Василий Аксёнов и перепутье

Александр Маслов 2
Хочешь, что бы вспомнили о тебе – умри. Вот такая вот формула современной российской жизни. И складывается впечатление, что задача русской культуры – не просвещение, а проводить с почестями людей просвещения. Не культура – а ритуальные услуги. Наша современная история – это прощание с культурной жизнью прошлого, и при этом новый организм ещё не зародился, такие имена наша эпоха уже не порождает, да и не способна, почва слишком удобрена надуманностью, для живого организма культуры это всё равно, что глотать вату.
Умер большой писатель, и вернулся к нам с громким именем, но уже без творческого груза, многие  успели его подзабыть, и для современной молодёжи он почти и не знаком.
Умер писатель, но творчество его всё равно осталось в недрах эпохи, то что озвучило его имя, уже не играет роли, а вспомнили - о его тяжёлой жизни, скорее из политических соображений. Человека делает видным не слава, а его востребованность, его нужность.  Но сегодняшних политиков творчество не интересует, они все озабочены опорочиванием социалистического прошлого, используя нелёгкую биографию писателя, и высасывание громких имен для сегодня, используя затраты ли, или остывшие генераторы прошлых заслуг, но именно заслуг, потому что тогда рекламой была потребность отстаивать, а сегодня болезнь заслужить не выстраданные почести.
 А у кого тогда была лёгкая жизнь? Лёгкой жизни в России ни когда не было, а при сегодняшнем развитии в будущем можно ждать только очередной общественной катаклизмы.
Аксенов родился, когда надо – в свое время,  не было бы трудностей по его плечу, не было бы имени его. Я жил в шестидесятые, и помню эти времена, они были и для меня не лёгкие, но … то - те времена были богатые именами: Ахмадулина, Евтушенко, Рождественский, Гамзатов, и много имен гонимых писателей и поэтов, которых мы читали по самоиздатам. И гонимые, может  не от того, что время дрянь было, а может общество живо относилось к проблемам своим. А что сегодня нет проблем? Или они, может, не так масштабны, что слова спрятались? Сегодня никто не обретает такого резонанса, как в советский период. И никого этот факт не смущает?
И Аксёнов сделал своё дело, и сделал от того, что это было не избежно. Ему было что отстаивать, и  это нужно было кому-то, и производить это было можно. Сегодня свобода, но нет её назначения, или сказал бы свобода без профессии, скорее современная свобода – ни от чего, и  у нас нет проблем, что были тогда; мы просто зарабатываем деньги  и выживаем, жизнь для существования, для создания картинок без смысла, для написания книг без будущего, проигрывание бесконечное количество раз, созданной в прошлом музыки за не одно столетие, а наше перестало творить, а если и сотворит что-то, то для сумасшедших; наше сегодня не имеет завтра, мы не умеем критиковать, а только обливать грязью, создавать  иллюзии, и смеемся все реже натурально, а больше от “шаловливого” пальчика Петросяна и от глупости,  общество приняло позу йога и медитирует, гордясь собой и своим мертвым позитивизмом, без чувства сожаления  о зря проживаемой жизни. Бог подменил жизнь собой.
       Никто ещё не понял – что жизнь не выводиться из простых зависимостей плохо и хорошо, а пора научиться, как и квантовой механике переосмысливать порядок событий и предвзятость мышления, иначе мы должны ожидать ещё больших ударов судьбы, чем Октябрьская революция. История зайдет на новый круг, а мы-то все тут, и в той же позе, потому что её разрушало то, чего мы воспеваем, вот религию усилили во много раз, чем была, социальное неравенство просто взбесилось,  любовь к славе порождена богатством, и возросшим количеством одурманенных, мистическим представлением о жизни, голов. Сегодня мир наивно поверил в позитив желаний, которые, якобы, достаточно иметь в мыслях - и жизнь будет прекрасна, оказывается отстаивать ничего не надо, просто думать о хорошем, даже если ешь тухлую рыбу,  даже если погряз в грязи, думай хорошо, а то власти не могут в нервозной обстановке работать, им как и артистам нужны аплодисменты и оды в их честь, и тогда может не нытьём, так катаньем запустят проржавевший механизм государства.
Человеческие затраты были напрасны, революции работали впустую и поезд ушел, впереди нам вновь придётся испытать трагедию, ведь болезнь всегда следует за запущенностью, или кто то сказочно слагает принципы развития. Никто не смог воспользоваться передыхом - как после Петра, так и после Сталина, тирания это не случайность, как и Ленин, а это хирургия для урезонивания разыгравшейся власти слабоумия, наивного богатства и безвольной нищеты. Богатство ни когда не бывает разумным, потому оно и богатство, оно существует только ради себя и от того оно богатство. А бог потому он есть, что ничего другого уже нет в нашей опустошенной жизни и одно не может принадлежать сразу всем, как и всё малому, это и порождает общствосотрясения, его лихорадит, и лгут сегодня бескрайне, когда в социализме облаяли лозунг всем по заслугам или по ровну, то сегдня только избранным, а проблемы остальным.
       И вот, сегодня появилась причина воспеть голое имя, что бы унизить общество, которое дало ему блеск золота, и это уже патология сорочья – хватать и тащить все что блестит, оказывается нам нужна пустая слава, нам не нужна натуральная свежесть соков осмысления и неведомый свет. В расширяющейся вселенной мы оказываемся отброшенными от естественных турбулентных процессов, а создаем сложности, загромождающие  естественные пути.
       Сегодня используют только блеск золота, но не содержание и не истинную его природную ценность. Имена стали ярлыками умирающего пространства, яркие имена прошлого одиноки, их участь без продолжения рода, мы их ценили, потому что они нас питали духом осмысления. А сегодня эрудиция имен, и ни капли осознания о ценности жизни и ее назначения.
       Аксёнов это живой организм, но его преподносят как мертвое золото, без начинки. Истинная ценность этого явления осталась в прошлом за шумом и суетой обезумевшего и ещё более одичавшего и осиротевшего народа сегодня – уходят остатки нашей ценности, а нового урожая не созрело, потому что посевной не было, а души наши проросли пустырником колючим.  Идея о социально уравновешенном обществе  кому-то не приглянулась, и ее укатали, изваляли, сделали неаппетитной выкинули, взамен сунули “сосу” о мирах абстрактных в суждениях путаных, но сладких и много обещающих поиметь ничего не делая, а достаточно помолиться и … может быть где-то там, в неведомом царстве воздастся сполна. Умопомрачительная идея, и удобная, чтобы успеть попользовать  добро земное, а “Боливар двоих уже не вынесет”.