В пионерском лагере

Светлана Царинных
                (Из дневниковых записей и воспоминаний)


          Однажды летом, в молодые годы, я работала воспитателем в пионерском лагере «Солнечный», который находился недалеко от города Канска. Первый сезон у меня был отряд из малышей – октябрятская группа, а в последующем мне доверили большой отряд в количестве сорока двух человек – мальчики и девочки старшего возраста (13-14 лет, 7-8 классов), но и малышей октябрят я не забывала, уделяла им время. Дети были послушны, брались за любое задание. Они испытывали радость и гордость, когда я советовалась с ними и спрашивала их мнение, видели и чувствовали мою заинтересованность в их жизни. Ответственность была велика! Я практически каждому заменяла их близких, родных.

           В первые дни приучала ребят к выполнению внутреннего распорядка. Учила соблюдению правил личной гигиены. Проводила беседу, как правильно кушать и культурно вести себя за столом. Постепенно переключала их на лагерную жизнь, развивала у них инициативу и самостоятельность с первого дня жизни в лагере. С уважением относилась к их тайнам.

           Мы часто ходили на прогулки в окрестностях лагеря. Собирали лесные сувениры на память о лагерном лесе, цветы и листья для гербария, девочки плели венки. Ходили в походы, принимали солнечные ванны, купались. Заполняла жизнь детей полезными и нужными движениями: играми, состязаниями и т.д. Ребята должны быть здоровыми, сильными, выносливыми. Во всём приходилось соблюдать осторожность, чтобы дети не переутомлялись, не перегревались, не пили сырую воду, не употребляли в пищу неизвестные дикорастущие растения, немытые фрукты, овощи. Ребята непоседливы, подвижны. Я в любое время обязана была знать, где находится каждый пионер и школьник доверенного мне отряда. Помогала мне во всём пионервожатая отряда Надежда.

           Ребята меня «атаковали» множеством вопросов. Я терпеливо их выслушивала и авторитетно отвечала.

           Учила ребят различать сигналы горна и барабана, проводить лагерные линейки, разучивать песни, игры и танцы, организовывать походы, экскурсии на природу. Принимали участие в конкурсах на лучшее исполнение героической, военно-патриотической песни. Проводили беседы о пионерах-героях. Проводили КВН между первым и вторым отрядами (название команды, почему так она названа, эмблемы, девиз). Подарок жюри, подарок встречной команде, приветствия, пять вопросов, загадок, пять номеров художественной самодеятельности. Команда – 10-11 человек.

           Ребята из моего отряда любили посещать кружок по туризму, где проводили тренировочные занятия: как уложить рюкзак, как поставить палатку, как ориентироваться на местности по местным предметам, компасу, карте, как разложить костёр. Устраивали соревнования. В заключение соревнований командам-победительницам и участникам, занявшим призовые места, вручались грамоты и памятные подарки.

           Однажды наш отряд готовился к конкурсу на лучший букет. Надо было также придумать к нему название и почему так назвали.

           Мы пошли всем отрядом в лес за цветами, но, забыв про цветы, набросились на ягоду. Придя в лагерь с пустыми руками, стали думать: «Что делать? Срочно нужны букеты!». И придумали… На окраине территории лагеря насобирали цветы и растения какие попались под руку. Вот что из этого получилось:

           «НЕДОТРОГА» - название говорит само за себя. Букет состоял из одних колючек.

           «ЛЕТНИЙ БАЛ». Собраны все летние цветы: лилии, колокольчики, ромашки, незабудки, клевер и другие. Букет весёлый, яркий.

           «УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ» - букет не реальный, из голых веток берёзы.

           «РОМАШКИ СПРЯТАЛИСЬ» - букет из травы и листьев.

           «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА» - букет из крапивы, в середине букета красная колючка.

           За находчивость и оригинальность в конкурсе отряду было присвоено первое место.

           В пионерском лагере «Солнечный» проводились дружинные утренние и вечерние линейки. До сих пор помню, как командовал старший вожатый: «Дружина, под знамя смирно!». Барабанщики и горнисты играли марш. Один из барабанщиков был мой родной брат Игорь, он находился в моём отряде, принимал участие во всех мероприятиях. И опять звучала команда: «Равнение на знамя!». Все стоящие в строю, пионеры поворачивали голову в сторону знамени…

           Начальник лагеря обращался к пионерам с призывом:

           - Пионеры! К борьбе за дело Коммунистической Партии Советского Союза будьте готовы!

           - Всегда готовы! – отвечали пионеры и отдавали салют.

           На обед в столовую наш отряд ходил с весёлой речёвкой:

                Раз, два,
                Мы не ели.
                Три, четыре,
                Есть хотим.
                Открывайте шире двери,
                Не то повара съедим,
                Поварятами закусим,
                А дежурными запьём.

           Специально заучивать речёвки не надо было, они легко запоминались при ходьбе.

                РЕЧЁВКА ДРУЖНЫХ

                Это чьи идут отряды?
                Это дружные ребята.
                Мы идём – одна семья, ты и я, ты и я.
                Наш девиз – дружба,
                Наш пароль – дружба!
                Мы идём – одна семья, ты и я, ты и я.
                Запевают песню звонко
                И мальчишки и девчонки.
                Кто друзья? Мы друзья, мы друзья!
                Нас водой разлить нельзя?
                Нет нельзя, нельзя, нет нельзя.
                Мы друзья везде-везде –
                И в учёбе и в труде.
                Кто друзья? Мы друзья! –
                Ты и я – пионерская семья!

           Любимые пионерские песни: «Марш юных пионеров», «Марш пионерских дружин», «Гайдар шагает впереди», «Широкие просторы», «Песня о весёлом барабанщике», «Юный барабанщик» (немецкая революционная песня), «Пионерский костёр», «Орлёнок», «Пусть всегда будет солнце».

           Песня «Октябрята»: Кто идёт? Мы идём, дружные ребята. Кто поёт? Мы поём, октябрята…

           Пионерский лагерь! Воспоминаний много, много и смешных историй. Детям хочется смеяться, бегать, шалить. Все ребятишки одинаковые: друг друга ночами мазали зубной пастой, незаметно привязывали друг друга к стульям, в столовой в чай подсыпали соль. Были в моём отряде и «лунатики», в прямом смысле этого слова.

           ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ. Назвали отряд «Склеротики». Девиз: «Личный покой, прежде всего». На линейку ребята пришли кто в чём. Мальчики нарядились девочками: размалевались, надели гольфы, туфли на каблуках, платьица, завязали банты. Были и пираты. Пришли без строя – кто лежал на траве, кто качался на качели. Ночью все ходили со свечками, закутанные в одеяла и простыни. Это надо было видеть. Вот смеху-то было!

           Мальчики из моего отряда невзлюбили пионервожатую Любу из соседнего отряда, да и было за что. Она «бегала» за голубоглазым мальчиком Серёжей, он также из моего отряда, не давала ему прохода. Серёжа скромный, стеснялся ответить пионервожатой Любе грубостью, поделился обо всём со своими друзьями. Мальчики сами решили с ней тайно разобраться. Были у меня в отряде Олег КОНШИН, Саша ФРОЛОВ. Однажды, когда все уже легли спать, они говорят мне:

           - Светлана Васильевна, разрешите сходить в скворечник почирикать…

           Так как мальчики сначала всё скрывали, и я не о чём не догадывалась, то отпустила их. Утром на линейке вместо флага висели сапоги-чулки пионервожатой Любы из соседнего отряда. Было такое, что однажды мальчишки наловили в банку большущих чёрных муравьёв и тайно положили их ей на кровать под одеяло. В другой раз нарочно ночью налили в её постель воды. Перед отъездом домой, когда был Костёр Дружбы, саквояж (чемодан) с вещами нелюбимой вожатой Любы ребята повесили на высокую сосну, еле его потом оттуда сняли. Позднее мальчики поделились со мной своими секретами, и я узнала в чём дело, но ребят не выдала.

           Каждый вечер перед сном я с вожатой Надей ходила на речку умываться, нас всегда сопровождали два-три мальчика из нашего отряда, для них это было в радость, самостоятельно вели очерёдность.

           Однажды ходили всем отрядом собирать берёзовые ветки, вязали из них веники и оставляли сушить на заборе. Для нас это было делом особой важности, мы должны были за них отчитаться перед начальством.

           Ребята из соседнего пионерского лагеря «Чайка» похитили у нас эти веники. Трое мальчиков нашего отряда: Авдеев, Кирсанов, Иванов, пионервожатая Надя и я провели операцию под названием «Кустик»: ночью тайно проникли к ним в лагерь, сняли в пионерской комнате со стены три отрядных газеты, спрятали их на своей территории, а всю обувь, которая стояла в коридоре у дверей их корпуса забросили на рядом стоящее высокое дерево.

           Утром в пионерском лагере «Чайка» была поднята тревога. В наш лагерь оттуда прибегали посланники, они искали свою стенгазету, а мы её у себя перепрятывали в отместку за украденные берёзовые веники. Мы писали и передавали «неприятелю» записки-загадки, где их стенгазета может находиться, помечали стрелками деревья, они указывали, где её надо искать.

           В другой раз подобное проделывали с флагом соседнего пионерского лагеря, то есть мы его «срезАли», спрятали, а они искали. Было очень весело и интересно.

           Также в нашем пионерском лагере «Солнечный» проводилась военно-спортивная игра «Зарница».

           Взяли противогазы. Пришли на место линейки (1). Командующему сдали рапорт:

           - Товарищ, командующий Зарницей! Взвод № 1 для проведения игры «Зарница» в количестве … человек построен! Наш девиз … Рапорт сдал …».

           После этого была команда: «На старт, внимание, марш!». Все бегут к назначенному месту (2). Там командуют: «Атомный взрыв слева!». Все ложатся ногами к взрыву. (Дымовая шашка). Лёжа надевают противогазы и по команде «Вперёд!», бегут до санитарного поста (3). Там быстро снимают противогазы. Врач задаёт вопросы санитарам, санитары отвечают. Потом все бегут к месту (4). Выходят два разведчика, им говорят, например, на юго-западе, в двадцати шагах от этого места спрятан пакет, его надо найти. Разведчики ищут, остальные все ждут. С пакетом бегут на пост ГАИ (5). Отдают пакет. ГАИ разрывает его и задаёт вопросы из пакета регулировщикам (правила уличного движения), например: где нужно обходить трамвай, автобус, троллейбус? Потом все бегут на минное поле (6), ищут бутылки или банки, ползут по-пластунски. Потом на месте (7) гранатомётчики метают гранаты. Все бегут на место (8) и с криком «Ура!» водружают флажок на высоту. Строятся, с речёвкой и песней идут на место линейки (1).

           Я вместе со всеми носилась по горам, по долам с противогазом. Золотое было время!
       
           Мне и сейчас хочется сказать молодёжи: «Счастливого вам пути, ребята, к знаниям, к миру, к будущему!».