Очарованный лесом

Татьяна Шмидт
 
Татьяна Шмидт


Очарованный лесом



Этот очерк заставила меня написать горячая любовь к природе, к лесу и пренебрежительное отношение к нашей культуре, а скорее невежество. Сейчас редкий школьник знает, кто такие были Шишкин или Левитан и назовет их картины, а жаль, очень жаль. Пусть мой очерк будет небольшой лептой в искоренение этого невежества...

С раннего детства я полюбила лес - в те годы мне часто приходилось ходить за грибами, за ягодами с мамой. Я полюбила тенистые белоствольные березовые рощи вблизи Колывани, где росли подберезовики и маслята, тишину питомника, которую нарушало лишь жужжание шмеля, светлые лесные полянки, усыпанные земляникой.

 И до сих пор люблю лес какой-то безотчетной любовью, люблю идти между сосен и вдыхать запах сосновой смолы жарким летним днем, каждое дерево в лесу кажется мне живым существом, у меня даже есть в лесу свое дерево - молодая сосна с раздвоенным стволом и, когда я прохожу мимо, я стараюсь прижаться к ней щекой... Я люблю лес, травы, кусты, люблю заросли черемухи, клена, рябины, а еще люблю лес на картинах художников.
С детских лет мне врезалась в память картина великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.

Это картина висела на стене в чайной, куда однажды меня привел пообедать брат. На картине была изображена тихая чаща соснового леса, и там на поваленном бурей дереве стоит медвежонок на задних лапах, совсем как акробат, а рядом на вырванном с корнем высоком пне резвились еще два медвежонка, а тут же и мама-медведица, она зорко охраняет своих детей, поглядывает по сторонам. Весь лес как бы в дымке тумана, все оживает, все просыпается в лесу. Сосны-великаны в несколько обхватов широко раскинули ветви в разные стороны, а верхушки сосен уже освещены солнцем, но все равно в лесу глухо и сумрачно.

Маленькой девочкой я смотрела на эту картину и не знала, что она так и называется «Утро в сосновом лесу», а медведи написаны рукой друга И.И. Шишкина художником К.А. Савицким. Впечатление было такое, что находишься в лесу. Сколько потом я видела репродукций с картины Шишкина и везде на них был лес! То это были могучие дубы или сосны, освещенные солнцем, то одиноко стоящая на скале сосна, все усыпанная снегом и много-много других. Художник писал лес в разных его состояниях: «Рубка леса», «Дождь в дубовом лесу, или необозримые «Лесные дали», но всегда вкладывал душу.

Меня заинтересовало: как складывалась его жизнь и тяга к творчеству, как и под влиянием чего формировался его характер.
Родился Иван Иванович Шишкин в 1832 году в большом провинциальном городке Елабуге Вятской губернии в семье небогатого купца. Детство будущего художника притекало в живописнейших местах - прикамских лесах, о которых он всю жизнь будет бережно хранить воспоминания. Отец его, Иван Васильевич, любил искусство и всячески способствовал тяге мальчика к живописи. Писать красками Ваня научился рано, и это получалось у него так хорошо, что юношей в 1852 году он уезжает в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он получает образование под руководством художника А.П. Мокрицкого.

С большим упорством и желанием прилежно учится он, ходит на этюды на природу. В эти годы горячий отклик нашли в его душе идеи демократов: Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Здесь в училище он находит друзей и единомышленников - ВТ. Перова, В.Е. Маковского, И.М. Прянишникова - тоже в будущем известных художников.

В 1856 году он заканчивает училище и едет поступать в Петербург в Академию художеств. Здесь он тоже с головой уходит в учебу, упорно работает над рисунком, а в летние месяцы много работает под Сестрорецком и на острове Валааме на Ладожском озере. Потом все это выльется в картины и этюды, на которых суровая северная природа, лес, камни и озера с чистой хрустальной водой.

В 1860 году Шишкин заканчивает Академию с Большой золотой медалью и  вскоре художника отправляют в заграничную командировку. За границей он пробудет несколько лет и за одну из написанных за это время картин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», получит звание академика, но прекрасные виды заграницы не могут утолить его тоску по России, и в 1865 году он возвращается на родину и сразу входит в круг художников, которые позднее организуют знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок.

В последующие году Шишкин пристально изучает природу и рисует с натуры лес, травы, кусты. В те годы существовало засилье академической живописи, когда главными темами для художников были античные сюжеты, заморские «прилизанные» в основном итальянские пейзажи, салонная портретная живопись, а выпускники академии после окончания на несколько лет уезжали за границу доучиваться живописному мастерству, а русская природа как бы оставалась в стороне от изображения художников. Одним из первых тему реалистического изображения природы стал разрабатывать Шишкин. Он пишет картины, но в ранних произведениях еще не может выделить главного, выписывает все детали одинаково подробно. Это обедняло картину.

Одной из таких картин явилась картина «Рубка леса», написанная в 1867 году, но уже через два года он напишет картину «Полдень в окрестностях Москвы», которая покорит публику. На картине запечатлен летний день, только что прошел дождь и на проселочной дороге поблескивают лужи, изумрудная зелень травы, рядом качается спелая рожь или пшеница, вдали видны возвращающиеся с поля крестьяне.

 Где то далеко на горизонте видны крыши домов, церковь, а над всем этим бегут бесконечные облака и уступают место солнцу... На переднем плане пестреют полевые цветы. Картина создает радостное мажорное настроение.

В 70-е годы художник много работает, пишет этюды с натуры. Сколько верст исхожено им по лесам, полям и проселочным дорогам с этюдником за плечами! Какой это бы огромный, каждодневный труд! В Государственной Третьяковской галерее висит портрет Шишкина работы выдающегося русского живописца И.Н. Крамского. На нем изображен высокий богатырского сложения человека, он только что вышел из леса передохнуть и стоит на залитой солнцем полянке, опираясь на большую дорожную палку, очарованный красотой окружающей природы. У него окладистая борода, задумчивый взгляд, на нем высокие сапоги, широкополая шляпа, за плечами большой зонт и этюдник.

 Вот именно таким и знали его современники и друзья. А еще запомнили его заразительный смех и звучный голос. Он любил жизнь, животных, зверей, но больше всего он любил лес, особенно хвойный, он первый раскрыл обаяние дремучего старого бора, пахнущего мхом и смолой, наверное, поэтому так популярны в народе его картины. Вот одна из них, написанная 1872 году.

 Все залито солнцем в картине «Сосновый бор». Журчит по каменистому дну лесной ручей, мачтовый лес, освещенный солнцем. Картину оживляют два бурых мишки, которые загляделись на дупло с пчелами. Картина тоже создает радостное впечатление.
А вот одна из самых его знаменитых картин, известных народу - картина «Рожь», написанная в 1878 году и тоже любимая мною с детства.

Эта картина была представлена на VI передвижной выставке и является одним из самых лучших его произведений. На картине изображено поле спелой ржи, огромное - насколько может охватить глаз, до самого горизонта раскинулось оно, как море и колышет спелыми колосьями под дуновением легкого ветерка. А над полем возвышаются сосны-великаны, как сказочные богатыри словно охраняя хлеб, будто несметное богатство. На переднем плане мы видим проселочную дорогу местами заросшую травой, среди которой белеют ромашки. Среди ржи синеют васильки, а небо предгрозовое, неспокойное - вот-вот грянет гром и брызнут первые капли дождя на это плодородное поле.
Глядишь на эту картину и думаешь о Родине, о необъятной нашей матушке России. Эта картина, как гимн нашей земле.


А вот другая картина «Лесные дали», написанная в 1884 году. Эту картину художник видимо писал, стоя на возвышенности. Мы видим панораму леса, вдали виднеются горные хребты, густо поросшие лесом, а еще дальше блестит чаша горного озера.  Лес окутан утренним туманом, а кругом простираются необозримые лесные дали. Удивительно точное название дал художник своей картине!

Через  три года, в 1887 году он напишет еще одну очень известную картину «Дубовая роща», замысел которой вынашивал тридцать лет. Дуб – это тоже одно из излюбленных его деревьев. На этой картине ему удалось передать мощь природы, игру света и тени.

Но надо сказать, Иван Иванович кроме художественного таланта отличался необыкновенной широтой души и, и когда познакомился с талантливым молодым художником с Алтая Григорием Гуркиным, то приглашает его работать в свою мастерскую, предоставив ему свои кисти, холсты и краски. Так они нашли друг друга – великий Учитель и талантливый самородок-ученик.  Всего несколько месяцев они были вместе,  работая бок о бок. Жадно впитывал приемы старого мастера молодой ученик. Иван Иванович в это время заканчивал свою картину, это была знаменитая «Корабельная роща», первоначальное название «Афанасевская роща  близ Елабуги» 1898 г. при написании ее он оживил в памяти родные места своего детства и восстановил их на холсте, как бы прощаясь с тем, что было ему так дорого.

На картине мы видим могучие сосны, подпирающие небо и освещенные солнцем, как это бывает утром. С раскидистыми ветвями,  они словно столпились на пригорке возле прозрачного ручья, что на переднем плане струится по камням перегороженный тонкими жердями чьей-то изгороди. Сосны в несколько обхватов величаво стоят,  как сама вечность и олицетворяют мощь Родины. Когда картина была выставлена, жители Петербурга вдруг будто бы очутились в мачтовом сосновом лесу, и сколько света и солнца было в нем!

 Но эта картина стала его лебединой песней. Он умер на руках молодого друга. В то печальное утро они работали вместе. Иван Иванович делал углем набросок своей новой картины, вдруг он зашатался и стал падать. Григорий еле успел его подхватить… Он так и умер на руках молодого друга.

Безмерно сраженный смертью Учителя, Гуркин продолжал занятия живописью и вскоре был зачислен в класс живописи Академии художеств. Так решилась его судьба, навеки связав его с искусством. Возвратившись на Родину, он много работает – пишет много замечательных картин и среди них такие известные, как «Хан Алтай» и «Озеро горных духов», а в роковом 1937 году он был репрессирован.

Но вернемся к Ивану Ивановичу Шишкину. Что помогло ему стать великим художником? Наверное, повседневный тяжелый труд и необыкновенная требовательность к себе, а еще блестящая техника. Его работоспособности удивлялся Крамской, говоря: «…по два по три этюда катает в день и все совершенно…»

Сам Иван Иванович своей работе придавал огромное значение и говорил о ней так, уча молодых художников: «Великое значение имеет практика…»
Гуркину повезло учиться именно у него. Сюжет картин И.И. Шишкина близок и понятен простому человеку. С детства его поразила красота камских берегов. Его творчество зарождает любовь к русской природе. Поэтому картины Шишкина живут, и будут жить вечно. И как бы ни противостояли взгляды поклонников модернизма в искусстве, которые презрительно называли Шишкина «фотографом» за точное изображение природы. Но в его пейзаже есть главное – душа. В его картинах природа живет, дышит, играет всеми красками, будь то привольные луга, леса или уголок двора со  сныть-травой и лопухами, потому что он писал для народа и глазами народа. И поэтому его искусство будет радовать нас вечно.
 2007 год