Индюк думал...

Владимир Строганов
Все сроки, намеченые автором на рассмотрение взаимоотношений Павла с Иаковом, безнадежно сорваны. Хотелось бы сослаться на объективные причины, но, по сути, главная (и, положа руку на сердце, единственная) – это лень-матушка. Возможно, это и к лучшему. А ну-к, пытливому читателю станет интересно, и он сам захочет почитать, что же, на самом деле, про Иакова пишет Павел? Флаг ему в руки, сколько-то там футов под килем и прочие наилучшие пожелания. Ну, а ежели читать первоисточники (как мне – излагать написанное) недосуг, придется – увы! – подождать. А дабы хоть как-то скрасить вынужденное ожидание, давай-ка я время от времени буду выкладывать кое-какие фрагментики. Я понимаю, что это меня не оправдывает, но – всё же…

Итак, к примеру:

ИНДЮК ДУМАЛ...

«Я тут как-то подумал… И знаете? Мне понравилось!» Афоризм, брошенный со сцены, пошел в народ. Да и могло ли быть иначе? Думать – признак хорошего тона. Это модно, престижно. Ни один человек в здравом уме и твердой памяти не признается, что не любит думать, даже если не привык размышлять над тайнами мироздания. И будет прав: ведь думать можно, о чем угодно. Даже о том, как бы устроить так, чтобы никогда ни над чем не думать. Жажда познания – черта, присущая только человеку. Не зря же из всех живых существ он лишь себя назвал «сапиенсом», поставив знак равенства между процессом, называемым «думанием», и «разумением». Хотя многие учителя духовности и «продвинутые» эзотерики вещают о том, что главная задача человека – освободиться от ума. И, по нашему скромному мнению, они правы. (Правда, мы не уверены, что, говоря одни и те же слова, мы с ними имеем в виду одно и то же)

Не нужно быть «шибко умным», чтобы, читая Евангелие, убедиться в невысоких интеллектуальных способностях учеников Иисуса. Раз за разом Он говорит им элементарные (на наш взгляд) вещи, а они его «в упор» не понимают. Да что же это такое? Неужели Он специально подбирал таких (мягко говоря) тугодумов? Закончив Введение (пока не опубликованное, ибо – согласно правилам хорошего тона – его положено писать после того, как книга завершена) оптимистическим призывом к читателю «Давайте думать», я (маленько подумав) решил и сам на него откликнуться. И задался вопросом: почему так? Неужели те, кого избрал Иисус для пропаганды нового Учения, все, как один, были «тормозами»? И если так оно и было, в чем состояла Его цель?

Чтобы хоть немного приблизиться к разгадке этой тайны, попытаемся – для начала – ответить на глупый вопрос: а хорошо ли это – думать-то? Среди современных пастырей (о временах, когда мирянам, вообще, запрещалось читать Писание, мы и не говорим) немало таких, кто полагает, что в отношении Писания думать сверх того, что говорит священник, не след – ибо это чревато прелестью, ересями и прочими нехорошими делами, а посему нужно «просто верить». Но сейчас мы говорим не о высшем пилотаже герменевтики, а о думании как таковом, и постараемся не делать скоропалительных выводов, памятуя предостережение Павла:

всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. [1]

В текстах канонических евангелий и Деяниях апостолов глагол «думать» встречается сорок пять раз. Вот характерные примеры:

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию... [2]
 
Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. [3]

… кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. [4]

… наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. [5]

…страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. [6]

Мы привели – почти наугад – по одному примеру из каждого канонического Евангелия и Деяний апостолов. Но и этого достаточно. Понятно, что евангелисты подразумевают под словом «думать». В подавляющем большинстве случаев оно у них означает «иметь неверное суждение», «заблуждаться».

Ну, как не вспомнить Павла?

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. [7]

Дабы у читателя не возникло подозрения, будто мы подбирали цитаты тенденциозно, советуем не полениться и проверить самостоятельно. Единственный, пожалуй (подчеркиваем – в канонических Евангелиях), случай, когда человек думает правильно, описывает Лука:

… Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: «Скажи, Учитель».  Иисус сказал: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?» Симон отвечал: «Думаю, тот, которому более простил». Он сказал ему: «Правильно ты рассудил». [8]

Только не думай, читатель, что Иисус похвалил Симона-Петра. Соблазн увидеть в Симоне-фарисее одного из ближайших учеников Иисуса велик. Признаюсь, поначалу я поддался этому искушению. Хорошо, что черновик, где я попытался развить эту мысль, успел прочитать только один человек, весьма доброжелательно относящийся к моей писанине, а я вовремя спохватился. А вот кое-кто эту наживку-обманку проглотил, решил, что сделал открытие,  и начал строить на этом «открытии» всяческие теории. [9] Такой оплошности Лука допустить не мог. Согласно официальной версии, апостолы смекалкой не отличались. Разве его Петр мог сказать что-либо «такого умного», что могло вызвать похвалу Учителя? Никак! Это было бы явным нарушением стиля. Речь в этом эпизоде идет о совсем другом Симоне – фарисее.

Принято считать, что Иисус весьма неодобрительно относился к фарисеям. Верно. Да и как же иначе: ведь в нынешнем понимании «фарисейство» – синоним лицемерия. А между тем, не всё так однозначно. Само слово «фарисей», предположительно, происходит от ивритского слова «перушим», что означает «отделенные», вероятно, из-за отказа от ритуально нечистой пищи и совместных трапез с теми, кто относился к этому не столь ревностно. По свидетельству Иосифа Флавия, фарисеи вели строгий образ жизни и отказывались от всяких удовольствий. Они считали разум «лучшим охранителем во всех желаньях». Фарисеи почтительно относились к пожилым людям. С некоторыми оговорками они признавали наличие у человека свободы воли, верили в бессмертие души, суд и воскресение добродетельных людей. В противоположность аристократам-саддукеям, фарисеи в большинстве своем «вышли из народа», и неудивительно, что их влияние на массы было очень велико. [10] Среди фарисеев были выдающиеся учителя, например, рабби Гиллель, Иоханан бен Заккай, Гамалиил и его ученик Шауль, более известный под именем Савла, а впоследствии – Павла. Но, как свидетельствует не только Новый Завет, но и Талмуд, многие из них отличались ханжеством и обрядоверием. Иисус справедливо обличал их в лицемерии, но общения не порывал. Он не раз был гостем в фарисейских домах (Лк 7:36; 11:37; 14:1), часто вел с ними беседы о вере (Мф 22:34-45; Мк 12:28-34; Лк 11:37). [11]

«Их взгляды не были диаметрально противоположны учению Христа. Он одобрял главные положения их веры. Кроме того, нравственные понятия многих фарисеев отличались возвышенным характером и были близки к Евангелию. Достаточно привести хотя бы некоторые изречения раввинов, вошедшие в Талмуд, чтобы убедиться в этом: “люби мир и водворяй его повсюду”; “кто подает милостыню тайно, тот выше самого Моисея”; “лучше краткая молитва с благоговением, чем длинная без усердия”; “не будь скор на гнев”; “подражайте свойствам Божиим: как Он милосерд, так и вы будьте милосердны”; “ханжей следует обличать, ибо они оскорбляют имя Божие”. Когда читаешь эти строки, становятся понятными слова Христа о фарисеях: “Что они скажут вам, – исполняйте и храните”. [12] Евангельское “восполнение” Закона не уничтожало старого; по словам Христовым, “всякий книжник, наученный царству Небесному, подобен хозяину дома, который выносит из сокровищницы своей старое и новое». [13]
 
А то, что благочестие зачастую является показным, чтобы все видели, какие мы «правильные», дык, разве это касается одних фарисеев? Так что, не с бухты-барахты Он как-то сказал ученикам:

если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. [14]

Иными словами, лицемерие – лицемерием, но Иисус никогда не утверждал, что фарисеи напрочь лишены каких бы то ни было положительных качеств. В том числе – сообразительности. Если маленько подумать,  слово «думать» здесь появляется не случайно. Оно как бы подчеркивает разницу если не в интеллектуальных способностях, то, как минимум, в методике мышления двух Симонов. А что по поводу фарисейской смекалки говорят профессионалы?

Уильям Баркли, «Комментарий к Новому Завету»:

«Это событие изображено так живописно, что оно доказывает мастерство Луки и как литератора.

1) действие происходит в доме фарисея Симона. Дом состоятельного человека строился в виде квадрата, и находился в центре открытого со всех сторон внутреннего двора. Во дворе часто был сад и фонтан, где в теплое время года кушали. Когда на обеде в таком доме присутствовал раввин-учитель, то обычно приходили самые разные люди; им позволялось слушать сокровища премудрости учителя. Этим и объясняется присутствие на обеде этой женщины.
 
Три обычая соблюдались при приеме гостя: хозяин встречал его, клал руку на его плечо и в знак мира целовал его. Это уважение хозяин непременно оказывал знаменитому равнину. Дороги были пыльными, а обувь состояла обычно из сандалий - подошв с ремешками для прикрепления на ногах. Поэтому ноги гостя всегда омывали холодной водой, чтобы смыть с них пыль и освежить их. Кроме того, сжигалась палочка приятно пахнущего ладана, либо же капали на гостя каплю розового масла. Правила хорошего тона требовали исполнения всех этих обычаев, но в данном случае ни одна из них не соблюдалась.

На востоке люди не сидели, а возлежали за столом. Они ложились на низкие ложи, опираясь на локоть левой руки, Правая рука оставалась свободной, причем ноги вытягивали назад; и сандалии снимались.

2) Симон как фарисей был одним из "обособленных". И почему он вообще пригласил Иисуса к себе в дом? Для этого может быть три причины.

а) Возможно он просто восхищался Иисусом и симпатизировал Ему, потому что не все фарисеи были враждебно настроены к Нему (ср. Лук. 13,31). Но вся атмосфера его неучтивого поведения указывает на то, что такое предположение необоснованно.

б) Также не исключено, что Симон пригласил Иисуса с намерением выманить у Него слова или действия, на которых можно было бы затем построить обвинение против Него. Возможно, Симон выступал в роли провокатора. Но и это маловероятно, потому что в стихе 40 Симон обращается к Иисусу, называя Его "учителем".

в) Вероятней всего, Симон, тщеславный человек, приглашающий знаменитых людей, и с полупокровительственным презрением пригласил и молодого Галилеянина пообедать с ним. Этим лучше всего можно объяснить странное сочетание некоторого уважения с пренебрежением обычными нормами поведения.

Симон не чувствовал никакой нужды, и, следовательно, у него не было чувства любви, и поэтому он не получил прощения. Сам Симон считал себя достойным человеком в глазах людей и Бога.

Самодовольство отвращает людей от Бога; но странно и то, что чем искренней человек, тем больше он ощущает свою греховность. Апостол Павел, говоря о грешниках, мог сказать "из которых я первый" (1 Тим. 1,15).

И Франциск Ассизский сказал: "Нигде нет более гнусного и жалкого грешника, чем я". И верно подмечено, что самый гибельный грех – считать себя безгрешным; но чувство нужды всегда откроет грешнику дверь прощения; потому что Бог есть Любовь, а любовь торжествует более всего тогда, когда в ней кто-то нуждается».

Вот так: и фарисея «разоблачил», и мораль вывел, и цитатку подходящую в финал вставил, а о том, что Иисус похвалил Симона – ни гу-гу. А что – другие?

«Новая Женевская учебная Библия» приведенные нами стихи с 40 по 43 седьмой главы евангелия от Луки оставляет без комментариев. Во-об-ще.

«Толковая Библия» А. П. Лопухина комментирует этот эпизод так:

«Христосъ узналъ мысли фарисея и показалъ ему это, обратившись къ нему съ вопросомъ. Вопросъ Свой – какой изъ двухъ должниковъ будетъ больше любить простившаго обоимъ долгъ заимодавца – тот ли который былъ долженъ 500 динаріевъ (около 100 рубл.) или тотъ, кто долженъ былъ десять разъ меньше, Христосъ облекаетъ въ форму притчи, или же высказываетъ просто какъ пояснительный прим;ръ для Своей мысли. Симонъ понимаетъ смыслъ вопроса и, не задумываясь, отв;чаетъ на него». [15]

Симон думает, что Иисус не знает, чт; Симон думает, и устраивает Ему провокацию. На то он, дескать, и фарисей! А на самом-то деле, Иисус, наоборот, как раз знает. И когда Симон понимает, что Иисус знает, чт; Симон думает, то, не задумываясь, отвечает...
 
Допустим, А. Лопухин понимает, что говорит. Хотя, в принципе, это значения не имеет: Симон-то отвечает правильно! Но если А. Лопухин и догадывается, в чем правильность ответа, то с нами своими соображениями не делится. А нам, дилетантам, и невдомек: за что, собственно, Иисус похвалил Симона? Ведь, тот, по сути, ушел от ответа. Который из двух должников больше возлюбит заимодавца? Д;лжно ли понимать, что, раз пятьсот в десять раз больше пятидесяти, то первый и возлюбит в десять раз больше? Может быть, и так. Но вспомним, однако, эпизод с бедной вдовой у сокровищницы храма. У Луки (21:1-4) он описан весьма лаконично, поэтому приведем его в изложении Марка. Суть – та же, но чуть больше подробностей:

И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». 16]
 
С одной стороны, ситуация не совсем симметричная: тут речь идет о добровольном пожертвовании, а там – о списании долга, т. е., о виртуальных деньгах. А с другой – до реальных просто дело не дошло: не прости должникам заимодавец, пришлось бы им, вздыхая, вспоминать поговорку: «берешь чужие, а отдаешь свои, берешь на время, а отдаешь навсегда».

Как-то раз включил я радио «Эхо Москвы» и услышал, как ведущий, гневно обличая «басманное правосудие», с пафосом втолковывал приглашенному собеседнику: «Он  жертвовал на благотворительность аж по миллиону долларов в год!» Но, как известно, чересчур эмоциональных не берут в космонавты. А собеседником ведущего был не кто иной, как космонавт Георгий Гречко Терпеливо выслушав панегирик «душелюбу», он ответствовал: «Правильно вы рассудили. Только я, знаете ли, считать умею. Миллиард в тысячу раз больше миллиона. Если я найду на улице сто рублей, неужели мне будет жалко подать нищему десять копеек?»

Так что же? Выходит, тот, кому простили пятьдесят динариев, возлюбит больше? Судя по примеру с бедной вдовой, да. Но в условиях задачки не сказано,  какую долю от стоимости движимого и недвижимого имущества составляли пятьсот динариев у первого и пятьдесят – у второго.  Своим неоднозначным ответом мудрый фарисей, по сути, сказал, что каждый случай требует индивидуального подхода. За что и удостоился похвалы Иисуса.

Принято считать, что Иисус всегда однозначно давал понять, что такое хорошо и что такое плохо. [17] Можно думать и так. Но «надо же думать, что понимать». [18] А еще лучше – наоборот.

=======================

 1. Рим 12:3
 2. Мф 20:10
 3. Мк 6:49
 4. Лк 8:18
 5. Ин 16:2
 6. Деян 16:27
 7. 1 Кор 8:2
 8. Лк 7:40-43.
 9. Не обращай внимания, читатель. Эта фраза – рецидив,  отголоски одной полемики. В свое время я попортил немало крови себе и моим оппонентам. К счастью, этот этап пройден без жертв.
10. Иосиф Флавий. Иудейские древности XVIII, 1.3 http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/18.html
11.  См. А. Мень. Сын Человеческий. Приложение 3. Евангелие, Закон и фарисеи. http://www.bible-center.ru/book/son/007/002
12.  В синодальном переводе – «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф 23:3) – прим. В.
13.  A.Мень "Сын Человеческий", Ч.2, гл.6  http://www.vehi.net/men/syn_ch/02.html
14.  Мф 5:20
15.  Толковая Библія или комментарій на вс; книги Св. Писанія Ветхаго и Новаго Зав;та. Изданіе преемниковъ А. П. Лопухина. Петербургъ. Безплатное приложеніе къ журналу „Странникъ" за 1912 годъ. Томъ десятый. Евангелiя отъ Марка, Луки и Iоанна.
16.  Мк 12:41
17.  © В. Маяковский.
18.  © В. Черномырдин.