Иваныч

Анатолий Киселёв
Ох уж эти времена советские.
Ругают.
Сам, другой раз, с нехорошими мыслями вспоминаешь.
А иногда и с ностальгией какой – то.
О чём???
Да вот, к примеру.

В те времена в коллективах, почти во всех, наверное, проводились различные лекции, полит и техинформации.
Повышению политической грамотности советских людей партийное руководство старалось «охватить» наибольшее их количество.
Обязательные учёбы проходили среди коммунистов, комсомольцев и беспартийных.
Как тогда говорили, "дело, конечно, добровольное -хочешь - иди, и не хочешь - иди".
Жаль терять было личное время. Дело молодое.
Занятия то проходили после окончания работы.
Однажды, когда уже стал поопытней в таких делах, смог избежать посещения политических занятий, которые проводились преподавателями из коммунистов.

Работал я тогда в механическом цехе – зуборезчиком.
Руководителем занятий была женщина.
Инженер по рационализации из технического отдела.
Я остановил её в рабочее время и попросил разрешения не присутствовать на занятиях.
- Как так? Ты, что? Лучше других?

- Послушайте. Сдают экзамены экстерном в ВУЗах? За полный курс.
- Я не говорю, что умнее других.
- Поймите меня. Я смогу подготовиться самостоятельно нисколько не хуже, чем при посещении занятий.
- Дайте мне темы, и я ко времени сдачи зачётов подготовлюсь самостоятельно.

- Хорошо. Я проконсультируюсь.
Думаю, что она ни с кем не консультировалась.
Женщина умная, и поняла, что себе дороже.
И она, и я знали, что никаких зачётов не будет.
Просто надо «поставить галочку» о проведении мероприятия.
А если доложить вышестоящему партийному руководству, то могут возникнуть неожиданные «непонятки». Вопрос был поставлен хитроумно. Действительно-есть самостоятельное обучение и сдача экзаменов экстерном. Ленин, основатель советского государства, в своё время прошёл такое обучение и сдал экзамены за полный курс университета экстерном. Так что вопрос был понятен и преподаватель не стала давать ему ход, а просто позволила мне отсутствовать на занятиях, ставя мне галочки за присутствие, но предупредила, чтобы я не распространялся и не афишировал своё столь свободное положение.
Дабы у других обучающихся не возникло подобное желание.
             Когда перевёлся работать в техотдел, в котором тех и политинформации проводились каждую пятницу, избегать их уже не представлялось  возможным.
Ладно ещё, если проходили техинформации, проводили которые интересные работники.
Или, если читали их  инженеры, недавно прибывшие из командировок.
Тогда было интересно.
Действительно узнавали новое.
Но, когда проводились политические информации.
Скукотища.
По телику новости посмотришь, по «радиву» послушаешь, «по утюгу».
Ну, в общем, понятно?
Однажды (на одной из…), увидев мою, явно и откровенно скучающую «морду лица», главный технолог  вписал в график проведения следующих политзанятий мою «фамиль».
Состоялся небольшой разговор.
- А что эт Вы, Евгений Сергеич, мне записали политинформацию вместо тех-?

- Да так вот.
- Пусть, думаю, прочувствует. Как это?
- На своей видеть скучающие лица, как у тебя, которую только что наблюдал?

- Хорошо. Согласен.
- Только одна просьба.
- Тему я сам подбирать буду.

- Ну–ка? Ну–ка? И какие - если не секрет?

- Да, думаю, полезнее, чем та, которую мы слышим по всем приборам, работающим от «ле****ричества».
- Например, есть такая тема: «Правила общения по телефону». Не многие же умеют общаться с помощью этого аппарата?

- Дерзай. Даю добро. Посмотрим, что у тебя получится?!
Была у меня книга.
«Поможем телефону» называлась. Очень полезная книжка.
Её и взял за основу. Своего добавил, из жизни.

В намеченное время состоялась информация.
Прошла с видимым интересом со стороны слушателей.
Много вопросов.
Оценка Главного технолога – положительная.
- Что-ж. Хорошо это у тебя получилось.
- Если так - же, то продолжай в том же духе.

Главное, что проведённая информация оказалась реально нужной.
Инженеры  теперь общались по телефону грамотно.
Сейчас, если кто звонил из них в другие подразделения, то уже не было таких вопросов, которые раньше слышались -  «Кто это?».
И отвечали правильно. И других поправляли, как надо общаться.
Один раз даже прибежал рассерженный руководитель одного из цехов.
Кричал, возмущённый-
- Что это за ответы?
- Я спрашиваю - Кто это?
- А мне отвечают - А кого Вам надо?
Ох и «насели» на него инженеры.Объяснили, что в отделе работает не один человек, поэтому и спрашивали - кого надо?
Руками замахал.
Убежал.
- Так, похоже, и не понял ничего.

Слух об интересных политинформациях прошёл по отделам завода.
На некоторые из них приходили, узнав, что провожу информацию я, и работники из других отделов.
С интересом слушали. Да и я старался готовиться основательно. Предугадывая возможные вопросы, подготавливал понятные ответы.
Среди тем были такие как: «Мировая религия. В чем различия между католическим и православным вероисповеданиями?»,  «Почему мы не живём до ста лет».
Одной из - была и такая -  «Взаимоотношения в коллективе».
В частности отметил в ней я и о том, что, несмотря на то, что  называем мы друг друга в своём коллективе по «свойски»: Лёва, Лёша, Толя и т.д., при появлении в помещении другого лица (тем более из цеха), должны называть друг друга по имени и отчеству.
А что?
С этим согласились.
Теперь так и поступали.
Знаете, приятно, чёрт возьми, было наблюдать за результатом своих чтений.
Так (после проведения данной информации),в двадцать восемь лет,
стали на заводе называть меня Иваныч.
Сначала, как бы и «брыкался». А потом привык.
Помню, однажды, после проведения экзаменов учащихся УПК из средней школы, когда пришлось присутствовать мне в качестве Председателя комиссии, состоялась беседа с Директором УПК.
Спросил он меня тогда:
- А почему это ты, Иваныч, всех их на Вы называл?

- Так, Степаныч, а почему иначе.
- Они меня на Вы, а я их - на ты?
- Непорядочно.
- Посмотри как Якубович?
- Даже малышей на Вы.
- И это правильно.
- И объяснимо.

- Прошу тогда, Иваныч. Ты же в институте преподаёшь?
- Узнай правила в этом вопросе.

- А чего тут узнавать?
- Каждый поступает в меру своего понимания

(Не стал я ему тогда говорить - своей культуры. А то поймёт ещё не так.)

Так и стал я - Иваныч  - не только на заводе, но и по жизни.
Уже и привык.

Фото из Интернета по ссылке:
http://img-e.photosight.ru/297/4856113_thumb.jpg