Дипломатия позднего палеолита

Петр Золин
Дипломатия позднего палеолита

Если понимать под дипломатией один из способов реализации внешней политики государств, то историю дипломатии и на землях Скифии и Сарматии (ныне преимущественно России) надо начинать с момента появления здесь первых государств. Римские историки относили достижение скифами господства в Европе и Азии ко времени за 2800 лет до основания Рима. Так что дипломатические контакты с соседями могли у скифов возникать примерно с 3553 г. до н.э. а. Но своеобразную внешнюю политику приходилось проводить родам и общинам, племенам и  союзам племен еще десятки тысячелетий  назад. Особенно для защиты интересов своих этносов и отдельных соплеменников на чужих территориях – «чужбинах».


Можно напомнить, что слово «дипломатия» нередко ведут от греческого d;pl;ma (у древних греков назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Но глашатаи от имени вождей и жрецов могли вести переговоры и устно, используя для подтверждения своих полномочий различные символы – характерные для этноса одежды, знаки, дары и т.п.


Не будем рассуждать о догосударственных видах дипломатии вплоть до открытой или публичной.

В доностратическом словаре были уже десятки слов, предполагающих ситуации договоренностей между людьми из разных родов и общин. Эти слова были в интеллектуальной сфере (здесь и далее даются примерные русские аналоги, но они требуют дальнейших уточнений).

Интеллектуальная сфера

№ 1. (baw-) «Быть или стать сознающим или знакомым с, замечать, наблюдать» (ИЕ, АА, Шум). русск. бывать
№ 74. (day-) «Рассматривать, обдумывать, исследовать» (ИЕ, АА, Др). русск. делать
№ 155. (t’(y)an-) «Думать» (ИЕ, АА). русск. думать
№ 180. (t(s’)ar-) «Быть или стать видимым, ясным; открыться, стать известным, ясным» (ИЕ, АА, Др). русск. даровит
№ 187. (san-) «Воспринимать, чувствовать» (ИЕ, АА). русск. знать
№ 195. (sa;-) «Исследовать, рассматривать, стараться выяснить, пытаться понять, обдумывать» (ИЕ, АА, Алт). русск. следить
№ 224. (gun-) «Воспринимать, замечать, сознавать» (Кар, Алт). русск. лгун
№ 238. (guw-) «Наблюдать, замечать, смотреть, сознавать или начать сознавать» (ИЕ, Кар). русск.
№ 245. (k[h]al-) «Выяснять, делать ясным, делать известным, разъяснять» (АА, Ур, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 221 «язык»). русск. колоть
№ 248. (k[h]al-) «Охранять, удерживать, смотреть» (ИЕ, АА, Шум). русск. холить
№ 295. (k’an(y)-) «Наблюдать, воспринимать» (ИЕ, АА, Др). (Иллич-Свитыч № 163 «знать»). русск. знать
№ 397. (;ak’-) «Направлять, указывать, командовать» (ИЕ, АА). русск. гигать
№ 407. (;in-ak[h]-) «Достигать, приходить, прибывать, получать, предлагать, дарить» (ИЕ, АА, Эл-Др). русск. конец
№ 408. (mi;-) «Измерять, разграничивать» (ИЕ, АА). русск. мерить
№ 480. (war-) «Смотреть, высматривать, наблюдать, интересоваться» (ИЕ, АА, ФУ). русск. верить, варить
№ 595. (ra?-ay-) «Видеть, постигать» (ИЕ, АА). русск. каять
№ 599. (raq’-) «Наблюдать, смотреть, рассматривать внимательно, надзирать, контролировать» (ИЕ, Кар, АА). русск. рачить

Понятно, что без наблюдений, выяснений, исследований оптимальную для сородичей позицию в дипломатии не определить. Здесь необходимо предусматривать и различные дарения ради необходимого итога. Требуется тщательно охранять свое. И надо контролировать весь процесс переговоров с соседями или более дальними этносами.

В сфере общения для палеолитической дипломатии важны слова
№ 21. (bah-) «Сказать, говорить» (ИЕ, АА). русск. бахвал
№ 137. (t’uq’-) «Сказать, говорить» (Кар, Шум). русск. тужить
№ 343. (k’(w)ut(y)[h]-) «Сказать, говорить, звать» (ИЕ, ФУ). русск. звать
№ 473. (yan-) «Сказать, говорить» (АА, Др). (Иллич-Свитыч № 146 «говорить») русск. канючить
№ 492. (wir-) «Сказать, говорить, обратить внимание, сделать известным» (ИЕ, АА, Др). русск. творить
№ 569. (?in-im-) «Сказать, говорить, назвать; имя» (ИЕ, Ур, Шум). (Иллич-Свитыч № 317 «имя») русск. имя
№ 481. (wa!-) «Звать, выкрикивать, звучать» (ИЕ, АА, Др). русск. звать
№ 333. (k’(w)al-) «Вызывать, выкрикивать, громко кричать» (ИЕ, АА, Др). русск. хвалить
№ 276. (k’ar-) «Вызывать, выкрикивать, созывать, звучать» (ИЕ, АА, Др). русск. корить
№ 488. (wal-) «Выкрикивать, вызывать, кричать» (ИЕ, АА, Др). русск. велить
№ 350. (Gar-) «Выкрикивать, кричать хором» (ИЕ, Кар). русск. карать
№ 67. (p[h]ir-) «Просить, требовать, умолять, упрашивать» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 374 то же) русск. просить
№ 571. (naw-) «Звучать, звать, хвалить» (ИЕ, АА, Др). русск. звать
№ 257. (k[h]a;-) «Петь, звучать» (ИЕ, АА, Ур, Др). русск. гонг
№ 175. (d(z)im-) «Дуть, играть на духовом инструменте» (ИЕ, АА, Др). русск. дуть
№ 160. (t’(y)ar-) «Производить шум» (ономатопоэтическое) (ИЕ, Кар, Др). русск. турить
№ 244. (k[h]al-) «Производить шум, звук» (ИЕ, АА, Др). русск. хвалить
№ 33. (bar-) «Производить звук, издавать шум» (ИЕ, Кар, Др). русск. бурить
№ 364. (q’(w)ur-) «Производить звук; звук, шум» (ИЕ, Кар, АА, Др). русск. творить
№ 75. (daw-) «Звучать, повторять звук, издавать шум» (ИЕ, АА, Шум). русск. давать
№ 547. (mur-) «Производить шум, жужжать» (ИЕ, АА, ФУ, ДР, Шум). русск. морить
№ 291. (k’ak’-) «Гоготать, щебетать» (ИЕ, Кар, АА, Др). русск.  гогот
№ 279. (k’am-) «Плакать, стонать, оплакивать» (ИЕ, АА). русск. гам
№ 479. (way) «Восклицание: горе!» (ИЕ, АА, Шум). русск. ай
№ 463. (hay) «Восклицание удивления, изумления, горя или разочарования» (ИЕ, АА, Ур, Др, Алт). русск. ай, ой

Понятно, что отвечало различным договорным ситуациям уже все позднепалеолитическое общество

 17. (bar-) «Быть добрым, благодетельным; делать добро» (ИЕ, АА, ФУ). (Иллич-Свитыч № 7 «большой, хороший»). русск. барин
№ 58. (p[h]in(y)-) «Присматривать, защищать, кормить, воспитывать» (ИЕ, Ур, Др). (Иллич-Свитыч № 373 «пасти, защищать, заботиться») русск. пинать, нянчить
№ 120. (t’aw-) «Уважать, почитать, поклоняться» (ИЕ, АА). русск. давать
№ 125. (t’am-) «Успокаивать, умиротворять, укрощать» (ИЕ, АА). русск. томить
№ 386. (;an-) «Показать благосклонность, быть милостивым, страстным, нежным» (ИЕ, АА). русск. няня
№ 429. (?ar-) «Соединенное или родственное лицо или вещь, товарищ, родич; соединенный, родственный» (ИЕ, АА). русск. парень
№ 514. (maG-) «Обладать большим влиянием или силой; быть значимым, славным, превознесённым» (ИЕ, Кар, АА). русск. могуч
№ 529. (mal-) «Добрый, приятный» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 278 «обильный, многочисленный»). русск. малый, милый
№ 266. (k[h]al(y)-) «Грабить, воровать, прятать» (ИЕ, Др). русск. красть, класть
№ 304. (g(y)ab-) «Вознаграждать, давать» (ИЕ, АА). русск. копить
№ 318. (k(w)[h]ay-) «Отплачивать тем же, вернуть равную меру» (ИЕ, АА). русск. хаять
№ 484. (wus-) «Торговать, заключать сделки» (ИЕ, ФУ). русск.  весы, вешать
№ 515. (mig-) «Давать» (ИЕ, АА, Ур). русск. мочь
№ 55. (p[h]al-) «Поселение, населённое место» (ИЕ, ФУ, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 368 «укреплённое поселение»). русск. палата, палуба, ополье
№ 61. (p[h]ir-) «? Дом» (ИЕ, АА, Др). русск. пир, пар,
№ 460. (haw-) «Одевать, быть одетым, носить» (ИЕ, АА). русск. ховать,
№ 327. (k(w)[h]ar-) «Сосуд, горшок» (ИЕ, АА, Др). русск. чара, корчага
Ностратический словарь (Бомхард)


Конечно, в Ностратическом словаре Бомхарда можно найти немало и других слов, так или иначе затрагивающих вероятные дипломатические контакты. Обычно их осуществляли гонцы, глашатаи. Но возможны и более многолюдные делегации договаривающихся сторон на территории друг друга или на нейтральных территориях.

Ситуации палеолитической дипломатии отражают самые ранние из сохранившихся эпических и фольклорных сюжетов. Ю.Е. Березкин Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/?nocalendar=1

Ритуальная дипломатия по линии север-юг отражена уже Геродотом сказаниями о гиперборейских дарах. Сказания Геродота отразили уровень производящего хозяйства, достигнутый и в Восточной Европе несколько тысяч лет назад. Но подобные делегации северян могли уходить на юг во времена мезолита и позднего палеолита. В частности, на примере свидерцев это неплохо отразили Н.А. Николаева и В.А. Сафронов
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2013
http://www.proza.ru/2008/08/07/295
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111045.htm



Обратим внимание на Лаодику (Ладогу ?) - образ северной красавицы в греческом эпосе. Он связан с конкретными посольствами священных даров, которые переносились от северян южанам примерно с 4 - 3 тыс. до н.э. Вероятно, наследовал более ранние подобные образы.
Во времена Геродота около 25 веков назад об этом (после описания тягот жизни в Скифии) говорилось так: "Море здесь и весь Боспор Киммерийский (Азовское море и Керченский пролив) замерзают, так что скифы, живущие по эту сторону рва (Крыма), выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону до земли синдов (северных индусов в округе Тамани). Такие холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло. Вообще там погода совершенно отличная от других стран: когда в других местах дождливая пора, там дождей почти нет, а летом, напротив, очень сильные. Когда в других местах случаются грозы, здесь их не бывает, летом же они часты. Гроза зимой вызывает изумление, как чудо; так же и землетрясения (летом или зимой) в Скифии считаются диковиной.
О гипербореях ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов. Впрочем, как я (Геродот) думаю, исседоны также ничего о них не знают; ведь иначе, пожалуй, и скифы рассказывали бы о них, как они рассказывают об одноглазых людях. Но все же у Гесиода есть известие о гипербореях; упоминает о них и Гомер в "Эпигонах" (если только эта поэма действительно принадлежит Гомеру).
Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе (нередко описывался путь и вдоль Волги и Каспия). Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы - на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары наконец прибывают на Делос. В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и наконец прибывали на Делос. Мне самому известно, что и в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде - Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому".
Геродот подтверждал, что так и в его времена поступали. В честь гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, местные девушки и юноши стригли себе волосы. Девушки перед свадьбой отрезали локон волос, обвивали им веретено и затем возлагали на могилу гипербореянок (могила эта находилась в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стола маслина). Юноши же наматывали свои волосы на зеленую ветку и также возлагали на могилу. Такие почести жители Делоса воздавали веками.
По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи (Великой) из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины - Aрга и Опис. Они несли Илифии (богине родов) священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передавали, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздавали почести. В их честь делосские женщины собирали дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины славили их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также стали петь гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассылают на могиле Опис и Арги, Могила же их находилась за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров.
Свидетельство Геродота породило обильную литературу. Доминирует польская версия исхода Лаодики по янтарным путям венедов. Но янтарные пути достигают Приильменья и даже Беломорья. Ононимы Лаодика, Гипероха (Великая), Арга (Карга), Опис (Апи), Олен (Олень) и подобные находят убедительные созвучия и смысловые соответствия и на Северо-Западе России, откуда в пору климатического оптимума могли уходить на юг и священные дары в "пшеничных снопах". Хотя снопы можно было брать и по пути, поближе к Делосу - родине Аполлона и Артемиды.
Литература:
1. Демин В.Н., Зеленцов С.Н. Загадки российской цивилизации. Сакральная история, география и этнография. - М.: Вече, 2002. .;
2. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
3. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота;
4. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=1981

Не будем повторять аргументы сайта «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика» и подобных ему в пользу происхождения фольклора в палеолите десятки тысяч лет назад. Можно напомнить труды патриарха отечественной фольклористики  Елеазара Моисеевича Мелетинского, где он указывает первобытные истоки словесного искусства, мифы древнего мира в сравнительном освещении и т.п.

Мне довелось в статье «Читая Мелетинского» и в ряде других материалов сайта подчеркнуть основную аргументацию в пользу существования относительно развитого фольклора в палеолите Восточной Европы в округе священных гор Рип (Риф). Одни богатейшие погребальные обряды Костенок и Сунгири 25 – 30 тысяч лет назад чего стоят !
Рис. 1. Одно из погребений Сунгири (окраина Владимира). 25 тыс. лет назад.
К сожалению, увлеченность новгородским фольклором средневековья и особенно минувших двух веков оставляет без внимания фольклористов досредневековые пласты фольклора Приильменья (напомним, Волхов впадает в Ладожское озеро). В связи со слабой изученностью и еще более слабой пропагандой археологических памятников Новгородской земли досредневековья реконструкция фольклора той поры вызывает немало трудностей. Но, пожалуй, не больше, чем этимология имен новгородского гусляра Садко (в частности, от «царек») и Василия Буслаева (античные правители Скифии и Сарматии именовались василевсами-басилевсами).
Мой сверстник д.и.н. Юрий Евгеньевич Берёзкин на основе огромного комплекса фундаментальных работ убедительно доказывает происхождение многих фольклорных сюжетов на разных континентах со времен палеолита. Особенно в фундаментальном массиве «Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам»(Мифы глубокой древности. Ю.Е.Березкин)
Уже десятки тысяч лет назад начали формироваться очаги избранных мотивов, характерных для центральноевразийского (красные кружки) и тихоокеанского комплексов (синие и зеленые). Синим обозначен комплекс мотивов, преимущественно распространённых в Австралии – Меланезии и в Южной Америке, зелёным – связывающий преимущественно Ассам и Юго-Восточную Азию (включая Филиппины) с Америкой в целом. Величина кружка соответствует числу мотивов, зафиксированных в данной традиции (от 1 до 10, в австралийской традиции – до 17). Всего учтено 12 евразийско-североамериканских мотивов, 20 юго-восточноазиатско-американских и 20 меланезийско-южноамерикансиких.
Рис. 2. Встречаемость избранных мотивов, характерных для центральноевразийского (красные кружки) и тихоокеанского комплексов (синие и зеленые)
Сходство сюжетов центральноевразийского и североамериканского мотивов (красные кружки) идут на глубину 20 – 30 тыс. лет, когда общины «хомо сапиенс сапиенс» выходили из Евразии в Америку. Но туда попадали и выходцы с островов Тихого океана, что создавало причудливую картину фольклорного взаимодействия.
В данном случае важно отметить, что в центре Европейской России – примерно в округе гор Рип – было заметное фольклорное ядро, уступавшее лишь округе Кавказа. И это требует соответствующего внимания и новгородских фольклористов. Вероятно, сюжеты запоминались в доностратических и ностратических языках. Но из них – в частности – появился индоевропейский, а из него и русский. И хотя словесное выражение несколько менялось, нередко на больших пространствах не менялась суть фольклорных сюжетов.
Это доказывает – к примеру, – истолкование пятен на лунном диске (рис. 3). Народы Евразии от Скандинавии (Балтийского моря и Новгородской земли) до островов Рюкю, а также индейцы северо-западного побережья Северной Америки различали в них фигуру человека, пошедшего за водой (обычно это девочка или женщина с вёдрами – их делали и из дерева, бересты, кожи).
Для части жителей Индии, китайцев, юкагиров, дакота, индейцев Мексики пятна складывались в силуэт кролика или зайца . А для большинства обитателей Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Южной Африки это были просто пятна – след раны, удара, ожога, грязь или краска на лице или теле Луны.
 
Рис. 3. Распространение вариантов истолкования лунных пятен. Синие кружки - девушка-водоноша или иной персонаж с вёдрами (с емкостями для воды: деревянными, берестяными, кожей и т.п.) в руках. Оранжевые кружки - лунные пятна не имеют фигуративного истолкования, это след удара, ожога, грязь или краска.

Оранжевые кружки - связь более древняя. Синие – относительный индикатор движения цивилизации, где люди уже пользовались емкостями для воды. И хотя бы мезолитическая Новгородская земля попадала в регион такой «бытовой цивилизации».
Цивилизационные представления закреплялись и в трактовках Млечного пути. Если индусы, аборигены южной Австралии, майя и тотонаки в Мексике, некоторые индейцы Южной Америки считали, что Млечный путь есть огромный змей. А вьетнамцы, китайцы, японцы, чукчи, сэлиши, сиу, древние перуанцы, арауканы полагали, что это небесная река. То ненцы, ханты, якуты, эвенки, орочи, эскимосы юго-западной Аляски видели на небе лыжный след. Литовцы, эстонцы, жители Новгородской земли, саамы, марийцы, казахи, киргизы называют Млечный Путь «Птичьей дорогой». Для арабов, египтян, сербов, армян, чеченцев, таджиков это была просыпавшаяся с воза солома.

Рис. 4. Некоторые широкораспространённые представления о Млечном Пути. Зелёные кружки – Млечный Путь как дорога перелётных птиц; синие – лыжный след; красные – рассыпанная солома; фиолетовые – река; черные – космический змей (в Океании – угорь, ящерица, акула).

Конечно, это фиксация представлений примерно со времен неолита – ранее рассыпанную солому найти трудно. А связь Млечного пути с перелетными птицами на Новгородской земле подтверждается обильными изображениями промысловых птиц – например – на керамике.
Рис. 5. Неолитические фигурки уток

Рис. 6. Юрий Евгеньевич Берёзкин – этнограф, специалист по истокам фольклора.
По его мнению, сходство немалого числа сюжетов обусловлено происхождением от общей предковой традиции (в дальних корнях – из Африки), многократным копированием одних и тех же рассказов. Где-то раз появившись, любой сюжет или образ мог сохраниться постольку, поскольку он казался интересным и важным и был в то же время прост по своей структуре, мог легко запомниться и быть передан дальше.
В фольклоре веками и тысячелетиями осуществлялся отбор таких ярких, запоминающихся элементов. Прервать подобный процесс способны два обстоятельства. Первое – кардинальные перемены в культуре типа тех, которые происходят сейчас и в результате которых многие народы утратили традиционные мифологию и фольклор. Второе – переселения и завоевания, когда под угрозой оказывается существование самих переносчиков фольклорных сюжетов.
Однако полное вымирание большой группы людей – явление редкое. Если оно и случалось, то на крайнем севере, где плотность населения была исключительно низкой, а условия жизни экстремальными. Гораздо чаще носители традиции либо переселялись, унося с собой свои мифы, либо сливались с пришельцами, передав им часть собственного духовного наследия и в свою очередь заимствуя элементы новой культуры.
Ныне популярна его книга (Ю. Е. Березкин ) «Мифы заселяют Америку. Ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет», «ОГИ», серия: «Нация и культура. Новые исследования», М. 2007 г.
По очень осторожным оценкам, Америка начала заселяться из Евразии 13-15 тысяч лет назад, хотя и позже люди наверняка проникали туда из Азии. Контакты между двумя континентами должны были быть особенно интенсивными в тот период, когда ледники, преграждавшие путь из Аляски на юг, уже растаяли, а сухопутный мост между Чукоткой и Аляской ещё сохранялся, то есть 10-12 тысяч лет назад.
Исследователем дан добротный обзор истории заселения Америки от появления человека до эпохи средневековых европейских контактов. Использованы материалы археологии, этнографии, лингвистики, физической антропологии. Основное внимание уделено вопросам преемственности культурного развития в отдельных регионах от Арктики до Огненной Земли. Предлагается реконструкция прошлого по данным фольклора и мифологии, выявлены тенденции распространения среди индейцев и эскимосов более тысячи фольклорных мотивов. На основании этих данных предложен сценарий заселения Северной и Южной Америки.
Произнеси автор этой статьи фразу «Мифы заселяли Приильменье», как у доминирующих в мировоззрении новгородцев авторитетов сведет скулы. Ни черта эти авторитеты, доминирующие на информационном поле, не хотят знать кроме своих устойчивых примитивных представлений о началах Новгородской земли – примерно от Рюрика и все. Так им проще. Но проще – далеко не всегда верно и полезно.
Да, слово «фольклор» имеет несколько значений. В широком значении, фольклор – это традиционная народная культура, компонентами которой являются верования, обряды, танцы, прикладное искусство, музыка и т. п. В узком же смысле термин стал использоваться с начала 20 века. Под фольклором стали понимать словесное творчество конкретного народа. Но фольклор появился в глубокой древности, в эпоху верхнего палеолита. Это сравнительно общеизвестные банальности.
Первыми элементами фольклора десятки тысяч лет назад становились обряды, заговоры и заклинания, которыми древние люди стремились умилостивить богов, повлиять на силы природы. Магические заклинания оказывались силой, способной принести удачу во время охоты, а позже – и обеспечить хороший урожай. В те далекие времена словесный фольклор был неразрывно связан с музыкой, танцем и даже с ритуальной одеждой людей. Обряд включал в себя два компонента: обрядовые действия и вербальный компонент, который эти действия сопровождал. Постепенно вербальный (словесный) компонент обряда стал существовать отдельно от обрядовых действий. Обряд совершался с целью избавления человека от болезни, с целью приворожить любимого, найти вора (тать), защитить от дурного глаза, вызвать дождь, защитить животных и т.д.
Даже ныне в русской глубинке еще жива заговорно-заклинательная традиция. Так называемые «бабушки» являются хранительницами этих традиций. Лечат, привораживают любимого человека или отворачивают ненавистного, совершают обряды, связанные земледелием и скотоводством. Русский человек издавна верил в магическую силу слова. Это вера жива и по сей день, являясь наследием языческого прошлого славян, о чем прекрасно рассказал в своих книгах Б.А.Рыбаков.
Почти одновременно с заговорами и заклинаниями уже в палеолите возникли родовые предания и мифологические рассказы, передававшиеся от родителей к детям. Они были тесно связаны с верованиями и мифологией древних славян. Но мифы постепенно предавались забвению. Функции мифов тогда и брал на себя фольклор. Он стал средством накопления, сохранения и передачи народного опыта, духовных ценностей из поколения в поколение.
Академик Б.А.Рыбаков в своем фундаментальном труде «Язычество древних славян» в итоге отмечал: «…Мы рассмотрели лишь отчасти следы охотничьей первобытности в позднейшем восточнославянском фольклоре, бегло коснувшись некоторых обрядов и частично цикла волшебных сказок. Их, этих следов, очень много в обрядах (комоедицы, турицы и др.), в народном костюме (головные уборы: рога, сорока, кичка, кокошник), в хороводных игрищах и танцах (бычок, гусачок), в детских народных играх, которые нередко оказываются последней стадией вырождения древних языческих обрядов (например, упомянутый уже "Ящер").
Охотники каменного века рассматривались здесь, естественно, вне связи с какими бы то ни было этническими группами (улавливались лишь пережитки, прослеживаемые у славян); в последующей же, земледельческой, эпохе уже обозначатся контуры праславянского массива, и рассмотрение языческих представлений постепенно приобретет, так сказать, славянскую конкретность.

Известному историку религии, англичанке Карен Армстронг удалось удивительно просто и доступно рассказать об истории возникновения мифологии, начиная со времен палеолита и до наших дней.
По ее мнению, людям необходимо вновь научиться мыслить мифологически, чтобы понять истину, заложенную в повествованиях, не предназначенных для буквального прочтения.
"Миф не может существовать в одном, традиционном пересказе. По мере изменения обстоятельств нашей жизни нам приходится излагать те или иные истории иначе, чтобы высветить скрытую в них вечную истину: Каждый раз, когда человечество совершало новый скачок в своем развитии, оно переосмысливало свою мифологию и применяло ее к новым условиям бытия. Но так как человеческая природа остается практически неизменной, многие мифы, возникшие в культурах, поразительно несхожих с нашей собственной, по-прежнему исследуют тему наших глубинных страхов и сокровенных желаний."
Карен Армстронг.
Сколько бы мы светил мировой науки не упомнили, нашим доморощенным авторитетам все эти светила не указ. Наших с подручными раз много – значит они правее…
Повторим, если кто быстро забыл.
Геродот почти 25 веков назад при своем подробном рассказе о скифах затронул и более северные земли – гипербореев (в Интернете ныне обилие сведений о них):
«Книга 4. 32. О гипербореях ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов. Впрочем, как я думаю, исседоны также ничего о них не знают; ведь иначе, пожалуй, и скифы рассказывали бы о них, как они рассказывают об одноглазых людях. Но все же у Гесиода есть известие о гипербореях; упоминает о них и Гомер в “Эпигонах” (если только эта поэма действительно принадлежит Гомеру).
33. Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы – на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос.
В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и, наконец, прибывали на Делос. Мне самому известно, что и в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому.
34. И я точно знаю, что они так поступают. В честь этих гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, девушки и юноши там стригут себе волосы. Так, девушки перед свадьбой отрезают локон волос, обвивают им веретено и затем возлагают на могилу гипербореянок (могила эта находится в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стоит маслина). Юноши же наматывают свои волосы на зеленую ветку и также возлагают на могилу. Такие почести жители Делоса воздают этим гиперборейским девушкам.
35. По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздают почести. В их честь делосские женщины собирают дары.
В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев.
36. Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался (в существование гипербореев я вообще не верю). Ведь если есть какие-то люди на крайнем севере, то есть и другие – на крайнем юге. Смешно видеть, как многие люди уже начертили карты земли, хотя никто из них даже не может правильно объяснить очертания земли. Они изображают Океан обтекающим землю, которая кругла, словно вычерчена циркулем. И Азию они считают по величине равной Европе. Поэтому я кратко расскажу о величине обеих частей света и о том, какую форму имеет каждая».
Поправлять Геродота не будем, хотя в других античных трудах отмечался выход гипербореев с дарами примерно с округи Дона и Волги (Вестник древней истории. 1947 – 1949; указ. 1950).
Если скифов помещать у Понта (Черного моря), то буквальная трактовка пути даров гипербореев следующая: гипербореи где-то на севере или северо-востоке посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную (на землях скифов ?) солому; от скифов (Причерноморье) дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе.
Рис. 7.  Варианты пути гипербореев с севера (красный, черный) и словено-русов на север (розовый, фиолетовый, желтый) 3 – 5 тыс. лет назад.
Наши польские друзья упорно национализируют многие сюжеты античного прошлого Скифии и Сарматии в свою пользу, что сказывается и на «черном маршруте» гипербореев.
По этногенетике прямые пращуры славян уходили из округи Карпат на север и восток около 5 тыс. до н.э.

Существенную роль при длительном формировании «дипломатического поведения» и пращуров-земляков россиян играли палеолитические культы, тотемные святилища, могильные погребальные обряды http://macroevolution.narod.ru/antropol1.htm Здесь люди учились просить (молить), подчеркивая особое уважение к предмету поклонения. Здесь они учились задабривать богов всевозможными дарами. И снаряжали умерших в далекий загробный путь. Так хоронили очень ранних предков Гиперохи и Лаодики, что прекрасно показывают захоронения Сунгири и Костенок.
Захоронения говорят о разнообразном и сложном погребальном обряде, который отчасти мог быть повторен и в античное время.. Об этом свидетельствуют характер могильных сооружений, поза покойников, присыпка их красной охрой, а также специально положенные в погребение предметы: костяные и каменные орудия, украшения. Встречаются иногда и парные погребения. Как правило, погребения располагались на стоянках. Погребения верхнего палеолита свидетельствуют о усилении заботы об умершем сородиче и об усложнении мировоззрения, возникновении религиозных представлений. И в том была особая «дипломатия» по отношению к окружающему миру.
http://dino.disneyjazz.net/dr6-3.html, http://gumilevica.kulichki.net/HEU/heu1101.htm


Через две-три тысячи лет их потомки – как индоевропейцы - могли повторять и путь обратно.
Миф или сказание, какой иной фольклор гипербореев (или с использованием фольклора гипербореев) привел задолго до нашей эры Геродот, спорить можно долго. Но вот имена настораживают.
Лаодика («народом судящая», неподкупная) слишком созвучна Ладоге (озеру Нево летописей). Гипероха – в переводе -  Великая. Арга созвучна Карге, хотя напоминает и о маршруте Арго через горы Рипы.
Опис – обильная, прекрасная, великолепная. Отчасти созвучна средневековой Опочке. Олен – масляный, пахучий, душистый. Но по созвучию на севере ему удобнее быть Оленем. Любопытно, что вместе с  Гиперохой и Лаодикой « были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан». Эти горожане-гипербореи крайне раздражают медиевизм, который даже мысли о северных городах на землях России в античности не допускает. Геродот здесь явно официозной науке вредит. Хотя античных городищ на российских землях вдали от Черного моря с неолита хватает. Не говоря уже об Аркаиме.
Не будем увеличивать число догадок, но утверждаем.
Достигшие острова Делос (родины Аполлона и Артемиды) гипербореи Арга и Опис,  Лаодика и Гипероха,  «пять гиперборейских горожан» упомянуты Геродотом примерно на 7 – 6 века до нашей эры. Откуда именно они явились на юг – спорить можно много. Но округи Ладожского озера и реки Великой исключать из рассмотрения не стоит.
По этногенетике прямые пращуры славян уходили из округи Карпат на север и восток около 5 тыс. до н.э. (П. Золин. Гаплотипы восточных славян)
Через две-три тысячи лет их потомки – как индоевропейцы - могли повторять и путь обратно.
Рис. 8. Распространение индоевропейцев с 5 тыс. до н.э.
Античность Северо-Запада РФ явно была. И архаичные гипербореи в начале нашей эры указывались уже на Крайнем Севере, в местах «русских поморов».
Рис.9. Северо-Запад РФ в начале нашей эры
Достойна ли округа Ладожского озера быть родиной Лаодики или Арги, Гиперохи и Опис, «гиперборейских горожан» - отвечать работящим археологам.
Ладоге есть смысл быть и родиной самой Лады (Лето, Латоне) – возлюбленной самого Зевса, деда скифов по Геродоту.
Конечно, желающих считать свои земли родиной Латоны (матери Аполлона и Артемиды) очень много. Но у округи Ладожского озера аргументов в свою пользу не меньше.

Любопытно, но базовую иллюстрацию данной публикации поисковые системы в связи с Лаодикой и Гиперохой не приводят (хотя неоднократно помещал ее в Интернете). Да и гиперборейское посольство не очень «поисковикам» необходимо. Десяток-другой упоминаний.

Еще не хватало обозначать в истории Скифии и Сарматии столь ранние – по сути, дипломатические – контакты почти со времен неолита, а по традициям, вероятно, и много раньше. Такая вот история.

Историки дипломатии, верно, могут сказать, стоит ли обращать внимание в отечественном прошлом на подобные ритуальные посольства.

Объективности ради – стоит.