Марек Стефаньский Бах - это библия для органиста

Анна Петросян
Музыкант из польского города Кракова Марек Стефаньский выступал в Сочи в третий раз. До этого его концерты в рамках Международного органного фестиваля состоялись в 2001 и в 2006 годах. Как рассказал исполнитель из Польши, программа его никогда не повторяется. И если его еще пригласят в наш город, публика услышит нечто новое. Марек Стефаньский играет на органе с детства, его отличает непринужденная манера исполнения даже очень сложных произведений. Он активный популяризатор музыки польских композиторов и мастер импровизации. Музыкант – частый гость нашей страны, регулярно выступает в крупных городах. А еще пан Марек отлично говорит по-русски и может долго рассказывать о творчестве увлекательно и с юмором
- Далеко не все органисты включают в свою программу импровизации. Вы ими завершили концерт, и это было довольно необычно. Когда вы впервые решили сымпровизировать?
- На органе я начал играть в детстве, непрофессионально. И импровизировать стал раньше, чем исполнять произведения, специально написанные для органа. Что-то исполнял на рояле. А потом пробовал сочинения для рояля играть на органе. Но чувствовал, что они не совсем соответствуют духу органа. И что тогда произошло? Я начал импровизировать. Это произошло само собой. Когда научился играть на органе и стал исполнять органные произведения, почувствовал, что импровизация порой помогает выразить намного больше переживаний. Умение импровизировать мне очень помогло при поступлении в музыкальную академию в Кракове. Мы там сдавали предмет «композиция». А он как раз включает в себя и импровизацию.
- Музыканты говорят, что органы очень отличаются друг от друга. Это сильно влияет на манеру исполнения? Играли ли вы еще где-нибудь на органе фирмы «Rieger-Kloss», ведь именно такой установлен в Сочи.
- На очень похожих на этот органах играл в Твери, Киеве, еще где-то. Две недели назад исполнял произведения на Ригер-Клоссе в Львове. А самый большой Ригер-Клосс, на котором мне доводилось играть, находится в зале Московской филармонии им. Чайковского. Это очень исправные в техническом смысле инструменты, они много возможностей для исполнения разнообразной музыки. Органы, установленные в соборах, очень отличаются от концертных. Там музыка звучит в акустике храма, и воспринимается она по-другому. Чаще такие органы больше концертных, некоторые его части расположены за спиной органиста.   Например, педальные трубы находятся в 11 метрах от исполнителя. Все на таком органе звучит панорамически, получается эффект грандиозного стерео. Важную роль играет эхо. Говорят, есть такие храмы, в которых органист может сыграть произведение и быстро сбежать вниз послушать его.
Исполнение в концертном зале обязывает выбирать определенную программу. Хоральные прелюдии Баха или медитации Мессиана не подойдут. Для них необходима уникальная храмовая акустика и атмосфера.
- Расскажите, пожалуйста, о программе, с которой вы выступили на юбилейном Десятом международном органном фестивале в Сочи. Мне вот больше всего понравилось произведение польского композитора Нововейского, оно было очень эмоциональным.
- Когда играл в Сочи впервые, исполнил целую симфонию Нововейского. Включил в программу произведения Мендельсона, потому что этому композитору в этом году исполнилось бы 200 лет, к юбилею, можно сказать. Райнбергер – один из любимых моих композиторов позапрошлого века. Он создал 21 органную сонату, каждая из них продолжается как минимум 20 минут. У него есть и другие произведения. По возможности стараюсь включать в свою программу его произведения. В последнее время играю много польской музыки. Когда езжу с концертами по разным странам, общаюсь с другими органистами, понимаю, что эта музыка вообще неизвестна. Все играют в основном немецкую, французскую музыку. Это прекрасно. Но есть и другая музыка, не менее красивая. Кто о ней «расскажет» людям, как не исполнители из Польши? Несколько лет назад российская органистка Людмила Голуб выступала в Кракове на фестивале современной музыки с программой, состоящей из произведений русских композиторов. Для нас это было ново и интересно. Ее выступление произвело на слушателей большое впечатление. Некоторые сочинения Шостаковича замечательно звучат на органе.
- И все-таки что-то ведь повлияло на ваше решение исполнять музыку польских композиторов? Скажем, что было отправной точкой?
- Уже более 20 лет есть в Кракове  традиция проводить весной фестиваль современной краковской музыки. Он длится от недели до 10 дней. Несколько лет назад я играл на открытии этого фестиваля в краковской базилике. Сначала была месса, потом концерт. И с тех пор организаторы к открытию стали мне давать разучивать совсем «свежие» произведения авторов. Мне оставалось выучить и исполнять. Так продолжалось несколько лет, и потом я увидел, что выучил очень много произведений. Решил собрать эти музыку и записать один или два компакт-диска современной краковской музыки. Через неделю начну записывать первый диск. Краков – очень музыкальный город. Первая консерватория открылась именно здесь. В городе – 150 храмов, проводится много фестивалей. Наверное, это и создает положительную ауру для творчества музыкантов.
- Кроме концертов, вы успеваете еще и передавать свои знания ученикам…
- Преподаю в консерватории авторский цикл органной импровизации. Она не менее важна для музыканта, чем исполнение заученного произведения. Ведь игра в храме или на концерте порой требует каких-то вступлений. В Германии и Франции в консерваториях органная импровизация не менее важна для студентов, чем исполнение другой органной музыки. На экзаменах в храмах органисты обязательно сдают органную импровизацию.
- А есть ли среди ваших студентов-органистов девушки?
- Да, есть, но их не так много, как в России, где большая часть студентов – девушки. По моему мнению, жизнь органиста для женщины более тяжелая, чем у мужчины. Игра в храме и концертная деятельность – это не так-то легко. Да еще что бы тебя заметили среди большого числа талантливых органистов, нужно на конкурсах завоевать не второе-третье, а первое место. Важно себя показать с лучшей стороны,  постепенно обретать нужные знакомства. К тому же игра на органе требует от исполнителя недюжинной физической силы. Нужно учитывать многие факторы: следить не только за вниманием, руками и ногами, но и менять регистры.
- Кстати, вы сегодня играли без ассистента, который и следит за регистрами.
- Очень часто все делаю сам. Но не все органы позволяют это. Например, при игре на стареньких инструментах в соборах, где находятся большие регистры, помощь ассистента необходима.  Но на таких современных органах, как Ригер-Клосс, можно все делать самому. Часто играю без нот, и это тоже помогает все делать самостоятельно. Ну. А если что-то забуду, можно импровизировать (смеется).
- А кто ваши любимые композиторы?
- Один из самых любимых композиторов – Дитрих Букстехуде. Он  предшественник Баха. Его музыка полна жизни, радости. В свое время он был новатором и вывел игру на органе на высочайший уровень. С удовольствием исполняю произведения Мессиана. Но для них необходим храм, при исполнении его сочинений большую роль играет акустика. Безусловно, Бах – это библия для органиста. Это, пожалуй, три главных имени для меня. Хотя с не меньшим энтузиазмом играю Райнбергера.
Не люблю играть произведения Листа. Хотя многие органисты часто исполняют его сочинения, забывая о Райнбергере. А ведь Лист не был органистом, он был пианистом. Наверное, поэтому его произведения звучат лучше на рояле, а не на органе.
Со временем предпочтения мои меняются. Когда-то часто играл старенькую французскую музыку, все сонаты Мендельсона.
- Вы уже третий раз приезжаете в Сочи. Поделитесь, будьте добры, своими впечатлениями. Похож ли наш курорт на какой-то из городов, в котором вы выступали?
- По правде говоря, времени на прогулки у меня практически не бывает. Приезжаю за день до концерта, репетирую. Потом концерт, и на следующий день уезжаю. Но однажды получилось так (это был мой первый приезд в Сочи), что у меня оказался свободным почти весь день: прилетел утром, репетиция была вечером. Тогда директором Органного зала была пани Дебольская. Она поручила своей внучке провести для меня экскурсию по парку «Дендрарий».  Мне очень понравилось.
Похож ли Сочи на какой-то знакомый мне город? Мне кажется, есть немного сходства с Канном. Там я был год назад. Это курорт, в нем много магазинов, туристов. Всюду атмосфера отдыха, настроение курорта. Сочи подобен какому-то городку на Лазурном берегу. Есть сходство с Канном, как я уже сказал, с Ниццей, с Сан - Тропе.  Но должен отметить, что я себя лучше чувствую в России, нежели во Франции. Французы считают себя особенной нацией, и держатся подобным же образом.
- Какую музыку слушаете, кроме той, что является частью вашей профессии?
- Очень нравится григорианская музыка. Из современных исполнителей мне нравится слушать таких певцов, как Брайан Адамс, Стинг, Уитни Хьюстон, Барбара Стрейзанд, а также Эндрю Ллойд Вебер. Обожаю его «Реквием», это музыка находится на границе между классикой и мюзиклом. Если бы у меня спросили, какую музыку я бы взял с собой на необитаемый остров, назвал бы «Реквием» Вебера.