Блоги и блогостиль

Марк Сандомирский
Блологостиль - стили общения, используемые в блогах, как поведенческие, так и языковые (относящиеся к социолектам, социальным разновидностям языка). Напомним, что языковой стиль – не просто слова, то есть не просто устойчивый, систематизированный набор выражений, стереотипов и приемов речи. Стиль еще и является речевым отражением определенной жизненной позиции, демонстрацией принадлежности к социокультурной группе (языковой общности) и совокупности принятых в этой группе представлений. В этом смысле стиль – это и слова, и дела. Как минимум, деятельность, связанная непосредственно с общением. Здесь коммуникация как взаимное понимание людей (в классических представлениях, идущих от М. Вебера и Ч. Кули) дополняется коммуникацией как совместной деятельностью (в представлениях Т. Парсонса). Причем эта деятельность может быть не только креативной, но и рекреативной. Проще говоря, прямо либо косвенно связанной с отдыхом и развлечениями. 
Именно здесь кроется один из секретов притягательности блогосферы – общаясь в блогах, пользователи восполняют дефицит общения в повседневной жизни. Но дефицит не просто общения – ибо у многих из них, у менеджеров и трейдеров, рекламистов и журналистов, педагогов и консультантов – общения и так хоть отбавляй, непосредственно в процесс профессиональной деятельности, прямо через край…
Парадоксальность коммуникативной ситуации в том, что многие люди, испытывая переизбыток общения формального, ритуализованного и меркантильного, в то же время испытывают хронический дефицит общения неформального. Такого общения, которое необходимо для поддержания душевного здоровья, как «витамины для души» - эмоционального, открытого, сочувственного и бескорыстного (по крайней мере, в материальном смысле). Общения, которое удовлетворяет свойственную каждому человеку потребность в самоутверждении, в привлечении внимания окоружающих – и одновременно в психологической поддержке, сочувствии и эмоциональной разрядке. Именно этот дефицит неформального общения и восполняет коммуникация в блогах.  И эта неформальность, эмоциональность, открытость общения связана с его «детскостью».
В этой связи И. Джадан пишет о том, что «перенос общения в реале в интернет с некоторыми коммуникационными мутировавшими особенностями. Это особенности общения «на кухне», «в подворотне», «на рыбалке с друзьями» или «в постели с женщиной». Причем, все они собраны в одном месте – в интернете». Подобное описание представляется совершенно верным: именно "кухонный", "дворово-подворотный", "рыбацко-охотничий", "футхокфанский", "девичьи-посиделочный" стиль общения и является наиболее естественным и действительно неформальным. Здесь человек может позволить себе быть таким, как есть – и это некоторым образом воспроизводит естественное душевное состояние ребенка.
Подобное состояние для взрослого человека привлекательно, поскольку позволяет релаксироваться, снять напряжение, побыть таким, "как есть" - а не таким, как "надо", как обязывает среда, социальные стереотипы. Полоролевые варианты последних известны. Мужской коммуникативный стереотип чаще всего олицетворяет собой «профессиональную харизму управленца» (топ-менеджера, супер-трейдера и т,п.). Выглядеть это должно как ходячая демонстрация успешности (деловой, административной, карьерной) и «триумфа воли»… А реально выглядит, как «человек в футляре», то бишь в строгом костюме (в пиджаке, застегнутом на все пуговицы). Конечно же, при галстуке, в рубашке с тугим воротником, жестоковыйно застывшей шеей и наряженным затылком (для имитации воли и решительности). Да еще и с маскообразно застывшим лицом, с зубодробительно сведенными челюстями, поигрывая «волевыми» желваками на скулах, либо с нестерпимо раздутыми щеками (для демонстрации собственной важности). Другой вариант – так называемая «голливудская улыбка», имеющая целью презентировать ее демонстратора в качестве объекта труда высококвалифицированных стоматологов.
Или же вариант женский, описываемый как «профессиональное обаяние трейдера» – на утомительно высоких каблуках, с приклеенной дежурной улыбкой (призванной располагать к общению, на самом деле – отстраняющей). И не только улыбкой – но и лицом, «надеваемым» как маска, непроницаемо загрунтованным макияжем, как защитной маскировочной раскраской. (Хотя принято считать, что последнее служит для привлечения внимания мужчин и отвлечения внимания женщин, на самом же деле с психологической точки зрения это еще и символическая «толстокожесть», предназначенная для эмоционального «отгораживания» от мира.)
Как показано многочисленными исследованиями, ношение этих психологических имиджевых «доспехов» (названных В. Райхом характерологическим и мышкчным «панцирем»)  требует от человека значительного физического и психоэмоционального напряжения. Хотя они и представляют собой психологическую защиту, но недостаточно «взрослую», регрессионную – так же, как для ребенка подражание старшим, игра «во взрослых» (отождествление). Эта защита основана на принципе «не быть, а казаться», благодаря внешней имитации, своего рода «социальной мимикрии» (термин В.П. Попова); внутреннее же состояние при том оказывается неподконтрольным и недостаточно эффективным. Вот почему от ношения такого «панциря» человек устает, и душевно, и физически – соответственно, испытывая необходимость нять сковывающие и душащие его «доспехи» и отдохнуть. Физически – сбросить напряжение и расслабиться. Увы, для человека, привыкшего играть подобную роль, сделать это не так-то просто. Защитная маска, или «личина» настолько «срастается» с «персоной», что даже во время дистанционного общения (хоть по телефону, хоть по мейлу) человек привычно «входит в роль», надевает свои нелегкие телесно-психологические «доспехи». И даже после рабочего дня, по инерции, не может с ними расстаться, ищет для этого специальные способы, чтобы на время забыться, помочь своему внутреннему «ребенку» переключиться их состояния «старательного» в состояние «беззаботного»: ТВ… музыка… алкоголь… интернет! И хотя, соглашаясь с Уайльдом,  «важно быть серьезным», но все же «невозможно быть реалистом 24 часа в сутки» (Д. Маккавеев).  Нужно временами отдохнуть, сбросить с себя груз серьезности и ответственности, побыть ребенком, или проще – побыть самим собой. Именно это и позволяет многим сделать стиль общения в блогах – непринужденно-раскованный, внутренне «детский».
Нужно уточнить, что подобный «детский» стиль общения может быть как гуманистическим, так и манипулятивным. Гуманистическим – значит искренним, бескорыстным, порой немного наивным. Примерно таким, как это сформулировано устами «героя нашего времени» - мультипликационного персонажа Гомера Симпсона: «Позволь мне быть с тобой честным». Признаться в своих проблемах, слабостях и ошибках, поплакаться в жилетку, получить сочувствие и утешительный совет… Для многих людей этого оказывается достаточно, чтобы стрязнуть со своих плеч накопленные стрессы и растворить накипевший на душе эмоциональный осадок. 
Нужно также принять во внимание, что общение в блогах, как и в жизни – игра, в которой все блоггеры – актеры… Однако в отличие от предыдущего варианта («игры» на работе), это не профессиональные постановки, а самодеятельные, любительские – себе в удовольствие. Это игра уже не взрослая, а детская – нет никакой ответственности, и происходит все не всерьез, а понарошку. В отличие же от реального театра, здесь каждый не только сам себе актер, но еще и сам себе режиссер. Ну, а драматург – коллективный, то есть то сообщество блоггеров, не столько устойчивое, сколько ситуативное, с которыми этот пользователь общается и вместе с которыми сочиняет общую виртуальную реальность коммуникации. 
А поскольку, как известно, аппетит приходит во время еды, и человеку свойственно увлекаться, то многие пользователи в подобных развлекательных коммуникативных играх буквально «вживаются» в свою роль. В отличие от театра, где актер после спектакля выходит из образа, блоггер порой «застревает» в роли, «срастается» с ней настолько, что переносит и на другие ситуации жизни. (Примерно так же, как в известном комедийном боевике маска срастается с героем.) Так и формируется блоггерский стиль общения.
При этом, помимо общения, развлечения и эмоциональной разрядки, некоторым самолюбивым (или самовлюбленным…) блоггерам вслед за тем неминуемо хочется большего. А именно, побыть уже не такими, "как есть", а такими, как мечтается. Так, чтобы не быть, а казаться неким идеальным героем, "крутым". Поиграть в "супермена" (вариант - суперинтеллектуала или суперхама), причем поиграть самозабвенно – так, как играют дети. Именно такую возможность и дает виртуальный персонаж. Это уже общение не просто ролевое, а манипулятивное .
В реале этому соответствует стиль общения тусовочно-понтовый, со всеми его атрибутами, интонациями, позами и жестами, включая «пальцовку» и т.п. телодвижения, как в переносном, так и в прямом телесном смысле. С психологической точки зрения, подобные многочисленные демонстративные проявления «крутизны» имитируют детское самоутверждение. Начиная с самого раннего стремления ребенка высвободиться-выпутаться из сковывающих его свободу и ограничивающих личное пространство тесных пеленок-распашонок (отсюда и «пальцы веером»).
В дальнейшем сюда добавляется еще и негативизм, или протест против необходимости подчиняться родителям – чем дальше, тем больше, достигая максимума к возрасту пубертатной «ломки» характера (в некотором смысле, стремления подростка стать иным, как будто бы «родиться заново», уже самостоятельно). Поскольку в одиночку противостоять родительскому давлению и реализовать эти протестные настроения подростку трудно – ему нужна психологическая поддержка, и он находит ее со стороны сверстников. Так возникает свойственная подростковому возрасту реакция группировки. Это дает юному самоутверждающемуся поколению козырные карты в извечном конфликте «отцов» и «детей», почву и опору для «прорастающей» субъектности, утилизируемой в двух аспектах. Во-первых, дающей смелость противоречить родительскому мнению. (Вспомним народное, сакраментально-циничное: «Скопом и батьку бить сподручно».) Во-вторых, дающей возможность обойтись в разрешении сложных подростковых проблем без родительского совета и вмешательства – а чаще всего, и без ведома родителей. Обращаясь вместо них к групповому мышлению и групповому мнению сверстников, коллективный авторитет которых перевешивает остатки былого родительского авторитета.
В то же самое время, подобная подростковая субъектность – еще незрелая, поскольку оказывается неконструктивной. Как известно, зрелая, созидательная субъектность является деятельной и утилитарной, направленной на достижение прагматических жизненных целей. В отличие от нее, незрелая подростковая субъектность носит преимущественно декларативный характер («я могу сделать сам, но при этом ничего не делаю») и связана не с созиданием, а с отрицанием и протестом («хочу, чтобы было не так – пока не знаю как, но чтобы по-моему»). Тинейджеры гиперболизируют собственные проблемы, перенося внутрисемейный конфликт поколений на общество в целом, выплескивая на окружающих агрессию, накопленную в противостоянии родителям. Подобная психологическая защита в форме замещения может становится коллективной, благодаря группированию на основе инфантильно-незрелых пубертатно-протестных настроений «вместе победим собственных родителей».
Такая реакция группировки может приобретать довольно массовые формы, проявляясь в социуме в виде неконструктивно-протестных, псевдо-оппозиционных общественных движений (особенно молодежных, национал-экстремистских). Естественно, что для них блогосфера становится и желанной коммуникационной площадкой, превращаемой в рамках определенных собществ в «рассадник» подобный умонастроений. Великовозрастные «эмо-кидс» выплескивают наболевшие эмоции на виртуальных «врагов» вместо родных родителей. То, что они сами называют «революционной борьбой», или «борьбой за возрождение народа», на деле оказывается экстремистской пропагандой, разжиганием социальной и этнической розни и нетерпимости. В отличие от обычных для виртуальной коммуникации сброса, «слива», разрядки психологической напряженности, служащих косвенным образом для снижения напряженности социальной, в подростковых интернет-политических «играх», напротив, напряженность кумулируется (эффект взаимной синергетической «накачки»).
Впрочем, виновата в этом, конечно же, не блогосфера. Она служит лишь зеркалом, в котором отражаются возникающие и аккумулирующиеся в обществе настроения. А вот роль регрессионных, детско-подростковых механизмов подражания и группирования здесь трудно переоценить. Они создают психологический фундамент блогосферы, базовый стеротип поведения блоггера – стремление к групповой принадлежности (быть принятым), ассимиляция в группе (быть, как все) и приобретене группового статуса (быть замеченным). Отсюда и его желание «подружиться», зафрендиться с другими пользователями, желательно на условиях «взаимности». А значит, и производные отсюда желания.
- Будь то, к примеру, наивные «мерялки», массовое стремление посоревноваться, кто «круче» (отсюда вытекает популярность рейтингов, служащих для многих пользователей своеобразными путеводителями по блогосфере).
- И стремление «похвастаться» своим блогом перед знакомыми в офлайне, и вовлечь их такэже в ведение блогов (на чем изначально в значительной мере был основан рекрутинг блоггеров рускоязычного ЖЖ). 
- Отсюда и желание «померяться» френдами – у кого больше, и массовые эпидемии взаимного френдования, куда «слетаются» боты, как мухи на отбросы...
- И подражательное  поведение – стремление скопировать не только контент (копи-паст), но и интересы у другого блоггера, записаться в те же сообщества, что и он, и даже зафрендить его френдов, просто за то, что они уже им «востребованы», как бы неявно «рекомендованы к прочтению» (и возможно, ответят «взаимностью»).
- Отсюда же, из подражательно-группировочных стереотипов, вырастают и такие коллективные формы поведения в блогосфере, как проведение флэшмобов (чаще в ЖЖ), каждый участник которых размещает один и тот же пост. 
Итак, стиль общения в блогах неразрывно связан с подражанием-группированием, демонстрацией принадлежности к определенной группе и групповой лояльности. Это в одиинаковой мере характерно для стиля поведения и языкового блогостиля, который по мнению А. Потсар, служит механизмом для распознавания «своих» и «чужих». А это, в свою очередь – отражение глубинных, инстинктивных и потому весьма действенных механизмов управления поведением. По этой причине языковой пример блогосленга оказывается поистине заразительным, и многие элементы блогосленга легко усваиваются, как «мемы», попадая на регрессионную основу. Особенно когда они исходят из авторитетных источников – так и положено в тинейджерской среде, где все участники готовы подражать лидерам группы. (То же самое проникновение авторитетных выражений, имитирующих подростковую речь и потому мгновенно усваиваемых аудиторией и оказывающихся «на слуху», мы видим и в лексиконе СМИ: «кровавые сопли», «стрелять из рогатки», «не скулить», «не кошмарить», «врубаться»…)
В блогах нередко даже пользователи весьма зрелого возраста начинают вставлять в свои тексты словечки подросткового сленга. Здесь, кстати, проявляется еще один механизм регрессии, «для пожилых» - «вторая молодость», подсознательное стремление почувствовать себя молодым. При контент-анализе это заметно по ярким вкраплениям подросткового сленга, с характерной орфографией «не по учебнику»:  «тя», «чо», «чо-нить», «щас»… Кстати, описанный ранее язык «падонков» в части орфографии (точнее, анти-орфографии) является также проявление детско-подросткового протеста против родительско-учительского «пишиправильно».  Приведем еще ряд показательных тинейдж-сленговых выражений, бытующих в блогосфере:

[коммент] дарова, епта! [вар.: здрофа, даров]
[коммент] Хай пипл
[коммент] атычо, дичонко чоле?
[коммент] чмоке!
[коммент] Панеко!
[коммент] Еще попыдко!
[коммент] Кто еще не в теме
[коммент] Я никак не догоню [вар.: нифига не врубаюсь… Я не попадаю что-то]
[коммент] Вся туса на опенэйр [вар.: все наши…]
[коммент] Офигел слегка [вар.: офигительно]
[коммент] Ваще-то я серьезно
[коммент] ща!
[коммент] гы!
[коммент] отжиг
[коммент] угар
[коммент] ржач [вар.: ржачно]
[коммент] зацени!  [вар.: прикинь!]
[коммент] рульный [вар.: кульный] 
[коммент] Жестоко нахлобучивает
[коммент] Срывает крышу
[коммент] Выносит моск
[коммент] Беспонтово [вар.: я понтуюсь]
[коммент] Не пались [вар.: палево]
[коммент] попалил вики [вар.: расколол, пошарил]
[коммент] а мине поф
[коммент] походу
[коммент] зажигаете?
[коммент] ахтунг!
[коммент] адинадин
[коммент] охщи [вар.: о, шит; oh shit]
[коммент] блин чтож делать
[коммент] мы илита покашта
[коммент] прикольно шописец
[коммент] кRUто [вар.: суперски, классно, крутяк ]
[коммент] чоткий пацан!
[коммент] по-чеснаку
[коммент] крутой чел и шаристый
[коммент] на бодряках [вар.: бодрячком]
[коммент] чо деитса!
[коммент] фарева!
[коммент] Тока зарегился
[коммент] все фиолетово [и т.обр. напоминает опыт потребления психоактивных веществ]
[коммент] на фотах видел мну?
[коммент] кароч благословляю вас, дети мои)
[коммент] Ты чё такой дерзкий? Сам с какого раЁна?
[коммент] подорвался с криком
[коммент] Чо, нарик?
[коммент] угарный сайтег!!!
[коммент] лайфхак!
[коммент] я дико сОрю [вар.: сорь, искаж. sorry]
[коммент] Попустить
[коммент] В чем фишка? [вар.: прикол]
[коммент] Сечешь [вар.: рубишь] фишку?
[коммент] Чапай прямо
[коммент] Пра чо базар
[коммент] Гонишь!
[коммент] чморить всех!
[коммент] я с тобой дружу [вар.: Давай дружить]
[коммент] ну экшен анриал
[коммент] жесть [вар.: жезд, жестоко]
[коммент] чочо там
[коммент] он клёви
[коммент] покедова
[коммент] всем чавакакава

Некоторые выражения подросткового интернет-сленга являяются демонстративно регрессионными, поскольку имитируют на письме особенности детского произношения:
[коммент] Ну лана  [искаж. ладно]
[коммент] Нуно [искаж. нужно]
[коммент] Сина-сина [искаж. сильно-сильно]
[коммент] сёня [сегодня]
[коммент] ща буду хохо

Сюда же примыкают сленговые выражения, имитирующие детско-родительское общение применительно к ребенку дошкольного возраста, с использованием как уменьшительно-ласкательного словообразования, так и специфических родительских «ласкательных» неологизмов: 
[коммент] Буська каждому
[коммент] Пусики
[коммент] няшный 
[коммент] споки-ноки [спокойной ночи]
[коммент] Покасики

Здесь, кстати, проявляются гендерные отличия: если использование выражений, подобных вышеперечисленным, характерно для женщин (здесь и элементы флирта, и «материнский» перенос), то для мужчин более свойственно употребление «полунормативной» лексики, напоминающей им прозвища своего далекого детства или юности: тормоз, dooreela, ботан, думер, чатланин...
Сюда же, к подростковому сленгу, одним из источников которого является интенсивное sms- и icq-общение, примыкают специфические «торопливо-написательные» сокращения, smsочно-чатовые и «безгласные» (написание без гласных букв)
[коммент] пк [пока]
[коммент] бб [бай-бай]
[коммент] Кста! [кстати]
[коммент] Мжб  (мжт, мошт, может быть)
[коммент] Змчтл [замечательно]
[коммент] скз [скзл, сказал]
[коммент] спс [вар.: спб, спасибо]
[коммент] плз [от please]
[коммент] ава [аватара]
[коммент] выхи [выходные]
[коммент] отпр [отправил]
[коммент] увд [уведомить]
[коммент] отс  [отст, отстой]
[коммент] оуе [oh, yes]
[коммент] укс [утро, кофе, сигарета]

Нужно пояснить, что проникновение подросткового сленга (и мировоззрения) в сферу коммуникации взрослых людей наблюдается не только в блогосфере. Этот «триумф пубертатной культуры» в целом характерен для современного общества, которое М. Мид (в работе «Культура и преемственность») называет обществом префигуративной культуры. Обществом, в котором опыт старших поколений устаревает опережающими, прогрессирующими темпами, и родители учатся у детей тому, как приспосабливаться к меняющемуся миру, опровергая неписаное правило: «Яйца курицу не учат». Такова реальность сегоднняшнего, постиндустриального/ информационного (а возможно уже отчасти и постинформационного) общества.