Рассказ незнакомки

Ольга Молоканова
На улице лил дождь. Покупателей в магазине было мало. Казалось, время остановилось и до закрытия магазина продавцы были  вынуждены скучать без дела за прилавками своих отделов. К моему отделу подошла пожилая женщина. Она опиралась на старую, потертую трость и сильно прихрамывала.
-Что, покупателей дождик разогнал?- с улыбкой спросила она.
-Да! Теперь от скуки время тянется медленно,- ответила я.- Вы что-то хотели купить?
-Нет, голубушка. Я вышла погулять, да дождь меня застал по дороге домой. Вот и зашла в ваш магазин переждать его. Вы не будете возражать, что я к вам подошла?
-Да что вы! Рада поговорить, так и время быстрей пройдет. Вот садитесь на стул, а я постою, уже устала сидеть. Хотите чашку чая?
-Нет, спасибо. Пережду дождик да пойду дальше.
Женщина с трудом села на стул, поставив рядам свою трость. Одета она была в простое длинное платье, на голове белый платочек.
-У вас что, ноги на погоду болят?- зачем-то спросила я.
-Нет. Уже давно попала в аварию, машина сбила. Кости ног срослись, но не совсем правильно. Да и на руке пальцы тоже сломаны. Видите, как вывернуты?- она показала мне левую ладошку, на которой четыре пальчика не сгибались вообще.- А на погоду им уже время болеть.
-Вам бы в такую погоду лучше дома полежать.
-Дома у меня голубушка нет.
-Как так? А где же вы живете?
-Сейчас живу у сына с невесткой. Но их дом не стал моим домом. Хочешь, расскажу, где я жила?
-Расскажите!- заинтересовалась я и стала слушать ее, а за окнами продолжал лить дождь, давая нам время на рассказ одной жизни.
-Жила я на Урале. Мои прадеды были русские офицеры. Служили Царю-батюшке, Вере и Отечеству. У прадеда была большая семья, воспитание детей стояло на первом месте. Мальчикам прививали благородные качества: честь, доблесть и отвага. Пять сыновей погибли в войнах, а жена и дочка умерли от тифа. Прадед взял племянника на воспитание, у того тоже все погибли, это был мой дед. Когда расстреляли Царя, дед уехал на Урал, подальше от кровопролитной революции. Все бросил и уехал. Стал торговать лесом. Это он обосновал наш городок, в который приезжали многие, кто бежал от новой власти. Вот в одной семье он приглядел простую девушку и женился на ней. Уж очень была красивая и скромная, это была моя бабушка.  Родились дети и тоже погибли, кто на войне, кого арестовали и сослали в лагеря. Вернулся,  только мой отец и продолжил дело своего отца. Раньше не так занимались делами, как сейчас. Вырубая леса, отец высаживал новые. У нас и сейчас растут им высаженные деревья. Местность красивая, горы. Воздух чистый, родники. В наших краях есть мужской монастырь. Ему много сотен лет. Говорят, один мужик заблудился в лесу и всю дорогу молился Богу, чтоб тот вывел его к людям и встретил он на пути монаха, который сидел на камне. Подошел к нему, а монах говорит: «Услышал Господь твою молитву. Выведу я тебя на дорогу к деревне. Там, на телеге поедут мужики с покоса и подвезут тебя. А людям расскажешь обо мне. Когда меня не будет, из-под этого камня забьет родник, приходящий сюда будет исцелен этой влагой, так Бог велит. По вере и дастся». Стукнул монах посохом по камню и пошел, а мужик за ним. Дошли до дороги, а по ней телега едет с мужиками в деревню. Тут мужик им на радостях кричать начал, останавливать. А потом оглянулся, а монаха уже нет. Довезли его до деревни, там он народу рассказал о монахе. Через время из-под камня забил родник, и многие люди исцелились его водой.
-Удивительно!- я смотрела на старушку и не знала, верить мне или не верить,- родник и сейчас там течет?
-Пока не высох. Я ведь в этой воде покалеченные ноги  и вылечила. Никто не думал, что выживу после аварии. Уж чтоб ходила и мысли врачи не допускали, а я молилась и верила, что поможет мне вода из источника. По вере и дастся, не зря сказал монах. А дом мой был большой, светлый, просторный. Сарай с двухэтажный дом. На верху сено хранили, а внизу домашнюю скотину держали. Муж мой работящим был, детишек в школе учил. Добрый человек был, Царствие ему Небесное, умер давно. После аварии меня сын к себе забрал, приезжал со снохой. Дом наш продала священнику. У него семья большая, десять детей и это еще не предел. Им хорошо будет жить в таком доме, любовь там поселилась. Потом набрала из родника воды с собой, попрощалась со всеми и уехала. Сейчас у нас ягод в лесу море и грибов много. У сына тоже дача есть, но таких душистых ягод нет.
-А деньги от дома сыну отдали?- спросила я незнакомку. Уж очень волновал меня этот вопрос.
-Да! Они из двухкомнатной квартиры переехали в четырехкомнатную, купили новую машину, мебель и машинку стиральную, автоматическую. Сделали хороший ремонт. Мне выделили маленькую комнату, светлая, хорошая комната. Внучка сначала довольная была, что я проехала, да и все поначалу радовались…
-Пока деньги ваши тратили,- встряла я в ее рассказ,- ой, извините меня.
-Да так оно и было. Все мне простили, кроме старости, хромоты и что за один стол садилась кушать. Готовить мне трудно, пальцы на руке не сгибаются, но я старалась помочь снохе по кухне, она ведь работает и дача есть. Посуду помою, тесто поставлю да пирожки напеку. У меня выпечка вкусная, ели с удовольствием. А потом отношения стали портиться, я раздражала  сноху, то тарелку случайно разобью, то ложку уроню, то чашки не так поставлю. В машинке стирать запретила. Однажды заметила, что без нее стирала в автомате, ругалась почем зря. Я стала руками стирать.
-А сын куда смотрел и внучка?
-Сын у меня хороший, просто я не жаловалась ему. Это его семья и он много работал, да и не видел он наших скандалов. Всегда придет в мою комнату спросит, что мне надо, кушала я или что купить надо. Пенсию я хоть и не большую, но получаю. Я ему говорю, что все хорошо. А он все хвалится женой и дочкой. Любил их, да и должно так быть. Только внучку разбаловали очень.
-Так внучка тоже на вас фыркала?
-Да. Когда к ней приходили молодые люди, то мне велела сидеть в комнате и не высовываться. Проветривала квартиру, а то от меня в квартире воняет. Я то была не против, видно так старость пахнет, а за собой я еще сама ухаживаю.
-Ну и зараза ваша внучка! Не вечно молодой быть. Сколько же ей лет?
Старушка уголком платка вытерла выступавшие на глаза слезы. Мое сердце сжалось от сострадания к ней. Я еще молодая и могу дать отпор любому, но какая будет моя старость, этого я не знала. Мне хотелось жену ее сына просто прокрутить в новой стиральной машинке, а внучку отлупить и приговаривать, не обижай бабушку, уважай старость. Старушка успокоилась и продолжила свой рассказ.
-Моей внучке сейчас исполнилось бы двадцать лет.
-Как это?- спросила я.
-Дождь все еще льет. Расскажу я тебе и о внучке, это моя боль. Любила я её сильно. Еще в школе, в старших классах она выделялась своей красотой, модно одевалась, и наступило «золотое помешательство». Сейчас многие поклоняются идолу «Золотому Тельцу», слава важнее таланта. Родители ей все капризы оплачивали. Вот и стала она высокомерием страдать и считать себя элитой современности. Потом поступила в институт, девочка она способная, умная. Стала часто посещать вечеринки по ночам, где и  познакомилась со своим бизнесменом. Родители у него богатые, сам видный, машина дорогая. Ухаживал красиво за ней, дорогие подарки дарил. Стали поговаривать о свадьбе. Сын просил внучку не спешить, присмотреться к парню, а сноха боялась упустить такого богатого зятя  и она вышла за него замуж. Родилась дочка, моя правнучка. Да только наша семья оказалась не такой богатой, как ему хотелось. Нашел побогаче и ушел к ней, больше зятя и не видели. А внучка стала совсем не послушной. Болела ее душа. Страдания разбавляла шатанием по барам, институт забросила,  оправданием был ребенок. Работать тоже не надо, деньги родители давали. Все ей предоставляли, жалели и баловали.
-А куда же отец смотрел?- спросила я.- Он вроде нормальный у вас в семье.
-Скандалил с ней. Запрещал так вести себя, да толку никакого. Сноха больше переживала, что они были унижены и старалась всем доказать, что богаты и не сломлены. Поэтому защищала дочку и запрещала сыну вмешиваться.
-Ваша внучка копия матери. И что же с ней случилось?
-Убили мою внучку.
-Как убили?- от неожиданности вскрикнула я.- Кто убил, за что?
-Возвращалась поздно с подругами домой из бара. Сели в маршрутку. Подруги раньше вышли и вернулись домой, а внучка дальше жила и поехала одна с водителем. Вроде обычное дело, но домой не вернулась. Сын обратился в милицию, те сказали, что может еще вернется, но лучше самим начать поиски. Собрали знакомых, узнали по описанию кто водитель, где живет. Нашли его дома, пьяного и там же нашли ее золотые украшения. Вызвали милицию, обследовали маршрутку и нашли много ее волос на полу и рваные кусочки материи, следы борьбы. Сначала он от всего отказывался мол, ничего не знает. Девушек высадил и уехал, это его последний рейс был. Золото нашел на улице, а потом признался во всем. Показал куда выбросил тело внучки. Ее нашли на пустыре за поселком. Выбросил как не нужную вещь.
-С ума сойти! Страшно жить. За золото убил?
-Говорит, не уважительно с ним разговаривала, решил проучить. Изнасиловал, убил и выбросил.
Женщина тихо заплакала, вытирая слезы кончиком платочка. Я стояла перед ней в оцепенении и молчала, не зная как утешить ее, сомой страшно от такого рассказа. Взяв себя в руки, я подошла к ней и обняла ее. Так молча, мы переживали в душе трагедию бедной девочки из богатой семьи. Я смотрела в окно магазина, за которым светило солнце, дождь закончился, и  люди переждав дождик, выходили из магазина. Сейчас и моя незнакомка уйдет продолжать свой жизненный путь. Может ей станет легче, рассказав мне о своем горе, а может такое горе останется в ее сердце до самой смерти и будет каждый день болеть, забирая ее жизненные силы.
-А как правнучка ваша? Отец, этот бизнесмен, забрала ее?
Прикрыв глаза ладошкой, она тяжело вздохнула и ответила.- Нет! Он так и не появлялся. Ему сообщили о смерти моей внучки, но за девочкой не пришел. Правда, передал хорошую сумму денег. Откупился от дочери. Сейчас она живет с бабушкой и дедушкой. Сын ее обожает. А сноха… покупает ей дорогие вещи, балует. Меня к правнучке не подпускает, а та тянется ко мне и рада, когда я с ней играю. Сын купил мне комнату в общежитии, делает ремонт. Скоро перееду туда жить.
Посмотрев в окно и увидев, что дождь закончился, моя незнакомка засуетилась.
-Ох, мне пора идти пока солнышко светит. Простите меня, если отняла ваше время.
-Да что вы! Горе переживать одному тяжело. Здоровья вам и счастья.
-Спасибо. Что в радости, что в горе одному всегда тяжело. И вам здоровья и счастья, и хорошей торговли.  Мне бы еще пожить немного, чтоб рассказать о предках правнучке. Пусть гордится своим дедом и прадедом, чем богатством и славой.
-Удачи вам! У вас все получится.
-Дай-то Бог. Хранит и тебя Господь.
-Заходите ко мне, расскажете, как устроились на новом месте.
-Спасибо. Может и зайду. До свидания.
Она взяла свою трость и потихоньку направилась к выходу. Повернувшись с улыбкой, помахала мне рукой и, перекрестив меня, вышла из магазина. Я смотрела в ее сторону и плакала. Возможно, только сейчас я осознала, как тяжела старость и возможно оттого, что не хватает в людях доброты и понимания. Не хорошо забывать ценность души, а жизнь прекрасна и чем больше добрых людей, тем легче жить.