Свет в ночи или большое путешествие Оули

Нейфа
Тонкая плёнка лопнула, и два любопытных глаза, прищурясь, уставились на вспыхнувший зелёный мир. Беспокойная бабочка-подёнка, пролетая мимо, воскликнула: – О, ули… – и исчезла, не закончив фразы.
- Оули… Это меня так зовут, что ли? – из быстро высыхающей икринки на свет выбрался крошечный улитёнок. – Ничего себе имечко!
Он поднялся по стеблю на самый верх растения, расположился в розетке листьев и принялся изучать мир в котором ему предстояло жить. Мир был ЗЕЛЁНЫМ, пёстро-зелёным и шумно-зелёным. Шумело и пестрело всё: трава, цветы, жуки, пчёлы, стрекозы и бабочки.
- Как же интересно! Хочу всё-всё узнать об этом! – воскликнул улитёнок, и торопливо пополз вниз.

- Ох, малыш, – ласково обратилась к нему большая улитка, сидевшая на  одном из нижних листьев, – Куда же ты собрался?
- Хочу всё-всё узнать об этом мире, – ответил улитёнок, скользя вниз.
- Кхе-кхе! – ворчливо отозвалась ещё одна ОЧЕНЬ большая старая улитка. – Не успеют вылупиться, как подай им весь мир на блюдечке. Лучше спроси у старших, как и что. Мы всё знаем, всё расскажем. И незачем куда-то торопиться, набивать шишки…
- Подожди, ты должен подрасти, ты ведь такой маленький и беззащитный, – ласково сказала большая улитка.
- А что для этого нужно сделать?
- Много и хорошо кушать! – отрывисто произнесла третья улитка. – Мы с мамой не для того нашли этот прекрасный стебель крапивы, чтобы наши дети жили впроголодь и забивали голову ненужными фантазиями. Посмотри на своих сестёр и братьев, и делай так же, – улитка замолчала, продолжая трапезу. Оули поднял голову. И в самом деле, около десятка маленьких улиток торопливо жевали нежно-зелёные листочки, на которых и сидели.

Оули нехотя пополз наверх в свою розетку, так же нехотя принялся за еду, но потом процесс жевания увлёк и его самого. Он до вечера только и делал что ел. Последние лучи солнца заскользили по оранжевым макушкам деревьев, когда сытый и сонный Оули, сказал сам себе: – Да, наверное, старшие правы. Самое главное в жизни – это хорошо покушать! Он спрятался в свою окрепшую за день раковинку и уснул. Ночью, внезапно проснувшись, Оули недоумевающе огляделся,  высунув любопытные рожки-глазки из-под раковины, и хотел уже снова спрятаться и предаться сну, как внимание его привлёк странный слабый свет где-то в глубине леса. Он был неровным, мерцающим и таким загадочным, что Оули стряхнул остатки сна и потянулся навстречу свету.

- Как красиво, – завороженно пробормотал он, – Я непременно должен узнать, что там такое. Но я же ещё такой маленький… такой слабый… Неужели мне полжизни придётся провести за едой, толстеть и расти, прежде чем смогу пуститься в путь? Но этак и вовсе обленишься. Нет, уж, лучше я отправлюсь прямо сейчас. Подрасти можно и во время пути.
Оули снова пополз вниз, когда до земли осталось совсем немного, раздался голос ОЧЕНЬ большой и старой улитки: – Неблагодарное дитя! Твои родители нашли самый сочный, самый большой куст крапивы, чтобы дать своим детям самое лучшее, а ты… убегаешь под покровом ночи.
- Я не могу ждать, – печально ответил Оули, ему и в самом деле было немного стыдно, – Но боюсь, что пока я буду есть и расти, слишком много времени пройдёт впустую. Я должен узнать всё-всё об этом мире.
- Всего не может знать никто, – назидательно сказала ОЧЕНЬ большая улитка.
- Тогда расскажите то,  что Вы знаете об этом мире, и эту инфор… ин-фор-мацию мне не нужно будет собирать по крохам.
- Мир  - это… Ну как тебе сказать…  Все так сложно…  Ах, малыш, когда-то и я была молода и любознательна, мне казалось, что я всё успею, но, увы! – жизнь катится к закату, а как много не успело исполниться! – Старая улитка всхлипнула, – Я даже мемуары не взялась написать, чтобы передать свой опыт молодёжи. Сначала я сама была юна и несмышлёна, а потом всё некогда, некогда…
- Понятно, – сказал улитёнок и снова пополз вниз, потом вдруг остановился и с надеждой спросил, подняв глаза на улитку: – Ну, может быть, Вы хотя бы знаете, что за свет там в лесу. Он такой…   Такой загадочный!
- Он всё ещё горит, этот свет? – удивилась улитка, – Он мерцал во времена моей молодости. Как приятно, что есть вещи, остающиеся неизменными во все века.
- Вы видели этот свет и не отправились на поиски знания?  – Оули опешил.
- Увы! Увы! – захныкала старая улитка.
Больше не говоря ни слова, маленький путешественник шлёпнулся на землю и пополз, не оглядываясь на родной дом.


*  *  *
Огромная пёстрая птица спорхнула с куста и преградила дорогу уставшему улитёнку.    Она забавно склонила голову набок и нерешительно спросила: – Извините, Вы случайно не большая мохнатая гусеница? У меня совершенно испортилось зрение, я плохо вижу…
- Гусеница? – испуганно переспросил Оули, и отчего-то ему захотелось спрятаться в свой домик. Вместо этого он вытянул свои рожки и немного угрожающе поводил ими, чтобы чудовище поняло, что и он не так-то прост и беззащитен. – Я Оули! Улитка и путешественник!
- Жаль, жаль. Потому что если бы вы были гусеницей, я бы вас склевала. А теперь я осталась без завтрака.
- И вам совсем не жалко этих бедных гусениц? – сердито спросил Оули.
- Жалко? Мне жалко? – удивилась птица. – Однажды случилось вот что:  полчища гусениц    напали на наш лес, не встретив никакого сопротивления. Они двигались очень быстро и поедали все на своем пути. Вскоре на деревьях не осталось ни листочка, они стояли голые и не могли защитить подлесок от палящих лучей солнца. Погибли все ягодники, а вместе с ними разные птицы, насекомые, улитки. Высохли большие лужи, где резвились головастики и стрекозы. В общем, это было настоящее бедствие, а все потому, что в нашем лесу эти отвратительные волосатые создания по вкусу только нам, кукушкам. И нас так мало!

- Вот это да! –   уважительно отозвался Оули, – Я непременно запомню Вашу весьма  поучительную историю.
- О нас, о кукушках идёт дурная слава. Только и знают, что мы подбрасываем яйца в чужие гнёзда, оставляя детей на воспитание другим птицам, но ведь у нас так много работы, что на детей просто не остается времени!
- Ну, насчет воспитания детей ничего не могу сказать  – я и сам ещё ребёнок,  – пискнул Оули.
- Кто же отпустил такого малютку как ты, в полное опасностей путешествие? – птица наклонила голову очень низко, и Оули мог рассмотреть золотистый глаз и острый клюв кукушки. Он поёжился.
- Я сам. Видите ли, просидеть всю жизнь на стебле крапивы  и посвятить себя еде мне не хочется. Я мечтаю узнать хотя бы что-нибудь об этом мире. Раньше мне казалось, что я смогу узнать о нём всё-всё, но это не по силам маленькой улитке. Я ползу и рассматриваю этот мир, слушаю всякие истории, чтобы потом рассказать их ещё кому-нибудь.
- И много историй ты уже знаешь? – с нескрываемым любопытством спросила Кукушка.
- Пока только две. Я ведь только сегодня ночью покинул родной дом.
- Какие? Расскажи, только говори громче, я не очень хорошо тебя слышу!
- Одна из этих историй – Ваша. А вторую рассказала мне бабушка, но она скорее грустная, чем интересная. Дело в том, что в юности бабушка тоже хотела познать весь мир, но повседневная суета поглотила все её мечты. И вот она старая и очень-очень толстая, сидит и плачет по ночам. Потому что мечты её не сбылись, и жизнь прошла впустую. Не понимаю, как можно было, увидев свет в лесу, не бросить всё и не отправиться на поиски…

- Какой свет? – раскрыла от удивления клюв Кукушка.
- Зелёный, мерцающий, ночью я видел его в чаще леса, этот свет позвал меня к себе в тот миг когда я уже почти смирился со своей судьбой и готов был остаться среди подобных мне.
- Ночью мы спим, – грустно заметила Кукушка, – послушай, если ты найдёшь этот свет, расскажи мне о нём, иначе я никогда не узнаю что он такое.
- Хорошо, только как мы встретимся?  Вы – птица, а я маленькая улитка. Вы имеете крылья и летаете высоко в ветвях, я же ползу меж травинок.
- Я непременно найду тебя, малыш, – пообещала птица и  перед тем как взлететь, спросила: – А как зовут тебя?
- Оули, – негромко ответил улитёнок  и кивнул на прощание пёстрой птице, скрывшейся в неразличимой зелени ветвей.    
 

*  *  *
Оули влез на нижние листья куста смородины и принялся за еду. Листья оказались терпкими на вкус, да и аромат их был слишком резок, но выбирать не приходилось. Вокруг куста порхали маленькие ярко-голубые бабочки. Оули залюбовался их незатейливым, но таким весёлым танцем, он даже приветливо кивнул одной из них, присевшей отдохнуть неподалёку.
- Вот, чучело! – рассмеялась бабочка, – Ну надо же!
Оули вздрогнул, он никогда не размышлял о своей внешности, он даже не задумывался  нравятся ли ему другие улитки, на которых как полагал, должен был быть похож. Он торопливо скрылся в своём домике.  Бабочка же снова довольно громко повторила: – Чучело, а считает себя бабочкой. Вы бы только послушали её!
Оули потихоньку вытянул головку и огляделся,  по-видимому, бабочка смеялась над кем-то другим. Висел неподалёку на веточке какой-то невзрачный коричневый мешочек, ползали деловитые муравьи, какие-то крошечные букашки копошились на листьях и ярко-голубые бабочки вились  над пышным смородиновым кустом. Кого же имела в виду насмешница?
- Да-да! – бабочка перепорхнула поближе к Оули, – Вот это – тоже бабочка. По крайней мере, она так думает. Ну, посмотрите же внимательней, как прелестны мы, Голубянки! Как переливаются под солнечными лучами наши лазурные крылышки; в ненастье мы словно лоскутки синего неба напоминаем о погожих днях.
Оули согласно качнул рожками. А бабочка продолжала: – И вот это… оно… ну разве можно сравнивать себя с нами?
Оули по-прежнему не мог взять в толк о ком это она говорит. Заметив его недоумение, Голубянка перелетела к коричневому мешочку и кивнула: – Вот это – Мешочница! Ну, скажите, похожа она хоть сколько-нибудь на бабочку? Ну, где же у неё крылышки? Где тонкая талия и изящные лапки? Если она бабочка, почему же сидит на одном месте, обвешавшись всяким хламом, а не порхает в воздухе? Чучело и есть! – Бабочка всплеснула лапками и, презрительно хихикая, покинула куст. Через мгновение она присоединилась к подружкам, но их блистательный танец уже не радовал взор Оули. Он начал спуск, и вдруг услышал нежный голосок: – Скажите, Вы тоже не верите, что я – бабочка? – Оули повертел головой, голос мог принадлежать только странному существу, похожему на веточку обвешанную кусочками сухих листьев и коры.

- Да, представьте себе, я настоящая бабочка, я тоже когда-то была гусеницей, мечтала о танцах в воздухе, о прекрасных цветах на лугу. Но вот из куколки я превратилась не в прелестное порхающее  чудо, а сами видите во что…  Но в этом нет моей вины, такова моя природа! Почему же они все насмехаются надо мной? Я должна быть как можно незаметнее, чтобы дождаться…
- Дождаться?
- Да! Прекрасного, доброго, удивительно милого Принца. Однажды он прилетит ко мне, и я буду самой красивой и любимой для него!
- А когда он прилетит?
- Не знаю.
- А как же он отыщет вас?
- Не знаю, – голос Мешочницы был мечтательным, – Только любовь может привести его ко мне. Да, я некрасива в этих лохмотьях, я лишена радости полёта, но ведь однажды ко мне прилетит самый прекрасный Принц, который сделает меня счастливой.
- Но Вам, наверное, скучно сидеть на одном и том же месте, когда вокруг такой праздник, все веселятся…
- Как же мне может быть скучно? То, что Вы называете праздником, для меня всего лишь бессмысленная суета! И я ничуть не сожалею о своей участи. Я готова ждать, сколько понадобится! Впрочем, что это я о себе и себе? Кто Вы, милый друг? Единственный, кто выслушал мою историю и не смеялся над моим уродством. Я Вам так благодарна!
- Я – Оули, улитка и путешественник. Зелёный мерцающий свет в ночи позвал меня на поиски приключений. В дороге я собираю интересные истории, чтобы поведать их миру. Ваша история необыкновенна. Я запомню её и расскажу другим. Ваша верность заслуживает восхищения, а не насмешек и порицания. Прощайте, удивительная бабочка, я должен двигаться дальше.
- Прощайте! Прощайте! Я никогда не забуду Вашей доброты!

*  *  *
Оули отдыхал на мшистом пне, лениво жуя какие-то незнакомые на вкус листочки. Подъём на пень занял много времени, но Оули нуждался в хорошем длительном отдыхе. Вспоминая прошедший день, он поёживался в своей раковине. Сначала всё было хорошо, он полз и полз себе по мягкой тёплой земле и напевал какую-то незамысловатую песенку. И вдруг, откуда ни возьмись, появился большой синеватый жук. Он угрожающе наклонил усатую голову, рассматривая Оули маленькими поблёскивающими глазками. Потом без какого-либо предупреждения кинулся к улитёнку. Оули только пискнул и скрылся в хрупком домике, но жук вцепился за раковину крепкими, сильными лапами и страшные жвалы щёлкнули  прямо у самого носа улитки. Оули уже прощался с жизнью, когда почувствовал, что хватка неизвестного врага ослабла, а потом вовсе исчезла.

- Оули! Оули! Ты как себя чувствуешь? – услышал он заботливый голос Кукушки.
Высунув голову наружу и распустив рожки, он обнаружил себя сидящим на твёрдой морщинистой серовато-коричневой поверхности.
- Где я? – еле слышно пискнул он, – Что произошло?
- Во-первых, привет! Во-вторых, как тебя угораздило попасть на глаза Жужелице, она поедает таких как ты несмышлёнышей, хотя и улитки постарше ей тоже по вкусу.
- Жужелица? Я чуть не погиб?
- Конечно! Хорошо, что я охотилась поблизости. Я выхватила тебя прямо из-под носа жука, вот он разозлился!
- Спасибо тебе, Кукушечка! – Оули едва перевёл дыхание.
- Да уж, пожалуйста!
- Как только ты могла разглядеть меня в этой траве, с твоим-то слабым зрением?
- А что такого с моим зрением?
- Помнишь, как мы познакомились? Ты едва не съела меня, приняв за мохнатую гусеницу!
- Да это… так!.. – Кукушка немного смутилась, – Просто у тебя был такой вид!
- Какой вид?
- Э-э…  Целеустремлённый! Прежде чем познакомиться, я некоторое время наблюдала за тобой. Я любопытна, и мне хотелось разузнать, куда может торопиться отважная маленькая улитка, но не могла же я бросить дела и весь день следить за тобой. К тому же ты так медленно двигаешься!

Оули обиженно втянул рожки.
- Да ладно тебе, лучше расскажи, ты услышал какую-нибудь интересную историю?
Оули рассказал о встретившейся ему странной бабочке.
- Вот глупости! – фыркнула Кукушка, – Променять полную радостей жизнь на вечное ожидание. Ну, а вдруг этот Принц (Кукушка снова фыркнула) никогда не найдёт её? Вдруг им пообедает птица вроде меня, или он встретит другую Принцессу и влюбится в неё, а твоя подружка так и зачахнет в тоске и ожидании!
Оули грустно вздохнул, такие мысли приходили ему в голову.
- Но быть может, для неё весь смысл жизни в ожидании? Может, её мечты и есть самая главная радость в жизни?
- Да ладно, не вешай нос! В конце концов, мы ничего не можем изменить, не стоит придавать мелочам слишком большого значения. Сейчас я спущу тебя вниз и, пожалуйста, будь осторожнее впредь. Избегай жужелиц и ежей, они твои враги!
- Да ладно, не стоит придавать мелочам слишком большого значения! – улыбнулся Оули.
Кукушка осторожно подхватила Оули клювом и, спланировав вниз, опустила маленького приятеля на лист подорожника: – Я могла бы отнести тебя прямо к твоему загадочному  свету. Хочешь?
- Пожалуй, нет! – не задумываясь, ответил Оули. – Весь смысл путешествия в шествии по пути, как же я познаю этот мир, если через несколько минут окажусь у цели?
- Что ж, как знаешь! – Кукушка вспорхнула вверх, – Мы ещё встретимся!


*  *  *
Оули двинулся в выбранном прошлой ночью направлении, настороженно водя из стороны в сторону рожками. Повстречаться с ещё одной Жужелицей или с каким-то непонятным Ежом, ему не хотелось. Но понемногу маленький путешественник успокоился. Дорога отвлекла его от тревожных мыслей, и Оули опять запел. Вдруг на раковину упала тяжёлая тёплая капля, а другая стукнула по голове. Оули спрятался в домик, сворачивать с тропинки и искать укрытие под листьями подорожника или репейника времени не было. Дождь стучал всё сильней и сильней, наконец, все звуки слились в сплошной шум, Оули оставалось только покрепче зажмуриться и ждать когда закончится это безобразие. Шум убаюкал его, ведь, несмотря на свою храбрость и любознательность, Оули был ещё таким маленьким. Ему снились непонятные сны, и он беспокойно ворочался в своём уютном, но тесном домике. Последний сон был самым странным – Оули привиделось, что он не улитка, а бабочка, и он летит, подхваченный ветром. Оули довольно улыбнулся и открыл глаза. Сон и не думал кончаться, Оули и в самом деле летел в неизвестность. Только не ветер играл хрупкими крылышками, а бурный поток воды нёс, швыряя и переворачивая беззащитную скорлупку.

- Я  пропал! Я пропал! – только и мог повторять Оули. Да что  за день такой выдался! Одна беда за другой. Наконец, его перестало трясти и вращать, более того, он чувствовал под собой не зыбкую поверхность воды, а настоящую земную твердь. Оули высунул голову наружу и вздрогнул: он сидел на зелёной лохматой кочке, а вокруг бурлила и мчалась вперёд жёлтая мутная вода. К счастью, дождь наконец кончился. Солнце выкарабкалось из тучного плена и деловито принялось за работу. Потоки воды превратились в хилые струйки, а потом иссякли и они. Над новоявленными водоемами с глинистыми гладко вылизанными берегами закружились тучи комаров и стрекоз, охотящихся на них. Как перебраться на Большую землю Оули не знал и только горестно вздыхал, глядя на такой близкий и такой недосягаемый берег. Из кустов выбежал большой серый всклокоченный зверь с чёрным носом. Он, тяжело дыша, остановился у воды.
- Ой! Ой! Ой! – заголосил зверь, – Больно-то как!
- Что с вами случилось? – пискнул со своего острова Оули, но зверь не расслышал его.
- Ножка моя, ножка! – хныкал колючий великан, залезая в воду. Он барахтался неподалёку от

Оули, улитёнок решил, что незнакомец вполне мог бы перевезти его на бережок. Но тоненький голосок его тонул в пыхтенье и воплях зверя. Одна стрекоза уселась на кочку, рядом с Оули, кокетливо поводя своими блестящими большими глазами и чуть подрагивая слюдяными крылышками. Улитёнок не мог сдержать восхищения: – Какие красивые у Вас глаза!  Вы похожи на фею!
- На фею? – переспросила Стрекоза, рот её был велик и немного жутковат, но голос оказался бархатистым, удивительно ласковым. – Раньше, говорят, их немало было в наших краях, а теперь совсем не осталось. Сравнив меня с феей, ты польстил мне, но всё равно – спасибо!  А что ты делаешь здесь в окружении воды? Ты ведь, кажется, не подводная улитка, как же ты очутился на этой кочке?
Оули рассказал о своем неожиданном злоключении. Стрекоза лишь покачала головой.
- Лужа высохнет нескоро, как же ты переберёшься через неё?
- Вон там плавает странный зверь, я хотел попросить его перенести меня, но, сколько я не звал – он не слышит!
- На твоем месте я не очень-то рассчитывала на его помощь. Это же Ёж!
- Ёж? Кукушка говорила, чтобы я держался от ежей подальше.
- Вот именно! Он с удовольствием поужинает тобой, да и стрекозой я думаю, не прочь полакомиться.
- А почему он всё время стонет?

Крылья Стрекозы вздрогнули: – Не знаю! Но все ежи – большие забияки и жалеть  его не стоит в любом случае.
- Ему, кажется, очень больно, вдруг мы можем помочь ему.
- Мы? Помочь? – рассмеялась Стрекоза, – И не подумаю.
- Ну тогда,  пожалуйста,   хотя бы спросите что с ним случилось? Меня он не услышит.
Стрекоза рассмеялась  снова, но всё-таки поднялась в воздух и подлетела к барахтающемуся Ежу.
- Любезный! Что с Вами произошло? Что за вопли на весь лес? Меня это не интересует, но вон там на кочке сидит один чудик, которому не терпится попасть к Вам на ужин.
Ёж затих на мгновенье,  но лишь Стрекоза умолкла, заголосил снова.
- Ножка моя! Бедная!
Стрекоза качнула блестящими крылышками и унеслась ввысь к своим подружкам.
Ёж подплыл к лохматой кочке, на которой сидел Оули:  – Ох, ноженька моя бедная!
- Что случилось с Вашей ножкой? – крикнул, что было сил Оули.
- Порезал! Неужели не понятно! – фыркнул Ёж.
- Нет, – сжался испуганно улитёнок. – Но может быть я смогу вылечить Вашу ножку?
- Скажите, пожалуйста, какая-то козявка лезет со своими советами!
- И никакая не козявка! – обиделся вдруг улитёнок, – Я – Оули, улитка и путешественник!
- Улитка-путешественник! Ха-ха! Долго же придется тебе путешествовать! – рассмеялся Ёж.
- А я никуда и не тороплюсь! Свет в ночи позвал меня в путь, и теперь я всё время иду и познаю мир.
- Ну и, пожалуйста! – Ёж повернул к берегу, ничуть не заинтересовавшись словами Оули. Его причитания вновь разнеслись над водой. Оули совсем приуныл, неужели ему придется сидеть здесь до высыхания лужи  и попусту терять время? Конечно, Кукушка может снова спасти его, но нельзя постоянно рассчитывать на её помощь.
Ёж выбрался было на мокрую траву, но тотчас же повернулся и плюхнулся в воду. Через мгновение он оказался у островка: – Давай, путешественник, перебирайся мне на спину.

Оули не заставил бы себя ждать, но, увы! Его ожидал неприятный сюрприз – спина спасителя ощетинилась острыми иглами, принять предложение Ежа не было никакой возможности!
- Спасибо! – печально,  но вежливо поблагодарил Оули, – Вы были так добры ко мне!
- Ну ты, мелочь, перестань хныкать по пустякам! Садись мне на голову, на ней иголок нет! – пропыхтел Ёж, повернувшись острой мордочкой к Оули.
Зажмурившись, улитёнок переполз на нос Ежу и пристроился на мохнатом лбу. А спустя минуту оказался на быстро высыхающей под палящими лучами солнца, траве. А Ёж снова запричитал: – Ноженька моя бедная! 
Оули осмотрел лапку своего спасителя: – Порез неглубокий, надо наложить небольшой крапивный компресс и скоро всё пройдёт.
- Компресс? Много ты понимаешь в лечении порезанных ног!
Оули пополз к зарослям крапивы, влез на один из листьев, и как ни хотелось ему хорошенько подкрепиться любимой едой, он, набрав полный рот крапивной кашицы, спустился вниз и поспешил к стонущему Ежу.
- Вот так! – удовлетворённо заключил улитёнок, прилепив компресс на ранку. – Теперь нужна повязка.

Он перекусил мягкую длинную травинку и, держа её во рту, несколько раз обернулся вокруг больной лапы, прикрепляя повязку.
- Ну вот, – шлёпнулся Оули на траву, – Кажется, порядок.
- Да, так действительно лучше, – согласился Ёж, – Чем собираешься заняться теперь, путешественник?
- Сначала перекушу, а потом отправлюсь дальше.
- А ты не боишься, что сначала я перекушу тобой? Я очень люблю ужинать маленькими глупыми улитками!
- Я думал, мы стали друзьями, – робко пискнул Оули, втягивая рожки.
- Ладно, козявка, не бойся, это я пошутил так. А ну-ка, расскажи, что за свет в лесу ты видел и почему решил отправиться в такую даль?
Оули в очередной раз поведал свою историю, а когда закончил, Ёж так и покатился со смеху:
- Ты и в самом деле чудик! Да если бы я, каждый раз увидев какой-нибудь свет в лесу, бегал узнавать, что там такое – у меня ни на какие другие дела не хватило бы времени!
- Какие дела?
- Как какие? Ну, вот я, например, много ем! Сплю. Бегаю туда – сюда!
- Каждому  своё! – вздохнул Оули, – Для меня важнее этого света, пожалуй, и нет ничего!
Ёж фыркнул и, чуть прихрамывая, потрусил куда-то по своим делам.
- Даже не попрощался! – грустно сказал сам себе Оули и отправился дальше.

*  *  *
Проведя всю ночь на пне, хорошенько выспавшись и перекусив, Оули был готов к новым приключениям. Кубарем скатившись с пня,  он оказался на прогретой солнцем тропинке. В воздухе кружились пёстрые облака бабочек, мимо Оули в разных направлениях двигались  жуки, муравьи, червяки: жизнь кипела в летнем лесу. В голову улитёнку пришла мысль, что может быть он и в самом деле глупый маленький мечтатель и бездельник. Может быть, давно пора остановиться в своих поисках, влезть на крепкий сочный стебель крапивы, обглодать его сверху донизу, подрасти, завести семью и жить как все. Но он тотчас же отогнал гнетущие мысли. Дорога манила вдаль, а оседлая жизнь, он давно это понял – не для него!
День за днём, медленно и терпеливо двигался к своей цели Оули. Он познакомился с самыми разными жителями леса. Сколько удивительных историй довелось выслушать Оули, о скольких обычаях и привычках он узнал! Впечатлений, если бы Оули все-таки решил записать их,  хватило бы на толстую-претолстую книгу!
Но как-то раз,  ночью он понял, что скоро его большому путешествию придёт конец. Загадочный свет был в расстоянии одного дня пути. Оули с наслаждением потянулся, зевнул и покрепче закрыл глаза. Пора хорошенько отдохнуть и приготовиться к встрече с мерцающей Тайной леса.

Утром он, даже не позавтракав, пустился в путь. Голова его кружилась от ощущения бесконечного счастья. Что он будет делать дальше, раскрыв тайну Света, улитёнок пока не думал. Для настоящего странника всегда найдётся ещё одна тропа, ведущая к следующей тайне…
К вечеру Оули добрался до огромной поляны, посреди которой растопырил корни-щупальца старый полуразвалившийся пень. Оули перевёл дыхание. Осталось только дождаться ночной тьмы, и тогда… 
Сумерки сгущались, вскоре только бледные цветы лунника  в густой тени деревьев напоминали о прошедшем дне. Оули ждал.

*  *  *
Кукушка опустилась рядом с улитёнком и с сомнением повертела головой. За то время что они не виделись, Оули заметно подрос, теперь уже птица не смогла бы удержать его в клюве.
- Оули? – на всякий случай спросила она.
Из светло-жёлтого в крапинку домика раздались всхлипывания.
- Что случилось, милый?
- Всё напрасно! Всё! – раздалось из раковины.
- Да в чём дело? Кто тебя обидел? – Кукушка встревожилась.
- Этот Свет! Мерцающий! Зелёный! – зарыдал Оули.
- Ты не нашёл его?
- Лучше бы я и в самом деле не нашёл его! – отчаянно воскликнул Оули.
Из зарослей выбежал Ёж и встал на задние лапки, опираясь передними о дряхлый с осыпающейся корой пень.
- Привет, Чудик! Вот я и разыскал тебя! – радостно пропыхтел Ёж. – Что за страдания?
- Ты был прав! – всхлипнул Оули и высунул голову наружу. – Я столько времени потратил на глупости! Представляете, мой волшебный свет оказался всего-навсего светом гнилушек. Это пень светился в лесу, а я-то думал, что меня ждёт удивительная тайна.
- Так я знал, что наш старый пень светится по ночам, – хмыкнул Ёж, – Я-то думал, что ты нашёл что-то и в самом деле достойное внимания.
- Я был таким наивным. Все тайны давным-давно раскрыты. То, что казалось мне недосягаемым и прекрасным – всего лишь россыпь гнилушек, и об этом знает весь лес!
Кукушка сердито встопорщила перья: – Перестань плакать, Оули! Я тебя просто не узнаю. Ну и пусть волшебства не оказалось, не вздумай считать себя неудачником! Пусть для многих этот свет вовсе не тайна, но для тебя-то он имел особое значение! Ты бросил привычный уют, отправился в полное опасностей путешествие, чтобы познать мир и разгадать его загадки. Но ведь ты это и сделал! До реки возле которой ты родился, крылом подать для меня, для ежа пара часов ходьбы.  А для тебя – это несколько недель опасного пути. Не знаю, согласилась бы я преодолеть это расстояние на твоём месте?  Скорее всего – нет! По-моему, ты просто герой!

- Перестань хныкать! – посоветовал Ёж, – Позавтракай хорошенько и расскажи нам о своих приключениях. У такого малыша как ты, их должно быть очень много.
Оули так и сделал. До самого вечера он рассказывал друзьям о том, как однажды, задумавшись, он столкнулся с небольшим жучком, тот, упав на спину и, смешно подпрыгивая, защёлкал так громко, что перепугал бедного улитёнка. Как оказалось, он сам не на шутку испугался Оули и хотел отогнать его. То, встретившись с ужасающего вида уховёрткой, вылезшей внезапно из-под лесной подстилки, попятился, и чуть было не провалился в норку лесной мыши. Однажды ночью жуки-олени собрались на весёлую пирушку на повалившемся дереве. Напившись сладкого сока, выступившего на коре, они развязали нешуточную драку, так и не дав Оули выспаться. Как-то утром пчела-каменщица, решив почему-то, что раковина улитёнка пустует, попыталась отложить в неё яйцо. Кукушка, Ёж и прочие, оказавшиеся поблизости слушатели порой просто покатывались со смеху. И когда Кукушка улетела домой спать, а Ёж побежал на охоту, Оули совсем воспрянул духом. Взобравшись на стебель крапивы, удобно расположившись в розетке листьев на самой макушке, он вытянул рожки к темнеющему небу, сладко зевая. На тёмно-синем покрывале неба одна за другой загорались звёзды.

Оули так и ахнул: вот это красота! Что же там так чудесно сияет в вышине? И почему этих огней так много?
Потом взошла луна, затмевая искры мерцающих звёзд. Лунная паутина протянулась до земли, окутав своим серебром деревья, кусты и невзрачный стебель крапивы.
- Как прекрасен ты, Свет в ночи! – воскликнул Оули.
Не колеблясь ни минуты, он двинулся вверх по лунной тропинке, отправляясь в новое Большое путешествие.