028 Художнику Александре Фоминой 70!

Артём Киракосов
Художник Александра Ивановна ФОМИНА в своей Мастрской на праздновании и открытии Выставки в честь её семидесятилетия. 12 июля 2009 года. Фото: Артём Киракосов


текст на ПРОЗА.РУ - http://proza.ru/2009/07/25/79
текст на БЛОГИ. MAIL.RU -
 
видео на Яндексе - http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/45/
фото на Яндекс - http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/70400/

видео на MAIL.RU - http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6296
фото на MAIL.RU - http://foto.mail.ru/mail/artemkirakosov58/8549



Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ







028               
Художнику Александре ФОМИНОЙ – 70!


Я рад, что застал весь этот `киносюжет` с самого начала, с магазина, где мы с Феликсом взяли воды, вина и водки.

– Ну что ещё им взять, а?

– Да хватит: спустимся, если…

Московская сталинская высотка… Башня! Лифт – 18-ый этаж, дальше пешком. Поднимаемся… Привычное кресло для курения. И вдруг! – открывается громадное застеклённое пространство в два этажа сталинских сквозных арок, чем характерны так навершия башен, венчающих эти небоскрёбы сороковых.

Варят, развешивают картины, подводят свет, убирают, то, что не успели… На кухне – активность в несколько женщин. Феликс уже машет руками, перебирает возвышенные слова, словно ``автомат калашникова``:

– Здесь будет!.. Мы хотели!.. Это – первая Сашина Выставка!.. Персональная!.. К Семидесятилетию!.. Придут друзья!.. Дима Шаховской, Марат Бабин, Лена Мунц, Андрей Красулин… Саша изначально хотела повесить и никого не пригласить, чтобы все знали, что есть, но никто не ходил…

Посылает меня на крышу: окна выводят на открытое пространство! Створки окон отворены, выхожу! ступаю по крыше этого небоскрёба… видны – ВДНХ, колесо обозрения, памятник – взлетевшая ракета, лосиноостровский лесопарк, окрестные кварталы, проспект МИРА внизу...

Потихонечку собираются гости, сдвигаются и накрываются столы. Всякая вкуснятина, окружённая вазами и цветами. Жизнь закипает с тостами… Все впечатлены мастерской, размахом самого замаха! В Москве, кажется, никто такое не замыслил, а уж тем более не осуществил. Саша и Феликс дают мне интервью. Феликс – о планах галереи – сделать её неким средоточие элитарной художественной жизни “для тех, кто понимает”, “для своих” (в смысле понимания – своих). Саша говорит о своём пути – как пути «для себя», пути любительском , не профессиональном. Она – ‘профессионал-монументалист’. Так она говорит о себе сама. Насколько это справедливо… 

Но что совершенно подкупает, так это органичность вписанных в это фактически безостановочно ведущееся строительство живописных работ – даже спонтанно повешенные, не всегда освещённые, они уже нашли своё место; можно, конечно, менять… можно менять всё бесконечно: добавлять, убавлять, перевешивать, но – главное – нашлось: картины в мастерской, так, как их создавали, без каких-либо специальных условий экспонирования и экспозиционной придумки. Естественность – такая силища… Творчество Александры Ивановны – без претензий, раскованное, в нём можно узнать многие увлечения предыдущих десятилетий (наши общие…). Она создала наверняка много больше, но сейчас её живописное собрание – 150 картин. Яснее других узнаются Ренуар, Моранди, Пикассо, кубисты: Брак, Грис, Озанфан… Подкупает разнонаправленная стилистика, некая мягкая свобода, почти декламируемая нега, гедонистическая, расслабляющая атмосфера: обнажённые – ярко эротичны! натюрморты, пейзажи, портреты – в некой радости необязательной стилистической привязки. Я люблю, когда у художника нету “своего лица”, – как говорят, – это гораздо приятнее, чем, когда “оно – всегда узнаётся”. Галерея художнических ориентиров Александры Ивановной проглядывается, но она столь широка!.. Увидишь и Средневековье, и Возрождение… И романтиков, и импрессионистов, и модерн, и тридцатые, и – дальше… Только художник, который не обязан лепить свои картины, как котлеты для еды оголодавшему покупателю, может себе позволить так… Александра Ивановна отводит себе скромное место в художественной современной действительности: это – её первая персональная выставка. (Но.., ну и пора наверное, 70 уже!) Да и то – в мастерской. Наверное, все мы – сторонимся и стесняемся где-то… Но никто не решился вот так точно поставить акцент! – “для своих”. Все мы – закомплексованы, и боимся “чужих”. «НЕАКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» – так она хотела назвать…
               
12 июль 2009 – – 2009 июль 22