Населенный остров, вторая половина

Виктор Эссен
(давно написал, удосужился разместить)
Насколько первая часть фильма была проникнута именно тем, первозданным духом Стругацких, настолько беспомощной и неубедительной оказалась вторая. Вся "стругацкая" шестидесятническая хемингуевина пошла головану под хвост. Кстати, голованов в фильме оказалась ровно одна штука, и тот обездвиженный и не говорит. Минус одна тема сразу.

На самом деле сложную, очень сложную вещь свели в банальный мелодраматический боевичок на тему "он хочет ее, она хочет его, но охреневшие злодеи им мешают, однако любов (без мягкого знака) побеждает смерть". Если чета Дяченко о себе что-то подумала, то она зря это сделала. Нет, ну это ж надо - сложнейший, интереснейший образ Странника свести в этакое эгоистичное истеричное чмо, исходящего на какашки "сумасшедшего ученого" (голливудский штамп "мэд сайнтист"), у которого отобрали результат многолетнего труда. И даже работа Серебрякова не спасает. Пожалуй, один Каммерер остался адекватным, благо его образ сильной работы сценариста не требовал. Гай все так же истерично-крут, Рада, по счастью, в основном демонстрирует приятные взгляду округлости (спасибо Роднянскому, нашел нормальную девку на роль нормальной простой девки). Хоть в этой части любовная линия и не настолько приколочена гвоздями в полировку (можно сказать, аккуратно прилеплена скотчем и тщательно разглажена), но ее роль все же настолько инородна, что даже Бондарчук-мл. не знает, как ее вытянуть и явно валяет ваньку в совместных с мадемуазель Снигирь сценах.

Про насилие над текстом повести даже говорить не хочется. В первой части текст сохранен бережно-бережно, даже любовно. Во второй, похоже, сценаристам дали оторваться. Получился в результате продукт дефекации. Вместо целой кучи смыслов получилась куча взрывов и драк, за которыми смыслов совершенно не видно. То есть ни одного.

Точнее, в каждой ситуации смысл виден, но явно не тот, который хотели бы видеть Стругацкие. Бондарчук-мл. и пошедший у него на поводу Роднянский (а может, и не пошедший, а самоустранившийся) насували (через"у") в фильм туеву хучу "смелых и злободневных фиг в кармане". Одна танковая атака с перекошенными ртами и вздыбленными хоругвями на суверенную республику Хонти (по-любому, маленькую, но гордую) чего стоит. После 08.08.08 и грузинской агрессии (с учетом продолжающихся до сих пор препирательств "кто первый начал") такая сцена - кость одновременно либерастам и запутинцам. И те, и те в блогах, которые никто не читает, кроме противной стороны, смогут развернуть это и использовать в своей полемике. Ну и уже навязшая повсюду тема про "вас обманывают и зомбируют" ничего в своем раскрытии, кроме смеха, не вызывает. Как и "атака башни". Все собрали, прости господи... Хождение к безротому колдуну и его разговоры "с намеками" - вообще смех смехом. Или натужно-оппозиционная смелость, или сарказм, всерьез такое снимать мне бы было стремно.

Попутно, кстати, разбодяживается тема "думающих и говорящих", "подполья" и прочей "гражданской смелости". Правда, разбодяживается она в основном в "кратком содерждании предыдущей серии", и непонятно, что там - ирония, сарказм или они и правда плюются в "кровавый режим кровавой гебни". В остальном весь фильм активно тащится антиреволюционная тема, совершенно немыслимая во времена написания. Этак можно и "Отелло" переписать с феминистских позиций, чего уж со Стругацкими мелочиться. Демонстрация "ррреволюционных разрушений", которые явно страшат создателей (видимо, себя они отождествляют с теми, кто служит в башне), уже многого стоит. Консервативно-контрреволюционный пафос взахлеб. Просто газета "Не дай бог", не к ночи будь помянута. Ну а с любовью снятый взрыв Главной Башни (в повести - просто "центр")... Во-первых, башня отдаленно напоминает силуэтом Останскинскую, которую уже роняли в "Дневном дозоре". Во-вторых, не менее отдаленно это строение напоминает и Ородруин с Оком вместо шпиля над тарелкой излучателя, а здание Департамента специсследований, где происходит драка Каммерера со Странником - крепость Денетора из той же трилогии. Я понимаю, Дяченки мозги свернули на фэнтези, то есть адаптированных сказках, но надо же и совесть иметь. Они бы еще Рудольфу Сикорски катану дали в руки и шлем надели на макушку. С блестящим, но задранным забралом. А что, гламурненько вышло бы, зря воздержались.

Кстати, драка Максима и Сикорски (чья фамилия отчего-то не проговаривается) - очередные "гвозди в полировку". В Мире Полдня земляне-коммунары между собой не дерутся, даже в такой ситуации на отсталых планетах в период великих потрясений. Это базовая посылка, которая не обсуждается. Тем более они не дерутся таким варварским способом, подражая Хон Гиль Дону. Сикорски мог, как и написали братья со смешной фамилией, материть Максима ядреными немецкимим матюгами 22 века (если, конечно, немецкий уцелеет в своей первозданной матерности к тому времени), но бить кулаком по морде, будто околоточный... А парализатор в кармане за каким фигом? В общем, Роднянский, судя по всему, словил ворону, а Бондарчук-мл. пошел на поводу у вернувшихся в проект анимешников. И сказать "ня" было некому. Так эта эпически-фэнтезийная сцена и попала в фильм. Герой побеждает последнего злодея, после чего овладевает героиней, к которой его не пускали злодеи, а она по ходу процесса овладевания ею зализывает его раны. И жили они долго и счастливо. Волкодав, Невская битва, Властелин Колец и еще пара десятков таких финалов. Пожалуй, даже Гомер три тысячи лет назад уже считал такой финал "не очень оригинальным".

В принципе, больше претензий нет. Хорошо снято. Правда, про обворованные фэнтезийные киноэпосы я уже сказал, но тут и намеки на "Кин-дза-дзу", и на целую кучу других фильмов вплоть до "Такси", "Убить Билла" и "Шестиструнного самурая". Иногда в анабазисе Максима и Гая я прямо-таки ждал появления эцилоппов во главе с господином ПЖ, и наконец-то дождался - на берегу их таки свинтил патруль. Ну что же, все уже украдено до нас. Ладно хоть художник по технике оказался нормальным дизельпанковцем и нарисовал то, чего от него ждали, а не то, что "ятаквидит" Бондарчук-мл. И то радость.

В общем, шняга. Начали за здравие, а кончили как обычно. Тьфу...