Солдат Часть третья

Лия Соколовская
                Часть третья


                ДНЕВНИКИ АРГУН



     «Здравствуй, Светочка!
     Наконец-то я могу рассказать тебе обо всем, что произошло со мной за это время! Я решила вести дневник и, надеюсь, ты когда-нибудь прочитаешь его… когда я вернусь домой вместе с Игорем…
     Как ты помнишь, приняв решение самой искать Игоря, я посоветовалась со знающими людьми и меня познакомили с человеком по имени Баслай. За определенную сумму он согласился помочь мне.  Именно с ним я уехала из города. Сейчас мы уже у чеченской границы. Баслай переведет меня через границу, а дальше мне придется действовать самой.
     Страшно… я же ничего не знаю, как я справлюсь? Но надо, надо…
     Сегодня он принес мне документы. Теперь я – Аргун Хаймзатова, медсестра санитарного батальона, мусульманка. Как все-таки хорошо, что у меня южные корни! Сейчас я учу язык… Баслай достал мне словарь с медицинскими терминами. Страшно, страшно… ведь если что-то пойдет не так, если кто-то узнает, кто я на самом деле…
Хоть бы все получилось!
                10 апреля 2000 г.»


               
                * * *


      «Вчера мы перешли границу. Я ужасно боялась, что будет погоня, что меня поймают – знаешь, как показывают в кино. Нет, ничего подобного!
      Сначала мы ехали на машине по горам, через некоторое время Баслай сказал: «Вот и все. Мы уже дома». Да, он-то дома, а я…
      У какой-то станицы мы попрощались. Баслай сказал, что я очень понравилась человеку, который вел машину и что он помог бы мне добраться до Урус-Мартана, если бы я… ну, сама понимаешь, отплатила б ему…
     Я возмутилась. Спросила, как же он может предлагать мне такое, если знает, что я искать своего мужа?
     Он усмехнулся и сказал, что правдой я здесь ничего не добьюсь. Сказал: «нельзя достать кольцо из лужи, не запачкав рук, не вымазавшись в грязи». Символичная фраза, не правда ли?
     Я ответила, что лучше пойду пешком, чем… Баслай еще раз усмехнулся, пожелал мне удачи и ушел.
     Все, я одна…
 
                14 апреля 2000 г.»



                * * *


     «Потихоньку продвигаюсь вперед. И чем ближе я к линии фронта, тем тяжелее. Все время горы…
     Кончились продукты, ужасно хочется есть. В станицах можно купить продукты, но все очень дорого… Некоторые жалеют меня, кормят, оставляют переночевать. Я везде представляюсь медсестрой, после налета отставшей от санбата. Если не могу ответить на какие-то вопросы или чего-то не понимаю – молчу, объясняю про последствия контузии. Жалеют…
     Многие станицы разорены, все чаще попадаются пожарища, могилы – здесь уже велись боевые действия…
                5 мая 2000 г.»



               
                * * *

     «Все хуже и хуже… Зарядили дожди. Сил нет больше идти! Но я должна…

                12 мая 2000 г.»



                * * *

     «Может, Баслай был прав?..

                17 мая 2000 г.»



                * * *


     «Теперь я с одним из чеченских отрядов. Они были в станице и я сразу отправилась к их… как это сказать? Ну, как у нас комбат примерно… Озвучила версию про медсестру и попросила взять меня с собой… Волновалась страшно – вдруг что заподозрит? Ничего, прошло… Комбат согласился, поставив одно условие. Еще недавно я бы возмутилась, но теперь…
     Снова вспоминаю слова Баслая: «нельзя достать кольцо из лужи, не выпачкавшись в грязи». Иными словами, нельзя быть на войне и не испачкаться кровью. А в моем случае нельзя спасти Игоря и остаться верной ему…
     Я буду верна душой. А женское тело на войне – международная валюта, на которую можно здесь купить многое и на которую всегда есть спрос…
     Надеюсь, Игорь простит меня… Ему изменяет не Ида, а Аргун…

                30 мая 2000 г.»



                * * *



     «Я в самой гуще событий. Каждый день идут бои. Постоянно летят бомбы, свистят пули. То тут, то там раздаются автоматные очереди. Подрываются на минах солдаты и мирные жители…
     Иногда мне кажется, что я сойду с ума…
     Я ненавижу войну. Грязные окопы, траншеи, бомбежки, перестрелки, раненые, убитые, кровь… везде кровь… Когда идут дожди, лужи на земли красные от скопившейся в них крови…
     Каждый день налеты по несколько раз. И каждый раз надо вытаскивать раненых с поля боя, оказывать помощь. «Своих» - в медпункт, русских – если выживут – в лагерь для военнопленных. В палатках постоянно стоны… Раненых вывозят на телегах, иногда на машинах… чтобы все уместились, их иногда приходится укладывать друг на друга и пока машина дойдет до медпункта часто кто-то в середине умирает… некоторые сходят с ума…
     И надо следить, чтобы какая-нибудь шальная пуля не попала в меня… Я уже не боюсь смерти… только чтоб убило сразу! Боюсь боли, боюсь остаться где-нибудь на дороге под дождем и умирать медленной мучительной смертью…
     И постоянно всматриваюсь в лица раненых и убитых, боясь узнать знакомых… Зачем людям война?
                7 июня 2000 г.»



                * * *


     «Там в России никто не знает и половины правды о войне! И я не знала раньше.. Теперь я вижу…
     Сейчас я с русским полком… Это невозможно выразить словами, это надо видеть, перенести…
     Нет денег, нет людей, нет боеприпасов, продовольствия, медикаментов! Люди доведены до отчаяния… Они грабят и без того голодающие мирные станицы, снимают одежду с мертвых, пытают раненых…
     Ну разве можно бросать дивизию под огонь без снаряжения? Ведь это верная смерть! Ну как это возможно?
                12 июня 2000 г.»


                * * *


     «Выходишь за ворота – а там сплошные трупы… Наши мертвые и умирающие солдаты вперемешку с боевиками. Половине из них еще можно было бы помочь!
      Некоторые солдаты после боя вместе со мной ползают по полю, ищут знакомых, вытаскивают, стараются помочь…
      Я взялась лечить раненых, но что я могу успеть сделать одна? Хирурга убило на прошлой неделе, а без него никак… И нечем, нечем, нечем лечить… бомба попала в медпункт, ждем, когда пришлют новые медикаменты, а люди умирают… А ведь кто-то ждет их дома…
                17 июня 2000 г.»




                * * *

      «Это невозможно! Все это просто невозможно видеть, слышать, знать… Какая же это ложь – все то, что говорили нам об армии, «ведущей справедливую борьбу, отстаивающей интересы государства»!
       Начальство торгует боеприпасами и довольствием, солдатам почти ничего не остается и их, голодных и безоружных, посылают прямо под чужие пули и мины…
       Нет лекарств, нет нормальных условий… А что делают с военнопленными!
       Все, больше я не могу…
                22 июня 2000 г.»



                * * *

      «Вчера, во время очередного боя, я ушла… Сначала просто отползла в сторону и ждала, пока противостоящие друг другу армии не смешаются между собой. Потом стала подбирать и перевязывать раненых, потихоньку продвигаясь в сторону противников – мне надо было, чтобы они стали моими союзниками.
       У них уже была медсестра – милая, запуганная девушка чуть старше меня. Нарида (так ее зовут) не имеет медицинского образования и в отряд попала случайно во время бомбежки одной из станиц.
       Я сказала, что мне удалось бежать от русских. Приняли меня вполне благосклонно.
                27 июня 2000 г.»


               
                * * *

      «Нарида немного знает русский, хотя сильно коверкает слова. Ну, да и где бы она могла научиться правильному произношению?
       Уже с первых дней я поняла причину ее постоянной депрессии: будучи единственными девушками в отряде мы пользовались огромным успехом и были объектом постоянного внимания и желания…
       Да, в таких ситуациях женщину не спрашивают, хочется ли ей дарить кому-то свою любовь, нравится это или нет… Но я, пройдя путь от границы до подступов к Урус-Мартану, принимаю это как вынужденную необходимость. Нарида же все превращает в трагедию.
       - Это война, так надо – сказала ей я. – Их тоже, в принципе, можно понять: жены, невесты, возлюбленные этих мужчин далеко отсюда… И не все из них живы. Нам еще повезло!
      - Ты смелый! – отвечала Нарида. – Совсем не бояться!
      - Бояться? Чего?
      - Мой муж тоже воевать. Он узнает измену и убьет меня! Ты не бояться свой мужа?
      - Не думай об этом, Нарида!
      Она покачала головой:
      - Наш закон: если жена изменил, муж ее убивать. Кровь смывает обиду…
      - Если любит, простит… Он же знает, что ты это делаешь не по своей воле…
      В очередной раз я задумываюсь о женской судьбе… Почему многие народы ни во что не ставят своих женщин? Я сама с юга, я не феминистка и признаю власть мужчины, но – разумную власть, главенство, не имеющее ничего общего с унижениями и дискриминацией.
      И еще – ради любви можно сделать все.
      Я многого боюсь… Но я иду, чтобы найти Игоря и знаю, что он простит меня. Я делаю это для него…
                2 июля 2000 г.»


               
                * * *

      «Пишу с большим перерывом.
      Пять дней – пять ужасных дней! – непрерывно лил дождь. Мы, отступая, рыли на ветру окопы. В результате я оказалась в госпитале с воспалением легких. Подумать только – обо мне позаботились, не бросили, не оставили умирать, а с очередной партией раненых отправили в тыл. Не ожидала!
     Сейчас я уже здорова. И – самое главное! – на мое счастье этот госпиталь расположен в Урус-Мартане. Там, на линии огня, я даже самой себе боялась признаться в том, что вряд ли мне удастся добраться сюда…  Каждый день, каждый день я думала, что меня убъют…
     Где-то совсем рядом расположен лагерь для военнопленных, где, по моим сведениям, содержится и Игорь… Если он еще здесь и если жив… Но где? Еще искать и искать!
     Светка, мне до сих пор не верится: неужели это я – Ида, вчерашняя студентка, обычная девчонка – Аргун Хаймзатова, перешедшая границу с липовым паспортом? Неужели это я в Чечне? Я перевязываю раненых, ою окопы?
     Неужели я ищу Игоря? Неужели я найду его?
     Неужели это все действительно происходит со мной?
     Один офицер пообещал познакомить меня с нужным человеком. Раддан безумно богати заправляет всем в этом городе, да и на фронте он играет не последнюю роль.
     Деньги для выкупа у меня есть – спасибо бабушке, которая оставила мне в наследство квартиру в центре Москвы! Если бы не это, я не смогла бы совершить все это путешествие…  Только бы этого хватило…
     Неужели я до конца пройду свой путь?
                18 августа 2000 г.


                Продолжение следует