Раритет

Селецкая Софья
 
В последнее время вежливость днем с огнем не сыщешь. Она притаилась в ожидании где-то в углу за дверью или в темном шкафу среди коробок с обувью и даже не дышит, чтоб ее, дай бог, не услышали, не нашли и не заставили ездить в метро и в автобусах, ходить по улицам, протискиваться в толпе и стоять в очередях. Иногда она скулит, если ей случайно что-нибудь прижмут. И все-таки она выходит подышать свежим воздухом. Но только иногда. А если во время одной из своих прогулок она откроет рот, чтоб сказать пару слов, если ей вдруг наступят на ногу или заденут плечом (либо наоборот), то никто не скажет: «Да ведь это же Вежливость!». Ее попросту не узнают или обязательно примут за кого-нибудь другого. Как в «Бриллиантовой руке»: «Сеня, ты чего усы сбрил?».

Поэтому с некоторых пор из-за временного (я надеюсь) отсутствия вежливости, мне пришлось присмотреться к ее «замене». То есть, к хамству.

К хорошему быстро привыкаешь, а к плохому заставляешь привыкнуть себя еще быстрее, если это плохое пришло, чтобы остаться надолго. Ведь с хамством бороться почти бесполезно. Вежливых активистов осталось откровенно мало, невежливых – большинство. Хамство, как радиация. Распространившись, нападает не только извне, но и сидит внутри нас, дожидаясь подходящего времени, чтобы вылезть наружу. Вылезть, так сказать, боком. Нам и остальным.

Но, тем не менее, руководствуясь незамысловатым оптимистическим принципом видеть под ногами не только лужи, но и отражение звезд в них, мне пришлось посмотреть на все с позитивной стороны. Переиначив сказанное: я попыталась найти все самое лучшее, что есть в хамстве, и бесцеремонно (добавлю - безосновательно) подорвать репутацию вежливости.

Среди самых больших преимуществ хамства оказалась, как ни странно, его естественность, чистосердечность, прямодушие, искренность и самое главное - правдивость. Ведь правда, когда говоришь пару ласковых кому-нибудь, врядли думаешь о лжи и притворстве. Чего не скажешь о вежливости. Безусловно, не всегда, но все же. Но все же, к примеру, слишком вежливый и слишком учтивый по отношению к начальству сотрудник все же подхалим, нежели действительно хорошо воспитанный человек.

Вежливость отчасти конфликтна: она порождает недоразумения, некую растерянность и недоумение. Вежливость заставляет искать подвохи и думать о подводных камнях и рифах.

            Она бывает кичливой и снобистской. Фи! Уж лучше сидеть за одним столом с хамом, ругаться благим матом, отрыгивать и вытирать жирные руки о скатерть.

Более того, нынче вежливость можно обвинить практически в равнодушии. А Поль Валери вообще назвал это равнодушие хорошо организованным. Зададимся вопросом, когда в последний раз, сказав человеку «будь здоров» после того, как он чихнул, мы искренне пожелали ему при этом крепкого здоровья? Вежливые формулы – «очень приятно», «рад видеть», «нужно видеться чаще», «отлично выглядите» – скорее рефлексы, бездушные холодные конструкции, пустое тараторство, дипломатические зацепки и маяки, чем выражение чувств.

Короче говоря, с хамством все намного проще и яснее. А коль так, то вежливости можно пожелать только красиво умереть, как динозавру, и стать пыльным музейным экспонатом, с которым будут фотографироваться на память.

Накидав камней в огород к вежливости, мне все ровно ни в чем не удалось себя переубедить. Я – за вежливость. Плохую или хорошую. Лживую или правдивую. Все ровно. Я не хочу, чтобы хамили мне, дорогим мне людям и в будущем моим детям. Не хочу, чтобы они или я чувствовали себя полнейшими ослами, решив в силу своего воспитания тактично промолчать в той или иной ситуации. А больше всего не хочу, чтобы они или я все-таки сорвались на дикий крик, не выдержав хамского нападения.

   Именно поэтому, наверное, с недавних пор я начала ценить абсолютно незнакомых мне людей в общественных местах, которые еще пока извиняются за то, что сделали что-то не так. Пусть даже по-лакейски прищурив глазки и слащаво улыбаясь.

Напоследок расскажу, что я имею ввиду. Однажды в метро со мной ехал мужчина с тяжелым кожаным кейсом. Не помню наверняка, как получилось так, что я засмотрелась на этот кейс, но мужчина, заметив это, резко повернул ко мне голову и, растянувшись в отвратительнейшей улыбке, произнес:

- Я не хотел вас задеть своим чемоданом, честное слово!

Честное слово, в тот момент мне захотелось, чтоб он меня все-таки им задел. Вежливость так подкупает, черт возьми.