Коробейниковский крестный ход 2009 года

Сергей Шалинский
   В прошлом году, в числе многочисленных прихожан Рубцовского благочинья мы с дочерьми ездили на престольный праздник святыни Богородице-Казанского монастыря, иконы Коробейниковской Казанской Божьей Матери. Тогда же сказал себе, что на следующий праздник мы придём Крестным ходом. В напарники хотел взять дочь Веру. Впрочем, «если хочешь развеселить Бога – расскажи Ему о своих планах».

   Из истории храма Казанской иконы Божией Матери и Богородице-Казанского мужского монастыря:
   Богородице-Казанский мужской монастырь основан в 1994 году при храме Казанской иконы Божией Матери, построенном в 1902 году под руководством строителя-зодчего Борзенко, и освящен в 1903-1904 годах. Во всей Сибири церковно-архитектурного памятника такого рода или похожего на него нет. Он был украшен росписью, имел много чудесных икон, в числе которых была и главная: большой образ Казанской Божией Матери. Это был яркий образ написанный, несомненно, талантливым и глубоковерующим человеком. На золотом фоне с мозаичным обрамлением изображена Божия Матерь в пурпурном одеянии с Богомладенцем на руках, благословляющим народ. Эта икона - "Коробейниковская" (Казанская) является главной святыней монастыря.

   Храм в Коробейниково окончательно закрыли и разграбили в 30-е годы. Сняли все иконы: особенно дорогие иконы вывезли за границу, другие же изрубили и сожгли в печи сельсовета. Храмовую икону Казанской Божией Матери бросили под ноги при входе в храм и ходили по ней. В самом храме сделали зерносклад, а позже устроили коровник.
   
   В 1936 году уроженке этих мест Ольге Перегудовой, слепой с детства, трижды являлась во сне Богородица с просьбой о спасении иконы. С помощью соседки и племянницы икону удалось вытащить из грязи и спрятать. Позже, переезжая на жительство в г. Барнаул увезли с собой.

   В пасхальную ночь 1972 года икона самообновилась, и летом 1994 года, после восстановительных работ в сельском храме, она многолюдным крестным ходом была возвращена в Коробейниково. В честь этого события на Алтае в первый выходной день июля установлено, по благословлению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, празднование чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

   В 1999 году в Коробейниково прибыла еще одна святыня - икона св. вмч. и целителя Пантелеимона, небесного покровителя Алтайской духовной миссии, с частицей святых мощей, доставленная со Святой Горы Афон. Сейчас при монастыре имеются гостиница, монашеские кельи, дом наместника. Построены две котельные, сухой колодец, благоустроенный святой источник, находящийся возле села Коробейниково.

   В конце мая начал готовиться к крестному ходу: взял плановый отпуск, сделал все необходимые отчёты, выполнил незавершённые рабочие дела. Из Омска, после сдачи летней сессии в Омской медицинской академии, приехала дочь Вера. Старшенькая Оля сказала, что пойдёт с нами и тоже взяла недельный отпуск. Не всё хорошо складывалось, как планировали, нас преследовали многочисленные искушения и бесовские происки: буквально на ровном месте между нами возникали ссоры, жена Татьяна никак не могла дождаться нашего отъезда, ворчала по поводу наших сборов, у меня вдруг случился острый периодонтит, пришлось срочно лечиться. Слава Богу, пошёл на поправку…
   
   Мы понимали, что «нужно больше думать о Духе, чем о брюхе» и, что «Крест Христов с комфортом не носят», но в дорогу нужно было собрать необходимый минимум. У нас есть 2-х местная палатка и желание идти в Коробейниково, а всё остальное необходимо было купить. Пришлось потратить изрядно времени на поиски необходимого. Поехал в Барнаул, за четыреста километров, и купил недостающую экипировку. На ночёвку останавливался у Натальи, двоюродной сестры по отцовской линии. Она моя коллега, врач акушер-гинеколог. Ранее, бывая в Барнауле в командировках, и останавливаясь у сестры на ночлег, мы говорили о Крестном ходе в Коробейниково. С мужем Виктором они хотели пойти пешим ходом. Договорились, что встретимся в Покровском храме.

   о. Сергий (Балахнин), настоятель Никольского храма в г. Горняке, благословил нас идти Крестным ходом. Окончательно сформировалась группа из пятнадцати человек. К месту сбора крестоходцев, в г. Барнауле, планировали добираться рейсовым автобусом. Купил билеты, позвонил руководителю крестного хода от Барнаульской епархии Филатову Константину Николаевичу и сообщил ему о количестве участников и времени прибытия в Барнаул. Он определил нашу группу на ночлег в помещении воскресной школы при Димитриевской церкви и обещал, что приедет вечером обговорить детали Крестного хода.

27.06.09 г. Суббота.

   В Барнаул выехали рейсовым автобусом, добирались долго, около семи часов. Пришли в храм Димитрия Ростовского, где нас доброжелательно встретили, накормили и определили на ночлег. Пошли на вечернюю службу. Исповедовался о. Александру. Приехал Константин Филатов и провёл инструктаж по Крестному ходу. Маршрут Крестного хода не изменился: нам предстояло пройти более двухсот километров от Барнаула до села Коробейниково, через Шадрино, Калманку, Чистюньку, Алейск и Елбанку. По окончании службы дружно прочитали Последование к Святому Причастию и частично Каноны. Нам помешала группа, приехавшая из г. Новосибирска. Прослушали общее вечернее правило и легли спать.

28.06.09 г. День первый. Воскресенье.

   Подъём в четыре часа. К шести доехали-пришли в Покровский храм. В половине седьмого началась литургия. В храме увиделись с Лутовиновыми. Коротко поговорили, вместе причастились и вышли на построение колоны.
   В половине девятого колона вышла на Шадрино.
В голове колоны шли хоругвеносцы; несли икону святого Иннокентия Иркутского с частичкой мощей от гроба; шёл клирос; ехала походная звонница. Она сопровождала нас до первого привала на Кордоне. С крестоходцами шли провожающие и сочувствующие. Среди них были молодые мамы с детьми в колясках. Они сопровождали нас до Шадрино.
   Трижды, через каждые восемь километров, колона останавливалась на привал. На Кордоне бизнесмены угостили крестоходцев огурцами, хлебом, печеньем и конфетами. Общались и фотографировались с Наташей и Виктором Лутовиновыми. Мы дружно поели и тронулись дальше.

   На третьем, последнем привале у придорожного кафе «У озера», отдыхали примерно полчаса. Группа молодых людей на плоту поплыла на середину озерца и давай купаться в ещё холодной воде. Погода не располагала к купанию: день стоял пасмурный, прохладный ветер гнал кучевые облака.
   В лесополосе нашёл пару десятков молодых, больших и ещё не червивых шампиньонов. Устроили фотосессию с участием Ивана, крестоходца из нашей группы.
Полюбовался грибами и сложил в рюкзак. Станем лагерем в Шадрино, в котелке отварю и пожарю на подсолнечном масле. То-то будет знатный ужин.
   На привале, разговаривая, вспоминали лица, мелькавшие в проезжавших мимо колоны встречных машинах: равнодушные, удивлённые, ироничные. Лишь лицо молодой женщины в окне автобуса растрогало меня до слёз. Она истово крестилась и прижималась к стеклу. Мне показалось, что если бы не стекло она бы выпрыгнула из автобуса и пошла с нами.

   В начале пути, размеренно шагая под Иисусову молитву, размышлял о Крестном ходе, что он вообще представляет собой и что он для меня. В общем понятии, Крестный ход – это путешествие во имя веры, путь к сердцу, духовно-нравственное совершенствование и лечение души. Участвуя в Крестном ходе, стяжая смирение, размышляя о подвигах святых, мы пытаемся повторить их крестный путь во имя веры. Крестоходцы, несущие на своей груди иконы святых подвижников, именно об их жизни размышляли в пути. Со мною был образ святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
   Бесконечно уважаю и преклоняюсь пред её подвигом. Она близка мне по духу и профессиональной деятельности и являет собой образец деятельности социального работника. Много раз читал житие святой Елисаветы и понял, что талант милосердия в ребёнке надо развивать с малых лет. Сострадание и милосердие к больным, неимущим, беспризорным у Эллы, таким было её имя до принятия православия, развивались через активное участие девочки в благотворительной деятельности её матери. Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича Романова, она в письме к отцу просила его благословения на принятие православия, пояснив, что ею движет лишь желание помогать обездоленным, неимущим и больным. Именно в православии она нашла себе духовную опору. Её бескорыстное служение трагически завершилось в 1918 г. в заброшенной шахте под городом Алапаевском.

   Первый день прошёл легко. Иисусова молитва, «Богородице Дево радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою…», «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…», «Радуйся радости наша…» настраивали на молитвенное размышление и облегчали дорогу: ноги сами «несли», боли исчезали. В начале пути не придавал этому значения, но в последующие дни подобное физического облегчение было предметом восхищения и более глубоких размышлений. Молитвы и песнопения придавали силы и сосредоточивали крестоходцев на покаянии и размышлении о своих грехах, но не на болях и многочисленных потёртостях ног.
   Мозоли случились у всех. Опытным крестоходцам было легче, нам же идущим впервые, были неизвестны особенности дороги и обувь мы подбирали исходя из собственных соображений. Взяли по две пары подходящей обуви. В первой же надетой мною паре подвёл размер. Взяв обувь на один размер больше, мне не удалось купить тонкие шерстяные носки, а хлопчатобумажный не заполнил свободное пространство, нога была свободна, за это и пострадал. Утром обнаружил несколько пузырей на стопах и под ногтем второго пальца. Н-да… Обул сандалии. Пузыри вскрыл, ранки закрыл ватой и пластырем. Ноготь не стал трогать, решил выждать пару дней. У дочерей тоже были мозоли. День начинался и заканчивался перевязками. Справлялись сами и в походный медпункт не обращались. Впрочем, по поводу мозолей и потёртостей мы сильно не переживали, боли от них были, но не такие чтобы нельзя было терпеть. На то он и Крестный ход чтобы терпеть и смиряться.
   На ночлег расположились в школе и на её территории. Крестоходцам имеющим палатки, было легче: они разбили лагерь вокруг школы и занялись своими делами. У кого не было палаток – ночевали в школе.


29.06. 09 г. День второй. Понедельник.

   Пять тридцать утра. Лагерь медленно просыпался после первого дня пути. Умылись, помолились, обработали ранки, поели, сложили палатки и вещи, погрузили их на машины и пошли дальше.

   Разговаривать по дороге было некогда, часами пели молитвы. Стоило отвлечься на разговор: тут же наваливалась усталость, ноги тяжелели, и ты невольно возвращаешься к молитве. Красоты природы были лишь декорацией к Крестному ходу. Фоном звучали песни жаворонка, перекличка перепёлок. Остановившись на привал, и сев на обочину дороги замечали, что идём вдоль полей овса или цветущей гречихи.

   Колона быстро движется по дороге и постоянно смещается к разделительной полосе: камни на обочине мешают быстрому ходу. Константин Филатов просит крестоходцев сойти с проезжей части и пропускает машины. Колона состоит из двух групп. Первая группа – это идущие в колоне; вторая, и в их числе был я, шла отдельно, постоянно перемещаясь вдоль неё, поближе к хоругвям. Приходилось идти по крупной гранитной щебёнке. Создавалось впечатление, что она нам нипочём. И действительно, мне было легче идти по камням: стопа постоянно была в движении на неровностях и боль в пораненных ногах практически не ощущалось. И так продолжалось пять дней.
   Выйдя из Шадрино в восемь часов, первый привал сделали у села Бураново.
Сообща перекусили, отдохнули минут двадцать. На следующем привале остановились у озера. Лежали в траве, отдыхали.

   Между привалами проходили в среднем по восемь километров. Впереди нас ждала Калманка.
Перешли по мосту речку Малая Калманка и вошли в село. На первом же перекрёстке встретили старушку с большим караваем хлеба. Движение колоны замедлилось: крестоходцы отламывали по кусочку, макали в солонку и с удовольствием ели. Давно не ел такого вкусного хлеба. Бывалые пояснили, что хлебосольная старушка всегда встречает участников Крестного хода и угощает караваем. Хлеб, приготовленный с любовью, имеет большую силу: съели всего-то по маленькому кусочку, но сил прибавилось как после хорошего отдыха.

   Вечером состоялась служба у стены школы. Крестоходцы исповедовались.
Батюшки стали в разных местах и мы, особо не выбирая, занимали очередь. К младшенькой Вере подошла девушка попросить бумагу:
- Девушка, у вас весь листок исписан грехами? Если можно, оторвите немного.
Как всё просто. У меня же вся жизнь исписана грехами…
От священника отошла молодая женщина, сгорбленная, с трудом подходит к подружке.
- Что же ты вся такая скукоженная?
- Исповедовалась, исповедовалась, и надо же, в спину вступило.

30.06.09 г. День третий. Вторник.

   Проснулись как обычно, до шести часов. Удивительно: физические нагрузки непривычные, спать ложились не раньше полуночи, спали не более шести часов, но утром вставали хорошо отдохнувшими.
   На литургии в храме Архангела Михаила причастились.
   В десять часов вышли в направлении Чистюньки, Топчихинского района. По дороге к нам присоединилась Ирина, больная страдающая шизофренией. Она взялась наводить свои порядки: учила правилам ходьбы в колоне, мужчин отправляла в голову колоны, угрожала и запугивала неблагодатными плодами Крестного хода, если не выполним её требования. Мы не поддавались на искушение, отмахивались, соглашались, что потерпим любые плоды Крестного хода. Побегала и отстала. Оно и верно, что после причастия особенно сильно чувствуется нападение бесов и многочисленные искушения насылаемые ими: не терпят они подобную чистоту, всё им надо изгадить… Надо сказать, что в Крестном ходе участвуют не только верующие, но и считающие себя таковыми, больные различными психическими заболеваниями. К нам, слава Богу, никто кроме Ирины не приставал. В подобных случаях действует общее правило: с назойливыми советчиками из числа больных и сектантов в разговоры не вступать, отсылать их подальше. Можно «отмазываться» стандартным ответом: «Я спрошу у нашего священника и сделаю, как он посоветует». Конечно, во время Крестного хода, когда тебе представляется уникальная возможность личного покаяния, не стоит тратить драгоценное время на споры с подобными личностями. Так же не стоит осуждать их за искушения: ведь известно чьи они марионетки. Какое нам дело до их проблем.

   Прошли более тридцати километров. Мы спешили на молебен у поклонного креста, а время поджимало. Подошли автобусы и подвезли нас на пять километров. Когда собрались все крестоходцы - начался молебен. Ирина снова принялась за своё: учила молодого крестоходца правильно носить хоругвь. Он пытался пояснить, что ходит не первый год, и как носить хоругвь знает и без неё. Но всё бесполезно. Препирательства шли за моей спиной. Обернувшись, посоветовал «учительнице» идти в другое место и не приставать со своими поучениями.
 
   По окончании молебна быстрым шагом прошли ещё три километра, перешли по мосту через речку Большая Калманка и вошли в Чистюньку. Расположились вокруг школы.

   В полночь к палатке подошла женщина, негромко спросила доктора и попросила помощи, сказав, что её укусил клещ, и у неё поднялась температура. Вместе с дочерью Ольгой опросили её, посовещались и поставили диагноз: острое респираторное заболевание на фоне укуса клеща. Дали парацетамол, посоветовали наблюдать за собой и обратиться к нам в течение дня. Пока искал таблетки, потерял очки. Удалось найти, но, увы: наступил на них и одно стекло вылетело. Отложил ремонт до утра. Дальше ещё забавнее: в палатке не смогли найти будильник. Наверно куда-то завалился. Ладно, утром зазвенит и найдётся пропажа. Заснули около часу ночи.

01.07.09 г. День четвёртый. Среда.

   В половине девятого вышли из Чистюньки в направлении Алейска.

   Предстояло преодолеть сорок семь километров. Было четыре привала. Первый традиционно на двенадцатом километре. Поскольку нас ожидала баня, вечерняя служба, исповедь и подготовка к Святому Причастию, организаторы помогли нам и последние пятнадцать километров до г. Алейска мы ехали на автобусах и армейских КАМАЗах. Интересно доезжали остаток пути… Сели по пятьдесят человек на боковые сиденья и пол, тесновато, но весело. Пели «Богородице Дева радуйся…», Иисусову молитву. Собрались мы, разновозрастные, но реально были братьями и сестрами. Среди нас было двое пожилых крестоходцев, возрастом за семьдесят лет. Удивительно, но молодёжь легко общалась с ними. Сестра молчала и улыбалась, а брат рассказывал, как правильно петь «Богородице Дева радуйся…», так как это положено делать, а не как мы привыкли петь «в народном стиле». Мы легко согласились и быстро разучили правильный распев. Представляю, как бы это поучение выглядело в мирской жизни, особенно реакция на него…

   В продолжительном Крестном ходе участвую впервые и резкий переход от мирской жизни к духовной позволил увидеть необычное: добрые улыбки; доброжелательные лица; желание помогать друг другу; готовность выполнить любую просьбу брата и сестры; поделиться последним; накормить и напоить чаем опоздавшего к раздаче пищи. Мы окунулись в атмосферу христианской дружбы и вскоре почувствовали себя органичной частью православного братства.

   Расположились лагерем на территории школы. В баню пошли вдвоём, с Иваном, одиннадцатилетним крестоходцем из нашей группы. Обожжённая кожа не позволила испытать удовольствие от горячей парной. Впрочем, было не до удовольствий, предстояла исповедь. В Крестном ходе испытываешь нетерпение к исповедованию открывшихся грехов. Даже если занимаюсь бытовыми делами, на втором плане идёт непрерывный анализ совершённых грехов. Обратил внимание на некоторую лёгкость и понуждаемость себя к исповеди. И это было не только со мною, увидел, что и дочери легко шли на исповедь, без мучительного зажима и тяжёлых переживаний.

   Поужинали. После вечерней службы исповедовались.
   Перед сном всей группой прочитали вечернее правило и Последование к Святому Причастию. Правило и Последование читали по очереди.
   Завтра, после литургии, отправляемся на Усть-Пристань. Сейчас же надо набираться сил…

   Пока шли к Алейску, меня не оставляли постоянные размышления о происходящем с нами в Крестном ходе. Искал ответы, сопоставлял факты…
Для защиты от солнца крестоходцы запасаются шляпами, панамами, перчатками. Девочки взяли с собой шляпки, я же добыл панамку, наивно полагая, что со шляпой будет неудобно: её не сложишь, и будет она как дополнительный предмет. Перчатки купил и благополучно оставил дома.
   На второй день пути, выйдя из Шадрино, посмотрел на небо и подумал, что сегодня солнца точно не будет. Положил панаму в сумку, и она уехала на место следующей стоянки. Недолго радовался пасмурному дню: к десяти утра ветер разогнал свинцовые тучи и за пару часов на солнцепёке у меня сгорело лицо и руки. Кожа отекла и болела как после общения с крапивой. Всё неудобство будет продолжаться не более четырёх дней, главное не добавлять. Попечалился про себя, но ничего не поделаешь, сам виноват. Повязал бандану, закрыл лицо платком и спрятал руки под рубашку.

   Как бывает в нашей жизни: просим Бога, Пресвятую Богородицу о помощи и получаем её, причём в той мере, в какой она будет спасительна, полезна для нас. Однако между просьбой и помощью проходит некоторое время, иногда проситель уже забыл, о чём просил и даруемое ему не нужно. В Крестном ходе время уплотняется: просьба и ответ, наказание и милосердие приходились на один день. То же самое происходило с греховными помыслами и искушениями: провинился – получи наказание. А если не поддался искушению – получи награду и понимание, что экзамен выдержан. В верности такого утверждения убеждался неоднократно. За примерами далеко ходить не надо…
   Дошли до Алейска, переночевали и утром пошли в храм на литургию и причастие. Зашёл в церковную палатку, занял очередь за свечами. Кто-то тронул меня за плечо, оборачиваюсь, слышу от сестры,- будьте добры, пожертвуйте пять рублей на свечку. Молча протянул десятку, в ответ,- спасибо. А после причастия, во время завтрака, ко мне подходит старушка и, протягивая ладошку, просит подать что-нибудь. Положил десятку, она поблагодарила и ушла. Вышли из Алейска. На втором привале подходит ко мне девушка и, смотря на красные, отёчные кисти рук и спрашивает:
- Что у вас с руками?
- Склероз случился, перчатки дома забыл, солнце обожгло, вот и маюсь.
- Возьмите мои, купила, чтобы руки не загорели, но опоздала и теперь они не нужны. Возьмите, пригодятся.
- Спаси Господи! Вы меня очень выручили.
И в этот момент пришло понимание, что милосердие взаимно.

   На последнем привале перед Калманкой, к нашей группе подошёл о. Пётр (Лисицкий) из Михайловского района и, подарил свою шляпу. Сам о. Пётр остался с непокрытой головой. От подарка, сделанного от чистого сердца, не принято отказываться. Поблагодарил, одел и до Калманки не снимал, даже во время чтения акафистов. о. Пётр себя не пожалел, я же побоялся обыкновенных солнечных ожогов. Вечером отдарился ему панамой. На следующий день, когда пришли в Чистюньку и стали лагерем на территории школы, пошёл получать сумки, и чтобы шляпа не мешала, снял, положил её на одну из сумок. Принёс вещи на место расположения нашей группы. Чуть позже хватился – нет шляпы. Вспоминал, вспоминал и, наконец, восстановил в памяти механизм потери. Пошёл на площадку, где разгружали наши сумки, походил, поспрашивал, осмотрел всю территорию, проверил «Уголок забытых вещей», увы. Ну что поделаешь, была шляпа, и вдруг не стало. Смирился: ничего фатального - одену бандану, очки, повяжу платок на лицо и с Божьей помощью переживу солнечное время. 
   Утром пошёл умываться, и проходя мимо «Уголка», увидел шляпу… Слава Богу! Лежит спасительница, ждёт. Обрадовался. Снова понял простую истину: выполняй предписанное – снимай шляпу, уважай святых прославляемых в акафистах. А если бы возроптал о потере – безвозвратно потерялась. В Крестном ходе как-то легко понимаешь взаимосвязь между помыслами, грехами, искушениями и последующим вразумлением. Живя в миру нужно быть в постоянном трезвении, чтобы увидеть подобные связи.

02.07.09 г. День пятый. Четверг.

   Проснулись рано, часов в пять. Утро холодное, +4°, небо ясное. Сделал короткую зарядку для разогрева.

   Литургия служилась в храме «Всех скорбящих радость». Зал большой, но вместить даже всех исповедовавшихся крестоходцев не в силах. Причастились.
   Попрощались с Лутовиновыми. У Наташи, по всей видимости, образовалась гематома стопы, и она идти не могла. Они обещали, что присоединятся к нам в Коробейниково.
Перед завтраком выпили обезболивающие - суставы напоминали о себе при любом движении. Все трое хромали.
   День обещал быть жарким. В девять часов погрузились в автобусы и КАМАЗы и выехали на Усть-Пристань. Проехали тридцать семь километров и за речкой Паразихой высадились, построились в колону и двинулись дальше. Мимо нас мелькали указатели сёл Романово, Нижняя Гусыня, Брусенцово, Троицкое. Было три привала. За километр до Усть-Пристани остановились и у поклонного креста отслужили молебен святому праведному Иоанну Кронштадскому.

   Оставшийся путь прошли скорым шагом и, войдя в село, расположились на стоянке.
Вечером отцы отслужили водосвятный молебен. Мы подали записки.
Поужинали, сообща прочли вечернее правило.
   Собирались лечь спать сразу после десяти часов, но так вышло, что к нам пришёл о. Пётр (Лисицкий) и мы проговорили на духовные темы до часу ночи. Своей доброжелательностью и простотой он располагал к общению. Как в жизни, так и в Крестном ходе ничего случайного не бывает и думаю, что ежедневные встречи и разговоры с о. Петром были для нас душеполезны.

   Наконец-то, на пятый день, прочувствовал силу общей молитвы. Воцерковляясь не первый год читал и слышал о ней, верил, но разумом сомневался, однако Крестный ход эти сомнения развеял…
   На последнем привале замешкался с рюкзаком, оглянулся и вижу быстро уходящую колону. Надо догонять. Кроме меня отстали ещё две группы, но они были впереди меня и я пустился их догонять. Левый голеностоп болит, слабость в ногах, мышцы не чувствую. Ковыляю и непрерывно пою, - Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Догнал несущих икону Спаса Нерукотворного, подстроился под ритм пения молитвы и очень быстро почувствовал, как исчезли боли, появилась сила в мышцах, улучшилось общее настроение. Обогнал, оторвался от них на десять метров, и снова навалилась тяжесть, еле ползу. Догоняю следующую группу, совместно распеваем молитву – и всё повторяется. Боли и слабость в ногах вернулись когда пошёл к основной группе.
   «Остановка на время чтения акафиста», как я понял, даётся неслучайно. Представьте себе: зной, жажда, общая усталость, за спиной двенадцать километров, останавливаемся под палящим солнцем, собираемся вокруг священников и поём акафист. По окончании акафиста ощущаешь воодушевление, подъём сил и снова можешь идти. И было с чем сравнить: иногда отвлекался и в пении акафиста не участвовал, тогда от отдыха на привале облегчения не чувствовал.

Уже на стоянке, осмысливая прошедший день, получил ответ на непонятное мне явление: почему мы, «группа товарищей», не чуя под собой ног, бежим в голову колоны, по обочине дороги, совсем не обращая внимания на крупный гранитный гравий? Что нас гонит? Наконец-таки, на пятый день пути осознал, что так скрытно для самого крестоходца проявляется его гордыня, обособленность, выраженная самость, стремление быть первым. Но смысл Крестного хода в том, что он представляет собой общее дело. В Крестном ходе мы воины Христовы и сила наша в единстве. В последующие дни шёл в колоне, терпя многочисленные искушения.

03.07.09 г. День шестой. Пятница.

   Утром было чуть теплее, чем в Алейске, +7°С. В девять часов вышли из Усть-Пристани на Елбанку.

   Переход тяжёлый: знойно, пыльно, дорога сплошь покрыта крупным галечником, затяжные подъёмы и такие же спуски. Ко всему прочему, у дороги был наклонный профиль. Не знаю, как поступили остальные крестоходцы, я же с удовольствием помолился о даровании разума строителям при проектировании дорог и дорожного покрытия. Видел плохие дороги, но чтобы такие…
   С тремя привалами прошли двадцать километров. Придя в село, разбили лагерь на территории школы.
   Купались в Чарыше. Вода холодная и мутная, много ила. Освежились. Местные комары проявили абсолютное немилосердие и нападали тучей. Сразу стало понятно кто здесь хозяин.
   После ужина готовились к исповеди, читали Последование ко Святому Причастию. Заснули поздно.

04.07.09 г. День седьмой. Суббота.

   Подъём в половине шестого. В девятом часу вышли из Елбанки на Коробейниково.
Впереди шли хоругвеносцы, братья сменяясь несли иконы Казанской Божьей Матери и святого Иннокентия Иркутского, шли клиросные, священники, братия и сестры.
   Качество дороги прежнее: крупный галечник, профиль никакой. Мозолей на ногах прибавилось. Постороннему человеку ухудшение пути могло показаться дополнительным испытанием, однако боль в ногах от повреждённых суставов и сухожилии, многочисленных потёртостей, была отдалённой, и к нам никакого отношение не имеющая.
   По мосту перешли реки Чарыш и Исток. Отсюда уже хорошо виден храм Богородице-Казанского монастыря.
   Пройдя семнадцать километров, колона вошла в Коробейниково. Последние два километра по селу шли быстрым шагом. Слава Богу, дошли! В этой фразе было всё: наши сборы, десятки километров пути, зной, жажда, усталость, мозоли… Но не это было главным. Многие крестоходцы, в ожидании встречи с Чудотворным образом Пресвятой Богородицы, молча шли и смотрели на храм.

   Организованно зашли в храм и заполнили всё помещение. Уже в притворе меня охватило чувство любви и благодарности к Пресвятой Богородице, за ожидание меня грешного. Почувствовал Её любовь и прощение. И слёзы благодарности потекли по щекам. В ожидании очереди приложиться к иконе молился и просил прощения. Сложная гамма чувств охватила всех крестоходцев.

   Очередь медленно продвигалась к иконе Богородицы. Подошёл, перекрестился, приложился к чудотворному образу, священник обильно окропил святой водой. Вышел из храма с небывалым чувством радости и счастья.

   Получили вещи. Поставили палатки буквально под стенами храма, вблизи северного входа.

   Привели себя в порядок и пошли на вечернюю службу. Её возглавил Преосвященнейший Владыка Максим. Великолепно пел хор. По окончании службы подходили на помазывание к Владыке Максиму. Он легко определял крестоходцев по загорелым лицам, ласково беседовал с ними. Увидев меня среди прочих крестоходцев, ничего не сказал, видимо вспоминал, где же мы встречались… Владыка Максим, уже в этом году приезжал к нам в Горняк на освящение часовни в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. И так вышло, что в Крестном ходе от Никольского храма к часовне я шёл рядом с его помощником. Возможно он это вспомнил. Мы поздравили друг друга с праздником и, поцеловав его руку, пошёл к выходу.
   Когда пришли дочери, я пошёл на исповедь. Занял очередь… Впереди стояла группа детей и подростков: они приходили, уходили, разговаривали ни о чём. Одна девочка, отвечая на вопрос подружки, куда она собирается идти, рисуя в воздухе пальчиками бумажку, сказала, - пойду, возьму грехи. Чуть было не рассмеялся: в очереди на исповедь фразочка прозвучала весьма забавно.
   После исповеди, всей семьёй пошли на святой источник.
   Вернувшись, поужинали. Да-а, какая же вкусная лапша «Ролтон» приготовленная под станами храма. Никогда такую не ел…
   Сходил в монастырскую лавку и купил икону святого Сергия Радонежского. Именно такую, какую давно хотел. Купил в подарок жене Татьяне прекрасную икону Владимирской Божьей Матери. Присмотрел несколько акафистов.
   Дочери пошли на исповедь. Прослушал звон колоколов по окончании двухчасовой литургии и, не смотря на лёгкий шум и ночную суету, заснул. Пришли дочери и тоже устроились спать: им идти на девятичасовую литургию.
   В половине пятого поднялся по будильнику и пошёл в храм. Причастился и по окончании службы пошёл досыпать.

05.07.09 г. День восьмой. Воскресенье.

   Просыпались паломники, крестоходцы и приехавшие на праздник.
   К девятичасовой литургии народу возле храма заметно прибавилось. Вся наша группа, кроме Оли и Веры, осталась, потому что все были на ранних службах. Позавтракали, оставили немного еды девочкам и не спеша начали сборы: сложили палатки, уложили сумки и унесли к горняцкому автобусу. Пошли к выносу иконы Пресвятой Богородицы и Крестному ходу вокруг храма. Стали кому и как было удобно.
   По окончании литургии, началось построение хоругвеносцев, священников. Вынесли чудотворный образ иконы Коробейниковской Казанской Божьей Матери.
   Крестный ход пошёл вокруг храма. Впереди, со свечой, шёл монах Крион: молчаливый, седовласый старик лет семидесяти, в монашеском одеянии, с приветливым выражением лица. За весь Крестный ход от него не услышал ни одного слова. Помню, как в храме «Всех скорбящих радость» он стоял у иконы великомученика и целителя Пантелеимона, долго молился… наверно кого-то вымаливал.
   Пошли хоругвеносцы, священники. За ними шёл Преосвященнейший Владыка Максим и кропил паломников святой водой и освящал путь чудотворному образу Пресвятой Богородицы.
Медленно и торжественно монахи и священники пронесли икону Богородицы, прошли певчие. Стихийно выстроились паломники. Обошли вокруг храма.

   По окончании Крестного хода всей группой фотографировались на территории храма.

   Погрузились в автобус и поехали в Горняк. Всех развезли по домам, а некоторых паломников доставили прямо к городской бане.
   Приехали мы домой молчаливые, смотрящие в себя и желающие сохранить всё, что приобрели в Крестном ходе. Нам предстоит ещё долго размышлять над тем, что лишь приоткрылось за эти девять дней.