***

Петр Лукан
Во  мне, то есть в плоти моей…


«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе…»

     Обратим внимание на разъяснение, содержащееся в этом утверждении Апостола Павла. «Во мне, то есть в плоти моей...» Можно сказать, что Павел идентифицирует свою личность  со своей плотью. Но мы, верующие, прекрасно знаем, что это не так! Такая духовная величина, как Павел, такая исключительная личность в истории  Христианства, мощный реформатор языческого мира, создатель принципиально новых общественных устоев… И вдруг-плоть! Недоразумение какое-то…
   Можно, конечно, сказать, что речь здесь идет об абстрактной личности, и Апостол представляет ее как образ. Что ж, такая точка зрения тоже вполне приемлема. Но в сущности это ничего не меняет. Павел или кто-либо другой –это человек, существо духовное, мыслящее, что уже не есть просто плоть. Ведь плоть –понятие сугубо биологическое, земное, ограниченное материальными рамками  и, если можно так выразиться,земным сущностным форматом. Стало быть, слово «плоть» здесь употреблено в более глубоком и сложном смысле. Каков же этот смысл? Доброе не живет в плоти Павла Значит, живет лишь злое, отрицательное, негативное. Но ведь даже безнравственные жестокие эгоистичные люди по временам делают добрые дела, не руководствуясь личной выгодой. Стало быть, в их греховной плоти  живут человеколюбивые побуждения .Это значит, что плоть все же содержит добро, что противоречит утверждению Павла  Как же разрешить   это кажущееся противоречие?
    Дело в том, что плотью в том смысле, который вкладывает здесь Павел, является всякий человек, не рожденный свыше. Он не воскрешен для новой  жизни, не оживотворен. «Дух животворит, плоть не пользует нимало», – сказал Христос . В мирском  понимании природный человек (он же плоть)  вполне способен творить добро, милость и даже подвиги. Поскольку всякий человек, не испытавший на себе исцелительной силы Христа, находится во власти первородного греха , то любого такого человека можно  определить как плоть. Но  все дело в том, что добро, любовь ,благодеяние и вообще все положительное, что исходит от природного человека, не является совершенным  и абсолютным!   Потому, что оно ущербно, неполноценно, относительно, зачастую порождено не вполне искренними мотивами, которые человек так и неспособен до конца осознать, даже если совершает его бескорыстно, поскольку лишен  Божьего зрения. Потому что абсолютное добро может быть инициируемо лишь Богом.  А это возможно лишь после того, как Бог поселится  в человеке и начнет систематически работать с его душой, то есть после уверования во Христа. Христос дает силу для возрастания в новой жизни, и, только повинуясь этой Божьей инициативе, человек становится способным жить в совершенной доброте, любви и святости .









Каинова   жертва



    «И призрел Бог на Авеля и на жертвоприношение его, а на Каина и на жертвоприношение его не призрел».
    Два  брата, Каин и Авель, решили  принести Богу жертву. Оба,  по-видимому, от чистого сердца и без задних мыслей. Оба в какой-то мере разумели значение этого деяния. Для того, чтобы иметь хоть какое-то предстаывление о  смысле жертвоприношения, надо иметь хоть какое-то сознание греха . Для того, чтобы иметь какое-нибудь сознание греха, нужно прежде  всего иметь верное представление о том, что есть грех и в чем его особенность по сравнению с другими разновидностями проступков,  такими понятиями, как преступление, злодеяние и т. п. Грех отображает только  ту  сферу действительности, которая затрагивает взаимоотношения с Богом .«Грехи ваши произвели разделение между вами и Богом…»  Бог хочет, чтобы человек имел с Ним общение и желает, чтобы  общение это было непрерывным .Более того, Он создал человека так, чтобы  тот испытывал  эту потребность. Каналом для такого общения является дух.Через дух человек контактирует со своим Создателем  и имеет доступ к вечному, неземному. Но по причине именно греха, а не чего-либо иного, это  прекрасное общение нарушается, поскольку Бог не может иметь никаких точек соприкосновения со грехом,  а человек  по причине  Адамова  неповиновения стал настолько неотделим от греха, что, можно сказать, жизненно сросся с ним. Следовательно, человек потерял возможность общаться с Богом, что постепенно привело  к глобальным утратам и поражениям во всех сферах жизни. Из-за отпадения от Бога произошел ключевой разлад  во всех  жизненных узлах. «Ибо без Меня не можете делать ничего…» Необходимо восстановить первоначальную форму общения с Богом, но как это сделать?Очевидно, что лишь путем устранения главного препятствия-греха .Грех должен быть изглажен, уничтожен, нейтрализован. От кого это зависит –от Бога или от человека? Здесь затрагивается чрезвычайно глубокая  и  обширная тема , и мы не будем ее теперь  подробно рассматривать. Скажем только, что человек должен примириться с Богом, и это примирение возможно  лишь после устранения греха . Поскольку грех является виной человека перед Богом, так как являет собой  акт неповиновения, то Бог должен простить эту вину. А по Слову Божию «все по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Именно поэтому Авель принес в жертву Богу живое существо, совершив пролитие крови. Земледелец же Каин принес в дар Богу от плодов земли- земли, о которой Бог сказал Адаму: «проклята земля за тебя. Терни и волчцы произрастит она тебе». Здесь раскрывается глубокий смысл  значения посвящения себя Богу. Посвящение это может быть как Богоугодным, так и самовольным, если даже оно продиктовано самыми благими намерениями человеческого сердца.Если даже допустить, что Каин сделал все из чистых побуждений, он, тем не менее, не понимал значения своего поступка, своего дара ! Он считал ,что может услужить Богу, используя для этого свои природные ресурсы. Занятие земледелием было основным делом его жизни, в нем проявились его способности , так сказать, творческие склонности. « Послужу Богу тем даром, которым Он меня наделил» - решил Каин и осуществил свой замысел.Но он заранее был обречен на неудачу! Если бы у Каина было такое же разумение духовной истины ,что и у его брата, он никогда не совершил бы этого деяния. Потому что человек не может творить Божьих дел ,уповая на свои врожденные способности, пусть даже незаурядные, пусть даже гениальные ! Обладая ими, он может изменить многое в науке, в искусстве, в литературе, совершить революционные преобразования в экономике, политике… но он никогда ни на иоту не изменит положения дел в Божьей сфере, никогда не сможет сокрушить сердец грешников в покаянии, зажечь их огнем веры, пробуждать церкви от духовной спячки… Потому что все это дается лишь через контакт с Богом, который возможен  после устранения греха, достигаемого только через пролитие крови…
   Именно  это, в отличие от Каина , и понимал Авель.





Мирское и духовное разумение понятия «святость»

     Когда  говорится о святости , то всегда подразумевается нечто, связанное с неземным, небесным, отличающееся от человеческого, непричастное к суетному . Если провести параллель между понятием «святость» и другими важнейшими  библейскими категориями, такими как любовь, мир, покаяние, прощение , то можно сказать, что святость занимает особое место, но не по     критерию первоочередности- поскольку сама по себе попытка выявления первоочередности библейских добродетелей  далеко не всегда оправдана, и даже если бы кто-либо высказал свое мнение  по этому поводу,то оно во многих случаях показалось бы  субъективным- а по своей уникальности. Святость –это то, что принадлежит исключительно Богу, является выражением его небесной сущности, несовместимой не только с чем-либо греховным или нечистым , но вообще с земным, относительным в противовес абсолютному.
   «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота: Мои они…»
   Стать освященным-значит, стать принадлежащим Богу, причастным к Его чудесной природе, занять «особое» место не только по отношению к остальному человеческому обществу, не наделенному этим великим даром , но и ко всему, находящемуся вне сферы Божьей жизни.Рассмотрим теперь мирское толкование понятия  «святость». Прежде всего поясним, почему, проводя сравнение между духовным и мирским разумением той или иной библейской категории,  на святость следует обратить особое внимание. Дело в том ,что святость- это одна из сугубо религиозных категорий, предполагающая трактовку лишь в сфере сакрального мировосприятия ,лишь в русле религиозного мышления.  Другие категории, некоторые из которых были перечислены выше, такие, как любовь, терпение, воздержание, прощение и другие, несмотря на религиозную окраску, воспринимаются тем не менее и необновленным рождением свыше сознанием, издревле живут в человеческом обществе, подчас являясь даже хрестоматийными, традиционными , а порой  и управляя законами этого общества. Однако мы, Христиане, привыкшие разграничивать человеческое общество на мирское и духовное , совершенно по-другому, нежели в мире, разумеем, и ,соответственно, трактуем даже эти понятия, ибо исходим из Божьих, а не из  человеческих критериев. Так если различия мирского и религиозного (духовного) мышления проявляются даже в трактовке общераспространенных  нравственных категорий, то что же можно сказать о тех сферах жизни, которые заключены лишь в религиозной  оболочке, подлежат лишь духовному осмыслению и, наконец , обретают жизненную силу для человека лишь благодаря Божественному откровению?!
    Но тем не менее и мир предлагает собственное толкование религиозных категорий. И мир по-своему объясняет святость.Быть святым в мирском понимании- значит, быть человеком, поборовшим собственное эгоистическое начало, греховные инстинкты и живущим по базовым нравственным принципам, которые всегда абстрактно декларировались в обществе,  но которым люди в массе своей  преимущественно не следовали из-за врожденной греховности человеческой натуры, неспособности  жить сообразно нравственным законам даже при желании. Что ж, и такое понимание не лишено истинности, и оно содержит рациональное зерно, но тем не менее не является исчерпывающим, завершенным, и опять-таки потому,  что основано не на Божьих, а на человеческих критериях.На человеческие критерии можно опираться, когда речь идет о человеческих категориях, но если дело касается святости, они совершенно неприемлемы.
    Добрый, чистый, отзывчивый высоконравственный человек заслуживает уважения как в мирской, так и в религиозной среде. Мы не собираемся оспаривать этого отношения – оно, безусловно, верно . Мы просто хотим показать, почему человек мирской , необновленный рождением свыше , неоживотворенный верою во Христа не может, даже при сильном желании, верно уразуметь смысл и содержание святости, если даже сам является образцом добродетели.
  Адам , первый человек , был создан безгрешным. Это было совершенное существо. Он был чист и непорочен- состояние, о котором самые высоконравственные люди разных эпох могли лишь мечтать! Адам и Ева ходили по Едемскому саду нагими и не стыдились, благодаря заложенной в них Богом природе , свободной от греха.Они были совершенными идеальными людьми, но все же они были людьми .  Они не имели  того, что в новозаветное время имеет самый немощный верующий во Христа – Божьей святости! И, хотя современным верующим далеко до чистоты  первых двух людей до грехопадения, они получили доступ  прямо в небо- к той Жизни , которая соединяет человека с Богом, дает ему вкусить Божью святость и облечься в нее!
Именно вкусить, ибо Божью жизнь постигают не разумом, а духом ,ее невозможно понять, ее надо «почувствовать»!Человек может быть далеко не идеальным, но, если он наделен Божьей святостью,сам Бог начинает изнутри работать с его сердцем, созидая нового человека с обновленными чувствами и разумом, которые подпитываются из нетленной сокровищницы  Творца! Постепенно небесные желания и стремления вытесняют земные, греховные влечения сменяются чистыми порывами, желанием познания и обретения внутрь Христа.
   В Ветхом Завете немало примеров святости.Святыми были великие Божьи человеки, предназначенные Им для выполнения его чудесных замыслов. Они становились царями, предводителями народа, лидерами, судьями, хотя не все из них  от природы были наделены соответствующими этому призванию качествами. Моисей, например, был косноязычен и поэтому не решался пойти к фараону с Божьим посланием. Однако  что прозвучало в ответ на его сомнения?  «Кто дает уста человеку? Не Я ли, Господь?»Гедеону показалось непонятным ,почему Бог именно его избирает для спасения Израиля от иноземцев, ибо он не выделялся в своей среде лидерскими качествами. « Господи! Как спасу я Израиля? Вот и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший? И сказал ему Господь: Я буду с тобою и ты поразишь Мадианитян, как одного человека».
   В Новом завете Апостол Павел называет обыкновенных Христиан святыми , и для слуха мирского человека это звучит чуть ли не как  кощунство: « Не знаете ли, что святые будут судить мир?Если же НАМИ ( то есть обычными членами церкви) будет судим мир, то неужели мы недостойны судить маловажные дела? Казалось бы , кто эти простые, ничем не выделяющиеся заурядные люди,что Бог даровал им такие привилегии? Они не творят чудес,не воскрешают мертвых, не ходят по воде.Но они –святые , и это-феномен, недоступный человеческому, а тем более мирскому восприятию. Мы не собираемся подробно толковать здесь значения понятия «святость». Это обширная тема , которой нужно посвящать книги, а не статьи. Здесь нам хотелось бы лишь четко обозначить контуры  духовного (религиозного) разумения святости, обоснованно противопоставив его мирскому толкованию этой одной из важнейших библейских категорий.
   Духовное и мирское понимание святости вступают порой в столь непримиримую конфронтацию, что даже нравственные мирские люди начинают относиться к Христианам с откровенной, а подчас и  агрессивной враждебностью. Автору этой статьи приходилось испытать такое  отношение на себе самом, и поэтому это его заявление будет звучать убедительнее. Дело в том ,что в общераспространенном мирском понимании  «святой» означает -«неземной, небесно чистый, сверхъестественный человек-чудотворец, которому молятся и которого изображают на иконах».
   Нередко этим словом называют также людей,  выделяющихся своей моральной чистотой или необыкновенной добротой, отзывчивостью ,незлобивостью в противоположность господствующему в обществе диктату эгоизма и личных амбиций.Их еще называют людьми «не от мира сего». Однако говоря о святых, изображенных на иконах, мирские люди  рассуждают о том ,чего не знают, а не знают они самого главного. Будучи непосвященными  в Божьи тайны по причине отсутствия веры, они неспособны судить ни о чем , что затрагивает сферу Божьего,  а тем более о святости,  которая является исключительно религиозной категорией!  Они знают, что святые –люди сверхъестественные, но не разумеют, благодаря чему они стали такими. Они не понимают, что святость приходит к человеку как дар,  через Божье избрание, причины которого  никоим образом недоступны человеческому разумению, каким  великим оно бы ни было!
      Святость –это изъятие Богом человека из мирской пучины,освобождение от первородного греха и помещение его в изолированное положение по отношению плотской и вообще земной стихии, кишащей «страстями и похотями».
       Существует, по-видимому, разница лишь между избранием и особым избранием – ведь невозможно сравнить простого Христианина, например, с Апостолом Петром. И эту разницу  тоже нельзя игнорировать, чтобы не уподобиться Корею, восставшему на Моисея.
    Святость –это великий Божий дар, которого невозможно достичь никакими человеческими усилиями, ни при какой степени аскетизма, ни при каком нравственном рвении.Моральное совершенствование может сделать человека  необыкновенно чистым  и честным , но не святым.(Впрочем, несмотря на это, строгая нравственная жизнь-долг каждого Христианина.)Человек должен пережить покаяние,  должен поверить в спасение через Иисуса Христа ,и только после этого ему откроется доступ в сферу Божьей жизни.  И тогда уже сам Бог начнет работать с его сердцем, с его душой, чудесным образом подчиняя их Своей небесной воле!









Позиция любви



«Все у вас да будет с любовью…»
     Любовь – первоочередная категория христианской жизни. Она превосходит другие добродетели хотя бы потому, что включает в себя их сущности, в то время как они выражают ее частично. Когда Христос говорит  о первых двух заповедях, повелевающих любить Бога и ближнего, он называет их главными заповедями, на которых утверждается закон и пророки.  Здесь мы остановимся именно на любви к ближнему, хотя следует отметить, что в Христианстве эта любовь и вообще всякая любовь существует не обособленно, а проистекает из любви к Богу, которая определяет в жизни Христианина практически все- и его жизненный путь, и систему ценностей, и сферу интересов, и направленность ума, выбор стратегических и тактических ориентиров.
   Как нужно любить ближнего? На первый взгляд, довольно странный вопрос.Но если призадуматься хотя бы немного, то увидим, что мнения о том ,как должна проявляться эта любовь в повседневной жизни, различны. Приведем пример.Когда говорится о какой-либо женщине, что она красивая, то имеется ввиду, что ее внешние данные заметно привлекательнее по сравнению  с общей массой женщин и девушек. Однако не все так считают. Некоторые думают, что эта красота определяется не через  сравнение с  внешностью других женщин , а конкретными общепринятыми критериями привлекательности, такими как нежность, утонченность черт, чарующее выражение глаз и т.д. И если по этим критериям женщина оценивается положительно –значит, она красива, независимо от того, много или мало вокруг похожих на нее. Есть и такие, которые считают, что, если у человека нет внешних изъянов , то его уже можно считать красивым.
   Еще один пример: понятие «хороший человек».Смысл его на сегодняшний день крайне размыт, лишен всякой конкретности! Хорошим считается тот, кто неплох, то есть тот, кто не убивает, не крадет, не прелюбодействует, не бьет и т.п. то есть всякий человек, не совершающий  откровенно аморальных поступков, оценивается как хороший. Какое ужасное ослепление! Чтобы быть хорошим, надо быть выше среднестатистической массы людей  по нравственным показателям, то есть ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО, ЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ НЕПЛОХИЕ ЛЮДИ! Так же, как и быть красивым не означает не быть уродом, не означает простого отсутствия внешних изъянов.
   То же самое относится к любви. Любовь –это активное проявление соответствующего внутреннего состояния , это деятельная позиция, это побуждение сердца дарить благо тем, кого любишь, а как апогей- добровольная готовность принести себя в жертву ради них. Это не просто терпимое отношение к окружающим , отсутствие явно выраженной враждебности, этакий лойальный нейтралитет. Не следует подменять понятия,  тем более когда речь идет о базовых ценностях а особенно учитывая то исключительное значение, которое они приобретают в Христианстве. Когда Христианин враждует с кем-либо, то ему строго указывают на немедленное примирение, но, примирившись, он часто думает, что теперь все в порядке, что он, как и прежде, ЛЮБИТ своего брата. Восстановление добрососедских отношений представляется возвращением на стезю любви,  из которой он выпал из-за кратковременной вражды, ссоры и т. п. Но любви до этого конфликта не было – была лишь лойальность во взаимоотношениях, а этого крайне недостаточно для нормальной церковной атмосферы.  «По тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою».  Едва ли внешняя языческая среда узнает в нас учеников Христовых, если увидит лишь официальное уважение и  снисходительную терпимость по отношению друг ко другу- качества, характеризующие всякое общество благовоспитанных и интеллигентных людей. Язычник не увидит главного – духовного единения и проистекающего из него естественного влечения друг ко другу, влечения, отличного от обыкновенной душевной привязанности и дружеской симпатии, влечения,основанного на служении вечному Богу, влечение друг ко другу детей одного Отца!






Религия сильных



    В миру всегда было широко распространено мнение, будто верующие люди, Христиане-люди слабые, жалкие, бесхарактерные, неспособные постоять за себя не только в  тяжелых или экстремальных жизненных ситуациях, но и при обычных испытаниях Это мнение живо и сегодня. Исходя из него многие  считают, что Христианство воспитывает в человеке мягкотелость, бесхарактерность , слабость и трусость.Да и что, кажется им, можно ожидать от религии, которая учит подставлять под удар щеку и любить решительно всех,  даже тех, кто тебя  мучает, обижает и унижает? Логично предположить, что такая идеология  «сломает» не только рядового человека с характером среднестатистической твердости, но  со временем и мужественную личность недюжинной внутренней силы. Ведь регулярно подвергаясь уничижению и приучаясь не противостоять насилию и агрессии, человек постепенно теряет чувство собственного достоинства, самолюбие и уважение  к собственной личности . Немного потребуется времени, чтобы все увидели явную трансформацию, и  несгибаемый человек превратился в хныкающего беднягу.
   Таким образом, можно сказать, что на основе человеколюбивой всепрощающей кроткой проповеди Христианства сформировалось совершенно превратное представление о влиянии этого учения.
    Что же ответить на это? В самом деле, в рамках мирского светского разумения  очень трудно разъяснить эту проблему.Идеология кротости и долготерпения слишком уж не вяжется  с несокрушимостью духа закаленных воинов,  мужественных борцов и героев, приученных к экстремальным жизненным ситуациям. Он проходили сквозь огонь и смерть, разрушали непреодолимые преграды, и подвергать риску жизнь становилось для них нормой. Постоянно приучаясь преодолевать страх  и одержав на этом пути славные победы, они обретали львиные сердца, способные не только совершать великие деяния, но воодушевлять и вести за собой на подвиг других , освобождая и их не этой героической стезе от оков страха. И неужели такие мужественные рыцари слогли бы достичь этих высот, если бы жили в кротости, долготерпении и смирении?
   Персонаж одного литературного произведения, Христианин времен Нерона ,простил своего врага, предавшего в руки злодеев его жену и детей .Наблюдавший за этим главный герой романа сначала был шокирован величием этого поступка, а затем решил, что верующий простил врага не из великой любви, а по причине необыкновенной слабости и душевного бессилия. «Люди твердые, закаленные не смогли бы так прощать»- сказал он.Одно дело, когда прощаешь, имея возможность отомстить, растоптать недруга и обидчика. Другое –когда вынужденно, сгорая от унижения ,уступаешь собственной слабости. И сердце героя романа наполнилось презрением к Христианину и его поступку.Он истолковал это прощение как позорное проявление отвратительной слабости. Но это была славная победа нового творения над старым в сердце простившего! Исходя именно  из этого, мирские люди считают Христиан жалкими существами,  а христианство-религией слабых. Но тут они упускают из внимания очень важное.
   Человек, становящийся  героем, победителем, примером доблести и мужества, заслуживающий вне всякого сомнения почет и уважение, восходит к своему идеалу через деяния, возвышающие его  личность.Он спасает несчастных, помогает обиженным, наказывает злодеев, бесстрашно идет в бой, рискуя жизнью , бросаясь в пламя…И побеждает . И становится героем .Примером, образцом для подражания. При особой доблести остается в памяти людей на века. Все  это стоит великих испытаний и страданий. Но, помимо остального, возвышает личность героя.
   А куда тяжелее, больнее, мучительнее восходить к идеалу через унижение, когда личность растаптывается, оплевывается, смешивается с грязью! Когда человека превращают в ничтожество, в земную пыль, в жалкое посмешище. Когда все вокруг, даже родные и близкие, отворачиваются от него, сторонятся, как от омерзительной заразы!Когда порой, в периоды особо тяжких страданий личность изнемогает, изнывает от страшной боли настолько, что презирает саму себя, становится равнодушной ко всему, даже к жизни…И пройти через все это могут только люди не просто сильные, но обладающие таким железным мужеством, которое даже не снилось никаким доблестным героям , никаким великим воинам!
  Это стезя самоотречения, отречения от собственной личности, собственного «я».И не просто аскетического самоограничения  с целью умерщвления плоти ради умерщвления и подавления желаний, а самоограничения   ради обретения Христа и небесной жизни! «Отвергнись себя, возьми крест свой …».Человек, избравший этот путь, сталкивается  с искушениями ежедневно, ежечасно. Они жалят его безжалостно, как змеиные укусы.  Чувствуя острое желание поддаться соблазну, он постоянно подавляет его в себе. Душит плоть своей верой и  усилием железной воли. Это ли не сила? Это ли не великая победа?
 Самые сильные люди, как правило, позволяют себе расслабиться в личной сфере. Пишущий эти строки был свидетелем того, как в армии, в военной среде, где всегда полно нервотрепки, где атмосфера накалена агрессией и беспощадностью, бывалые вояки- закаленные мужчины- порой дни и ночи напролет проводят в пьянстве и гулянках,  и днями не выпускают папирос изо рта. Это не каприз, не прихоть. Они,несгибаемые герои, не выдерживают, им нужна отдушина. Так вот- Христианину не позволено этой отдушины! Ему нельзя пьянствовать, нельзя курить и предаваться разгулу. Даже если внутри все напряжено, если неудачи сыплются со всех сторон- на работе , в среде друзей , в личной жизни! Все внутри горит, лопается, переворачивается – и не за что уцепиться ! Вернее, есть, за что     -молитва-, но молитва для неверующего –это ведь так эфемерно , непонятно , несерьезно… И вот Христианин-этакий тусклый эталон добропорядочности -не   пьет, не гуляет, не гоняется за богатством- в то время как у всех вокруг в голове  одни доллары да «герл-френды»… Он кажется бессмысленным, слабым, нудным типом, который кичится своей нравственностью не потому, что таковы его убеждения, а потому, что  не способен на «крутой» размах – например, 100000 долларов заработать или соблазнить эффектную женщину …Но это-самый сильный человек.

     Героям многое прощается. Прощается даже то, что  строго осуждается в обыкновенных людях. Масштабность задуманного затмевает  бытовые проступки. Если герой на боевом пути мимоходом заводит любовные связи без серьезных намерений, то и это не вызывает осуждения, ибо любовницы такого рода будут считаться даже чем-то наподобие «ратных подруг», согревающих сердце, обремененное тяжестью избранной миссии, взаимоотношения героя с ними станут примером пылкой романтической любви,  а имя любимой женщины во многих случаях входит в историю наряду с именем героя…
   Порой не стесненное обязательствами отношение  знаменитостей к любви объясняется и     оправдывается тем, что это незаурядные люди, жизнь которых испещрена яркими страницами, которые взяли на себя огромную ответственность и задачи, мощно воздействующие на ход жизни в целом,  а потому их не может удовлетворить любовь к одной женщине, даже очень прекрасная и возвышенная.Люди хранят о героях добрую память и прославляют веками.
  И вот на этом ярком великом прекрасном фоне – униженная и попираемая , тусклая  и  бесцветная  фигура беспомощного отщепенца, который не только видимым образом не влияет на общественные процессы, но и свою-то жизнь не способен толком устроить! Он маячит где-то на отшибе, вдали от большой жизни, ее постоянно меняющихся стандартов, запросов, идеалов. Он сам по себе и никому не нужен. Он сер, безинициативен, слабодушен и примитивен. Он нигде и никем не востребован. Но тем не менее он никогда не отстраняется  от общества физически. «…Не сообщаться с блудниками … впрочем, не вообще с блудниками мира сего или … иначе бы вам надлежало выйти из мира сего…» Не нужно физического размежевания со светской средой. Но в то же время в Библии говорится «Выйдите из их  среды …и не прикасайтесь к нечистому, и приму вас». Поэтому Божий  подвижник  продолжает контактировать с миром, в то же время не преклоняясь под его ярмо, не входя в компромисс с грехом и относительными, сконструированными человеческим  разумением , представлениями о базовых жизненных  категориях ,такими, как порядочность, доброта, честность и т д.Он судит о них с Божьей точки зрения, то есть всецело доверяясь Богу.
   И на этом пути он вступает в тяжелую, мучительную, высасывающую все жизненные соки борьбу  со грехом, с дьяволом  и его  искушениями ,пронизывающими все земное пространство. Порой
эта борьба становится страшной, казалось бы невыносимой! Но в последнюю минуту Бог протягивает руку своему преданному чаду…
    Можно завоевать весь мир, можно покорить целые народы, можно создать великие империи,  но тяжелее всего победить самого мощного врага –самого себя. «Нет прекраснее победы, чем победа над самим собой»- сказал  гениальный Леонардо да Винчи. Да, тем более если эта победа достигается не ради самого себя, не ради собственного совершенствования, а ради обретения Христа, чтобы выразить Его через себя.
     Вот именно эту задачу и должен выполнить самый обыкновенный, самый неприметный, «тусклый» и «никчемный» Христианин.
   И это ли религия слабых?