Граница Россия-Абхазия

Лев Холай
(Открытое письмо Президенту республики Абхазия, Багапшу С.В.)

Дорогой и уважаемый Сергей Васильевич!

В этом году моя семья решилась провести свой отдых в Абхазии. Сомнения моей женской половины по поводу поездки развеяли последние события: я имею ввиду, долгожданное всеми нами, признание Россией суверенитета  Абхазии и Южной Осетии.
Заранее могу сказать: отдых удался на славу, благодаря изумительной погоде, природе и, особенно, людям, которые работают в пансионате «Самшитовая роща» под Пицундой.
Большая им благодарность и низкий поклон!
Однако не так все безоблачно и хотел бы поделиться своими мыслями именно с вами, уважаемый Сергей Васильевич.
Омрачает все это великолепие отдыха, природы и людей ваша и наша граница.
Ее необустроенность в сочетании с неимоверной жарой практически создает такое испытание для каждого человека, пересекающего границу, что некоторым из них становилось очень и очень плохо, а ведь 90% из них были с детьми различного возраста. Стоять до полутора часов в очереди под палящим солнцем – испытание только для очень выносливых и подготовленных людей…
Но это только, так сказать, цветочки, все начиналось после перехода границы.
Меня, горца из Кабардино-Балкарии, практически ошарашило поведение не маленькой толпы молодых и уже в возрасте мужчин, которые как коршуны набросились на наших женщин, жен и дочерей, очень навязчиво предлагая различные услуги, от транспорта, еды, шашлыков, естественно, вина и любви. Эта, словно сорвавшихся с цепи и одуревшие от жары или от своих желаний  группа мужчин, полностью игнорируя присутствующих мужей, дедушек или отцов этих женщин, прямо у них на глазах хватали за руки и приторно расписывали, как они могут любить и угощать, если, мол, она согласится. Отвратительней картины давно я не видел в своей жизни, хотя сам из кавказской республики, бывали случаи, не без этого.
Мне пришлось жестко объясниться с очень наглым молодым человеком, который буквально набросился на мою дочь, студентку второго курса медицинской академии. Когда же я пообещал ему «кое-что», он наконец-то изволил понять, что перед ним такой же горец и отец, а шутить я не намерен, тут же быстро, и абсолютно не смущаясь, сразу переключился на другую девушку, которая находилась совсем рядом.
Это было поразительно! Если не сказать большего…
Пока я «охранял» мою дочь, супруга, стоявшая  в очереди за «ваучером», получила «приглашение» от вдвое моложе ее «молодца», изнывающего от желаний… это она потом в пансионате все мне рассказала, зная, что меня могло в этот момент «перемкнуть».
Я не буду у вас спрашивать, уважаемый Сергей Васильевич, почему этими молодыми людьми забыто звание горца, о гордости и сдержанности, присущих адыгам и еще многое, и многое другое сообразованных нашими традициями, этикетом и тактом.
Понимаю, что в каждой семье, так сказать, есть «уроды».
Однако хочу вам напомнить, Сергей Васильевич, что это все происходит на границе, где республика Абхазия должна показать свое, подчеркиваю, истинно гордое и прекрасное лицо своего народа. Народ, который мы любим и готовы защищать его, если понадобится, не только на словах.
Стоит ли говорить о том, что в аварийном порядке необходимо навести порядок на границе, убрать с территории приграничья сомнительных по интеллекту молодых людей, создать условия для цивилизованной подачи услуг, подумать об очередях на жаре.
Ведь, каждый сезон, через это проходят почти миллион, а может и больше, отдыхающих с одной только России…
Напоследок хочу рассказать вам, Сергей Васильевич, про очень показательный случай.
В последний день нашего пребывания перед нами выступила, мною и моей семьей обожаемая ваша команда КВН, «Нарты из Абхазии». Моя семья получила такой заряд веселого и остроумного юмора, заквашенного на интеллекте и разуме, что все те наши переживания канули в лета.
Один из вопросов  команде КВН задала моя дочь:
- Почему в вашей команде нет девушек?
Ответ был, конечно, грубоват, хотя все мы понимали - это жанр: все, мол, девушки в декрете.
Мне же было особенно приятно, когда после концерта к моей дочери подошел Тимур, так его, кажется, зовут, от всей команды попросил у нее извинения за столь, мол, грубый юмор.
Вот истинное лицо горца - джентльмена и Абхазского народа!
А с границей все-таки, уважаемый Сергей Васильевич, надо срочно что-то решать.
Мы, ведь, хотим еще раз приехать к вам отдыхать…

Лев Холай. Проза. ру