Два беса

Ольга Климова
Невысокая сгорбленная женщина  в чёрном платье, волосы аккуратно  под тонкий черный шарф спрятаны, подошла ко мне. Почувствовался  запах церковных свечей.
- Возьмите конфетки, помяните моего сыночку.
Она прошла по  двору и скромненько  у забора встала, прижимая к себе пакет со сладостями.
-Схоронила Вера сына, убили Ваню, всего двадцать три ему было, - услышала я за спиной голос вездесущей Валентины, моей соседки.- Вера его одна, без мужа вырастила.
Я оглянулась.
-  Как убили? Кто?
- Говорят, друзья.
- Как друзья?
- Ну так, школьные друзья. Хотя какие они друзья…Ваня как институт закончил, на работу устроился. Деньги неплохие зарабатывать начал. Тут они и объявились, Ваня с ними со школы не общался. Сами не работали нигде,  а Ваньке сильно завидовали. У него и машина хорошая, и работа, и девчонки вокруг него.

Вечерами я  часто видела  Ваню у подъезда, когда собиралась целая компания, человек шесть, парни, девушки. Ваня  бренчал на гитаре, голову немножко на бок любил склонять и улыбался. Лицо светлое, а глаза глубокие, чуть впалые, задумчивые.
А ещё отпечаталось в памяти, как однажды, Ваня, свежий, жизнерадостный, выскакивал из дверей подвала и, почти бегом,  к машине, в руках заскорузлые черенки лопат держал, а следом неторопливо мать шла. Она подходила, Ваня лопаты в багажник складывал, и Вера нежно так, бережно, со спины  сына невидимые пылинки стряхивала.

- Ну вот, эти два дружка так называемые, деньги с Ваньки стали требовать.- нарушила мои воспоминания соседка.- Он  им пригрозил, так, чтобы пугануть, что в милицию пойдёт,  у тех парней условный срок был. Вот и разозлились, подкараулили, пырнули  ножом в живот, но он живой- убегать, те совсем озверели, догнали и добивали… Шестьдесят ножевых ранений…
Всё это бедность и зависть. Не зря говорят, у богатого за спиной один бес стоит, а у бедного два…

Небо совсем заволокло тучами, двор опустел. Из плотных туч западали крупные капли, выстукивая на капотах машин сбивчивую мелодию. 
У забора, рядом с Ваниной машиной, всё стояла Вера и жулькала в руках пакетик с конфетами, а вид такой растерянный, будто не знала она, что теперь делать, куда идти, кого любить.
И я совсем растерялась, и как- то стыдно стало, что ничем не могу помочь человеку. Я подошла и предложила денег. Вера сжала морщинистые веки.
- Да что вы, какие деньги… Нет больше сыночки моего, нету.