Выдержки из книги Гао Чжишена

Ия Геберт
О детстве

"Когда мне исполнилось 15, мой брат и я получили работу на неполный день на Хуанглингской шахтe в Шанси. Сегодня, когда я слышу об авариях на шахтах, мне приходят на память условия, в которых мы тогда работали. В сегодняшнем обществе обращают внимание на аварии в шахтах и призывают работодателей что-либо предпринимать для их предотвращения. Тогда же обычно никто этим не занимался. Смерть человека была в то время также неважна, как смерть муравья."

"Несколько лет назад моя мать отдала квартиру, похожую на пещеру, где я родился другим людям. В этой пещере родились и воспитывались все дети нашей семьи. Кровать из кирпичей в пещере была достаточно большой для 4-х человек, однако для пяти спавших было уже тесновато.
Когда мой отец был ещё жив, там спали  девять человек. Один из моих братьев, мой отец и я спали под одним одеялом, пока мой отец не умер."

"Зимой на лессовом плато всегда дует ледяной, пронизывающий ветер. В то время, как другие дети сидели дома, мы были вынуждены искать в горах дерево для растопки, так как у нас не было денег на покупку угля. Бедность и суровые природные условия закалили нашу волю, к тому же нас поддеживал несгибаемый дух нашей матери. Всё это помогло нам выжить. Моя жизнь вступила в новую фазу, когда моя мать решила отправить меня в среднюю школу."

О матери.

"Мама помогла нам на собственном примере понять, что каждое наше действие будет иметь последствия, и что пожинать будем то, что посеяли. Она очень строго наказывала нас за то, что мы ели чужие тыквы или фрукты без разрешения, даже если это происходило оттoго, что мы были голодны. Эта черта характера моей матери научила нас ещё в детском возрасте никогда не брать чужого."

"В тот год я часто вставал очень рано и тренировался в чтении лекций на пшеничном поле. Колоски были моими слушателями. Как только выдавалось время, я старался пройти собеседование, чтобы найти место работы. Зимой в Урумчи очень холодно - так холодно, что у меня замерзали мышцы лица. Я всё ещё был очень беден и носил очень тонкую одежду. Поэтому входя в общественные здания, я всегда прежде всего шёл в туалет, так как там было тепло. Я оставался там так долго, пока мышцы лица не оттаивали так, что я мог свободно говорить. Только потом я шёл на собеседование."

Путь к профессии адвоката

"Тогда, в 1991 году я продавал овощи, заворачивая их в газетные листы, потому что пластиковых пакетов ещё не было. Я вспоминаю тот день, когда продавая овoщи, я оторвал половину газетного листа, чтобы их завернуть. Другая половила упала на землю, и я нагнулся , чтобы поднять её. Это была "Legal Daily News". В газете сообщалось о том, что в последующие 10 лет Китаю понадобятся 150.000 адвокатов и что лучший путь к этой профессии состоит в получении лицензии путём самоучёбы с последующей сдачей экзаменов. После прочтения этой статьи мне захотелось попробовать.
Я сказал себе, что в худшем случае даже если я смогу за год одолеть только один предмет, то мне понадобится 14 лет, чтобы сдать все экзамены."

*На фотографии - мать Гао Чжишена. Фото с сайта http://www.gao-zhisheng.de