А. Максимов. Так было... 43. Борьба за выживание 4

Виктор Сорокин
Анатолий Максимов. ТАК БЫЛО… Книга вторая. Франция. Часть 4. (43)

Борьба за выживание (4)


***

По французскому закону все фирмы, которые мне выплачивали зарплату, должны были сообщать о выданных суммах в налоговую инспекцию. Кроме того, они удерживали какой-то процент от моей зарплаты, к которой добавляли положенную им контрибуцию и вносили все в кассу социального обеспечения.

Налоговый инспектор прислал мне повестку с указанием размера моего подоходного налога. Эта повестка мне ни о чем не говорила, и я ничего не заплатил. Немного погодя меня вызвал налоговый инспектор и попытался объяснить причину вызова.
– Вы понимаете, – говорил он, – я вас вызвал, чтобы объяснить, что налоги нужно платить. Ваш налог мизерный, поэтому я освобождаю вас от его уплаты.

Я ничего не понял из его витиеватой речи и предложил ему сигарету.
– Вы что, не поняли меня? Я вас освобождаю от налога, а вы мне предлагаете сигарету! Вы свободны!

Какой парадокс! С одной стороны, я не имею права работать, а с другой – меня облагают налогом за то, что я работаю. Больше того, когда я остался без работы, то социальное обеспечение мне выдавало небольшую сумму каждые пятнадцать дней. В кабаре за такие деньги меня не пустили бы, но и с голоду бы я не умер.
Несмотря на это, я все ж таки не имел права работать!

* * *

Аскунас, первый секретарь перуанского посольства, обратился к шоферу посла, чтобы он проверил мои способности к вождению большой американской машины – Кадиллак. Я объехал несколько центральных кварталов города и вернулся в посольство. Шофер посла дал положительную оценку, и Аскунас взял меня на работу: он стал моим «патроном» (хозяином).

К восьми утра я привозил первого секретаря в посольство. Затем был в распоряжении его жены до обеда. К обеду привозил патрона домой, после обеда отвозил его в посольство, возвращался, отвозил жену к модельерам или портнихам и простаивал часами в ожидании мадам. Потом я ее отвозил домой или она заезжала в посольство за мужем.

Аскунасу было, по слухам в посольстве, около сорока пяти лет, а его жене лет двадцать пять, тридцать. Она была сравнительно высокого роста (чуть-чуть выше своего мужа), изящная и красивая. Муж ничем особенным не отличался, разве что непомерно большим носом.

Иногда в Париж приезжали коллеги-дипломаты на пенсии. Один из таких гостей любил «выезжать вечером», а на следующее утро я его отвозил в английскую аптеку.
– Понимаете, Анатоль, в жизни нужно платить за все. Поэтому мы, дипломаты, в большинстве случаев женимся на богатых леди, которым льстит быть женой дипломата. А если у дипломата есть еще какой-нибудь захудалый титул, то у него появляются шансы найти очень богатую жену. Я, например, женат на англичанке и живу без затруднений. Жена Аскунаса – богатая женщина, но он, к сожалению, слишком скупой.

Когда к Аскунасу приезжали гости, что случалось не так часто, он их приглашал в известное в то время кабаре «Натуристы», артистическая программа которого слыла в те годы за «смелую». Это кабаре размещалось в двухэтажном доме, на площади «Пигаль».

Я подъехал к этому кабаре. Когда Аскунас и его приглашенные уже сидели за столиком, ко мне вышел метрдотель и пригласил в бар.
– Вы впервые привезли клиентов в наше кабаре?
– Да.
– В таком случае я вам объясню нашу обстановку: впредь у вас всегда будет место у стойки, откуда вы сможете спокойно смотреть спектакль. Конечно, вы сможете заказать что-либо выпить. Если ваши гости пожелают уйти раньше окончания программы, то мы вас предупредим. Счастливого вечера!

После спектакля я отвез гостей, и по дороге домой Аскунас мне расхваливал спектакль, а я поддерживал его разговор междометиями «неужели?».
– Magnifico! – подтвердила его жена.

В дальнейшем, когда я привозил клиентов в это кабаре, я не занимал места у стойки, а предупреждал метрдотеля, что буду в соседнем кафе. Выбрав удобное место для наблюдения, я рассматривал посетителей этого «горячего» квартала.

Кого там только не было! Видел, как наивным иностранным туристам продавали «из-под полы» цепочку «специальных» фотографий, а на самом деле – парижские памятники с нагими фигурами! Видел, как сутенеры били наотмашь своих протеже за то, что они сидели за столиком, а «не прогуливались»! Видел, как воровской мир устанавливал свою гегемонию в том или ином кафе, в том или ином квартале. Видел, как при появлении полиции пустели кафе и пустела улица!

Иногда к моему столику подсаживалась проститутка и расспрашивала, кого я привез, женат ли он, какой национальности? Иногда между нами
завязывался разговор о жизни вообще и об их судьбе в частности.
Я унес много полезных наблюдений и сведений о ночной парижской жизни.

Я узнал, что Аскунас, кроме дипломатической деятельности, занимался продажей американских сигарет, поступавших вагонами на имя посольства. Вырученные деньги уходили на покупку французской антикварной мебели, которую он отправлял в Перу и продавал с хорошей прибылью. Сначала он ездил на сортировочную станцию без меня. Потом посылал меня.
– Анатоль, возьмите как можно больше, но не забудьте набросить плед!

Однажды, возвращаясь от портнихи домой, мадам почувствовала себя плохо. Я вызвал горничную, и мы совместными усилиями принесли ее в квартиру. Когда ей стало немного лучше, она меня попросила не говорить мужу о ее недомогании.

Я приехал в посольство с опозданием минут на двадцать и объяснил моему патрону, что попал в заторы.
– Какие заторы, Анатоль? Вы всегда приезжали вовремя, а тут… не понимаю!
Я промолчал.

Наступил канун нового года. Хозяин меня отпустил домой поужинать и попросил вернуться к девяти вечера.
– Мы поедем к друзьям встречать Новый год! – сказал он.

Я приехал. Жду. На колокольне пробило одиннадцать – никого! Хожу по тротуару туда-сюда и курю (в машине я не курил). Сел в машину согреться. Пробило полночь! Никого! В чем дело? Что случилось?

В девять утра вышла горничная и сказала, что сегодня я свободен!
– Что произошло? Почему я простоял целую ночь и никто меня не предупредил, что никакого выезда не будет?
– Анатоль, мадам сказала мужу, что ожидает ребенка, и пожелала остаться дома. Кроме того, она рассказала мужу о причине вашего опоздания на прошлой неделе. Муж был очень недоволен вашим обманом.
«Может быть, по этой причине и «встретил» я Новый год в одиночестве?» – подумал я.

По установившейся традиции, в первые дни Нового года дипломаты делают подарки высшим чиновникам Министерства иностранных дел. Аскунас тоже поехал со своим подарком. В какой-то момент он повернул голову в мою сторону и сказал:
– Анатоль, сегодня вы проехали на один километр больше, чем обычно.
– Не знаю. Я обращаю внимание на счетчик только тогда, когда необходимо менять масло.

– Мне кажется, что вы чем-то недовольны?
– Я не понимаю, почему дипломат спорит со своим шофером по поводу лишнего километра!

– Если вы недовольны, то вы знаете, что вам остается делать?
– Да, знаю!

Я остановил машину. Снял фуражку и надел ее на голову патрону и вышел из машины. Аскунас выскочил из машины (без фуражки!) и побежал в Министерство иностранных дел.

Ко мне подошел полицейский и спросил: «Раненые есть?» Потом спросил: «Что произошло?». После моего объяснения он посоветовал мне отвезти машину в гараж при посольстве и не сдавать ключи от машины до тех пор, пока со мной не рассчитаются полностью.
Я так и поступил.

На следующий день ко мне приехал человек из посольства и попросил ключи от машины.
– Передай Аскунасу, что я ищу работу и что у меня нет времени заниматься его машиной.

Через неделю приехал сам Аскунас, но меня не было дома. Он оставил записку. В конце второй недели я поехал в посольство и потребовал, чтобы освидетельствовали состояние машины перед тем, как передать ключи. Шофер посла осмотрел машину, потом мы проехали по кварталу и вернулись: машина была принята без всяких замечаний и примечаний.
– А ключи?
– Сначала зарплата, потом ключи!

Мне выдали зарплату, но без отпускных.
– Где отпускные?
– В Перу отпускные не существуют!
– Мы не в Перу, мы во Франции!

В этот момент вошел посол, которому я пожаловался на Аскунаса.
– Выдайте ему отпускные, – сказал посол.
Посол ушел. Аскунас сказал, что выдаст отпускные завтра, на что я ответил, что ключи передам завтра. Надо было видеть, как исказилось лицо Аскунаса от злобы на собственное бессилие контролировать ситуацию.
– Хорошо, подождите немного, я приготовлю ваши отпускные.

Через некоторое время мне принесли конверт. Я его вскрыл и обнаружил газетные вырезки! Я поднялся на второй этаж, зашел, без стука, в кабинет Аскунаса и выложил перед ним «отпускные».
– До сих пор я думал, что дипломат – это джентльмен, блюститель этики. Теперь я вижу, что дипломат такой же мошенник, как и остальные!

И бросил ему ключи от машины!


Продолжение следует.