Очерки... 22

Ирина Мадрига
Подкарпатская Русь в годы Первой мировой войны

31 июля 1914 г. в Австро-Венгрии была объявлена всеобщая мобилизация. Десятки тысяч русинов были брошены на фронты Первой мировой войны в Галиции, Буковине, на Балканах, в Италии.

В конце сентября 1914 г. русские войска заняли карпатские перевалы, а в начале января – долины рек Уж, Латорица, Рика, Тиса. Но русская армия не имела возможностей достаточного снабжения и к концу января была отброшена за перевалы на галицийскую сторону Карпат. Были разрушены десятки русинских сел. Сотни русинов из-за опасения преследования со стороны венгерских властей за сотрудничество с русскими и, помня суд в Мараморош-Сигете в 1913 г., бежали в Россию. Тем не менее, власти нашли кого репрессировать.

В марте 1915 г. военный трибунал в Кошице приговорил к длительному тюремному заключению 800 русинов за мнимое сотрудничество с русской армией. В Хусте без суда и следствия было отправлено в тюрьмы 160 крестьян из горных сел. В Ясиня, Рахово и Великом Бычкове для устрашения было повешено несколько крестьян, арестованы почти все православные священнослужители. «Забавой» для военнослужащих австро-венгерской армии было публичное избиение русинов, в том числе даже детей за симпатии к русским. Русинские мадьяроны в Нижних Верецких (сейчас – село Нижние Ворота) так переусердствовали, что группа греко-католических священников обратилась к венгерскому правительству отменить этноним «русин» и заменить его на «мадьяр, католик восточного обряда».

Так, по «народной инициативе», главная греко-католическая комиссия в Будапеште утвердила план перехода греко-католической церкви к употреблению латинского алфавита и грегорианского календаря. Рекомендовалось также введение латинского алфавита в народных русинских школах. Началось преследование за малейшие проявления русинского национального самосознания. Таким образом в период войны были исключены любые попытки проведения русинских политических акций.