  замками, уходят  в  бескрайнюю  Страну  Беловодья.   
    В ослепительных лучах  солнца мерещатся  или  на самом  деле  сияют  жемчужные  белки  молодого Алтая. Летучие  облака  сидят, как овцы,  на  вершинах.
       С  западной  стороны,  там, где  город,  поднимаясь  на  крутой  увал,  выбегает  в степь,  там,  где  ещё  стоят  одиночные  сосны, я  построю  свой  Дом, в  котором  буду  жить  долго и счастливо,  каждый  день на рассвете  приветствуя  горы,  степь  и  городок,  раскинувшийся  внизу, и  видимый  мне  до  последнего  домика, до  самого  малого  ручья.
       Мой  Дом  - это  трёхэтажное   небольшое строение  из  белого  кирпича.  На  первом  этаже – зал  для  гостей, сауна,  кухня и  гараж.
       Второй  этаж – это  библиотека,  рабочий  кабинет  и  место  моего  постоянного  обитания – большая  солнечная  комната с окнами  по  всему  периметру.  Компьютер, книги, рукописи  и  мои  фантазии   постоянно  живут  в этой  комнате, словно  живые  существа.
    Это  место, откуда  для  меня  начинается  и  творится,  каждый     день  заново,  невероятный   мир    планеты   Земля. В  дождливые  дни  и зимой здесь всегда пляшет в  камине  настоящий  огонь. Его  горячее  дыхание - это  Дух моего Дома. Ткань огня притягивает из  пространства  планеты  и  космоса   излучения,  так  необходимые  человеку.
     Большие  окна  по  всему  периметру – это  окна в  живой  мир. Благодаря  им  я  могу  жить  в  центре  снегопада,  когда  огромные  снежины  медленно   падают,  кружась  и  целуя  горячие  стёкла,  обжигаясь  и  тая.  Я  буду в  центре  вьюги,  которая  так любит  петь,  стучась  в  жилища,  убаюкивая  и  что-то  обещая.
     Весной  и  летом  настежь  открытые  окна  впустят  в Дом  вольный  ветер гор, мшистый  аромат  ущелий, сосновый дух  склонов, дикий  ни с  чем  не  сравнимый  запах  папоротника, весёлый  гомон  птиц  и  быстрый  говор  горной  речки  Белокурихи. Её  быстрые  радоновые струи   скачут с  камня  на камень  и  выговаривают  что-то. Надо только  знать, на  каком  языке.
        Но  ничто  не  сравнится  со  сказкой  Осени  в  Алтайских  горах. Красными, оранжевыми, золотыми, густо-жёлтыми, малиновыми, бордовыми  мазками на хвойно-зелёном  фоне  полыхают  горы в  сентябре. В  каждом  окне, куда ни глянь,  повсюду  яростное  великолепие и  буйство  красок. Небо  ярко-синее  и  глубокое  без  единого  облачка. Густо,  пряно  и горько  дышит  полынью осенняя  степь. Её тёплое дыхание  смешивается  с    невесомым  духом  гор.
     В  воздухе  летают  паутинки,  сверкая  мгновенно  и весело,  обещая  долгое  тепло,  сушь, шорох  листопада, и словно приносят на  себе  высокий  звон  журавлей.
     И  в с ё   э т о  входит в  мой Дом, окружает  меня со всех  сторон  - это  и есть  живая жизнь  на  живой  планете. 
       Такого  Дома  нет,  но  он  всё же   есть, и  я   живу   там   прекрасной жизнью,  совсем  не  похожей  на  ту,  которую  все  считают  реальностью.

Воспоминания  о  будущем  Доме
********************************

       В  своей  следующей жизни  я  буду  рождена  в  Индии. Ну, если не в Индии, то  точно  -  на  берегу  океана.  На  высоком  утёсе  я  вижу  мой Дом,  вернее,  Дом  моих родителей -  огромный  замок  из  белого  камня.
     Восемь  полированных  узорчатых  колонн,  словно  живые  стражи, охраняют  вход. Над  колоннами,  на  фронтоне  здания – скульптура  Летящей  женщины. Кто  она – богиня,  святая  или  земное  и грешное  создание?  Я  не  раздумываю  об  этом,  просто  знаю,  что  люблю эти  мерцающие  колонны, эту белоснежную  Фею,  всегда  Летящую  в  синеве.
    Прищурив глаза,  я  долго  смотрю  на её  лёгкий силуэт,  и  быстрые  облака  создают  полную  иллюзию  полёта - моя  Фея летит,  касаясь  жемчужных  летучих  облаков. И я  лечу  вместе с ней.  Рядом    внимательно смотрит на  меня лохматое чудо – мой хранитель, «кавказец» Джульбарс.
    Ступени,  напитанные солнцем,  сами несут меня внутрь  замка. Я  очень  люблю  мой  Дом,  но  он  так  огромен,  что я  в  свои  семь  лет  так  и   не знаю  его до конца.  В  его  бесчисленных  залах  и  комнатах, уходящих  то  прямо  вдаль,  то вправо, то влево, я  ориентируюсь  как в  лесу,  по  какому-то  внутреннему  чувству – я  всегда  знаю, с какой  стороны  находится  океан.
    На  первом  этаже  много  интересного -  там  кухня,  склады, гаражи,  оранжерея. Там  всегда  кипит  бурная  жизнь.  Особенно  я  люблю  бродить  в  оранжерее.  Там  цветут  северные  розы,  которых нет  здесь,  на юге.  Там  в прохладном  месте  на  каменной  почве  растёт  кедр,  извилистая  карельская  берёза - странное  создание  севера. Когда  я глажу  руками  шершавый  ствол  кедра,  утопаю в его  смолистой  ауре, мне  кажется  - я  давно  знаю  это дерево,  может  быть,  сто лет.  Но  сегодня у  меня другая  цель.
       Из  огромного зала  для  гостей  мы с Джульбарсом  на  лифте  поднимаемся  на  второй  этаж и  через  коридор  попадаем в  голубой  зал. Рельефный  цветочный  орнамент  стен, резная  мебель,  каменный  ажурный  стол  в  центре  -  всё  голубое. Свет,  падающий  сверху  каким-то  хитрым  способом,  окрашивает   голубизной  даже  воздух. Направо – незаметная  дверь. Это  кабинет  отца. Рядом – двери  в  библиотеку  и   спальню.  Мой  отец – учёный.  Он   потомок  древнего  рода. Наш  дом  -   это   его наследство.  Отец  постоянно  занят,  ему не до  меня.  Я  люблю  отца, но  он  всегда  так  серьёзен,  что    я    побаиваюсь  его  внимательного  взгляда.
    И  бегом,  бегом,  по  лабиринту  коридоров  я  перемещаюсь  в  зелёный  зал.  Здесь  обиталище  солнца -  через  огромные  резные  окна  его  лучи  высвечивают  каждый уголок  зелёного царства.   Здесь  всё  зелёное -  и стены, и колонны, и  мебель, а  самое  главное – это «сады Семирамиды»  -  висячие  причудливые  растения  обвивают  колонны,  узорят  стены,  вьются  вокруг  ножек  яшмового стола. Налево в стене  витражная  и  тоже  зелёная  дверь. За  ней -  мамина  светлица  и  спальня.   Я  так  люблю  сидеть  и  смотреть,  как она рисует  свои  картины. На  них  -  море,  лёгкие  корабли плывут из  дальних  стран,  полные  загадок  и  тайн.  Я  часами  могу  наблюдать,  как  под  маминой  рукой  оживают  волны,  паруса,  солёные  брызги  на  камнях,  чайки  и  морской  ветер.
       Но  сегодня  я  бегу  дальше через  картинную  галерею.  Здесь  можно  бродить   и  неделю,  и месяц, рассматривая  и  пытаясь  разгадать    её  живые  полотна. Одни  смотрят  на  меня  из  глубоких  рам   глазами  моих  предков. В  других -  открываются  морские  дали, горные  невиданные  страны,  малиновые  восходы, тихие  закаты,  когда  солнце  разливается  по  горизонту, охватив  полнеба  багряным  сиянием.
       Помахав  им  всем  рукой, я  вместе  с  Джульбарсом   спешу в  боковой лабиринт, где  снова  в  хитроумном  лифте мы едем  как  в метро, а потом долго поднимаемся на верхний этаж. Лифт  открывается, и  мы  по  витой  лесенке   поднимаемся  в  солярий. Это  моё  любимое  место. Здесь  небо  совсем  рядом  -  кажется,  можно  потрогать  рукой  облака. Там,  вдали на  фронтоне,  я  снова  вижу  мою Летящую  Фею, улыбаюсь  и  машу  ей  рукой. Джульбарс  весело  носится по  тёплым  плитам,  скачет  вокруг  меня.  Сейчас я  сяду  в  моё  цветное  кресло,  и  мы с  Джульбарсом  будем  слушать  океан.
     Его  голос  -  это вечная  песня  необъятного Пространства  и  бесконечного Времени. Мой  Дом  откликается  на зов  океана, вбирает  в себя  его песню,  сливаясь  в  единое  целое  с  миром Земли  и  всего  Космоса. Я становлюсь маленькой частицей Вселенной и  одновременно  неотличимым  от  неё  всемогущим   существом.
Я знаю,  что  это  будет, и  мой  друг  Джульбарс  уже  ждёт  меня   там,  в  огромном   белом   замке, над  которым    мчится  в  облаках  Летящая  Фея. 


                ***