Обрывочные мысли на тему человек. Эпизод 9

Рэй Воланд
(навеяно романом Жан-Поля Сартра "Тошнота")

Иногда безобидный разговор ни о чём  выявляет скрытые доселе идеи и мнения собеседников.

Прогулка по улицам города очень полезна. Несмотря на летнюю жару и послеобеденную сонливость. Неторопливя беседа о погоде, о замусоренности улиц, о политике. И вдруг!
- Политики совершенно не любят людей! А тем не менее должны. По должности обязаны!
Вот те раз!
- Что за чушь, дружище? Почему это они должны любить людей? Они обязаны добросовестно работать, и тогда люди будут жить хорошо. Только не понимаю, зачем их любить? Разве возможно любить такое огромное количество людей?
- Конечно! Это очень важно! Нельзя совершать добрые дела, не испытывая любви к людям. Я люблю всех людей и весь окружающий мир! И ты тоже. Только ты нарочно противишься этому.
- Ничего подобного. Я люблю всего несколько человек. Их количество я могу посчитать на пальцах своих рук. Ну, на крайний случай и ноги можно подключить... И всё! Слышишь? Всё! Существование остальных людей меня трогает мало, это никак не отражается на мне. Моя жизнь и жизнь любого из них - это две параллельные прямые, не имеющие точек соприкосновения. Если такая точка появится, тогда я и решу, любить мне его, ненавидеть, или забыть...
- Ты - циник! Ты взаимосвязан с каждым из этих людей, ты часть огромного человеческого общества! Сила человечества - в единстве! А ты утверждаешь, что не любишь людей! Это сравнимо с тем, как если клетка мозга заявит, что она ненавидит эритроцит, или клетку печени...
- Что за дурацкие примеры? Ты говоришь, как восторженный старшеклассник, начитавшийся гуманистических идей! Что ты вклыдываешь в слово любовь? По мне любовь к человеку означает то, что я без него не могу жить. Мне нужно время от времени видеть его, ощущать его или говорить с ним. Ну не могу я такого же сказать вон про ту жирную даму, прогуливающую собаку! Я не люблю её, да и зачем мне это надо? Я не люблю этого человека, и вон того тоже... А ты? Ты их всех любишь? Как это выражается?
- Люблю. Никак не выражается. Моим отношением к ним. Люблю, и всё тут.
- Это всего лишь слова. Ты любишь красивую идею, вот и вся любовь. Обрызгай тебя машина грязью - ты смачно обматеришь водителя. Обвесит тебя продавец на рынке - ты гневно потребушь объяснений. Даст тебе кто-то по морде - ты ответишь ему тем же. И ты хочешь сказать, что это выражение всеобъемлющей любви друг к другу? Нет, это - жизнь.
Я не люблю всех людей.
Я знаю, что они живут, и желаю им плодиться и размножаться.
Чтобы чувстовать себя счастливым, мне не нужно ощущать на себе любовь мииллионов.
Мне не нужно, чтобы незнакомые люди меня любили, жалели или провозглашали кирпичиком живой вавилонской башни.
- Ты сильно утрируешь. Но я не хочу сейчас продолжать спор. Зайдём в это кафе?
- Хорошо, идём. Послушай, ты любишь эту официантку? Посмотри на неё, ты не можешь её не любить!
- Перестань. Девушка! Можно нам меню?...