Николай Островский. Когда мучительно больно

Вадим Фомченко
Жил на свете мальчик. Звали его Павел Корчагин.
Как и все мы, он генетически получил от рождения какие-то «априорные» убеждения.
У него было четкое представление, что жизнь дана ему только на ограниченное время и только один раз. Вполне естественно, что ему хотелось узнать, увидеть и почувствовать в этой жизни как можно больше, особенно того, что воспринимается как счастье.
И вроде что-то начиналось и обещало впереди еще большее счастье: и любовь, и книги (впрочем, дурацкие), сообщавшие о приключениях.
Но случилась революция.
И опять, яркое мальчишеское счастье: скакать куда-то на коне, размахивая шашкой,  быть переполненным ощущением силы и отваги. Даешь Варшаву!
Конечно, он ничего не знает и не понимает, он просто чувствует.
 И вдруг что-то ударяет его по голове.  Все кончено. Осталась не жизнь, а доживание. 
Какие уж там силы молодости после ранения.! Прощай любовь, так, впрочем и не начавшаяся, и даже досвидания радость от того, что скачешь на резвом коне в какое-то сверкающее будущее.
И мучительный вопрос: как, и это все? И все эти годы оказались «бесцельно прожитыми»?
Те, кто учился в советской школе, разумеется, помнят знаменитую цитату из Островского «Как закалялась сталь», ту, где Павел Корчагин пытается представить свою жизнь, как полную и насыщенную, оправдывая ее и наполняя борьбой за «освобождение рабочего класса». Слова, непонятные и для самого Корчагина.
Освобождение от чего? От работы? Но самое большое наказание для рабочего это как раз остаться безработным.
Свобода от рабства? Но ведь и сам Павел послушно выполняет приказания начальства , которое прикрывает свои промахи и ошибки, посылая больного человека на гибельную для него работу, посылая мальчишек навстречу пулям... И не задумывается о том, что на самом деле происходит с ним и вокруг него.
Н Островский исчез из школьных программ, его книги давно не издаются.
А зря!
Это безусловно яркая и талантливая книга, она никак уже не может служить орудием пропаганды, однако помогает понять черты нашей политической жизни.
Понять, отчего так яростно и так страстно многие выжившие ветераны войн прославляют свои Победы, отчаянно повторяют, что если бы им дали вторую жизнь (увы- никто не дает…) , то они прожили бы ее так же.