Мир вокруг Софьи

Абилова Дина
Глава 1. Фиалка


Софья допила свой компот и лениво встав из-за стола, подошла к окну. На подоконнике стоял горшок с фиалкой.
-Полей цветок, - сказала мама, увидев, что Софья стоит рядом с подоконником.
Софья послушно налила в стакан воды из чайника и медленно стала поливать цветок.
-Странно. Как можно расти, питаясь лишь водой? – подумала Софья.
Но её вопроса никто не услышал, и поэтому ответа она не получила. И тогда Софья обратилась к цветку:
-Разве ты не любишь компот, к примеру, или сок? Неужели тебе вкусно пить только воду?
И  вдруг Софье показалось, что цветок вздохнул.
-А! Я поняла! Ты просто никогда не пробовала ни сок, ни компот! Хочешь, я тебя угощу? – спросила Софья. Но цветок лишь шевельнулся от ветерка. И тогда Софья подумала, что фиалка согласилась. Она налила в чашку компот и, поливая струйкой, разлила на почву горшочка.
-Тебе было вкусно? – спросила Софья улыбаясь. Цветок снова зашевелился листочками от ветерка.
-Теперь я каждый день буду тебя поливать вместо воды тем, что я пью сама! – сообщила довольная собой Софья и отправилась гулять.
На следующий день она залила в горшочек апельсиновый сок. На другой день – лимонад. Однажды она хотела напоить цветочек горячим чаем, но, подумав, что цветочек обожжётся – налила его в горшочек попозже, когда чай остыл. Софье казалось, что цветочек благодарит её за такую вкусную пищу.
-Я сегодня дам тебе попробовать кефир! – сказала Софья в воскресенье и разлила под стебелек цветка целый стакан кефира. Издалека казалось, что на почву горшочка упал снег. Кефир не уходил под землю сразу же, как компот и вокруг цветка долго ещё стояла такая густая белая лужа.
-Жаль, что у тебя не зубов. Я бы накормила тебя котлетами или пирогом, - сказала Софья, поправляя лепестки фиалки.
На следующий день Софья стояла на кухне и думала, чем же ещё можно накормить цветок? Она налила в чашку кофе с молоком, и, подойдя к подоконнику увидела, что вокруг цветка остались капельки кефира и зелёные пятнышки плесени.
-Это ещё что такое? – удивилась Софья и наклонила голову, чтобы получше рассмотреть  плесень.
-Жестокая девочка! – услышала Софья чей-то жалобный голос.
-Ой! Кто это со мной разговаривает? – удивилась Софья и начала оглядываться по сторонам.
-Это я! Фиалка! – послышался голос цветка.
_А ты разве умеешь разговаривать на человеческом языке? – не скрывая удивления, спросила Софья.
-Ну, ты же слышишь, что могу! – нервно ответила фиалка.
-Что ж ты раньше тогда раньше молчала? Я тебя уже неделю угощаю разными вкусными напитками. Ты бы хоть раз  «спасибо» сказала мне, - с обидой в голосе произнесла Софья.
-Спасибо? За что? За то, что ты меня губишь? Я молчала потому, что думала ты сама поймёшь. А ты льёшь и льёшь в мой горшочек всякую сладкую и невкусную воду! От твоего этого, как он называется «зефира! Я вон заболела! – шевеля листочками, недовольно сказала фиалка.
-Не зефира, а кефира! – поправила её Софья.
-Какая разница! Смотри! Я заболела из-за тебя! Прекрати меня поливать всякой невкусной водой, - заявил цветочек.
-Даже своим зефиром прическу мою чуть не испортила! – продолжала возмущаться фиалка, поправив свои фиолетовые цветочки.
-Не зефиром, а кефиром! – снова поправила недовольный цветок Софья.
-Я просто требую кормить меня нормальной пищей. Я на диете. И не пью всякие твои соки и компоты. Ещё и сегодня принесла что-то…
-Это кофе с молоком, - виновато оправдалась Софья.
-Не лей эту гадость. Слышишь?
-Да. Прости меня, цветочек. Я думала, что тебе будет вкусно.
-Нет. Мне не вкусно.
-А что ты любишь? – поинтересовалась Софья
-Я люблю воду без хлора. Чистую. А еще  обожаю дождевую воду. Если хочешь, чтобы мне было вкусно, и я всегда цвела, то когда дождик – выноси меня на балкон. Ведь я не просто люблю вкус дождевой воды – я ещё и душ принимаю. А то твоя мама вместо того, чтобы позволить мне искупаться под дождиком, протирает мои листья мокрой ватой и то же всегда портит мою прическу, - пожаловалась фиалка.
-Хорошо, что ты мне это сказала! Теперь каждый дождик  буду выносить тебя на балкон, и ты будешь принимать душ и пить свою любимую воду! - обрадовалась Софья.
 - Ты только прости меня цветочек,- извинилась Софья.
-Ладно. Прощаю. А сейчас возьми лопаточку и разрыхли почву, чтобы не было этой гадости – плесени и капелек кефира. И дай мне, наконец, попить воду, - приказала фиалка.
Софья сделала все, как она сказала и улыбнулась, когда фиалка, напившись воды, произнесла:
-Спасибо большое. На сегодня я сыта.
С тех пор, Софья поливает свой цветок только водой и когда начинается дождь – несёт фиалку на балкон и наблюдает, как хохочет и радуется фиалка, купаясь под теплым дождём.



Глава 2. Непослушная расчёска


У  Софьи была любимая расческа из дерева. Эта расческа обычно лежала  в ванной комнате, на полочке рядом с шампунем. Софья после душа долго расчесывала свои рыженькие волосы. Софья не любила расчёсываться, но ей не хотелось огорчать маму, которая покупала для неё разные заколочки и резиночки. К тому же Софье не нравилась её расческа, и она мечтала её сломать и выбросить.  Однажды, после душа Софья услышала странный разговор предметов в ванной. Раньше она не слышала, чтобы шампуни, щёточки и кремы разговаривали, но после того как фиалка заговорила с ней, Софья не очень сильно удивилась такому чуду.
-Доченька! Не кусай зубами волосы Софьи. Не балуйся, – просила расческу её мама по имени Мыло.
- Почему мне нельзя баловаться? – не понимала расчёска.
-Ты и так в прошлый раз сломала свой зубик. А все потому, что ты торопилась – нахмурив брови, добавил папа по имени Шампунь.
-Ну, мне нравится играть с её волосами, - оправдывалась непослушная расческа и, схватившись зубчиками за кудряшки Софьи громко смеялась.
-Ай! Мама! – воскликнула Софья, когда расчёска запутала её волосы.
-Что доченька? – послышался из кухни голос мамы, которая готовила пирог ко дню рождения папы. 
-Мамочка! Давай я завтра пойду в парикмахерскую и подстригу свои волосы, - спросила Софья.
-Не нужно стричь! Они у тебя такие красивые, - сказала мама.
-Но они ужасно путаются! – сказала Софья, а в этот момент непослушная расческа снова схватила зубами её волосы и рассмеялась.
-Что нам с ней делать? – встревожено спросила мама-Мыло у папы–Шампуня.
-Придётся её наказать, - ответил папа-Шампунь. Софье стало жаль расчёску.
-Как? – спросила мама и в этот момент непослушная расческа посмотрела на папу.
-Сейчас уйдёт Софья, и мы тебя посадим в угол под ванну. Посиди там, в темноте и подумай о своём поведении,- строго сказал папа-Шампунь, глядя на свою дочь.  Расчёска от страха выскользнула из рук Софьи и упала в раковину.
- Не ругайте ее, пожалуйста. Она же маленькая,- заступилась Софья за свою расчёску.
- Мы её родители и сами знаем, как воспитывать свою дочь,- важно сказала мама-Шампунь.  Когда Софья вышла из ванны, папа-Шампунь спустился с полочки и, взяв на руки расческу, прыгнул на пол. Он поставил расческу в угол под ванной и грозно ей сказал:
-До завтрашнего утра сиди там и играйся с паутиной!
-Ну и буду! – обиженно сказала расчёска и отвернулась от папы- Шампуня.
И вот наступила ночь. Родители Софьи  везде выключили свет. Расческа стояла в углу под ванной и грустила. Тут она увидела в темноте паука, который спускался с ножки ванной, взял одну ниточку из паутинки и обмотал зубчики расчески этой некрасивой ниточкой. Расчёске не понравилось, что за её зубки цепляется грязная и серая ниточка паутины. Она вспомнила чистые, пахнущие травами гладкие волосы Софьи. Ей стало очень-очень грустно.
-Мама! Забери меня отсюда, - попросила расчёска.
-А ты больше не будешь путать волосы Софьи? – спросила мама- Мыло.
-Нет. Обещаю!
-Ну, хорошо, - согласилась мама-Мыло и, выпрыгнув с мыльницы, направилась под ванну.
Она взяла расческу за руку и привела её в раковину.
-Эй, кран! Давай теплой воды! – приказала мама-Мыло.
Из крана полилась вода, и мама-Мыло начала плескаться под водой, своей пеной купая расчёску.
-Эй! Полотенце! Ну-ка! Высуши мою дочку! – попросила мама-Мыло, и теплое махровое полотенце закутало в себя расчёску.
Наутро Софья пришла в ванную и после того как почистила зубки, принялась расчёсывать свои волосы. Расческа улыбалась и вдыхала аромат трав. Она скользила по волосам  Софьи от макушки до плеч и не скрывала своей радости.
- Мама! Мои волосы уже не путаются. Я не буду их подстригать! – заявила Софья и посмотрела на своё отражение в зеркале. Непослушная расчёска улыбнулась и тихо произнесла:
- Приходи почаще, Софья.  С этого дня Софья и расчёска очень дружат, и каждый день делают разные причёски.


Глава 3. Ссора на кухне


Однажды Софья проснулась от шума, который доносился из кухни. Софья посмотрела на будильник. Было раннее утро, и её родители ещё спали.
-Что там происходит на кухне? – было интересно Софье.
Она встала с кровати и босиком, осторожно вышла в коридор. Чем ближе она подходила  к кухне, тем больше она слышала разных голосов. Софья очень удивилась.
-Вроде мама и папа спят. Гости к нам не приходили. Кто может разговаривать на нашей кузне? – думала она. Когда Софья  чуть-чуть приоткрыла дверь, увидела, что творится на кухне. Людей там не оказалось. Зато на столе стояли все продукты, которые ещё вчера вечером Софья и её мама аккуратно разложили по шкафам и в холодильник. Но самое интересное не это. А то, что у продуктов были голоса и они разговаривали между собой:
- Теперь продукты  заговорили, - произнесла тихо Софья.
Она решила послушать, о чём они говорят, и ещё чуть-чуть приоткрыв дверь, стала внимательно слушать:
-Я тебе ещё раз повторяю, что ты, шоколад, вредишь здоровью Софьи! У неё из-за тебя скоро все зубы выпадут! – возмущалось молоко из пакета.
-Перестань говорить глупости, дорогое молоко! Софья очень меня любит кушать. Я ей радость дарю, - ответила шоколадная плитка.
-Я не дорогое! Я стою дешевле, чем ты! – возмутилось молоко.
-Ха-ха! Ты ещё и дешёвое, помимо того, что прокисаешь быстро! – засмеялась шоколадная плитка.
Молоко разозлилось и закричало:
-А ну, перестань смеяться! Я очень полезный продукт! И при том, настоящий! Это Вы – конфеты да консервы подолгу хранитесь и не портитесь, потому что витаминов людям не приносите!
-А причем тут консервы? – возмутилась баночка с тушёнкой.
-Вот именно! – поддержала её баночка с зелёным горошком.
- Софья сама знает, что полезно, а что вредно! – подхватила разговор баночка с кукурузой.
-Мы же не виноваты, что мы такие вкусные, - добавила баночка сгущенного молока.
-Вы не правы, уважаемое молоко, что все полезные продукты быстро портящиеся. Вот, к примеру, я, могу храниться годами, но я очень полезный продукт. И мама Софьи часто варит кашу из меня, - сказала гречка.
-Да-да! – подтвердила перловка.
-А из меня варят суп. Я очень полезен для Софьи! – похвастался горох.
-И я полезен! – вступила в спор фасоль.
-А уж, я какое полезное! – сказало сливочное масло.
-А без меня вообще нет обеда! – заявил хлеб.
-Хватит спорить! Расшумелись! – громко произнёс сахар.
-А ты, сахар, вообще помолчи. Тебя вместо снега рассыпать на улицу нужно! – обращаясь к мешочку с сахаром, сказали яички.
-Не трогайте сахар! Он не так вреден, как Вы думаете! – заступился за сахар шоколад.
-А что ты его защищаешь? – возмутилась пачка соли.
-Потому то и защищает, что они родственники, - смеясь, сказала пачка чая.
-Да. Мы сладкие. Мы родственники! – гордо заявил сахар.
-Что Вы все выскочили из шкафов и холодильника? Мы же сидим себе в овощной корзине и молчим, про то, что мы, овощи, самые полезные, - возмущалась капуста.
-Нет, уважаемая капуста. Это не Вы овощи, а мы ягоды, самые полезные, - не согласилась клубника, которая уже помытая лежала на тарелке.
-Боже мой! Сколько шума! Ерунда! Я самая полезная! – сказала минеральная вода, которая была в пластиковой бутылке и стояла на подоконнике.
-Нет-нет! Нет, господа! Не слушайте, что говорит вода.  Самая полезная – это Я! – заявила мука и на краешке её открытой пачки появилась мучная пыль.
-Да, что Вы все из себя возомнили? Это я самый полезный продукт! – сказал фарш, выглядывая из пакетика.
-Хи-хи-хи! Какие смешные продукты, - подумала Софья и рассмеялась.
-Ой! Кто-то смеётся за дверью. Кто это? – испугалось молоко.
Софья открыла дверь и подошла к столу.
-Ой! Хозяйка! – воскликнули продукты.
-Что Вы ссоритесь? Это же глупо! – сказала Софья.
-Мы просто хотим, чтобы ты росла здоровой, и кушала только то, что полезно, - сказала клубника.
-А ещё я боюсь, что так и пропаду, и испорчусь, - призналась капуста и на её листочках появились слезы.
-Почему это ты пропадешь? – не поняла Софья.
-Вдруг ты будешь кушать только шоколад, а про нас забудешь, - протяжно сказало
Софья улыбнулась и решила успокоить продукты.
-Никто из вас не пропадет. Я уже большая и знаю, что каждый продукт полезен. По утрам я буду кушать молочные продукты и ягоды, на обед каши из круп и супы. Вечерком позволю себе шоколадку. Я знаю меру и не переедаю сладкое. Вы только не ссорьтесь, пожалуйста.
-Ура! Ура! – воскликнули радостно продукты.
-А теперь, пока не проснулась мама, давайте все по местам! Я помогу Вам, - сказала Софья и, открыв дверцу холодильника, уложила молоко, масло, фарш и другие продукты  на место.
Потом открыла шкафы и спрятала  туда крупы, чай, соль и сахар. Как только она закрыла дверцу холодильника, на кухне появилась мама.
-Я слышала чьи-то голоса.  С кем ты разговаривала, доченька? – спросила мама.
-Я? Я? – растерялась Софья и немного подумав, сказала:
-Я просто учила наизусть стихи. Про продукты.
-Молодец, доченька, - сказала мама и, набрав в чайник воды, поставила его на плиту.
Софья отправилась чистить зубы, а когда вернулась на кухню, увидела на столе завтрак: салат из капусты и чай с молоком. Она улыбнулась и, наклонившись к тарелке тихо, чтобы не услышала мама, произнесла:
-Привет, капуста. А ты боялась, что мы тебя забудем.
-Привет, - довольная ответила ей капуста и даже подпрыгнула на тарелке.
Когда Софья ела салат, из холодильника послышался недовольный голос шоколада.
-Эх! Она про меня забыла. Придется ждать до вечера…


Глава 4. Две пуговицы


Как-то раз  Софья обнаружила, что с её любимой кофточки пропала одна пуговица. Кофточка была жёлтая с красными цветочками и пуговицы на ней были кругленькие, размером с горошину. Всего на кофте было шесть пуговиц. На месте самой последней торчала ниточка.
-Куда же она могла упасть? Может, на улице потеряла, когда каталась на велосипеде?– спрашивала себя вслух Софья. Она вышла во двор и стала внимательно рассматривать землю. Так и не найдя пуговицу Софья вернулась домой. Вскоре начались мультфильмы, и она вовсе забыла про пропажу и включила телевизор.
А в это время, под кроватью лежала оторвавшаяся пуговица и хихикала, что ей удалось спрятаться от хозяйки. Когда Софья смотрела мультфильм, то ей показалось, что где-то рядышком кто-то шепчется. Она сделала потише звук и, нагнувшись под кровать, увидела свою пуговицу. Софья решила понаблюдать за ней, и,  спрятав своё лицо краешком покрывала приготовилась слушать. 
-Хи-хи-хи! Какая же я хитрая! Свобода! Свобода! – воскликнула радостно оторвавшаяся  пуговица.
-Что ты раскричалась? – послышался чей-то голос.
Маленькая пуговица обернулась по сторонам и в углу под другой кроватью увидела большую, с четырьмя дырками пуговицу. Она была серого цвета и её бока переливались.
-Важная какая. Наверное, она жила на пальто, - подумала Софья.
-Я… Здрасьте. Я просто радуюсь, что сбежала от своей хозяйки. А мои сестрички привязаны за ниточки  на кофточке Софьи. А я…Я вот свободна, - виновато сказала маленькая пуговица.
-Ну, и глупая же ты! Какая радость от такой свободы? Когда ты на кофточке, рядом с сестричками, то тебе веселей, тебя умоют, погладят, ты при работе – петлю держишь и путешествуешь туда – сюда. А так под кроватью, что с тобой будет? Пылью дышать будешь, потом тебя проглотит огромный дракон по имени Пылесос, а уже позже попадешь в мусорный контейнер. Вот и вся жизнь, - проворчала голосом старушки большая пуговица.
Маленькая пуговица сильно испугалась и произнесла:
-Ой! А может, не будет все так страшно, как Вы рассказываете? Может Софья завтра найдет меня?
-Не найдет! – заявила большая пуговица и тяжело вздохнув, добавила:
 – Раньше надо было думать.
Маленькая пуговица расплакалась.
-Я же не знаала-аа что так всё бууудет! Я сама завтра буду прыгать так, чтобы Софья меня увидела. Я не хочу, чтобы меня проглотил дракон Пылесос. А-а-а! – рыдая, говорила маленькая пуговица. И тут большая пуговица рассмеялась. Маленькая пуговица, всё ещё всхлипывая, спросила её:
-А что Вы делаете под кроватью? Разве Вам не страшен дракон Пылесос?
На что старая пуговица глубоко вздохнула и сказала:
-Эх! Зачем мне себе жизнь ломать? У меня всё по-другому. У меня нет шанса к возвращению, как у тебя.
-Как это нет? Давайте сейчас вместе доберёмся до ковра, а там нас и заметит Софья, - предложила маленькая пуговица.
-Старая я, чтобы прыгать. Уже не смогу,- сказала большая пуговица.
-А как Вы сюда попали? – поинтересовалась маленькая пуговица.
-Это очень долгая история, - произнесла тихо большая пуговица и снова вздохнула.
-Расскажите, пожалуйста, - попросила маленькая пуговица и, подпрыгнув, оказалась поближе к большой пуговице.
-Ну, слушай. Когда-то у меня была большая семья. Братья, сёстры… Нас было много… Жила я на красивом пальто одного хорошего человека. Он был знаменитым и уважаемым среди людей. Он много путешествовал, и я увидела разные страны. Но однажды, когда хозяин пальто выходил из поезда, то ударился об дверь и ниточка, которая меня держала, порвалась. Я упала на землю. Пролежала под снегом несколько дней, а когда снег растаял, меня заметила старушка и забрала к себе в дом. Положила меня в свою старую шкатулку, где я прожила с другими пуговицами ещё год. Недавно, внук этой старушки рассыпал шкатулку, и я покатилась и упала в ботинки папы Софьи, который и принёс меня в этот дом. Вчера меня вытряхнули с ботинка, и вот я лежу теперь здесь, в пыли. И жду, когда меня проглотит дракон Пылесос.
-Ой, как грустно, - с сожалением сказала маленькая пуговица.
- А может, Софья заметит нас, и примерит Вас на свою кофточку, и мы будем вместе? – предположила маленькая пуговица.
-Ха-ха! Ты что? Где это видано, чтобы на детской кофточке была пришита старая пуговица от пальто? Нет. Каждой пуговице – своя Судьба. Видимо мой век закончился, - сделала вывод большая пуговица и из её дырочек появились слезы. Софья, которая слушала рассказ двух пуговиц, тоже чуть не заплакала.
В этот момент  маленькая пуговица сделала прыжок. Затем второй и так она оказалась на ковре. Увидев своих сестёр на кофточке, которая лежала на стульчике она крикнула им:
-Привет! Я здесь! Потеряли меня?
-Да, - хором ответили сестрички.
- Как мне вернуться назад? – спросила маленькая пуговица.
- Извинись перед Софьей, и она тебя зашьёт обратно,- посоветовала самая крайняя сверху пуговица.
Маленькая пуговица оглянулась по сторонам и, увидев  улыбающееся лицо Софьи тихо произнесла:
- Прости меня, пожалуйста.
- Конечно, я тебя прощаю,- сказала Софья и, достав из шкафа ниточки и иголку, пришила пуговицу на своё место.
-А с этой пуговицей, что делать? – думала Софья, глядя на большую серую пуговицу от пальто. В это время пуговицы на кофте хором  попросили Софью:
-Только не выбрасывай! Пожалей её!
Софья вспомнила, что у её плюшевого мишки на пиджачке потерялась пуговица. Туда она и пришила большую серую пуговицу. Теперь большая пуговица не грустит, а маленькая пуговица, которая вернулась к своим сестричкам больше не хочет рисковать жизнью и очень любит свою хозяйку Софью, которая часто ходит в музеи, кино, и благодаря ей, пуговицы видят мир.


Глава 5. Ножницы


- Ой, как скучно дома! Папа на работе, а мама разговаривает со своей подругой. Чем бы мне заняться? – думала Софья, сидя на диване. Вдруг на полу она увидела ножницы. Мама забыла положить их в тумбочку. Софья взяла в руки ножницы с жёлтыми пластмассовыми ручками-колечками и начала ими щёлкать то, открывая, то, закрывая их ротик.
- Ха-ха! На пасть крокодила похожи их лезвия,- подумала Софья. Ей нравился звук щёлкающих ножниц. Он был похож то на тиканье часов, то на стучащий молоточек. Вдруг Софья услышала чьи-то жалобные голоса. Она оглянулась вокруг, но никого не увидела.
- Кто здесь? – спросила Софья.
- Это мы. Ножницы. Хватит уже дразнить нас. Мы не хотим кусать воздух! – сказали ножницы.
- Ой! Я…Простите. Мне было скучно, вот я и взяла Вас в руки,- оправдывалась Софья.
- Понятно, что скучно. Но мы ведь можем поломаться! Не играй с нами без дела. Порежь чего-нибудь,- в один голос сказали ножницы.
- А что порезать? Бумагу? Или материал? – поинтересовалась Софья.
- Что хочешь. Но будь осторожна. Мы нарежем всё, что хочешь, только бы тебя мама не наругала за то, что испортила нужные вещи,- проговорили ножницы весёлым голосом.
- А я ничего никогда не портила! – заявила Софья и тут ножницы рассмеялись.
- Ха-ха! А в прошлом году кто изрезал на мелкие кусочки мамину кофту? А потом папины документы кто раскрошил? – напомнили ножницы.
- Я тогда была маленькая! – виновато сказала Софья, вспомнив случай с изрезанной кофточкой и очень важным папиным документом.
- Вот-вот! – добавили ножницы.
- Что вот-вот? А кто мне помогал портить вещи? Вы! Нужно было меня остановить и не резать!- возмущённо произнесла Софья.
- Ах! Теперь мы виноваты? Какая наглая девочка!- возмутились ножницы и щёлкнули.
- И я виновата и Вы тоже виноваты,- подтвердила Софья. Ножницы обиделись и сказали ей:
- Положи нас в укромное место. И не проси нас больше никогда помогать тебе вырезать фигурки из цветной бумаги и прочие свои капризы! Мы с тобой не будем дружить! – сказали строгим голосом ножницы.
- Ну и, пожалуйста! – гордо произнесла Софья и, запрятав ножницы в тумбочку отправилась к маме. Прошло несколько дней. В выходные мама Софьи собралась шить платье. Она достала ножницы и, начертив на ткани выкройку, вырезала себе необходимые детали. Когда мама Софьи села за швейную машинку, то Софья, заметив на столе лоскутки материала, спросила маму:
- Такие лоскутки красивые. Можно я сошью из них для куклы юбочку и кофточку?
Мама разрешила. И тогда Софья радостно схватила в руки ножницы представив, что у её куклы будут новые красивые вещи. Только она преподнесла ножницы к отрезку материи они вдруг  сильно защёлкнулись и не хотели открываться. 
- Мама! Ножницы не работают. Не хотят резать! – пожаловалась Софья.
- Не выдумывай. Я только что делала выкройку,- сказала мама и, нажав на педаль швейной машинки начала шить. И тогда Софья вспомнила ссору с ножницами.
- Ну не капризничайте, пожалуйста. Я была неправа. Прошу у Вас прощения,- тихо, чтобы не услышала мама, сказала Софья.
- Больше не будешь нас обвинять в своих ошибках? – спросили ножницы.
- Нет. Не буду. Вы лишь мои помощники. Вы делаете свою работу. За свои ошибки я должна отвечать сама,- добавила Софья.
- Умная девочка. Ладно. Мы тебе поможем. Сейчас выкроим для твоей куклы юбочку и кофточку, и пока твоя мама будет шить детали мы тебе расскажем легенду про наше появление,- пообещали ножницы. Софья быстро раскроила детали для задуманных вещей и, отдав их маме, схватила ножницы и выскочила в свою комнату, чтобы послушать историю.
- Мне так интересно! Рассказывайте быстрее, пожалуйста! – попросила Софья и ножницы снова щёлкнув лезвиями, начали рассказ: Давным-давно, далеко-далеко  жил мастер. Он делал для людей ножи. Люди резали ими овощи и мясо, шкуры и шнуры. Ножниц тогда не было. Люди справлялись обычными ножами. Но вот однажды жена мастера родила ему дочек близнецов. Девочки были очень весёлые и любили помогать маме на кухне. Мастер как-то раз наблюдая за своими дочками, решил изготовить для них два маленьких одинаковых ножичка.
- Нужно сделать не острые лезвия, чтобы мои дочки не порезались. И ручки подобрать одинаковые и удобные,- думал он, начав работу. . Он сделал ручки в виде колечек, потому что ручки дочек были маленькие и пухленькие и лезвия изготовил короткие и не острые. Его дочки очень обрадовались такому подарку. Они резали этими ножичками овощи и при этом громко хохотали. Вскоре девочки выросли и вышли По-очереди замуж. Они уехали очень далеко от родительского дома. Мастер очень скучал по ним. К тому времени он очень постарел и уже не мог работать так много как раньше. Как-то раз он вошёл в свою мастерскую и, увидев на полке ножички своих дочек, взял их в руки и, наложив друг на друга подумал:
- Соединю  я их. Пусть будут вместе и не теряются.
Когда он просверлил отверстие и закрутил шуруп между ножичками то, одев пальцы в ручки увидел что так легче резать некоторые вещи. От радости он испробовал на резку всё: и шкуры и бумагу и верёвки. И тогда он решил подарить людям своё изобретение и дал ему название «Ножички- близнецы»,  а потом сократил,  и получилось «Ножницы». С тех пор люди пользуются не только ножами, но и ножницами. 
- Ух! Какая история! Можно я расскажу её папе и маме? – радостно воскликнув спросила Софья.
- Можно,- дружно ответили ножницы. Из соседней комнаты в этот момент послышался голос мамы:
- Софья! Доченька! Юбочка и кофта для твоей куклы готовы!
Софья  схватила в руки ножницы,  забежала в комнату мамы и улыбаясь, произнесла:
- Когда вернётся  с работы папа, и мы сядем пить чай – я Вам такую историю расскажу!
- Рассказчица ты моя! – улыбнувшись, сказала мама и, взяв из рук Софьи ножницы, положила их в тумбочку.  Когда дверца тумбочки захлопнулась,  Софья услышала щёлкание, а потом голоса ножниц:
 - Пока! До встречи!



Глава 6.  Говорящая тетрадка



- Софья, тебе скоро в школу, давай учиться писать буквы? – предложила мама
Софья нехотя согласилась. Мама достала тетрадку в линейку и ручку.
- Это буква «А». Самая первая в алфавите,- начала говорить мама.
- А почему она самая первая? Вроде бы буквы все одного роста. Или она самая смелая? – спросила Софья. Мама немного растерялась, не зная, что ответить Софье.
- Ну, так заведено, что эта буква первая,- наконец сказала мама.
- А буква «Я» чем провинилась, что её поставили самой последней? – продолжала интересоваться Софья.
- Не знаю. Софья, доченька ты такие интересные вопросы задаёшь, что я не могу тебе на них ответить,- призналась мама.
- А почему не можешь? Ты же взрослая! Я думала взрослые всё и про всех знают,- раздумывала вслух Софья.
- Нет. Взрослые тоже много чего не знают. Так даже интересней жить,- смеясь вымолвила мама и оставив Софью одну вышла в магазин за хлебом.
- Что ж тут интересного, когда много чего не знаешь? Ведь ответы знать куда интереснее! – подумала  Софья и вдруг увидела как в тетрадке перелистнулась исписанная страничка.
- Вроде ветра нет. Кто перевернул страничку? – спросила Софья, оглядываясь по сторонам.
- Это я. Говорящая тетрадь! – послышался ответ.
- О! Я рада, что Вы со мной можете поговорить. А то у меня столько накопилось вопросов!- обрадовалась Софья.
- Ну? Спрашивай! – сказала тетрадка и даже прокашлялась как взрослые перед выступлением на концерте.
- Вот почему буква «А» в алфавите первая? И кто их так по порядку поставил? – спросила Софья.
- Это долгая история. Сейчас расскажу,- ответила тетрадка. Софья легла на ковёр и приготовилась внимательно слушать. Тетрадка снова прокашлялась и начала свой рассказ:
- Давным – давно, когда люди не умели ещё разговаривать, как сейчас, а  только обменивались новостями лишь жестами и звуками, жил в то время очень умный волшебник. Ему так захотелось научить людей разговаривать, но он понимал, что для этого нужно написать  звуки и нарисовать каждый из них, чтобы они запомнили их и не путали. Он взял угольный камешек и, выбрав большую пещеру, с ровной поверхностью стен внутри- задумался: Какой же звук люди произносят чаще всего? Когда у них болит зуб, они стонут и произносят «А». Когда боятся и бегут от зверя – тоже кричат «А-а-а». Значит, этот звук, будет первым подумал волшебник и снова задумался: А как я нарисую эту букву, чтобы её сразу запомнили? Он  посмотрел на крышу  соломенного жилища и решил: Пусть будет похожа буква «А» на крышу! Вторая буква подсказала сама себя волшебнику. Он просто увидел, как ругаются  из-за яблока два дикаря, размахивая палками и угрожая друг другу: бубнят «Б-б-б!» Волшебник подумал, что вторая буква должна быть похожа на разрезанное пополам яблоко с листочком. Так появилась вторая буква «Б». Третья буква родилась именно третьей потому, что резко подул ветер и его звуки были такими «В-в-в». Волшебник нарисовал на скале знак, напоминающий по форме одно  крылышко бабочки. Ведь бабочки боятся ветра и прячутся от него за камушками.
После ветра появилась гроза и, увидев блестящие трещины в небе, волшебник услышал угрожающие звуки «Г-г-г». Он сам так испугался грозы, что от страха сломал одну веточку, упавшую с деревца. Эта палочка и помогла ему нарисовать знак буквы «Г».
- А буква «Д» как появилась? – не вытерпев, спросила Софья.
- Ни за что не поверишь! На испуганную лягушку! – сказала тетрадка, и они с Софьей рассмеялись.
- Эта лягушка замёрзла и, дрожа, издавала звуки «Д-д-д!». Вот и появилась такая буква,- добавила тетрадка.
- А остальные буквы как появились? Расскажи скорее! – просила Софья.
- Ой. Всё и не припомню. Мне эту историю рассказал прапрапрадедушка которого звали папирус. Вот припоминаю, что буква «З» родилась, как только волшебник увидел на песке, след змеи,- сказала тетрадка.   
-  Мягкий знак похож на вишенку. А твёрдый знак на вишенку с листочком. Может так их тоже увидел волшебник? – предположила Софья.
- Может быть,- произнесла задумчиво тетрадка и тут же приказала:
- Давай- ка попиши на мне буквы, а я тебе буду подсказывать. Софья взяла в руки ручку и написала прописную букву «У». Она так долго вырисовывала её хвостик, что тетрадка расхохоталась.
- Что с тобой? – поинтересовалась Софья
- Щекотно.. Пиши уверенно и не щекочи мои листочки,- сказала тетрадка. Потом Софья написала букву «Ф»
- Одно ушко кривое сделала. Пиши их одинаково. Тебе будет приятно, если одно твоё одно ухо будет ровным, а второе кривым? Так же и буквы любят гармонию,- строго произнесла тетрадка. Софья  улыбнулась и написала букву «М», но и эта буква получилась корявой.
- Пиши плавно. Не отрывай ручку от бумаги, когда выводишь одну букву. И не бойся. Буквы не кусаются,- шутливым тоном посоветовала тетрадка. Так день за днём Софья писала разные буквы, а говорящая тетрадка делала ей замечания и подсказывала, как правильно писать буквы.


Глава 7. 

Особенный доллар


- Пап! А что ты делаешь? – спросила Софья
- Пишу в ежедневник план работы на завтра,- ответил папа
Интересно, у зверюшек есть ежедневники? – задумалась Софья. И тут ей стало смешно от своих же мыслей.
Едва папа скрылся за дверью, Софья услышала чей-то кашель. В коридоре на полу лежал доллар. Не успела Софья поднять его, как он поздоровался с ней:
- Здравствуй, девочка!
- Ой! Вы, наверное,  выпали из папиного кармана? – спросила Софья.
- Я специально спрыгнул. Надоело мне жить в этих карманах и кошельках. Вечно меня на что-то обменивают. То на пиво, то на мороженое, то на хлеб, то на молоко,- возмущался доллар.
- Но зато Вас все так любят. Работают специально, чтобы Вы попали в карманы. Благодаря Вам покупают подарки,- утешала денежку Софья.
- Эх. Разве это любовь? Вот то ли дело Ваша любовь. Человеческая. Тебя и в кино водят, и куклы тебе покупают. А меня свернут вдвое, а то и втрое и сразу прячут. Хорошо, если в карманы. Бывает и под скатерть запихнут, и в носках было дело я у одной старушки сидел. А однажды меня украл настоящий вор! Я так страшно испугался, аж сердце забилось!
- А я думала, у денег нет сердца! – удивилась Софья.
- Не обижай меня. Мы хоть и плоские, но сердце у нас тоже есть! – возмутился доллар.
- И что Вы теперь собираетесь дальше делать? Так и будете прятаться от моего папы? – полюбопытствовала Софья.
- Не знаю. Может, из окна выпрыгну, полетаю как птицы, на деревьях полежу,- мечтательно сказал доллар.
- А вдруг пойдёт дождь и Вы промокнете? Упадёте на асфальт, и на Вас наступят подошвой толстых ботинок,- испуганно произнесла Софья.
- Как же я раньше не подумал об этом. А ты не можешь мне подарить свой зонтик? – спросил доллар.
- Так ведь он тяжёлый и Вы его не поднимите,- рассмеявшись, сказала Софья.
- Везёт Вам людям. И комнаты у Вас свои есть и телевизоры и кроватки. А мы, деньги без постоянного мечта жительства. Кочуем из кошельков в сейфы,- с сожалением в голосе сказал доллар.
- Да. Очень грустная у Вас жизнь,- согласилась Софья.
- Не хочу я больше так жить. Может ты заберёшь меня пожить к себе? Я бы наблюдал за тем, как ты рисуешь, и гулял бы с тобой в парке,- предложил доллар.
- Но как? Папа увидит Вас в моей комнате и подумает, что я вытащила Вас из его кармана. Так нельзя! – сказала Софья.
- А если ты что-нибудь придумаешь? – с надеждой в голосе спросил доллар.
- Хорошо. Но выдумывать я ничего не буду. Я попрошу папу подарить Вас мне,- ответила Софья.
Вечером, когда папа вернулся с работы, Софья села на его коленки и осторожно произнесла:
- Папочка! Я в коридоре нашла доллар. Он выпал из твоего кармана. Ты не мог бы мне его подарить?
- А что ты будешь с ним делать? Купишь мороженое? Так пойдём вместе в магазин,- сказал папа.
- Нет. Я сохраню его себе на память. Он будет жить в моей шкатулке с браслетами. Пожалуйста, папа,- попросила Софья. Папа немного задумался, а потом кивнул головой. Софья запрыгала от радости.
- Но знай, Софья! Деньги не картины и не браслеты, чтобы их хранить долго. На деньги покупают нужные вещи,- сказал вслед убежавшей в свою комнату дочери папа.
- Я знаю! Но это особенный доллар! – радуясь, сказала Софья.
- Хмм. Особенный? И что в нём особенного? – удивился папа. Услышав это, доллар нахмурился и обиженно произнёс:
- Представьте себе! Особенный я! И буду жить в шкатулке!
Но никто кроме Софьи не слышал голос доллара. С тех пор и живёт в комнате Софьи. То на тумбочке лежит. То на подоконник летит. То между книжками прячется. Софья уже привыкла к его радостным проделкам.


Глава 8.


Разговор с самой собой


Однажды Софья прищемила свой мизинец об дверцу шкафа. Она хотела закрыть шкаф, но в этот момент позвонили в дверь, и она не заметила как дверца резко закрылась. Софья вскрикнула от боли. Вдруг она услышала разговор, но не где-то рядышком как обычно, а прямо над собой.
- Вечно маленьким достается! Больно же! – сказал мизинчик и вдруг покраснел и распух.
- Куда смотрел большой палец и указательный? Вы же старшие братья! – возмутились уши и их кончики покраснели от удивления.
- Он сам вечно куда-то лезет! – в свою защиту сказал указательный палец и строго посмотрел в сторону указательного пальца.
- Ага! Куда я лезу? Даже в обуви мизинчики натираются! Потому, что Вы большие и толкаетесь! – хныкая, произнёс мизинчик.
- А куда собственно смотрели глаза? – важно спросила коса, спрыгнув с плеча и тут же спряталась за спиной Софьи.
- А причем тут глаза? Чуть что, сразу глаза! Мы, между прочим, рады бы за всем смотреть, но Ваша сестричка – чёлка иногда мешает вести нам наблюдения,- сказали глаза и, волнуясь, заморгали.
- Я к Вашему удивлению не виновата! Меня заколочками придерживают, и я никому не мешаю! – проговорила шёпотом чёлка.
- Это ноги виноваты! Они привели её к шкафу! – заявил нос
- Ноги? Нет уж, извините! Мы идём туда, куда велит хозяйка. Наше дело простое – исполнять приказы Софьи. Мы так полагаем, уши во всём  виноваты! Сколько раз мама говорила девочке осторожней закрывать дверцу шкафа. Но уши, наверное, спали в этот момент,- запротестовали ноги и правая топнула  сердито об пол.
- Мы уши должны слышать. И наставления мамы Софьи внимательно слушали! Вот куда смотрел нос? – встрепетнулись ушки и зашевелились.
 - Опять нос виноват! В прошлый раз разлил духи двоюродный брат Софьи и виновата оказался нос! Эх! Легко Вам меня судить потому, что я один. У глаза, у уха, у пальцев, у всех братья и сёстры есть, а я один, -с грустью в голосе произнёс нос.
- Не грусти нос! У меня вроде сёстры и братья есть, а всёравно  колечки одевают на все пальчики кроме меня,- желая подбодрить нос сказал мизинчик.
- Тихо-тихо! Никто не виноват! Это просто неприятная случайность! Давайте лучше забудем про это,- предложили губки.
- Давайте! Подхватили глазки.
В этот момент в комнату вошла мама Софьи. Она посмотрела на опухший мизинчик дочери и ласково спросила:
- И кто же в этом виноват? Шкаф?
- Нет. Никто не виноват,- улыбаясь, ответила Софья. Мама подула на мизинчик Софьи, а потом обняла её и сказала:
- Ничего страшного. Это всё фокусы детства и пальчики, которые прищемились, и коленки разбитые.




Глава 9. Родственники настенных часов

- Который час, Софья? – спросил папа за завтраком
- Половина девятого,- ответила Софья, взглянув на настенные часы. Папа заторопился боясь опоздать на работу. Только Софья собралась выйти погулять, как услышала чей-то голос:
- Поговори со мной
- Кто это? – оглядываясь по сторонам, спросила Софья.
- Это часы.
- Вы тоже значит, умеет говорить? – спросила Софья.
- Конечно,- ответили разными голосами три стрелочки часов. Голос часовой стрелки был похож на голос мужчины, голос минутной стрелки на голос женщины, а маленькая часовая стрелка говорила голосом ребёнка.
- Интересно! Даже часы разговаривают! – воскликнула Софья.
- Нужно уже заменить батарейку. Она села. А то нам будет скучно, и мы начнём ссориться друг с дружкой,- сказала часовая стрелка.
- Эх, наши предки радуются за нас. Мы работаем без поломок почти,- добавила минутная стрелка.
- А я хочу на карусель! – тихо произнесла секундная стрелка, но минутная тут же сделала ей замечание:
- Иди ровно. Не прыгай. Не торопись! Забудь про карусели. Ты секундная стрелка. Ты почти солдат, а не хулиганистый мальчишка!
- А у Вас тоже есть родственники? – поинтересовалась Софья
- Конечно. Хочешь, мы тебе про них расскажем? –  спросила часовая стрелка.
- Конечно! – радостно отозвалась Софья и пододвинула стул к стене, чтобы послушать рассказ часов.
-Наш великий род часов начинается с  «Солнечных часов».  Эти часы служили людям  до существования Древнего Вавилона. Но работали они только днём - когда было Солнце, - начала рассказывать часовая стрелка. 
- А ещё была у нас родственница по имени «Песочные часы». Но с их помощью можно было измерять лишь небольшие промежутки времени, не более получаса, - заявила минутная стрелка.
- Не перебивай!- грозно произнесла часовая стрелка
- Я видела песочные часы! Такие часы есть в доме моей бабушки,- сказала Софья.
- Ещё «Огненные часы» были! В виде свечек! Такими пользовались в монастырях,- добавила торопливо секундная стрелка. Часовая стрелка и ей сделала замечание.
-Тихо! По очереди будем рассказывать! А то совсем запутаете Софью!
- Ещё в нашей родословной были  «Водяные Часы». У них  был огромный-преогромный циферблат и громкий голос. Вместо языка у них был огромный металлический шар. В полдень у этих часов открывался рот и из него выскакивали рыцари на лошадях! – продолжила рассказывать часовая стрелка.
- Правда что ли? – спросила Софья.
- Чистая правда! – подтвердила минутная стрелка.
- Потом появились  «Башенные часы». Они были очень капризными. Вместо серёжек они надевали огромные гири и  больше тысячи колёс,- рассказывала дальше часовая стрелка.
- Зачем так много? – поинтересовалась Софья.
- Чтобы показывать людям движение Сатурна, годичное движение Солнца, и даже движение Луны. Вот какие умные были эти часы! – гордо сказала минутная стрелка
- А ещё среди наших родственников были  «Маятниковые часы». Они, наверное, мечтали стать мореплавателями, и поэтому их язычок был в форме якоря,- хихикая, добавила секундная стрелка.
- Опять перебиваешь? Тихо! Эх! Было время, когда у часов не было секундного механизма. Зачем только выдумали эту секундную стрелку!- проворчала часовая стрелка.
- Зато без секундной стрелки время показывалось весьма приблизительно! – обиженно заявила секундная стрелка.
- Ну и пусть! Хоть шуму меньше было,- добавила часовая стрелка и, обратившись к Софье продолжила:
- Слушай дальше Софья. В нашем роду были ещё  «Комнатные часы». Но с ними было трудно их хозяевам. Приходилось подтягивать каждые 12 часов, груз и эти часы  нельзя было передвигать с одного места на другое
- Ой! Как же много, оказывается, было часов! Я не знала, что у Вас такая большая родословная,- удивилась Софья
- Ты думала - только у людей бывают бабушки и дедушки? А вот и у нас, у часов есть свои предки. Но это ещё не всё. Теперь у нас ещё больше родственников. Есть «Карманные часы»,  «Часы с кукушкой», «Кварцевые часы», «Электронные»,- важно произнесла часовая стрелка. 
- «Настольные часы» забыли,- подсказала минутная стрелка.
- Ещё «Уличные часы» и «Часы вокзальные»,- добавила секундная стрелка
- «Наручные часы» ещё есть! – восторженно сказала Софья
- Вот! Правильно! – согласилась часовая стрелка.
- Видишь как у нас много двоюродных братьев и сестёр! – похвасталась секундная стрелка.
- Я обязательно расскажу маме и папе Вашу родословную! Спасибо Вам большое Настенные часы! – сказала радостно Софья.
Вечером, когда вся семья собралась за ужином, Софья удивила своих родителей рассказам об истории часов.
- Какая же ты у нас умница дочка! Ты знаешь о часах больше чем я, – похвалил её папа.
Софья улыбнулась ему и посмотрела на настенные часы. Часовая и минутная стрелка как будто застыли на месте, а секундная неустанно маршировала по кругу. И тогда Софья подумала: Секундная стрелка непоседа! Хороши, что люди её придумали. Она украшает тишину и подсказывает людям о том, что время не стоит на месте, а уверенно шагает вперёд.