Сепебряный портсигар глава 5

Низами Гюлев
Спустя час Сергею удалось открыть сейф. Одна из женщин была без сознания, пульс  у нее еле прослушивался. Другие две были на грани потери сознания. Дежурившим тут же врачам удалось спасти их жизни. Заранее было подготовлено все необходимое оборудование, включая кислородные маски. После оказания первой необходимой помощи, всех трех женщин отправили в больницу для обследования и дальнейшего лечения.
– Их жизням уже ничего не угрожает. Еще несколько минут, и мы бы не смогли всех спасти, – сказал один из врачей на прощанье.
Майор Старыгин, пожимая Сергею руку, сказал:
 – Спасибо тебе, сынок. Твои руки послужили добру. Благодаря тебе эти люди обрели сегодня вторую жизнь. Постарайся и сам начать новую жизнь.
Сергей впервые заметил,  что майор стал совсем седым. Всегда строгое его лицо было открытым и добрым. На глаза навернулись скупые мужские слезы. Затем Сергея увезли обратно в изолятор. Состоялся суд. Хотя на суде отметили его поступок по спасению людей,  дали пять лет. Майор Старыгин тоже находился в суде и был допрошен в качестве свидетеля. Перед тем, как конвой увел Сергея, майор сказал ему:
– Обязательно после выхода на свободу найди меня.
Сергей, отсидев свой срок, действительно решил найти Старыгина. Выйдя из поезда на вокзале, он сразу направился в отделение милиции. Показав дежурному свою справку об освобождении, он попросил  сообщить майору Старыгину о его приходе. Дежурный, внимательно рассмотрев  справку, сказал:
– Старыгин уже полковник, но здесь его больше нет. Полгода назад он ушел в отставку, и где сейчас  я не знаю.
Сергей растеряно огляделся вокруг. Часто вспоминалось крепкое рукопожатие майора и искренние слова благодарности. Понурив голову, он развернулся к выходу.
– Одну минуточку, – остановил его дежурный.
– Не тот ли вы Кузнецов, который открыл сейф с запертыми людьми в банке?
– Тот самый, – спокойно ответил Сергей.
– Кажется, перед уходом полковник оставил вам передачу. Сейчас я свяжусь с его бывшим заместителем, – он позвонил по телефону, и, переговорив с кем-то, обратился к Сергею, – поднимитесь в седьмой кабинет на втором этаже.
Сергей поднялся на второй этаж и постучал в дверь.
– Войдите, – ответили изнутри.
Сергей вошел и представился майору, сидящему за столом.
– Присаживайтесь, пожалуйста. Полковник Старыгин оставил вам передачу, – майор поднялся и извлек из шкафа сверток. – Вот, возьмите. Николай Сергеевич просил передать  это вам.
– Спасибо, товарищ майор, – сказал Сергей и вышел из кабинета.
Он шел по улице, прощупывая передачу Старыгина. Что-то плоское и квадратное  было упаковано в газету и перевязано бечёвкой. Дойдя до небольшого сквера, Сергей присел на скамейку и раскрыл сверток. В руках у него был серебряный портсигар полный сигарет. Тот самый, который Старыгин дал ему в банке пять лет назад, при спасении женщин, запертых в сейфе. На крышке было выгравировано: «Добро пожаловать в новую жизнь. Старыгин Н. С.». Также в портсигаре был листок с адресом. Сергей очень обрадовался. Ему, выросшему в детдоме, имевшему три судимости, не сделавшему ничего хорошего в своей жизни, кроме спасения людей из сейфа, протягивали руку помощи. Нахлынувшие воспоминания ещё минут десять удерживали Сергея в парке. Наконец, он рукавом пиджака вытер ставшие влажными глаза, поднялся и твердым шагом отправился разыскивать указанный в записке адрес.
 Дом полковника находился в северной части города. Расспросив у прохожих дорогу, Сергей через полчаса добрался до нужного ему дома. Это был обычный девятиэтажный дом, ничем не отличающийся от других. Прикинув, на каком этаже, может быть квартира полковника, он вошел в подъезд и, войдя в лифт, нажал на кнопку шестого этажа. Придавив кнопку звонка, Сергей услышал мелодичную трель, но никто дверь не открывал. Повторный звонок также не принёс результата. Разочаровавшись, он собирался уходить, как вдруг услышал слабый шум с той стороны дверей.
– Кто там? – спросили изнутри, не открывая дверь. Это был голос пожилой женщины.
– Мне нужен Николай Сергеевич.
– А кто вы?
– Меня зовут Сергей, я знакомый Николая Сергеевича. Он просил зайти к нему.
– Что вы врете, молодой человек? Он не мог вас пригласить, его здесь нет уже два месяца.
– А где он? – встревожился  Сергей.
– А зачем вам это? Уходите!
– Извините, пожалуйста. Я не хотел вас беспокоить. Я только сегодня приехал в город и зашел к нему на работу. Мне сказали, что он уволился, и передали записку от него с  адресом.
– А, вы тот самый Сергей, который открыл сейф с людьми?
– Да. Это я.
К удивлению Сергея, раздался щелчок замка, дверь открыла  аккуратная пожилая женщина в халате и с платком на голове.
– Входите, пожалуйста. Мне Коленька много о вас рассказывал, – она отошла в сторону и пропустила Сергея в квартиру.
Ей было за семьдесят. Морщины прочертили глубокие борозды на лбу и щеках. Сергей вошел в квартиру и снял обувь.
–  Наденьте, пожалуйста, тапочки, – сказала женщина, закрывая дверь, – хотя и лето на дворе, пол холодный.
– Мне как-то неудобно вас беспокоить.
– Да ничего, я целыми днями дома. Ноги уже не те, тяжело ходить. Сейчас  угощу вас чаем с абрикосовым вареньем. Пойдемте на кухню.
– Спасибо, а где же Николай Сергеевич? – спросил он, присаживаясь на стул.
–  Приболел он в последнее время. Астма проклятая. Вот они с женой и уехали в санаторий. Служба  у него сами знаете какая. Все время пропадал он на работе, и днями, и ночами. Вот и простудился. Болел, не лечился, ходил с температурой. Все хотел порядок в городе навести. Да разве можно было себя так изводить. Всех воров не переловишь. Вот и женился поздно, пятьдесят три года уже, детей нет, а мне хотелось внуков, – старушка тяжело вздохнула, наливая чай в чашки.
– Ну, это не совсем так, – возразил Сергей, – он сделал много хорошего…
– Да знаю я, – перебила она его, – я всегда гордилась им. Он же всегда боролся за справедливость, как и его покойный отец, царство ему небесное. Отец его погиб на фронте. Сам Коленька тоже воевал. Тринадцатилетним мальчишкой он убежал в партизанский отряд в сорок третьем, уговорив каким-то образом командование. Ну что же это я все о своем, вы пейте чай, Сережа.
– Спасибо вам большое, а как вас зовут?
– А я не представилась? Ох уж этот проклятый склероз. Меня зовут Ольга Михайловна. Николай Сергеевич – мой сын. Вы попробуйте чай с вареньем, Сережа. Это из старых запасов, сама готовила.
– Очень вкусно, чай замечательный, а варенье – просто бесподобно. Я как будто в родном доме оказался. Спасибо вам большое, – Сергей попробовал варенье и допил чай. – Мне пора, Ольга Михайловна.
– Да не за что, Сережа. И вам спасибо, отвлекли старушку от тяжелых мыслей. Много хорошего рассказывал Коленька о вас. А на случай, если вы придёте и не застанете его, оставил письмо.
– Есть письмо? А надолго уехал Николай Сергеевич?
–  Точно не знаю. Звонил недавно, говорит, проходит разные обследования, сам не знает, когда вернётся.
Старушка вышла и через минуту явилась с конвертом в руках.
– Вот это письмо. Куда же вы теперь, Сережа? Родители где живут?
– Детдомовский я, Ольга Михайловна. А куда пойду, сам еще не знаю.
– Бедный мальчик. Ну, доброго пути.
– Спасибо большое. Крепкого вам здоровья, – сказал Сергей и, выйдя из квартиры, нажал кнопку лифта.