Избавление от вредной привычки через осмысление

Владимир Добровольский
С чего начинает человек, решивший избавиться от вредной привычки? С попытки разобраться в ситуации, осмыслить ее. Потому что проблема настолько достала его, что приобрела угрожающие здоровью и жизни размеры. Осмысление дается с большим трудом, а чаще всего вообще не дается, потому что слишком долго подавлялся страх, критический анализ. А теперь именно страх принуждает начать активный поиск выхода. Какие предпринимаются действия для избавления от вредной привычки (курение, алкоголизм, наркомания, снижение веса и пр.)? Чаще всего используется жесткий запрет. Начинается мощное противостояние «можно» - «нельзя», подпитываемое страхом. «Если я не избавлюсь от вредной привычки, то меня ожидает гибель. Не хочу умирать, поэтому приложу все силы, чтобы справиться с проблемой. Сдохну, но добьюсь своего». Вроде бы, все правильно, но куда девать весь накопленный негатив? А никуда. Я просто уничтожу, вытравлю его из памяти «раз и навсегда». Я главный. Все будет, как я хочу…. Начинается мощное противостояние. Все, связанное с вредной привычкой подавляется на корню и полностью отрицается. Хорошо это или плохо? Кодирование основано на такой методике, только с добавлением еще и чужой воли. Приходится вычеркивать из своей памяти все, что связано даже косвенным образом с вредной привычкой, вытравлять часть самого себя. Но односторонняя накачка ведет к нервным срывам (принудительному торможению), депрессиям. Пропадает раскованность, живость ума, весь организм работает в противоестественном для него режиме, потому что подавления нарушают механизм саморегуляции. Как же быть. Если не запрещать себе, то никогда не избавишься от вредной привычки. Ее надо выкорчевывать с корнем, иначе – гибель…. Когда нарушен механизм саморегуляции, тормозящий любое раздражение противоположностями, сложно двусторонне оценивать и осмысливать информацию. Хочется мыслить категориями «или» - «или». А любое крайнее решение всегда ошибочно. Для успешного решения любой проблемы нужен взвешенный подход. Откуда ему взяться, если я долгое время мыслил крайностью. Хотел видеть одно только «удовольствие», а негативных последствий не хотел замечать. Теперь будет наоборот. Но отрицание раздражителя не позволит осмыслить ситуацию, а значит, полностью избавиться от комплекса. Да наплевать мне на осмысление. Главное, чтобы привычка исчезла навсегда и перестала создавать угрозу моей жизни и здоровью…. Я ее подавляю, подавляю, а она лезет и лезет, всячески оправдывая себя. Не она оправдывает, а я оправдал, вот она и хозяйничает, делает из меня своего раба. Я ей покажу, кто настоящий хозяин, выкорчую с корнем. Вот, идиот, воюешь сам с собой. Ничем хорошим это не кончится. Разве можно самого себя уничтожать? Ошибки надо осмысливать, а не вытравлять из памяти. Но как? Ничего другого, как жесткий запрет, в голову не приходит. Но, ломая себя, ты можешь еще больше себе навредить. В серьезных вещах спешка может нанести только вред. Прежде всего, надо как следует успокоиться, чтобы на свежую голову постараться во всем разобраться и решить проблему. Слишком долго ты раскручивал себя в одном направлении. Теперь надо постараться раскрутить «пружину» обратно и оживить ранее подавленный «противоположный» вариант, который подверг бы привычку жесткой критике. Не подавлению, а жесткой критике, которая препятствовала бы осознанно наносить самому себе вред. Затормозить раскрученный маховик страха может только глубокий сон. И не за один день. Во время сна спазматическая защита, запирающая накопленные ранки, ослабевает, и они начинают через травмирование раскрываться, заживать, после чего начинает оживать сильное «Я», которое было подавлено страхом. Вредная привычка начнет подвергаться жесткой критике, лишаться сверхзначимости, доминирующих позиций. Когда «противоположность» восстановит свои позиции и наберет силу, активизируется механизм «саморегуляции», который будет поддерживать баланс равновесия между противоположностями. Произойдет осмысление комплекса и его упразднение. Отношение к нему станет спокойным. Вы сохраните свое «Я» в целостности, вернете психике правильность мировосприятия и укрепите здоровье.