Капустное поле

Влад Латош
Жила в одной маленькой деревушке бедная женщина и был у нее сынок. В хозяйстве у них была только старая корова, когда же она издохла, жить стало вовсе тяжело. Том, так звали сынка, был смышленым мальчиком и понимал, что жить так дальше уже невозможно, но делать было нечего.
Как-то раз когда на обед есть оказалось нечего, мать сказала со вздохом:
- Эх, был бы у нас хоть кочан капусты - я бы могла сварить суп.
Тогда Том вспомнил про большое капустное поле на опушке леса и решил, что если попросить там всего один кочан – добрые люди сжалятся и дадут. Не долго думая, парень улизнул из дома и вскоре уже стоял возле огромного поля, плотно засаженного отличной капустой. Подойдя к самой опушке леса, мальчик окинул взглядом округу, однако так и не удивил какого бы то ни было жилья. Вокруг не было ни души, только вороны носились над полем и каркали своими хриплыми голосами, да ветер гулял по верхушкам сосен.
Том решил, что поле так велико, что не будет большого греха, если он возьмет один маленький кочан и отнесет его матери. Так он и сделал.

Когда парень пришел домой мать удивилась и спросила, где он достал кочан. Услышав рассказ сына, женщина в испуге перекрестилась, и плотно затворив дверь, усадила Тома на скамью и сказала:
- Дорогой сын, никогда не смей воровать, и пуще всего остерегайся того капустного поля! Эта земля принадлежит лесной ведьме!
Услышав это Том испугался, а мать подумав, решила все же приготовить из капусты суп, потому что ничего другого для ужина у них не было, а голод это лютый враг.
Так прожили  они какое-то время, пока не настал момент, когда в доме снова не закончилась провизия. Узнав об этом Том решил, хоть он и боялся лесной ведьмы, снова пойти на капустное поле.
День выдался пасмурным: с утра на небе висели свинцовые тучи, стемнело рано и было холодно. Поле казалось таким безрадостным, что даже вороны не летали над ним, и только дикий крик болотной совы вдалеке нарушал общее безмолвие.
Сорвав пару кочанов около обочины, Том уже собирался идти как внезапно раздался далекий волчий вой, к которому присоединился еще один уже ближе.
Схватив в охапку кочаны, парень бросился бежать что есть сил. Запыхавшись, он влетел в старую хижину своей матери и запер дверь на засов.
- Боже, Том! – всплеснула руками мать, - я же строго-настрого запретила тебе воровать капусту у ведьмы. Что же это за горе такое!
Том пытался успокоить мать, но та была безутешна:
- Ведьма найдет тебя, сынок, и отнимет у меня последнюю опору в старости.
Делать нечего, поседели они, подумали: относить капусту обратно еще страшнее, да и есть что-то нужно. Приготовила мать и эти кочаны; сначала один, а за ним и второй.

Тем временем приближалась зима, ночи становились всё более хмурыми, утренний иней таял всё менее охотно, а еды в доме не прибавлялось. Хуже того, мать Тома столько трудилась, и столь скудна была ее пищи, что вскоре совсем слегла. Отдав последние деньги лекарю, Том понял, что купить снадобья он уже не сможет. А без них мать могла уже не поправиться, тогда парень, взял большой мешок, чтобы набрать капусты с ведьминого поля, а поутру продать на воскресном базаре и тем выручить деньги.
Том шел по строй дороге освещенной последними лучами заходящего в тучу солнца и прислушивался. Но лишь безмолвие да гулкий звук его собственных осторожных шагов на каменистой дороге, вот и всё, что он слышал.
Поле казалось сизым и мрачным, а черная каемка леса и багровые тучи закатного неба делали его вид еще более угрюмым. Собравшись с духом Том, подошел к капусте, начал ощупью выбирать кочаны получше и класть их в мешок.
Внезапно завыл ветер. Резкий прорыв до костей пронизал парня. Тут все поле освятил какой-то необычный свет: один из лучей заходящего солнца вырвался на свободу из-за тучи, и Том с ужасом увидел, что в руках у него вместо сорванного только что кочана лежит хохочущая голова ведьмы:
- Ага! Теперь-то я знаю, кто ворует мою капусту! - прокричала голова скрипучим голосом. – Это ты Том, скверный мальчишка!!
Том, бросив голову в мешок с капустой, кинулся, было бежать, как вдруг увидел, что прямо к нему приближается безголовая женщина в рваных лохмотьях. Онемев от ужаса, Том увидел как туловище порылось в мешке и достав голову, водрузило ту на место:
- Том, за то, что ты воровал мою капусту, ты должен будешь работать на меня пять лет! Все это время ты проживешь в моем лесу. А теперь ступай за мной!
Пересилив свой страх, Том заикаясь объяснил, что его мать больна и он воровал капусту чтобы достать денег ей на лечение. Смерив мальчугана взглядом, колдунья порылась в своей сумке и достала какие-то травы и коренья.
- Возьми это, - сказала она, - отнеси домой и завари, а затем дай отвар своей матери и возвращайся сюда. К утру она будет здорова.
Сделав, так как сказала колдунья, Том со слезами простился с матерью и отправился в услужение к ведьме.

Работал Том прилежно, он убирал у колдуньи в доме, следил за порядком в хозяйстве, поливал ее грядки и кормил животных: особенно он заботился о курочке и петушке. Том был старательным и не ленился, заметив это ведьма как-то раз подозвала его и говорит:
- Твоей матери, Том, я отправлю своих курочку и петушка, с ними она не пропадет. А ты Том станешь мне помогать в моей работе, я обучу тебя как растирать и смешивать порошки, готовить настои и варить зелья, научу разбираться в травах, понимать язык деревьев и зверей.
Так прошли пять лет Том освоил все чему ведьма его учила и вырос красивым статным юношей. Пришла ему пора отправляться в родной дом. Колдунья подозвав Тома протянула ему два золотых и говорит:
- Возьми эти монеты в уплату за свои труды и ступай с миром.
Пройдя вдоль поля Том уводил, как навстречу ему идет убогий старик.
- Добрый человек! Нет ли у тебя малой монеты, старику на похлебку?
Старик был одет в такие лохмотья, что Тим сжалился и сказал:
- У меня нет малых монет, поэтому возьми этот золотой, и скупай с миром.
Поблагодарил его старик и пошел дальше.
Пройдя еще немного Том встретил телегу, за которой бежал юноша. Подбежал он к Тому и спрашивает:
- Добрый человек! Нет ли у тебя малой монеты? Если я не найду денег, та телега уедет без меня и тогда не успею я в город, а моя возлюбленная против силы станет чужою женой.
Пожалел юношу Томи сказал:
- У меня нет малых монет, поэтому возьми этот золотой, и скупай с миром.
Поблагодарил его юноша, догнал телегу, прыгнул в нее и уехал.
Добравшись почти до самого дома Том, увидел девушку, да такую, краше которой он в жизни не видывал. Вдруг она сама подошла к нему и спрашивает:
- Добрый человек! Нет ли у тебя малой монеты? Если я не найду денег для доктора, моему отцу грозит страшная беда.
- Прекрасная девушка, у меня нету денег, но тебе очень повезло, ибо я как раз доктор и готов помочь тебе.
Обрадовавшись, девушка повела его в убогую хижину, где сидели тот самый старик и тот юноша, которым Том дал по монете, только одеты оба были в шелка и бархат. Сбросив бедную накидку, девушка также открыла расшитое жемчугом и усыпанное камнями роскошное платье.
- Добрый юноша, - обратился старик к Тому, - я король здешних мест, а это мои дети. Я отправились мы на поиски первого рыцаря для нашего королевства, и вот уже целый год без успеха ходим по королевству, да вот только все юноши скупы и чванливы, только ты нас обрадовал! А теперь проси всего, чего пожелаешь!
- Ваше величество, не сочтите мой вопрос дерзким, но могу я просить руки вашей дочери? - спросил Том смущенно.
- Лучшего жениха я и представить не мог, но решение принимать не мне. Что скажешь дочь моя?
Принцесса сразу прониклась к юноше и в ответ лишь поцеловала его. Радость-радостью, но тут юноша вспомнил о своей старой матери:
- Ваше величество, я совсем позабыл о своей бедной матушке, которую не видел уже пять лет! К ней то я шел, пока не повстречался с вами. Нужно поспешить и обрадовать ее!
Каково же было удивление Тома, когда он узнал что его мать, скоро станет королевой: после того, как она получила от колдуньи курочку и петушка, дела ее пошли на лад. И вот однажды она приютила нищего старика, которым оказался сам вдовствующий король.
Узнав о такой радости, все отправились во дворец, где вскоре и состоялись обе свадьбы. Счастливо и весело прожили они долгую жизнь.