Завистливое око смотрит широко

Елена Янге
В словаре Даля словам «зависть», «завидовать» даны следующие толкования:
«ЗАВИСТЬ – досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, а одному лишь себе».
«ЗАВИДОВАТЬ» - досадовать на чужую удачу, счастье; болеть чужим здоровьем; жалеть, что самого нет того, что есть у другого».
В двухтомнике «Пословицы и поговорки русского народа» (М, «Терра», 1996) зависть объединена с жадностью.
Владимир Даль – этнограф, лексикограф, писатель, диалектолог совместил эти понятия неслучайно - жадность приводит к зависти и наоборот.
«Берут завидки на чужие пожитки», «Сытый волк смирнее ненасытного человека».
А ведь и верно! Нет в природе более ненасытной особи, чем человек. Вот ведь несчастье-то!  И в ХХ-ХХI веках это несчастье, как ржа, разъедает здоровье, психику, жизнь миллионов. Можно сказать, зависть приобрела глобальные масштабы.

Психологи утверждают, что существует причинно-следственная цепочка зависти. Сначала – социальное сравнение, затем – ощущение чьего-то превосходства, далее – досада или унижение, потом – неприязнь и даже ненависть, наконец – желание или причинение вреда.
Посмотрев на эту цепочку, замечаешь отсутствие одного компонента. Зависть возникает только по поводу того, к чему человек имеет ИНТЕРЕС, что им высоко ЦЕНИТСЯ. Например, если человек не тщеславен, завидовать тому, кто поднимается по карьерной лестнице, он не будет. Однако, если тот же человек – плохой художник, вероятность возникновения зависти к успешному коллеге велика.

И в заключение мысль Гельмгольца. Выдающийся физиолог считал: по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

Напрашиваются два вывода:
А) если тебе не завидуют, значит, ты ничего не добился,
Б) если тебе не завидуют, значит, тебе повезло: рядом  – светлые люди с чистой душой.

 Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/