Работа над ошибками

Эвенчанка
                История десятая, очень важная....
                «Нам кто-то всегда помогает» или «Работа над ошибками»

Поезд мчался по рельсам. Это был не маленький и не большой Поезд. Так себе, средний.  И вагонов в нем было не много и не мало. Как раз столько, сколько должно было быть. Плохо было одно. Поезд не мог остановиться.  Он старался, он пыхтел и громыхал, и пытался тормозить. Но ничего не получалось. Может потому, что тормоза не работали, может потому, что он просто не умел останавливаться. 

Поезд понимал, что надо отдохнуть. Устал паровоз, устали вагончики. На поворотах паровоз оглядывался назад и видел, как вагоны мотает из стороны в сторону, и Паровозу казалось, что они сейчас упадут. Но вагончики не падали, они держались, хотя было видно, как им тяжело.  Вагоны были пустыми, кроме одного. В одном из вагонов сидела Неваляшка. Так сложилось, что она села именно в Этот поезд. Просто покататься.

Сначала все казалось замечательно. Было много народа. Неваляшка бродила по вагонам, разговаривала с людьми. Потом постепенно люди выходили на маленьких и больших станциях, заходили новые, и Неваляшка с ними знакомилась, пила чай, говорила о жизни, задавала вопросы. Ведь каждому есть, что рассказать о своей жизни, просто не каждый МОЖЕТ рассказать.

А потом пассажиры сошли. Ну вот все сошли, до одного. Ну, во всяком случае, ей так казалось. Она думала о том, что, наверное, все-таки, где-то там далеко, в самом начале поезда есть машинист и, возможно, еще кто-то, но здесь, в этом вагоне, она одна и вроде бы как хозяйка. Неваляшка смотрела на пробегающие мимо дома, на мелькавших за окнами людей. Какие-то лица запоминались, какие-то нет. Она видела нарядных ребятишек и серьезных взрослых. А иногда – наоборот: серьезных ребятишек и веселых взрослых. Проезжая мимо одной маленькой станции рассмотрела на перроне Одинокого Щенка. Щенок тихонечко скулил и мотал головой, следя за пробегающими вагонами. Его глаза были влажными, и было непонятно - от слез или от ветра.
«Хозяина ищет», - решила Неваляшка. Если бы поезд остановился, она бы обязательно забрала щенка себе и их бы было в вагоне уже двое. Но поезд промчался мимо станции, а щенок так и остался там, на перроне.

Поезд набирал скорость. Сначала потихоньку, а потом все быстрее и быстрее. И уже за окнами вагонов  не было видно ни деревьев, ни перронов, а только сплошная серо-зеленая полоса.
Неваляшка понимала, что Поезд не затормозит. Что-то случилось. И стало немножечко страшно.

И Поезд испугался. Он понял, что не может остановиться сам, и помочь ему некому.
Это все-таки был еще Молодой Поезд, и опыта у него не было и знаний, может быть, не хватало, а была глупая уверенность в том, что он все может. Когда он решил разогнаться, ему казалось все очень просто и смешно, и он совсем не думал о том, что надо будет как-то тормозить.

У него все работало так, как нужно, но Поезд со страху просто забыл, как надо останавливаться, а, может быть, и не знал, потому что когда в Школе проходили эту тему, он сбежал с одним из Паровозов-старшеклассников с урока. Они тогда здорово повеселились. Катали соседских ребятишек с маленькой, пологой горки во дворе, играли в прятки, а потом Паровоз показывал, как здорово он умеет пыхтеть и дымить трубой.  И Паровоз, и Поезд потом пожурили, но они так и не поняли за что. Тогда было весело, и никто из них  не думал, что пропустил что-то важное.
Сейчас, летя с горы, Поезд бормотал про себя, что он больше никогда не будет пропускать уроков. Он со страху даже забыл, что уже давно не учится в школе, и нервничая, представлял себе страницы  потрепанного учебника и перелистывал их, но почему-то нужная страница не находилась.

Поезд растерялся, и Неваляшка в одном из вагонов тоже растерялась.
И никто не мог им помочь, потому что бывают такие моменты, когда с задачкой можешь справиться только ты сам. Нужно только сильно захотеть, и все получится.
Но, видимо, или Поезд плохо хотел, или задача была для него слишком сложная, или он сильно испугался, но остановиться или просто ехать медленнее у него не получалось.

И тут он увидел, как у самого подножья косогора, с которого он летел,  на рельсах кто-то стоит. Прошло несколько мгновений, и Поезд понял, кто это. Это был старый потрепанный автобус. Он, тяжело вздыхая, и, как будто переваливаясь с колеса на колесо, перекатился через рельсы и встал как раз на пути Поезда.

Поезд начал сигналить и обрадовался тому, что не забыл того, как сигналить. Неваляшка высунулась из окна вагона, кричала и махала руками, и люди вокруг стали кричать Автобусу, чтобы он ушел с дороги. Все подумали, что  этот старый Автобус просто не может перебраться через рельсы или просто не слышит того, что ему кричат.

А Поезд был все ближе и ближе. Он  уже мог  разглядеть и облупившуюся краску на боку Автобуса, и старенькие сиденья внутри салона, и совершенно грустные фары. И эти фары почему-то сокрушенно и немного сердито смотрели в сторону мчащегося Поезда.
Автобус с дороги не уходил.

И тут Поезд узнал его. Узнал и ахнул. Ахнул весь: и Паровоз, и Вагончики. От этого аханья Неваляшку даже подбросило внутри одного из вагонов.
Это был тот самый Автобус, с чьего урока Поезд с друзьями тогда сбежали. Поезд  вспомнил, как это было. Что у старого Автобуса обязательно кто-то сбегал с уроков. Сбегал не потому, что было скучно или не интересно, а просто потому, что Автобус был добрым и никогда не ругал своих учеников.

Хотя было за что.

А сейчас случилось то, что случилось.

Столкновенья было не миновать.

Все смотрели и не знали, чем можно помочь. А Неваляшка внутри вагона просто зажмурила глаза и для верности еще закрыла их руками, ну чтобы было не так страшно.
Поезд летел, а Автобус стоял на его пути.

И с этим ничего нельзя было поделать.

И вот, когда уже все должно было случиться, неожиданно для самого себя Поезд что-то вспомнил.  В одно мгновение у него перед глазами возникла страница учебника. Он даже обратил внимание на то, что одни уголки страницы загнуты, а другие оборваны, а у края нарисован какой-то чертик, но все это было не важно. Важным было то, что там, на этой странице, было написано то, как нужно тормозить. Все-все было написано. И Поезд прочел и даже ПОНЯЛ то, что прочел. А это очень важно - понять то, что ты читаешь.

И он затормозил.

Вовремя.

Пока он тормозил, вагончики позади паровоза наталкивались друг на друга, смешно морщились и пытались даже сбежать с рельсов.

А Автобус остался стоять. Поезд его не сбил, а только чуть-чуть толкнул в старый, облупившийся бок. Автобус устоял и только негромко охнул. Выцветшие занавески на его окнах тихонько и укоризненно качнулись, как будто грозили Поезду пальцем. Как когда-то в детстве грозила мама.

Когда все вокруг успокоилось, Поезд спросил у Автобуса: «Зачем Вы это сделали? Я же мог Вас сбить».

Автобус поморщился - ему все-таки было больно - и ответил: - «Ты же сам остановиться не мог, а остановить тебя было нужно. Это же я тогда, давно, не объяснил тебе этого, значит, эта моя ошибка, и исправить эту ошибку должен был я»
 
Поезд нахмурился, задумался о чем-то, а потом сказал: «Но ведь сбегал с уроков я, почему же тогда это Ваша ошибка?»
«Потому, что ты сбегал с МОИХ уроков, а я не смог тебе объяснить, что это неправильно. И потом, ты же все-таки никого не сбил, а остановился сам. Значит, все не так плохо». Автобус тихо говорил и продолжал морщиться.

Ни Поезд, ни Автобус не смотрели друг на друга, а смотрели вперед, куда-то вдаль, и разговаривали.  День начинал постепенно катиться к вечеру, и огромные тени от облаков плыли по земле в  виде каких-то фантастических птиц. Было очень тихо, но на фоне этой тишины разговора слышно не было. Они очень негромко говорили: и старый учитель, и взрослый ученик.

Все разошлись, чтобы не мешать им. Неваляшка вышла из вагона и потопала домой. Она шла и думала о том, как все замечательно завершилось, все остались здоровы. Думала о том, какой молодец Автобус, ну, прямо герой. Только он сумел помочь. А больше, наверное, никто бы не сумел. Неваляшка поежилась, вспоминая о том, как ей было страшно.

Какая-то тонкая и неуловимая, как паутинка, мысль мешала ей в голове. Она перепутывалась с остальными мыслями и не давала им мирно улечься.  Может потому, что Неваляшка сильно испугалась, может потому, что откуда-то появились серые облака, а одно из них прямо преследовало Неваляшку своей серой сердитостью. От всего этого она не могла никак собраться с мыслями. «Странная фраза», - подумала Неваляшка. Собраться можно куда-то - например, кататься на лыжах, или с кем-то – например, с друзьями. Как можно собраться с мыслями? Она представила, как она сидит  и пьет чай, а рядом в домашнем халате и шлепанцах сидят ее мысли,  чопорно держат чашку, и разговаривают о погоде.

Неваляшка хмыкнула.

Мысли по-прежнему с каждым шагом подпрыгивали в голове, как конфеты в большой коробке,  и не могли сосредоточиться.
Неваляшка поняла, что надо просто остановиться.

Она сказала себе «СТОП» и перестала топать.
Мысли еще раз подпрыгнули и тихо улеглись на дно коробки. Ой.. То есть в голове.

Стоп, стоп, стоп...

И тут Неваляшка поймала мысль – паутинку. Поймала и оторопела.
Конечно же! Как же она раньше об этом не вспомнила?!!! Ведь все же могло быть совсем по-другому, и никто бы не переживал. И старому Автобусу не пришлось бы охать от боли.
Неваляшка чуть не расплакалась от досады. Она могла помочь, а просто не сообразила вовремя,  как это сделать, или испугалась, теперь-то уже это не важно.

В КАЖДОМ ПОЕЗДЕ ЕСТЬ СТОП-КРАН!!!!

И она могла остановить поезд, но не сделала этого. Не сделала потому, что думала только о том, как страшно ЕЙ.

Неваляшка немного постояла, потом поняла, что замерзла. Накрапывал молодой дождь. Накрапывал неуверенно, как первоклассник, который только учится писать крючки в тетради. Он старается, но получается плохо.
 
Надо было идти. Честно говоря, ей было стыдно за себя и поэтому досадно. Она подняла голову вверх и увидела, как сердитое, дождливое, серое облако, ехидно хмыкнув, тихонько отползает в сторону.

Не отплывает, не отлетает, а именно отползает.

Серому облаку тоже было досадно.