Кто виноват?.. Часть третья

Лия Соколовская
     Ксана проснулась рано утром и не сразу поняла, где она находится: машина стояла в лесу, серебром поблескивали сугробы, нет ни снега, ни ветра, по ясному голубому небу свершало свой путь солнце. И это все вместо мрачной камеры и метели за окном!
     Виктора и Алика нигде не было видно. Ксана потормошила за плечо спящую подругу:
     - Вставай, как можно спать в такой день?
     - «Такой» - это какой? – еще не понимая в чем дело спросила Алла. – Ой! Как это мы здесь оказались? – удивилась она.
     Ксана только улыбнулась в ответ – она несколько раз просыпалась ночью и помнила, как Алик принес в машину ее, потом Аллу; как Виктор говорил что-то дежурному у ворот; как заезжали то в магазин, то еще куда-то – видимо, на квартиру Алика; как он и Виктор по очереди всю ночь гнали машину по темной трассе…
     - Что же это… мы сбежали? – спросила Алла.
     - Ты боишься?
     - Нет, просто как-то странно…
     Немного помолчав, она сказала:
     – Ксана!
     - Что?
     - Спасибо, что и меня взяли!
     Ксана обняла подругу.
     - Я же не могла без тебя уехать! Но я тут ни при чем – благодарить надо Алика и Виктора.
     - Виктор? А кто это?
     - Сейчас узнаешь… - и Ксана рассказала подруге о событиях прошедшей ночи.
     Рассказывая, она сама удивлялась – как же они смогли сделать т а к о е? Как все получилось? Конечно, огромную роль здесь сыграл Виктор – он провел Алика на территорию колонии; он увез их на своей машине, которую, конечно же, никто не осматривал на выезде. Но как Алик смог незаметно вынести ее, а потом еще и Аллу? Это не так просто. Хотя… не зря же они выбрали именно эту – новогоднюю ночь. Наверняка конвой в нарушение всех инструкций выпил и к тому времени все крепко спали. Да и Алик был переодет в форму конвоира, никто бы не удивился, встретив его в коридоре. И все же – невероятно, невероятно! Так просто – и свобода! Но что будет теперь? Ведь их будут искать! Отсутствие двух осужденных обнаружится уже на утренней перекличке и тогда… Впрочем, наверное, Алик все продумал… Ксана практически не волновалась.
     Вскоре  вернулись Алик и Виктор – они искали место, где лучше поставить машину – и показали девчонкам их новое место жительства: небольшой, видно заброшенный, но ухоженный домик в глухом лесу. «Наверно, это сторожка лесника. – Подумала Ксана. – И как они ее нашли?»  Сразу же Алик предложил им переодеться – ночью в магазине они накупили разной одежды. Ксана и Алла очень обрадовались – наконец-то они могли снять одинаковые темные костюмы, которые выдали им в колонии три года назад… Правда, Алик и Виктор покупали одежду «на глазок», поэтому кое-где было тесновато, а что-то, наоборот, велико. Но главное, что они предусмотрели все: белье, колготки, брюки, свитера, теплые куртки, сапоги… Все вещи были теплые, красивые, нежных тонов – видно было, что выбраны они с любовью и заботой об их будущих хозяйках.
     Одевшись, они вышли в другую комнату, где их уже ждали. Алик нежно поцеловал Ксану, Виктор и Алла тепло улыбнулись друг другу…
     Весь день они гуляли по лесу. Сначала шли вчетвером, потом как-то естественно и незаметно для самих себя разделились на пары. Ксана шла рядом с Аликом, держала его под руку. Через глубокие сугробы он переносил ее на руках и говорил, что так же понесет ее к венцу.
      А еще говорят, что любви нет! И что совсем не может быть, чтобы преуспевающий бизнесмен полюбил не самую красивую и вовсе не богатую, ничем не выдающуюся обычную девчонку – такую, каких много. Полюбил, устроил побег из тюрьмы и предложил ей руку и сердце… Это как в сказке про Золушку. Но для нее, Ксаны, эта сказка сбывается – Золушка станет Принцессой!
     Внезапно Алик остановился, обнял Ксану за плечи.
     - Что случилось? – спросила она.
     - Ничего. Просто я хочу тебя поцеловать…
     Ксана весело засмеялась, потом спросила:
     - Скажи, почему ты меня любишь?
     Алик посмотрел ей в глаза и ответил:
     - Потому что ты – это ты! – и он долго и нежно целовал Ксану среди сугробов…
     Постепенно темнело.
     - Пойдем домой. – Сказала Ксана. – Холодно уже…
     Алик взял ее за руку и они пошли в ту сторону, где еще в начали прогулки скрылись Алла и Виктор.
     - Где же они? – сказал Алик, когда они прошли уже порядочное расстояние. – Может, покричать?
     - Тише! – Вдруг потянула его за рукав Ксана. – Не надо кричать. Смотри!
     В нескольких метрах от них Виктор целовал Аллу, а она весело и нежно смеялась в ответ.
     Они вернулись с прогулки, когда уже совсем стемнело и на небе зажглись первые звездочки. Алик и Виктор затопили большую русскую печь, стоявшую посередине домика и снова ушли – заготовить побольше дров для топки – а девчонки принялись готовить ужин.
     - Ксана, - осторожно начала Алла, когда они остались вдвоем. – Я хочу тебе кое-что сказать.
     - Что же? – спросила Ксана, аккуратно нарезая колбасу. – Говори!
     - Знаешь, кажется я… люблю его… ну, Виктора… – с трудом проговорила они.
     Ксана отложила нож и внимательно посмотрела на Аллу.
     - Кажется или любишь?
     - Ну… кажется, люблю! – ответила Алла и они засмеялись.
     - А если поточнее? – спросила Ксана.
     - Ну, я не знаю как объяснить… Когда я вижу его, то… - Алла развела руками, показывая невозможность объяснить словами возникшее в ней чувство. – Ты меня понимаешь?
     - Понимаю… - мягко ответила Ксана.
     - Ну, так что же? Что ты об этом думаешь?
     - Это хорошо!
     - Да?!
     - А что может быть плохого, если ты любишь его и он любит тебя? В этом нет ничего страшного!
     - Так ты думаешь, они меня любит?
     - Знаешь, мне так показалось! – Ответила Ксана и обе засмеялись.
     - Что-то они задержались, тебе не кажется? – спросила Алла.
     - Вот они, идут. – Сказала Ксана, посмотрев в окно.
     И правда, аккуратно сложив нарубленные поленья у входа, в домик вошли Виктор и Алик.
     - Чем порадуют наши хозяюшки? – весело спросил Алик.
     - Эти милые хозяюшки, - смеясь, ответила Ксана – никогда не готовили в русской печке!
     - Да и вообще они готовили последние три года! – подхватила Алла.
     - Так что неизвестно, будете ли вы удовлетворены нашими кулинарными способностями!..
     - Будем! – Ответил Виктор – он уже успел схватить со сковородки кусочек жареной картошки. – Очень вкусно!
     Потом они сели ужинать. Алик открыл припасенную бутылку вина. В этот вечер в маленьком, затерянном в глубине леса домике горел огонь в старой печке, звучал смех и звенели найденные ими стаканы, провозглашая тосты за свободу, за дружбу, за любовь…
После ужина они вышли на улицу – танцевали вокруг красивой елочки, зажигали бенгальские огни… Так они провели первый день Нового года.


     Ночью Ксана проснулась от каких-то звуков на кухне. Осторожно, чтобы не разбудить Алика, она встала и вышла из комнаты. На кухне тихонько плакала Алла. Ксана подошла к ней:
     - Что случилось? Где Виктор?
     - Он спит. – Ответил Алла, вытирая слезы.
     - Он обидел тебя?
     - Нет, - засмеялась Алла. – Наоборот, я счастлива.
     - Почему же ты плачешь?
     - Сама не знаю… Но ты не беспокойся, все хорошо…
     - Правда?
     - Да! Но это все как-то странно и непривычно… Мне кажется, что он не может меня полюбить…
     - Почему?
     - Так… Подумай сама: ему 28 и она начальник колонии, а кто я? Уголовница!
     - Не говори так! Знаешь, Алла, я и сама так думала про Алика – он старше меня, у него бизнес, а я кто? А оказалось, что это вовсе не страшно… - Ксана взяла пачку сигарет, прикурила. – Алла, они хорошо понимают, что если отбросить все эти «достоинства», пугающие нас, то кому они будут нужны? Только нам. Они любят нас по-настоящему, не меньше, чем мы любим их. Это так. – Ксана затянулась, повертела в руках сигарету, рассматривая золотой ободок. Алла отвернулась – она не выносила сигаретного дыма.
     - Ты веришь мне?
     Алла утвердительно кивнула головой.
     - А вообще, - продолжила Ксана – это все правда удивительно: вчера был Новый год, праздник и побег… Мне до сих пор не верится, что мы сбежали… Как представлю, что сейчас были бы в камере! А к этому дому я уже привыкла, хоть мы здесь всего один день… столько событий! Никогда не думала, что со мной может произойти т а к о е! А тебе нравится здесь?
    - Да, да! Очень! Я так счастлива! Счастлива здесь, с тобой, с Виктором! Как хорошо, что вы взяли меня с собой! – Она порывисто обняла Ксану, забыв даже о сигаретном дыме.
    - Я же не могла тебя оставить! Ты помнишь: выйти о т т у д а мы должны вместе…


     День проходил за днем… Они решили на время остаться в домике. Собственно, решения, как такового, никто не принимал – все получилось само собой. Затерянный в лесу маленький домик казался им идеальным укрытием до того момента, пока они все не смогут уехать отсюда. Виктор каждый день ездил на работу – там он как-то законно объяснил исчезновение Ксаны и Аллы. На всякий случай – если их вдруг начнут искать – машину Алика всегда держали рядом с домом, девчонок одних старались не оставлять и в город не брали. Продукты и все необходимое привозили из города или ближайшего поселка.
     Все были счастливы в этом лесном домике и только Виктор все чаще заводил разговор о том, что пора уезжать. Алик в ответ обычно отшучивался и переводил разговор на другую тему. Чувствовалось, что ему становилось не по себе в такие момент, но никто не спрашивал в чем дело. Все решили, что ему просто нравится это пока вполне безопасное место, да и девчонки упрашивали Виктора подождать с отъездом. И снова шли счастливые дни…


     Однажды Алик взял машину Виктора – он ехал в город по делам. А Виктор поехал на его машине за продуктами в поселок. Вернулся он расстроенный и на вопросы Аллы «Что случилось?» сказал:
     - Случилось то, что Алик мне голову оторвет и вместо колеса на машину поставит!
     - Почему? – засмеялась Алла.
     - Колесо-то я проколол! Дорога такая… А ему эти колеса по спецзаказу делали…
     - Вот как…
     - Придется завтра в городе такое же заказать. А это я пока подкачал, заклеил и так оставил. Совсем и не заметно… Не буду пока ему ничего говорить, вот поменяю, тогда и признаюсь.
     К обеду Алла и думать забыла о колесе, Виктор этому просто значения не придавал, а Ксана и не слышала их разговор.


     Через несколько дней после обеда Виктор спросил Алика:
     - Ты узнал про документы?
     - Ну… - замялся Алик. – Почти…
     - Так когда же мы отсюда уедем?
     - Когда рак на горе свистнет… - попробовал отшутиться Алик.
     - Оно и видно… - недовольно пробурчал Виктор.
     - Куда ты так торопишься? – спросила его Алла.
     - Куда? Подальше отсюда! – завелся он. – Вы понимаете, что нам всем здесь угрожает? Я езжу на работу и официально подкрепляю документами сказочку о том, почему вас – указал он на девчонок – нет в колонии. ВЫ не забыли, что двадцатого февраля этап?
     - Что ты такое говоришь? – накинулся на него Алик. – Ты сам-то это понимаешь? Придумал сказку – и ладно! Кто ее проверять станет?!
     - Это тебе легко говорить! Ну, положим, до проверки никто этим не заинтересуется. Но мало ли что? А их родители? «Свиданки» и все такое… Да тут любая случайность!..
     - Мой отец вряд ли станет меня искать! – перебила его Алла.
     - Алик посмотрел на нее:
     - Я… наводил справки… Алла, твой отец… он умер в прошлом году…
     - Да? – тихо произнесла Алла. – Что ж… Ну не смотрите на меня так! – Вдруг крикнула она. – Я знала, что так и будет! – она вышла из комнаты.
     - А Ксана? – уже помягче спросил Виктор.
     - Ее мать давно уехала отсюда…
     Ксана вздохнула:
     - Значит, она меня так и не простила… - сказала она и вышла вслед за Аллой.
     Они сидели, прижавшись друг к другу.
     - Странно… - сказала Алла, вытирая слезы. – Он умер… Хотя в последние годы он не был хорошим отцом… - усмехнулась она – мне как-то не по себе… Раньше, когда он не пил… когда еще была жива мама он очень любил нас обеих… А у тебя что?
     - Помнишь, я говорила тебе о маме? Мы никогда не понимали друг друга… И вот теперь она уехала, давно уже уехала из города… Она не простила мне того, что я попала в колонию. Считала, что я опозорила нашу «аристократическую» - состроив гримаску, передразнила она мать – семью. Вот так…
     - Что это? – спросила вдруг Алла.
     Девчонки прислушались: в соседней комнате продолжался спор.
     - Где документы? – кричал Виктор. – Когда они будут? Что ты молчишь? Отвечай!
     - Хорошо! Я скажу! Документов нет! Не было, нет и не будет! И никто их нам не сделает! Я не смог договориться! Мы не можем никуда отсюда уехать! – признался Алик.
     - Да ты что? Ты что?.. – Виктор  был просто ошарашен этим заявлением. – Как же так? Ведь ты же говорил, что все будет в порядке! Что мы уедем отсюда! Что у тебя уже все готово! Ты же рисовал черты и говорил это!
     - Говорил… Это неправда… Я тебя обманул! Я всех обманул! Я не знаю, что на меня тогда нашло… Я думал, что все получится, все будет просто! Но оказалось, что это не так… нет документов…
     Он заметил стоявших в дверях девчонок, подбежал к Ксане и встал перед ней на колени. Целуя ей руки, Алик говорил:
     - Ксаночка, милая, прости меня… прости меня пожалуйста… Я обманул вам, я тебя обманул! Прости меня… Мы никуда не можем отсюда уехать, я ничего не могу сделать… Прости меня, ласточка, прости меня!
     - Что ты, Алик, не надо! – Ксана обняла его, подняла с пола. – Что бы ни было – я же тебя люблю. Здесь так хорошо… Не надо торопиться! Как-нибудь все устроится… Разве тебе не помогут?
     Алик отвел глаза:
     - Я… провалил одно дело… и не развязался с ними…
     - Что?! – Крикнул Виктор. – Да ты понимаешь, что это значит?! Ты… ты… я не знаю, что и сказать!
     - Ну что ты от меня хочешь? Я не знаю, что делать!
     - Я тебе скажу, что делать! Улаживать дела! Чем скорее, тем лучше! Прямо сейчас! Что ты стоишь? Поезжай!!!
     - Хорошо! Я еду! Еду!
     - Давай! И побыстрее!
     Алик быстро вышел из домика, сел в машину, повернул ключ в замке зажигания… Сквозь неоттаявшее заднее стекло он смутно видел, как из дома выскочил Виктор и закричал ему что-то, замахал руками. Вслед за ним выбежала Ксана… милая Ксана… ласточка…
    - Да, я должен все уладить, должен вытащить их отсюда! Раз начал, я должен все устроить!
     Алик резко газанул, машина рванулась с места, спустилось колесо и она вильнула раз, другой, и прежде чем Алик понял, что произошло, съехала под откос прямо в реку, покрытую толстым слоем льда… Минута -  и машина скрылась под водой…
Виктор застыл с поднятыми руками… Ксана вскрикнула и побежала к реке, прыгнула в холодную воду… Она видела, как машина плавно опускается все ниже и ниже, как Алик дергает дверцу машины, как она заполняется водой… И почувствовала, как образовавшийся водоворот затягивает и ее… Вдруг чьи-то сильные руки вырвали ее из этого водоворота… Это был Виктор. Он вытащил ее на заснеженный берег… Было ужасно холодно, но ведь дело не в этом… Алик…
     - Дверцу! Заклинило дверцу! – едва дыша прошептала Ксана.
     - Иди в дом! Иди! Я помогу ему! – ответил Виктор и скрылся под водой.
Ксана побежала в дом, обняла Аллу и заплакала… Только теперь она поняла, ч т о случилось…