Вердикт эскулапа

Артэм Григоренц
               
 Мой приятель, инженер Давид Арабян рассказал мне о забавном случае, произошедшем у него на работе, в небольшой строительной фирме, которую,увы, разорил пресловутый финансовый кризис. В дни её расцвета всеобщим чуть ли не кумиром сотрудников была их служебная собака... Она появилась благодаря Резико Цотадзе, молодого человека из пригородного села, работавшего подсобником. У себя дома он содержал кавказскую овчарку, из страха к которой ни одна местная дворняго не смела даже приближаться к их двору.. Директор фирмы Эдишер Папава предложил Резико привезти ее щенка, охранять деловой двор, вместе со складом стройматериалов. Для уходя за собакой обещал парню прибавку к зарплате. Резико согласился, даже не подсчитав, сколько из этой суммы останется ему лично.
И вскоре во дворе фирмы появился желтоватый лохматый щенок, через пару месяцев вымахавший в свирепого волкодава, сверкавший огромными белыми клыками. Почему-то собаке дали кличку Али.
 
Когда заведующий складом, батоно Шалико, только было собирался открыть замок на воротах хранилища, овчарка тут же настороженно ощетинивалась и при выдаче стройматериалов заливалась таким яростным лаем, будто от нее отрывали что-то родное.
Но как только привозили цемент, песок, краску, гвозди... Али радостно вилял хвостом, будто всё это было неким лакомством. Чем объяснить такое – проявлением интеллекта у животного, его рационального познания или врожденного рефлека? Неужели собаке была небезразлична разница между категориями «приход» - «расход», , на которых основан всякий бухгалтерский учёт? Или это прививается со дня рождения зверей и птиц когда их родители приносят им пищу? В эти минуты те радостно трясут головами, машут хвостом или машут крыльями.... И несдобровать тому, кто только попытается отнять пищу у детёныша. Родитель отреагирует мгновенно и даст решительный отпор... И не удивительны яростные бои между взрослыми животными, отстаивающими ареал своего обитания, где добывают пропитание и продолжают свой род!
Тут невольно приходит сравнение с человеком. Стоять горой за свою территорию, присуще некоторым людям чуть не на биологическом уровне. Вспоминаются наши недавнее времена, когда вовсе не правительственные войска, а всего-только патриотически настроенные ребята отправлялись защищать территориальную целостность всей страны, отстаивали самые окраинные рубежи, где прежде вряд ли когда-либо бывали. При этом и не знали ни диалекта, ни, тем паче, языка тамошних сограждан. Только, однако, не в счет заведомо головорезы и мародеры, или, наоборот, те, вполне боеспособные мужчины, которым, оказалось, начхать на высокие идеалы и, воспользовавшись ситуацией, навсегда махнули за границу! 
 Но вернемся к теме о способностях Али. Думаю, их не стоит переоценивать. В поведении собак возможна и заслуга дрессировщика. Если на виду у собаку достать лакомство из привезенной партии товара и угостить её, после нескольких таких сеансов у неё возникнет стойкий рефлекс сбережения...
 Августовская жарища. Давно не было дождя. Повсюду не то, что трава выгорела, уже и деревья стали засыхать от палящего солнца. Высунув язык, Али  в своей конуре спасался от зноя, при этом, часто прерывая дремоту, зорко окидывал взглядом деловой двор.
 Рабочий день закончился, но всё еще душно.  Сидя в офисе, Давид вместе с несколькими сослуживцами наслаждались прохладой от кондиционера и пили холодное разливное пиво, привезенное прямо с пивзавода. Закусывали сосисками высшего сорта. За окном мелькнул Резико.
Приоткрыв форточку, Давид закричал:
- Резик-о-о! Закончишь кормить собаку, вымой руки и зайди к нам!..
 Как только в комнату вошел Резико, ему сразу же, «по-гвардейски», доверху налили кружку пива. Придвинули тарелку с двумя розово-красными нежными сосисками в натуральной кишке, плеснули пару ложек расползшейся кляксой душистой горчицы, оторвали краюху свежего грузинского хлеба. Залпом клюкнув пиво до самого дна, Резико с аппетитом принялся есть, внимательно вслушиваясь в общую беседу. В компании кто-то вспомнил о сообщении в газетной статье о наступившей жаре и что из-за неё где-то взбесились собаки и покусали собственных хозяев..
 - Я своими глазами видел, –  объявил батоно Шалико, – как недавно в Глданском овраге подыхала бешеная бродячая собака. За пару дней до этого она искусавшая моего свояка. Хорошо, что ему вовремя сделали прививки. А не то, отправился бы прямо туда, откуда не возвращаются и даже по телефону, через космическую связь не дозвониться!
 - Твоему свояку повезло! – добавил бухгалтер Заур, - Я недавно участвовал в похоронах покусанного бешеной собакой.
Давид снова доверху наполнил для Резико кружку пива:
- Пей, брат, пей! Видно, как и тебя измотала жара… Уж не потому ли ты все время плюёшься? Это неприлично! Ты же не твой Али? У него всегда текут слюни! – назидательно заключил Давид.
 Тем временем батони Шалико продолжал историю своего покусанного родственника:
- Ему теперь категорически запрещен алкоголь. Иначе прививка потеряет силу, и человек взбесится. Даже пиво нельзя! А он обожает, может аж пять литров в себя опрокинуть.
 Тут Резико поперхнулся и выскочил за дверь. Все в комнате насторожились.
- Парень что-то весь день не в духе! – заметил батоно Шалико. – Выйдите кто-нибудь, узнайте, что с ним?
 Давид нашел парня на пустыре за складом. Он совал палец в рот, пытаясь вызвать рвоту.
- Что с тобой Резо? - Давид, по примеру своей мамы, когда у него бывало рвотное состояние, мягко приложил ладонь ко лбу парня.
- Ты ведь слышал… Даже пиво нельзя! – с трудом выдавливал из себя Резико.
- Кому нельзя?.. Тебе?.. Почему?.. Что, тоже бешеная собака укусила?
- Наверно да, бешенная… Укусила...
- Когда укусила?!..
- Уже несколько дней.
- Как так?! Что за собака?!
- Али цапнул. Вот! – Резико задрал майку и указал на царапину чуть пониже пупка.
- Ты видно его когда-то разозлил, а она и отомстила! – высказал версию Давид.
– Ничего не злил... Выносил со склада ящик с эмульсией, чтоб погрузить на машину…
– Это же настоящая кавказская овчарка, дикарка! Всегда может выдать сюрприз! Но, мне кажется, собака твоя здорова!.. Не похожа на больную…
- Почему же тогда слюна?! Сам только что сделал мне замечание, что плююсь!
Давид стал успокаивать парня. Чтоб схватить бешенством, в рану должна попасть слюна больного животного. Судя по лёгкой царапине, не стоит беспокоиться!
 Этот аргумент не успокоил Резико. Он ущёл домой, не пожелав вернуться к компании. На другой день собака ни разу не высунула носа из конуры. Это вызвало у всех некие подозрения. Хотя с какой стати ей было жариться под палящим солнцем, если складские двери сегодня ни разу и не открывали? Резико всё так же был не в духе, и продолжал жаловаться всем на обильное «слюновыделение».
 На это одни пожимали плечами, другие объясняли поведение собаки тем, что кавказские овчарки более привычны к горной прохладе...
 Директор Папава поручил Давиду, на всякий случай, отвезти Резико на осмотр к врачу. Утром Давид на своей машине отвез его в райотдел инфекционных заболеваний и укатил по своим служебным делам. Вскоре Резико взволнованно позвонил Давиду:
- Дело плохо!.. Им не понятна причина моего слюновыделения. Велели срочно ехать в республиканский центр. Срочно приезжай!
  Там пожилая доктор, блестяще владевшая грузинским, и русским языками, едва взглянув на зажившую ранку, и что со дня укуса прошло уже девять дней, тотчас успокоила парня.
- А как же быть с моим слюновыделением? – не унимался Резико.
- Пей побольше жидкости, чай, минералку, квас…
- Я и как раз пью. Не помогает!..
- Тогда женись! В твоем возрасте это лучшее лекарство... Иди, радуйся жизни!
Узнав о вердикте врача, сотрудники решили сегодня же отметить такой исход. Резико поехал домой и привез штоф отличного домашнего вина. Закуску купили на немецкий счет. Тамадой был батоно Шалико. Он повёл стол на шутливой волне. Первый тост выпили за всех пострадавших от бешеных собак. Второй тост посвятил всем счастливым окончаниям опасных происшествий. Третий тост был в честь Луи Пастер, изобретателя вакцины от бешенства. Давид уточнил, что в честь него названа одна из тбилисских улиц.. Слава Богу, не переименованная, как поблизости, имени знаменитого ученого Мечникова.
 Когда подняли стаканы за упокой души всех, кто не спасся от бешенства, кто-то сообщил, что Али сдох и валяется возле своей будки. Всю компанию чуть не охватил шок. Что и говорить о самом Резико. Он схватился за голову, зажмурив глаза, затрясся от страха.
- Бедная собака! – загробным голосом произнес батоно Эдишер.
- Бедный Резико! – подхватил батоно Шалико.
 Бухгалтер Заур, будто только и вел счёт истекшим дням в своем гроссбухе, тяжело вздохнул:
- Я так и знал! Сегодня всего лишь девятый день, как бешеный пес укусил несчастного!
Дизайнер Манана громко всхлипывала носом:
- Бедный Али! Как он вилял хвостом, когда я приносила ему куриные косточки!..
- Пойдём, взглянем на Али своими глазами! – воскликнул Давид, и все высыпали во двор.
Бездыханный пёс валялся на боку, закатив глаза. Кто-то палкой приподнял его переднюю лапу, но никакой реакции. Присев на корточки Резико запричитал:
- Что ты наделал! Почему?.. Почему предал меня, Али!?..
- Вайме**!.. – воскликнула дизайнер Манана – Он, кажется, моргнул одним глазом. Посмотрите! Вайме, открыл!.. Вайме, он, кажется, жив!..
Тут пес зашевелил обрезанными ушами. Приоткрыл второй глаз, вяло повел хвостом и виновато уставился на Резико. От неожиданности Резико свалился с корточек на зад, а собака вскочила на ноги и стыдливо спряталась в конуре. Раздавшийся хохот батоно Шалико, знавший причину отключки пса, привел всех в чувство. Оказалось, чтобы разыграть Резико, собаке дали сосиски, напичканные снотворным...
Когда компания вернулась заканчивать пирушку, батоно Шалико предложил тост за всех, кто обладает чувством юмора и не держит в душе обиду из-за веселого розыгрыша. После окончания пирушки все расходились под шафе. Али яростным лаем отвечал на их громкий смех. Собаки  не любят пьяных.
__________
* Плохо дело, Давид. (груз.)
**Ой я. (груз) 1.01.2009 Тбилиси 154