Проспект длиной в века

Ксандра Шварц
Цикл «Sempr’ab ti». Рассказ третий.

Проспект длиной в века.

Я люблю гулять летними вечерами по Невскому проспекту. Потому что вечерний Невский – это свой, особый мир.
Сейчас теплый петербургский вечер. На улице – конец мая. Дует легкий ветерок, почти незаметный – он просто не позволяет температуре воздуха стать чересчур жаркой. Я не спеша иду по мостовой. Прохожу под аркой Главного штаба. В арке – много людей, но вот именно здесь они не раздражают. Здесь люди – это не безликая толпа. Здесь люди – все свои, родные.
По краям мостовой стоят палатки с сувенирами. И тележки с мороженым. Милое, туристическое сочетание. Вокруг разливается прекрасная, немного грустная, романтичная и…влюбленная мелодия саксофона. Я оглядываюсь и замечаю музыканта. На его лице застыло наслаждение, упоение и любовь к собственному городу. Я улыбаюсь. Я понимаю его чувства к Петербургу.
Несколько людей точно также застыли, собравшись в полукруг вокруг саксофониста. Я улыбаюсь и некоторое время стою возле них. Здесь так тепло и уютно… Впечатление, что я знаю и люблю каждого из этих людей – и молодую женщину, стоящую поодаль, и пожилую пару, внимающую музыке с выражением райского наслаждения на лице, и забавного паренька, сидящего на куртке, расстеленной прямо у стены арки… И по их глазам видно – у каждого из них то же самое чувство к остальным собравшимся. Спустя несколько минут чувствую зов города – дальше, идти дальше. Я неосознанно кладу правую руку на сердце и исполняю легкий поклон в сторону музыканта. И здесь это не выглядит странно.
Поклоны из прошлого века, манера речи из позапрошлого, старинная мостовая, которой не касаются колеса машин – только карет… И тут же – современные палатки, мимо только что проехал человек на велосипеде, паренек, сидевший в арке, был одет в кожаный костюм… Здесь неслышно шума машин, не видно размеченного асфальта, нет вечно спешащей, безликой толпы… Время в этом месте остановилось. Смешало в себе 19-й век и 21-й. Невский уникален этим – смешение времени, смещение пространства… Я иду дальше. Музыка саксофона постепенно затихает, оставаясь позади. Поддаваясь непонятному порыву, я вновь провожу рукой по камню старого здания. Словно чувствую его отклик, словно слышу его голос… Так, как может услышать только искренне любящее сердце. Так нельзя почувствовать ни одного человека, даже самого любимого. Потому что только мой город дарит мне ощущение вечности. Я медленно иду дальше по мостовой, периодически застывая у каких-то зданий, касаясь их рукой, слушая их историю… Это ни с чем не сравнимое ощущение – слышать ласковый шепот и грустный плач, различать веселые, успокаивающие, жалобные и мудрые интонации в голосе города….
Кажется, что я прошла по этому проспекту всего несколько мгновений – или несколько веков? Время и правда остановилось здесь. Время здесь дарит нам вечность. Я смотрю на часы. Оказывается, прошло 3 часа. Но за эти три часа я успела узнать о городе так много и так ничтожно мало… Что могут значить 3 часа против трех столетий? Я возвращаюсь обратно к арке. Саксофонист все еще играет, и эти такие незнакомые, но такие близкие люди все так же слушают. Я вновь смотрю на часы. Прошло еще 2 часа. Еще 2 мгновенья. Еще 2 столетия.
Я немного печально, но влюбленно улыбаюсь. Я еще вернусь сюда. Ведь я навеки с тобой, Петербург….