Размышление над 14 письмом Д. С. Лихачева

Станислава Захарова
"Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты."
                Людвиг Ван Бетховен
Недавно взяла в руки замечательную книгу Дмитрия Сергеевича Лихачева "письма о добром". я прочитала пока что только четырнадцатое письмо под названием "о дурных и хороших влияниях". прочитала, поразилась и стала очень много думать над этой проблемой. а ведь чужие влияния, какими бы они ни были - это проблема.
в первую очередь меня поразил некий пессимизм, с которым Лихачев начинал свое письмо. почему же на первое место он поставил именно "дурные влияния", почему главенствующим в его рассмотрении проблемы является зло? вопрос... еще меня, если честно огорчило само письмо, потому что я лично ждала огромную тираду, состоящую из размышлений о психологии детей и их родителей. детей, которые попадают под влияние, и, которые это влияние оказывают. я на самом деле ждала взрослого мудрого взгляда на эту тему, а в итоге прочитала только пару сухих фраз, которые на мой взгляд в сущности оказались не о чем.
зато, разочаровавшись в Д.С.Лихачеве, я решила попробовать проанализировать проблему "отцов и детей", а так же различных влияний самостоятельно. посмотрим, во что это выльется.
для начало нужно понять когда и почему ребенок попадает под сторонние влияния. в жизни каждого подростка бывают периоды, когда им хочется рассуждать самостоятельно, самому планировать свое время, решать важные вопросы; ребенку хочется поскорее избавиться от постоянной опеки родителей и поскорее "повзрослеть". именно в такие моменты подросток наиболее уязвим и легко поддается влияниям, к сожалению, в большинстве своем, отрицательным. родители же с высоты своего жизненного опята понимают эту уязвимость и стараются больше оградить ребенка от конфликтных ситуаций и т.п. но ребенок под час не понимает такой заботы и начинает только больше раздражаться и злиться на родителей, на их непонимание и вечное "кудахтанье". поэтому подросток старается еще быстрее вырваться из-под опеки родителей, и, чтобы почувствовать разницу между так называемыми "свободой" и "не вольностью", совершает опрометчивые поступки и бросается во все тяжкие. а родители, замечая это, ограждают его от трудностей ЕЩЕ больше. таким образом, родители и их дети вступают в порочный круг взаимного непонимания, и внутри семьи появляется конфликт.
кто ту прав, а кто виноват судить невозможно и было бы даже очень глупо предпринимать хоть какие-то попытки. потому что нет ни "правых", ни "виноватых". просто обе стороны смотрят на сложившуюся ситуацию с разных сторон и упорно не хотят обойти определенный барьер и взглянуть на проблему под другим углом. этого не хотят ни взрослые, ни дети. подростки из-за возрастного максимализма, а старшие в большинстве своем из-за своей же глупости, которая порождает упертость, громко кричащую: "я старше, я больше видел на своем веку, у меня больший жизненный опыт и т.д.". в общем, в данной ситуации родители действительно ведут себя как большие дети.
в этом случае действительно необходимо прибегнуть к пресловутому компромиссу, хотя нельзя не заметить, что в большей степени это будут уступки со стороны родителей. учиться на чужих ошибках практически невозможно, даже для большинства взрослых это неимоверный труд. что уж тогда говорить о детях, которые в принципе не признают других способов познания мира, как через собственные "ляпсусы" и неудачи. РОДИТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ МЕШАТЬ ДЕТЯМ СПОТЫКАТЬСЯ!!! пусть, пусть они попадают в трудные ситуации,пусть сворачивают с "единственно правильного" пути. пусть. главная задача родителей при этом во время понять ребенка и подать ему руку помощи!..
а все началось с каких-то влияний.....тю!