о книге П. Санаева Похороните меня за плинтусом

Виктор Коротаев
Очень пронзительная вещь!  И очень жизненная!
Убеждён, что в той или иной степени с гипертрофированной, "уродливой" любовью, что показана в книге у бабушки, не понаслышке знает каждый. Той любовью, что "задушит" в своих объятьях. Неправда, когда я слышу о том, что бабушка не любила своего внука. Как и его мать. Что касается матери, то я не думаю, что бабушка в действительности ненавидела свою дочь. Скорее, эта её дикая, звериная любовь к внуку, столь ревностно относилась к любому, кто хоть намёком мог претендовать на малейший её кусочек любви к несчастному ребёнку, автоматически зачисляла в смертельные враги такого претендента. Эта была испепеляющая всё вокруг мальчишки любовь. Кто-то сомневается, что это была именно любовь к нему? К нему? И именно любовь, а не сознание могущества и полной власти над душой ребёнка? Как инструмента давления и на его мать, в конце концов, что очень часто, увы, встречается в жизни? Так вот:

«...Думаешь, не вижу, кого он из нас любит? Хоть бы раз взглянул на меня, как на тебя смотрит. Хоть бы раз меня так обнял. Не будет мне такого, не суждено! А как смириться с этим, когда сама его люблю до обморока! Он скажет «бабонька», у меня внутри так и оборвется что-то слезой горячей радостной. Грудь ему от порошка моего отпустит, он посмотрит с облегчением, а я и рада за любовь принять это....Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него. Уродлива я в этой любви, но какая ни есть, а пусть поживу еще. Пусть еще будет воздух мне. Пусть еще взглянет он на меня разок с облегчением, может, «бабонька» еще скажет... Открой мне. Пусти к нему...»

"Уродлива я в этой любви..." - сознаётся она в отчаянии своём и это горькая правда. Но она уже просто не может любить по-другому. Так бывает в жизни. С этим приходится или мириться, если оно не мешает жить или же - бороться... К сожалению, такое встречается нередко, увы...
Поначалу, читая книгу, как любой нормальный человек, воспринимаешь бабушку, как нечто злобное на вся и всех. Даже и заботу о внуке воспринимаешь, как некую месть его матери, как живой укор ей. Но к концу повести, чем дальше, тем больше начинаешь понимать, что всё не так просто... И эта, столь впечатляющая сцена, когда мать забирает мальчика к себе от бабушки, заставляет сжиматься сердце... И, честно говоря, не отдаёшь кому либо из них предпочтения. Хотя и молишь Бога, чтобы он остался у матери. Ребёнку просто необходимо обнимать её, признаваться ей в своих мальчишечьих глупостях и проступках, плакать у неё на груди, ибо сказано, что объясняет всё:

 "я бросился к ней на шею и обнял, как вернувшуюся ко мне жизнь".

Именно так! - "как вернувшуюся жизнь". Это ему  жизненно необходимо. И становится горько и обидно за ребёнка, что в своём любвеослеплении этого не может и не поймёт до конца бабушка. Впрочем, не меньше становится жаль и бабушку. А потрясающий конец повести лишь подтверждает нашу жалость к ней.

Я под большим впечатлением от книги. Слышал, что её выдвигают на премию. Что ж, вполне заслуженно! Для меня открыт новый интересный автор.