К 85-летию «Авиамарша»
Есть в фильме режиссера Владимира Лаптева «Охота на единорога» один потрясающий эпизод. Пленный русский летчик Тесленко на самолете – мишени выигрывает воздушный бой у немецкого аса и совершает дерзкий налет на учебный аэродром. Уничтожив несколько боевых истребителей, он чудом преодолевает стену огня зенитных батарей и прорывается к своим за линию фронта. Впечатление от эпизода, надо сказать, сильнейшее. А почему? Подвиг героя сопровождается звучанием знаменитого в те времена «Авиационного марша».
Капельмейстеры знают, что военная музыка обладает мощнейшим психоэмоциональным воздействием как на отдельного слушателя, так и на большие массы людей, и это ее свойство часто используется для достижения успеха в боевых операциях. Поэтому в воинских частях и содержат штатные военные оркестры, которые являются воинскими подразделениями боевого обеспечения. В Российской армии эта традиция устойчиво сохраняется со времен императора Петра до наших дней. Знают об этом и наши потенциальные противники, и потому всячески стараются дискредитировать наиболее духоподъемные патриотические произведения из репертуара военных оркестров. Американский генерал Ален Даллес, бывший руководитель политической разведки США в Европе и ставший впоследствии директором ЦРУ, в докладе американскому конгрессу писал: «…эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность... Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства...» Нетрудно заметить, что этот тезис действует и поныне, нахраписто и беззастенчиво искажая образное содержание наиболее духоподъемных музыкальных произведений. К сожалению, музыканты - теоретики этот вопрос как-то вынесли за скобки своей профессии, и потому одним из аспектов служебной деятельности военного капельмейстера сегодня является грамотная и убедительная защита лучших образцов военно-музыкального искусства. Лично мне, например, приходилось заниматься этим постоянно, по мере того, как я сталкивался с проявлениями оголтелой пропаганды и наглой лжи в этой области. Наиболее яркий пример – травля «Авиамарша» Ю.Хайта, сегодня более известного как марш-песня «Все выше».
Написанный в 1922 году на волне энтузиазма авиастроительства, с 1933 года этот марш стал официальной музыкальной эмблемой «Сталинских соколов», и его чрезвычайная духоподъемность сильно мешала пропагандистской машине вермахта вести подрывную работу в Красной Армии. Против марша была развернута настоящая информационная война. Его объявили немецкой народной песней, которую "советский еврей Хайт, никогда не писавший ничего кроме фокстротов и танго, попросту украл у Германии и использовал в корыстных целях". Впоследствии, уже в 90-е годы, на радиостанции «Свобода» небезызвестный Сева Новгородцев снова использовал эту ложь при осуществлении подрывной деятельности против СССР. В целой серии радиопередач он, опираясь на "диссертации музыковедов", с пеной у рта доказывал факт немецкого происхождения «Авиамарша», даже не догадываясь, что его мелодической основой является русская народная песня «Степь да степь кругом». Безграмотность для журналиста поразительная! Всего-то и надобно было повнимательнее вслушаться в рефрен, в котором явно прослеживается вот эта мелодия.
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой,
Замерзал ямщик.
Какие тут еще нужны доказательства?
Отсюда и вывод.
Это не мы, это у нас украли мощную боевую песню, превратив ее в чисто пропагандистских целях в бравурную пустышку под названием „Das Berliner Jungarbeierlied“
То, что известно любому воспитаннику военного оркестра, оказалось для ученого Новгородцева тайной за семью печатями.
Впрочем, не только для него. Полемика не утихает и по сей день, только теперь на страницах интернет-блогов Хайту приписывают воровство уже французской шансонетки.
А марш между тем живет, и вот уже 85 лет делает свое благородное дело. Тысячи офицеров и солдат с небесно-голубыми погонами начинают рабочий день с торжественного прохождения под эту энергичную музыку. И слышится в ней рев набирающих обороты турбин,стремительный взлет и парение в заоблачных высотах могучих боевых машин, поющих голосами военных баритонов и труб бессмертную песню русского ямщика.
Липецк
2007 г
http://youtu.be/N3WVh4-T1Ng